Продолжаю рассказ о Каркаралинских горах. В предыдущих сериях -
уездный город Каркаралинск и природа в его
ближайших окрестностях. Теперь же, через степь мимо Большого озера, съездим в село Комиссаровка, где сохранился весьма неожиданный в Казахстане памятник русского деревянного зодчества.
Как и в прошлой части, для начала покажу карту - на этот раз, правда, более общую. Собственно, всё показанное в прошлой части - близ точек №№ 1 и 2. Хорошо виден посёлок Карагайлы (5 тыс. жителей) в 25 километрах от Каркаралинска и окружающие его карьеры - здесь находится крупный рудник полиметаллов, от которого в Караганду ведёт даже железная дорога (пассажирского движения нет). В 1990-е годы рудник простаивал, сейчас им владеет "Казахмыс", чьи ведомственные ПАЗики я видел несколько раз, но по словам местных, посёлок всё ещё выглядит как после войны. Но особенно хорошо на карте видно, что Каркаралы - даже не "остров" посреди степи, а целый архипелаг: к основному массиву Каркаралинских гор примыкает более компактный, но более высокий Жиренсакал, по сути дела одинокая гора высотой 1405 метров, а чуть поодаль - полумесяц Кентских гор, напротив более обширных и низких. В Кент мы съездим в следующий раз, а сейчас наша цель - точки №№ 3 и 4.
2.
Большое озеро хорошо видно с сопки, видами с которой я закончил первую часть и начал вторую. Слева - панорама города, за спиной - развилка на Шайтанколь и Бассейн. Большое озеро распласталось по степи, а вдалеке едва-едва виднеются Кентские горы:
3.
...В Комиссаровку меня возил таксист Есей, уже не раз упоминавшийся в прошлых частях. Я познакомился с ним на автовокзале сразу по прибытии, осведомился о расценках на интересующие меня маршруты, и записал его телефон. До Комиссаровки (15км) туда-обратно с остановками и ожиданиям он взял 2000 тенге (около 300р.), а за поездку в Кент - то есть 40 километров по степи в один конец и 3 часа ожидания там - 7000 тенге, то есть около 1300 рублей. Как оказалось позже, в казастанской глубинке это в принципе нормальные расценки, но Есей оказался во-первых интересным собеседником, а во-вторых человеком, не лишенным интереса: достаточно сказать, что в Каркаралинске он ведёт детский кружок юного натуралиста, а прежде работал воспитателем в интернате. Так что если кто поедет в Каркаралинск - обращайтесь: +7 701 622 76 72.
4.
Так как здесь курорт, туристов возить ему случалось - правда, желающие ехать в Кент находятся не каждое лето. К моим регулярным просьбам притормозить он отнёсся с пониманием, и даже цену задирать не стал. Первая остановка - Большое озеро:
5.
Здесь мне повезло с погодой - странный, тревожный, полугрозовой свет. Редкий случай, когда я жалею, что не фотограф. Обратите внимание, какую волну ветер поднял на озере, которое всего-то пару километров шириной - то есть представьте, какой силы сам этот ветер.
6.
7.
8.
За озером две горы характерной формы - Седло (если я не ошибаюсь):
9.
И Копьё:
10.
При другой погоде Большое озеро бы вряд ли впечатлило, но здесь вид просто потрясающий:
11.
У озера - развилка: налево Карагайлы, прямо - Комиссаровка, так что мимо него я проезжал дважды. Кстати, по-казахски последняя известна как Кимасар, и я совсем не уверен, какое название первично. По дороге в Комиссаровку перевалили через невысокую гряду:
12.
Прямо по курсу - Жиренсакал, или пик Комсомола, по сути дела одинокая гора с отрогами. С этой стороны он совсем не похож на
показанный в прошлых постах Кабаний Шиш (так его казаки прозвали в своё время), которым на самом деле и является левая вершина:
13.
Подъёзжаем. Сумрачное небо и овцы вызывают у меня ассоциации с шотландским Хайлендом или Новой Зеландией. К слову, если в России и Европе говорят "овцы", то в Казахстане предпочитают вариант "бараны". Здесь я на эту разницу восприятия обратил внимание первый раз:
14.
Ветер очень кстати нагнал туч - при том, что час спустя, когда Есей привёз меня на "Шахтёр", они практически рассеялись:
15.
В какой-то момент лес впереди расступается, и открывается укромная долина у круглого озера близ подножья Жиренсакала - это и есть Комиссаровка. Озеро - на самом деле всего лишь пруд на речке Карашилик, но выглядит тут как родное:
16.
Жиренсакал с тремя зубцами-башнями. Казахское название переводится как Рыжебородый, а с советским связана отдельная история: в 1936 году, когда курортное дело в Каркаралах только начиналось, на вершину совершили спортивное восхождение разом 100 парней и девушек, в честь чего пик и прозвали Комсомольским. Среди одиноких гор Сары-Арки он второй (1405м) - примерно в 100 километрах южнее есть ещё одинокая гора Кызылрай с вершиной Аксоран высотой 1565 метров.
17.
Ещё на берегах озера располагаются детский лагерь "Романтик" и дом отдыха "Медик", в последний день апреля ещё закрытые. Но главноей моей целью здесь было вот это строение:
18.
Это Дом Лесничьего, построенный в 1910-13 годах. Собственно, больше ничего мне о нём разузнать не удалось - только на сайте национального парка говорится, что срубил его народный мастер И.Я. Сметанкин для главного уездного лесничьего Л.С. Садовничьего. Рискну предположить, что это памятник коррупции: назначенный в глушь лесничий из вверенного ему леса построил себе хоромы, а если сюда и доедет вдруг какой ревизор - найдётся и чем его задобрить, и (если уж совсем настырный окажется) где несчастный случай организовать. Впрочем, может быть я зря подозреваю умершего давным-давно человека в самоуправстве - вероятно и то, что это была вполне официальная охотничья резиденция, скажем, семипалатинского губернатора или омского генерал-губернатора. Информация об этом есть разве что в архивах. Бесспорно только одно - это очень неплохой образец русского деревянного модерна:
19.
Причём прекрасно вписанный в ландшафт, вполне на уровне лучших церквей Русского Севера. Особенно впечатляет то, как его удалось соединить с ландшафтом абсолютно чуждым... но при этом вполне созвучным модерну. Как где-нибудь в
Красной Ляге - ходить вокруг можно бесконечно.
20.
При явном несовершенстве композции, у дома очень хороши детали:
21.
22.
23.
24.
Что тут сейчас - не знаю. Дом на балансе национального парка, но выглядит заброшенным. Не сгорел бы...
25.
Мы провели здесь около получаса, и всё это время наблюдали лишь одного человека. И его баранов:
26.
Напоследок - ещё пара кадров, которые мне, уж извините, было больше некуда приткнуть. Вот - раритетный грузовик в Каркаралинске:
27.
А вот - зимовка по дороге в Кент. Казахи, как известно, уже лет 70 лет как не кочевники, и в ХХ веке в степи выросли многочисленные хутора, которые тут называют зимовками. Ведь в заснеженной степи пастись могут только кони, добывающие еду из под снега. Остальной скот зимует здесь, питаясь заготовленным сеном, чтобы летом вновь разбрестись по степям. О зимовках рассказывают и много нехорошего: что некоторые держат там рабов - ведь по голой степи всё равно не сбежать. На автовокзале в Каракаралинске одноглазая старуха рассказывала мне, как попала на зимовке в частичное рабство - отказавшись от прописки в городе, она доверилась хозяевам, обещавшим сделать ей прописку на зимовке... а в итоге ждала 5 лет: без прописки у неё не было пенсии, поэтому она трудилась здесь за миску лапши утром и миску лапши вечером, день за днём. В конце концов она послала хозяев и уехала в Каркаралинск, где после нескольких месяцев волокиты всё-таки восстановила прописку... но на полученную пенсию после всего пережитого остаётся только пить. Она мне прямо сказала, что уехала с зимовки в город помирать, потому что "здесь хоть похоронят по-человечески, а не вышвырнут в степь, как собаку".
....Впрочем, это было не здесь, а конкретно об этой зимовке ничего плохого сказать не могу. Есей заехал сюда купить щенка, но хозяин, грозного вида чабан на коне, сказал, что собаку они недавно продали. Хозяина очень хотелось сфотографировать - но сделать это незаметно возможности не было.
28.
Вид на Каркаралинск с карагайлинской дороги:
29.
В завершение каркаралинской темы поедем в Кент. Ведь эти горы были не только русский форпостом в казахских кочевьях, но и джунгарским...
Другие мои посты о Казахстане -
здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1.
Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2.
Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011.
Общее. ||
Хан-Шатыр и Байтерек. ||
Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и
Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011.
Новый город (проспект Бухар-жырау) ||
Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №1. Казахское кладбище.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Рудничный край. Сатпаев, Жезды, Талдысай.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.