Две главные гостиницы Жезказгана называются "Космос" и "Металлург", и в общем-то это исчерпывающе характеризует город: медная копь и космическая гавань. Об истории Жезказгана и пейзажах окрестных рудников была
прошлая часть, а теперь покажу сам город. Нынешний Жез - город небольшой (96 тыс. жителей, около четверти - русские) и не исторический (сдан "под ключ" в 1956 году), но исключительно уютный и опрятный, самая настоящая витрина индустриального Казахстана.
Прогулку по городу начнём на площади Сатпаева примерно на полпути в центр от вокзала (который я показывал в прошлой части - он расположен на самой окраине), до которого тянется 7-й микрорайон - этм делением на микрорайоны с нумерами Жезказган напоминает
Аркалык, который мы тут вспомним ещё не раз.
На площади Сатпаеева находится организация, для города не менее важная, чем акимат - офис компании "Казахмыс", главного и единственного в стране производителя меди, по объёму производства сопоставимого в СНГ разве что с "Норильским никелем". В сущности, главные природные богатства Казахстана - это нефть, медь и уран, так что "Казахмыс" в данном случае - компания стратегическая. В Жезе ей принадлежит буквально всё, вплоть до пассажирских автобусов. Сталинское здание "Джезказганцветмета" в постсоветское время приросло двумя крыльями купоросного цвета
2.
Напротив - Театр имени Кожманкулова, судя по всему бывший ДК Горняков. Точную дату его постройки найти не смог, театр же основан в 1972 году и видимо въехал сюда в постсоветское время. Тем не менее, очень интересное здание в столь любимом мной этно-сталинском стиле. Из деталей особенно хороши кричащие маски на стенах и почти греческого вида боковой дворик:
3.
Большая часть площади пешеходная, перед театром - сквер. Очень интересный фасад:
4.
И довольно характерные памятники. Здесь главный герой - не поэт и не батыр, а геолог. Каныш Имантаевич Сатпаев вообще считается отцом-основателем казахской науки, но Жезказган обязан ему самим фактом своего существования: в 1928-30 годах именно он открыл здесь крупнейшее в мире (из известных на тот момент) месторождение меди. В прошлой части я уже показывал город Сатпаев (изначально Никольский), образующий с Жезом двойную систему. С Канышем Имантаевичем мы ещё встретимся с Жездах и Карсакпае.
5.
Ещё дома на площади. Когда был построен дом слева - предполагать не берусь, но вид очень странный:
6.
6а.
Или вот ещё странная конструкция по соседству с площадью, напротив северного крыла "Казахмыса":
7.
К площади Сатпаева в Жезказгане ещё и ведут все дороги. Если объехать театр слева, то по улице Жастар приедешь прямиком в промзону; если справа - то по улице Сатпаеву к вокзалу, а в створе театрального фасада на север уходит проспект Мира:
8.
По нему и пойдём. Сначала - по тенистому бульвару между сталинских малоэтажек с ядовито-сиреневыми кровлями. Затем бульвар заканчивается и мы входит в Жезказган пятиэтажечный. Слева от проспекта тянется фасад 1-го микрорайона:
9.
Примерно через полкилометра от площади Сатпаева проспект приводит на площадь Первостроителей, в которую упирается перпендикулярный бульвар Космонавтов. Площадь Первостроителей - это настоящий центр города, главный местный променад, где всегда людно и очень уютно.
10.
Здесь и самые запоминающиеся постройки Жезказгана - стелы Первостроителям и Покорителям космоса:
11.
Впрочем, тут стоит вспомнить, что "первостроителями" были отнюдь не комсомольцы-энтузиасты (как в Аркалыке или Рудном), а политзаключённые - эту историю про Степлаг и Кенгирское восстание я уже рассказывал в прошлой части. Так что кого символизирует эта действительно красивая стела - я не знаю. По соседству - Андреевская церковь, гораздо более маленькая и простая, чем Никольская в Сатпаеве, но у них явно один архитектор:
12.
Параллельная проспекту Мира безымянная (по причине отсутствия домов) улица проходит внизу, а пешеходный мостик ведёт на площадку у стелы Покорителям Космоса с муляжом ракеты и вполне настояящим истребителем (кажется, Миг-19). Мне эта загогулина показалась вполне достойным символом города:
13.
За ракетой - Кенгирское водохранилище, охватывающее Жезказган с двух сторон, благодаря чему воздух в городе влажный и мягкий. У ракеты - уютная смотровая площадка, но лучшие виды открываются с грязноватого берега севернее. Над прудом господствует 250-метровая труба местной ТЭЦ, образующей практически единое целое с медным заводом:
14.
По крайней мере если верить карте, на переднем плане - обогатительные фабрики. Вся промзона размером примерно с жилую часть города, около 4 километров в поперечнике. Здесь же плотина на Кенгире длиной 600 метров - и это не ГЭС, а простая запруда:
15.
На берегу есть ещё несколько смотровых площадок, вон та беседка - практически на одной линии с акиматом на следующей площади Алашахана:
16.
Эта площадка особенно популярна у молодожёнов - наблюдал здесь сразу три свадебных процессии. В одной, русско-казахской, русские внезапно "потеряли" невесту, а казахи в ответ шутили, что это жених её выкрал по старинному обычаю.
А в целом - романтика, правда с индустриальным оттенком:
17.
Дальний берег водохранилища:
18.
Там проходит дорога к мавзолею Джучи, и оттуда я тоже снял виды на промзону. Отсюда хорошо видно, что ТЭЦ и обогатительные фабрики не стыкуются, дорога проходит как раз между ними. Труба вдалеке принадлежит уже медному заводу:
19.
Внушительный вид на плотину:
20.
Но вернёмся пока что на площадь Первостроителей - ведь как уже говорилось, напротив колоннады в проспект Мира упирается бульвар Космонавтов, который открывает композиция "Голуби". Этот бульвар длиной около километра, разделяющий 1-й и 2-й микрорайоны - пожалуй, главное историческое место в Жезказгане, но почему - объясню на другом его конце:
21.
Застройка бульвара ничем не выделяется, а вот скульптуры местами интересные. Ну например мне было весьма неожиданно наткнуться тут на нечто деревянное и явно по мотивам русских сказок:
22.
Для Жезказгана особенно характерные такие вот композиции космического облика - блестящий металл и неземная пластика. В центре их как минимум несколько, и скорее всего у них один автор:
23.
Целая галерея детских рисунков на тему покорения космоса:
24.
25.
В конце - высоченная стела "Космос" (в народе - "Колючка"), глобус и сосны. Вот как раз они-то и являются главным памятником на бульваре:
26.
Жезказган не зря называли "космическая гавань". В эту пустую степь, где не напорешься на дерево и почти нет людей, традиционно приземлялись советские и российские космонавты. Подобрав их в степи, везли либо сюда, либо в Аркалык, откуда после недолгого отдыха отправляли самолётом в Москву. В Аркалыке об этом теперь напоминает только спусковая капсула перед краеведческим музеем, а вот в Джезказгане была красивая традиция - по возвращении космонавты сажали деревья на этом бульваре:
27.
И близость космоса в жезказганских степях ощущается кожей... Бульвар Космонавтов упирается в кинотеатр "Орбита", рядом (с неба на землю!) Центральный рынок с его грязью и толкотнёй - так что пока вернёмся на площадь Первостроителей:
28.
Которая незаметно переходит в условный Парк Металлургов, видимо олецетворяющий воздействие цветной металлургии на природу:
29.
Его правую (где берег водохранилища) сторону образует стадион "Металлург", расположенный гораздо ниже уровня площади - поле прекрасно видно от ракеты, а наверху лишь проходная и администрация:
30.
И наконец, за длинным зданием ЖезГУ имени Байконурова - площадь Алашахана, на которой возвышается явно не районный акимат. Как и Аркалык, Жезказган был в прошлом (в 1973-97 годах) областным центром. Крупнейшая в Казахской ССР Джезказганская область включала 2/3 нынешней Карагандинской области, огибая её-тогдашнюю полумесяцем. и принцип её формирования вполне ясен - это был казахский Медный край с полной цепочкой производства, так как область включала ещё и Балхаш. В Джезказгане в 1989 году жило 122 тысячи человек (против 96 тыс. сейчас), в Балхаше - 100 тыс. (против 70 тыс. сейчас). Однако в отличие от полузаброшенного Аркалыка, Жезказган пережил упразднение области, сделался одним из лучших городов Казахстана, и говорят даже, что в скором времени область может быть возрождена:
31.
Украшения площади - камень с "петроглифом" и панно на университете:
32.
От акимата уходит улица Алашахана между 2-м и 5-м микрорайонами - главная в Жезказгане линия "запад-восток", к тому же в шесть полос шириной. С площади хорошо виден бывший Дом Быта с очень красивым оформлением стен:
33.
Рядом с которым меня сильно озадачила вот эта вывеска - неужели советская?
33а.
Севернее площади Алашахана - 4-й, 5-й и 6-й микрорайоны, а за ними - берег водохранилища, а вернее его залива. Вид у берега весьма неряшлив, но плоские, как обрезанные, степные холмы за рекой впечатляют:
34.
На берегу постоянно много рыбаков:
35.
На высоких мысах - мемориалы. Вот - жертвам репрессий:
36.
А вот - героям войн:
37.
38.
За рекой видны больница "Казахмыса" (прямо напротив), а существенно дальше просматривается мечеть. Это очень странно: в крупных городах Казахстана обычно мечети строятся в центре, а церкви - на окраинах, в Жезказгане же всё наоборот.
39.
Ещё дальше - элеваторы, а вот шахты из города не видны:
40.
Еще немного городских деталей. Одна из блестящих штуковина стоит близ гостиницы "Металлург", где я ночевал. По казахстанским меркам очень приличная гостиница: ну и что, что горячей воды надо ждать 10-15 минут, открыв кран, и что слив в душе мгновенно забился и вода залила пол-номера... зато ничего не отваливается, температура нормальная, многоножки не заползают, дверь не заклинивает. В общем, грех жаловаться. Да и дешёво - около 800р. на наши деньги.
41.
Архитектура. Хотя Жезказган, как вы заметили, достаточно чистый (раньше, говорят, ещё чище был), всё же дома реновированы не везде. То ли в 1-м, то ли в 7-м микрорайоне ещё немало образцов каркасно-засыпного зодчества - и ведь скорее всего, эти дома строились ещё заключёнными:
42.
Пятиэтажки же, напротив, тут бывают очень симпатичными - это в данном случае 6-й микрорайон, с двух сторон окруженный водохранилищем и потому, наверное, самый престижный:
43.
Попадаются интересные торцевые панно:
44.
Ну а напоследок вернёмся на улицу Алашахана, практически в середине которой стоит один из лучших в Казахстане
Жезказганский историко-археологический музей:
45.
Перед которым - парочка "каменных баб", которых здесь называют балбалы:
46.
В этот музей я звонил из Москвы заранее. Собственно, заранее я звонил во многие места, но почти везде всё сводилось к абстрактному "да!", которое у казахов значит примерно "ага, понятно, не занимайте линию". И только здесь всё было иначе: меня почти сразу соединили с директором, а о директоре стоит сказать отдельно - в Жезказгане её знают, кажется, все. Зинаида Степановна (или Зулла Супьяновна) Чумакова - не только директор музея, но и поэт, член Союза писателей Казахстана, по происхождению чеченка. Но родилась она в Карсакпае, в те годы, когда Жезказган строился, и "место, где копают медь" обретало нынешний вид у неё на глазах. Выслушав по телефону, кто я и что мне нужно, она сказала просто и твердо: "Решим!", пообещав предоставить мне транспорт, причём бесплатно. Это было столь удивительно, что я сперва не поверил - но Зинаида Степановна сдержала обещание. Такого приёма, как в Жезказгане, у меня не было ещё никогда и нигде: утром на вокзале меня встретили двое на машине и отвезли в музей, где меня ждала сама Зинаида Степановна. Обсудили мои планы и цели, Зинаида сказала, что даже сопроводила бы меня сама - но в оба эти дня в городе важные мероприятия, где она должна быть. Ещё через полчаса подъехал профессор-археолог Кенжал Балкенов, директор музея в Улутау и ведомственного музея "Казахмыса", и вместе с ним и водителем Сергеем на музейной "Газельке" мы отправились в степь к мавзолею Джучи. Более того, узнав о моих дальнейших планах, Зинаида позвонила в Музей горного дела в Жезды, и на следующее утро за мной приехала его директор Зейпин Казанбаева, которая показала мне не только Жезды, но и Талдысай с Карсакпаем и отвезла обратно в город на поезд. Вдобавок, и в Жезказгане, и в Жездах меня угощали в музейных столовых. Я честно сказал, что я не ахти важное лицо и что путеводитель мой пока только теория, и несколько раз предлагал заплатить для очистки совести. Но с меня действительно не взяли ни копейки.
47.
Вот только сам музей осмотреть я не успел. Сфотографировал лишь макеты четырёх мавзолеев: средневековые Алашахан, Аяккамыр (в 12км от Жездов), Джучи и, крайний справа, Бескумбез 19 века. О путешествии к мавзолеям, в самое сердце Великой Степи - в следующих двух частях.
Другие мои посты о Казахстане -
здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1.
Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2.
Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011.
Общее. ||
Хан-Шатыр и Байтерек. ||
Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и
Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011.
Новый город (проспект Бухар-жырау) ||
Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3.
Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
.