Никель и его никель

Aug 01, 2011 11:00



Среди бесчисленных индустриальных гигантов России посёлок Никель (12 тыс. жителей), центр Печенгского района, стоит особняком. Во-первых, он самый северный (69'24) - даже Норильск находится на 4 минуты южнее. Во-вторых - один из самых грязных: в сущности, это и есть "Малый Норильск", тундры вокруг сожжены, а на улице пахнет серой. В-третьих - самый пограничный, его трубы прекрасно видны из Норвегии. И в-четвёртых он был основан в 1934 году, когда Печенга (Петсамо) принадлежала Финляндии, и назывался изначально Колосйоки. Американские и французские компании вели здесь добычу никелевых руд, и говорят, именно давление этих стран не позволило СССР присоединить Печенгу в 1939 году.
А всё вместе сложилось в совершенно неповторимый ансамбль финских и советских зданий, адаптированных к условиям Крайнего Севера у подножья монструозного горно-обогатительного комбината.

От Заполярного до Никеля - всего 19 километров, и два города образуют единое целое. Это касается и производственной цепочки, и разделения функций. Заполярный - чуть-чуть крупнее и город. Никель - ПГТ, но зато райцентр. Народ активно ездит в обе стороны на работу. Вот так выглядит дорога, соединяющая два города - мёртвая тундра вокруг напоминает пустыню:



Дорога проходит по краю сопки, на высоте около 200 метров над городом, и гигантский завод отсюда кажется игрушкой. Через 7 километров шоссе повернет на север, а еще через 20 - Борисоглебский, единственный погранпереход в Норвегию (да и в самой Норвегии он тоже единственный). Именно к Норвегии относятся вон те сопки, выглядывающие из-за горизонта:



Никель... Город не случайно назван в честь металла, который здесь добывают. Комбинат довлеет над городом, как Нотр-Дам. За городом - два озера, поближе Куэтсъярв, подальше - Сальмиярви. Показательно, что название первого - саамское, второго - финское. А за Сальмиярви - Норвегия:



Чуть восточнее комбината (то есть чуть ближе к Заполярному) - станция Никель, конечный пункт самой северной в мире железной дороги. Виден вокзал на краю огромного поля отвалов и отстойников:



С дороги есть два спуска - один мимо комбината, другой - на дальнем конце города. Первый ведёт к главной площади, второй - к автовокзалу, причём оба места служат конечными для маршруток из Заполярного. На сам комбинат и прилегающие к нему артефакты мы полюбуемся чуть позже,  сейчас же сразу спустимся к площади:



Никель представляет собой неправильный четырехугольник около 2 километров в поперечнике, и эта площадь с парадной сталинкой - на его углу. Позади - районная администрация и трубы комбината:



У самого монументального в городе дома - развилка двух главных улиц. Налево - Гвардейский проспект, направо - улица Победы. Я сначала пошёл по Гвардейскому:



Воскресное утро редкого в Заполярье жаркого дня. Тихо, пустынно и очень светло. На улице невыносимо, до тошноты, пахнет серой. В Заполярном этот запах намного слабее, я успел там к нему привыкнуть. В Никеле же для этого нужны, наверное, годы.



Гвардейский проспект - улица в основном сталинская, но в местных сталинках прослеживаются какие-то скандинавские мотивы:





Потом начинаются более тривиальные многоэтажки:



Озадачил вот этот дом - три секции вполне обычной хрущобы, а вот крайняя левая напоминает финский функционализм.



Двор с довлеющими трубами. Привыкайте - эти трубы видны, кажется, даже если стоять к ним спиной. Но обратите внимание и на количество машин, неожиданное для райцентра, и на общую ухоженность. Видно, что город довольно зажиточный - но при этом даже рано утром в воскресением ходить тут мне было страшновато.



Со дворов Гвардейского проспекта Никель виден почти от края до края - в основном он вот такой. В Заполярье очень сильные ветры, и деревья не растут выше домов.



Здесь же затесался целый квартал финских "бараков" - так они выглядят со стороны Гвардейского:



Так - с обратной стороны. Впрочем, и здесь финское происхождение под вопросом:



А вот в этом пейзаже - весь российский Крайний Север:



Ну, или вот в этом.



Это - кажется, улица Ленина. Впрочем, настоящими улицами выглядят только Гвардейский и Победы, а остальное - как будто проезды дворов.



Одноэтажные сталинки в конце той же улицы и трубы, безраздельные трубы:



Теперь пойдём по улице Победы - она гораздо короче, и в архитектурном плане особенно интересна:



Кто бывал в Сортавале, Приозерске, Выборге и внимательно смотрел по сторонам - признает и в этих трёхэтажках дома финской эпохи. Уже не бараки, а ровно то, что спустя 30 лет в СССР будут называть "хрущобами".



Они выглядят очень уютно, но по крайней мере в Выборге и Сортавале функционалистические дома "славятся" своей теснотой. Что лучше здесь - сталинки или финляндки - я не знаю.



Во дворах некоторых - вот такие вот памятники деревянного зодчества. Что это такое? Ну, какой же журнал о путешествиях по России без помойки? Если я не фотографирую и не выкладываю помойки - значит, я равнодушный. Вот это и есть пойомка, судя по всему финская. Я туда даже зашёл и воспользовался по назначению - выкинул пустую бутылку:



Но в целом, как я уже писал в посте про Мурмаши, строившиеся в те же самые годы, советские посёлок кажется мне намного более уютным, продуманным и эстетичным, чем финский. Впрочем, в Мурмашах жили энергетики, а тут - шахтёры:



Глыба никелевой руды - почему-то памятник 30-летию освобождения (то есть присоединения) Печенги. Но идея водрузить кусок руды на улице - очень интересная. Напротив - вот такие вот очаровательные граффити. Думаю, впервые приехавшим сюда норгам и финнам они несколько ломают стереотипы о России - которые, впрочем, подтверждает весь остальной город.



В конце улицы Победы - Дом Культуры "Восход", прекрасно видимый с главной площади. Вся улица длиной от силы полкилометра:



ДК довольно интересный в архитектурном плане. Вот только выглядит двусмысленно: Ленин с наложницами, или наоборот Ленин на искушения не ведётся? Здание судя по всему изначально не финское - по крайней мере на довоенных фотографиях Колосйоки его нет, в отличие от трёхэтажек:



Теперь вернёмся на площадь с администрацией. На её заднем дворе, на каменном холме - руины Никольской церкви, построенной лет десять назад и сгоревшей в ноябре 2010 года. Уцелели лишь каменные ворота, но удивительнее то, что за полгода даже не разобрали завал:



Жутковатый вид:



С холма - интересные виды. Севернее, ближе к озеру, хорошо видна ТЭЦ. Судя по всему, она тоже финской постройки, и вероятно это первое здание медно-никилевого завода:



Сам Никель - поражает рафинированность его пейзажа. Дома ухоженные, но белые, и это необычно: чаще на Крайнем Севере дома предпочитают красить в яркие цвета из-за общей скудности палитры. Ещё удивительнее то, что белые стены не почернели от гари.



Но в целом, Никель имеет своё неповторимое архитектурное лицо:



С другой стороны - сам комбинат, бесконечно гигантский и страшный. Я так и не сходил к его проходной, расположенной ниже по склону. Все постройки - советские, высота труб около 200 метров. Особенно интересна низкая бетонная труба справа - это официально памятник промышленной архитектуры, первая цельнобетонная труба в бывшем СССР (1949), на момент постройки бывшая ещё и самой высокой трубой Союза (160м). Увы. верхушку (35 метров) пару лет назад пришлось срезать, так как за полвека сернистые выбросы разъели бетон:



Левее комбината - грузовая станция и уходящая к горизонту мёртвая земля. Ветер обычно несёт всю гарь туда, к западу от комбината же местность почти не изувечена.



Отсюда я решил подниматься обратно на сопку. Хорошо видно пожарное депо и три финских дома у дороги, ведущей к площади:



Финляндки совершенно заброшены. Знать бы, чем они были:



Иду наверх по горелой земле:



Пожарное депо, фрагменты комбината, и то ли технический пруд, то ли отстойник прямо на отвалах:



Железный лес на зараженной земле. Что-то из песен Янки Дягилевой:



В распадке каким-то чудом образовалось болото. Как тот куст терновникак в Мордоре, куда упали убегавшие от орков Фродо и Сэм. Вдоль ручья - липкая вязкая чёрная грязь,  в которую страшно ступать.



Подобрал с земли ржавую железяку на память - но она просто раскрошилась у меня в руке! Такой тут воздух - не удушливый, а едкий. Обратите внимание, что в отличие от не менее жуткого Карабаша здесь почти не отравлены вода и земля, так как у всех рек и ручьев первозданный голубой цвет (в Карабаше - в основном жёлтый и красный). Судя по всему,  растительность убивает именно воздух:



Кое-как, с парой привалов, я выбрался на трассу, поднялся ещё чуть выше по склону, и просто сидел минут 20, созерцая изрыгающие разноцветные дымы комбинат. Зелёные холмы на горизонте - не Норвегия, а Россия. Но на глаз не отличить. Хорошо видно, что мёртвая земля тянется на северо-восток узкой полосой.



При помощи ультразума можно заглянуть и в центр комбината. Видите людей?



Западнее (левее) - нечто похожее на зелёную грядку. Это пытаются восстанавливать лес, и выше трассы деревца прижились. Ниже - лишь мёртвые палки с редкими листиками. Перепад высоты всего метров 10, но концентрация ядовитых газов уже отличается. К тому же, вниз стекают и выхлопы проезжающих автомобилей.



А синие горы вдали - это Норвегия. Норги, как уже говорилось - частый гость в этих краях, и даже пытаясь уехать в Заполярный автостопом, я видел 3-4 машины с норвежскими номерами. Вот так въезжаешь из лучшей страны мира в Россию, а тебя встречают дым, мёртвая земля и запах серы. Классическое "добро пожаловать в ад", а дальше ещё и воинские части на десятки километров. Но в том-то и дело, что масштабы экологической катастрофы здесь столь же ужасают и по российским меркам. Я объехал очень много промышленных городов и районов, и среди того, что видел я, "достойны" Никеля всего два места - уральский Карабаш и донбасское Енакиево. Ну и конечно Норильск, где я пока не был - там, говорят, всё то же самое, но в десятки раз больше.

В следующих двух частях отправимся в посёлок Печенга, историческую столицу этих мест доникелевой эпохи.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая скважина.
Никель.
Печенга.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или "Еду я по тундре..."
Териберка.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

дорожное, ксенополисы, "К студёным морям", Крайний Север, Печенга, Мурманская область, зона трагедии, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up