Немецкий самолетный парк

Dec 14, 2019 04:21


В.Болотников || « Красная звезда» №294, 14 декабря 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Подписание Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Чехословацкой Республикой (1 стр.). Речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. М.И.Калинина (2 стр.). Речь Президента Чехословацкой Республики г-на Эд. Бенеша (2 стр.). От Советского Информбюро. - Оперативные сводки за 12 и 13 декабря (2 стр.). О событиях в Югославии (2 стр.). Полковник И.Хитров. - Размещение командных и наблюдательных пунктов (3 стр.). Майор И.Агибалов. - Как был взят город Чигирин (3 стр.). Майор И.Гаглов. - Воспитание штабных офицеров (3 стр.). Инженер-подполковник В.Болотников. - Немецкий самолетный парк (4 стр.). Неуклюжие маневры венгерского дипломата (4 стр.).

# Все статьи за 14 декабря 1943 года.




Известно, что в условиях войны средства борьбы постоянно совершенствуются. На смену прежним образцам вооружения вступают в строй более мощные, и нередко новая техника изменяет тактику боя. Но надо иметь в виду трудности, связанные с возможностями промышленности. Чтобы освоить новые образцы вооружения, требуется подчас большой срок, в течение которого часть промышленности как бы выключается из общего производства. Фронт, ожидая новых образцов оружия, временно получает прежние образцы в меньшем количестве. Таким образом, происходит как бы борьба двух тенденций: качественной и количественной.

Готовясь к «большой войне», немцы учитывали это обстоятельство. Они стремились добиться такого положения, при котором их самолетный парк стоял бы по своим качествам значительно выше парков противника. Они делали всё, чтобы обеспечить на весь период войны качественное и количественное превосходство своей авиации. К началу нынешней войны немецкое командование было убеждено в том, что ему не придется конструктивно изменять свою авиацию, не придется состязаться с противником в поставке фронту более совершенных машин.

Реальная обстановка показала всю ошибочность этих немецких предположений. Уже в первый же год войны против Советского Союза немцам пришлось встретиться с нашими самолетами, которые не уступали по качеству немецким. Правда, на стороне противника был тогда количественный перевес в силах. Совершенно неузнаваемой стала воздушная обстановка на третьем году войны. Сейчас все основные типы наших машин превосходят немецкие. Резко изменилось и количественное соотношение сил в пользу советской авиации. Под влиянием этих факторов враг вынужден создавать новые типы машин.

Интересно, что почти все конструктивные изменения немецких самолетов в первую очередь вызываются обстановкой на советско-германском фронте. Нередко немцы даже повторяют то, что уже есть у нас и с чем неприятелю пришлось встретиться в ходе войны. В этой связи рассмотрим основные изменения в конструкциях немецких самолетов, происшедшие за последние два года.

Возьмем для примера самолеты, предназначенные для боевого использования в качестве штурмовиков. Хорошо известно, что немцы начали войну, не имея по существу массового самолета-штурмовика. Для поля боя предназначались у них бомбардировщики «Ю-88» и «Ю-87», а также многоцелевой самолет «МЕ-110». Все эти машины были уязвимы, не имели брони, и уже одно это не позволило успешно применить их в качестве штурмовиков. Но вот в разгар борьбы над полем боя появляются массы наших самолетов «Ильюшин-2». Эта бронированная машина с мощным вооружением отлично зарекомендовала себя. Тактика ее штурмового удара оказалась весьма эффективной. Сразу определилось качественное превосходство этого советского самолета над немецкими. Тогда противник решает противопоставить нашему штурмовику свой подобный же самолет.

Однако, такая задача оказалась для немцев непосильной. Первоначально они пытались использовать в качестве штурмовика самолет типа «Хеншель-129». Но эта машина не обладала нужной маневренностью и скоростью, была уязвима от огня истребителей, зенитной артиллерии и даже стрелкового оружия пехоты. Большие потери заставили немцев отказаться от массового производства этого самолета. Стало ясно, что нужен совершенно новый тип машины, в конструкции которой была бы заложена идея цельнобронированного штурмовика. Но если бы даже немецкие конструктора и сумели быстро разрешить эту проблему, то с ней не смогла бы так же быстро справиться промышленность. Для этого немцам пришлось бы выключить из строя на определенный срок некоторую часть авиационных предприятий и примириться со снижением общей производительности.

Немцы не могли пойти на это вследствие больших потерь на фронте. Стремясь как-либо выйти из положения, они решили приспособить уже существующие самолеты для штурмовых атак. Сначала было усилено вооружение на «Ю-87». Две 37-мм. пушки и более мощная броня должны были сделать этот самолет штурмовиком. Но опыт воздушных боев показал, что «Ю-87» остался тем же пикировщиком, легко уязвимым, а эффективность его атак даже снизилась, потому что обстановка на фронте стала иной. Вражеские летчики вынуждены были действовать теперь с высоты 2.000-3.000 метров, а стрельба из пушек с такой дистанции не могла быть прицельной. Эксперимент с «Ю-87» в качестве штурмовика явно не удался. После этого неприятель попытался видоизменить с той же целью двухмоторный бомбардировщик «Ю-88». Результат оказался аналогичным.

Несомненный интерес представляет судьба истребителя типа «Фокке-Вульф-190». Эта машина, несмотря на свой молодой возраст, уже пережила большие конструктивные изменения, и все они прошли под влиянием обстановки на фронте. Проблемы, вызванные новыми условиями войны, выявляются и в этом случае достаточно выпукло. Прежде всего самый факт появления «ФВ-190» свидетельствовал о затруднениях немцев. Оказалось, что «МЕ-109», на который немцы делали основную ставку, не может успешно решать многообразные боевые задачи. Появилась необходимость иметь более эффективное средство борьбы с нашей бомбардировочной и штурмовой авиацией. Главным образом по этой причине немцы и решили создать новый тип самолета, что шло вразрез с их планами и стоило немалых усилий.

«ФВ-190» в своих первых сериях был вооружен четырьмя пушками, в дальнейшем были добавлены еще две огневые точки. Желая сделать этот самолет живучим, немцы поставили на нем переднюю, заднюю и нижнюю броню. Это частичное бронирование самолета увеличило вес его до четырех тонн. Разумеется, бронирование сильно снизило боевые качества новой немецкой машины. Зачем же оно понадобилось? Только затем, чтобы применять истребитель «ФВ-190» в качестве штурмовика. Насколько эффективен такой «штурмовик», можно судить хотя бы по следующим данным: он не может взять нужную бомбовую нагрузку, остается уязвимым, так как бронирован лишь частично и, наконец, у него значительно ухудшилась маневренность.

Характерно для немецких самолетов и то обстоятельство, что они в преобладающем большинстве рассчитаны теперь на высотность. Так, например, два основных истребителя - «МЕ-109 г-2» и «ФВ-190» имеют высотные моторы. Эти самолеты массового производства развивают максимальную скорость на высотах порядка 6.000-7.000 метров. Нетрудно понять, чем это вызвано. Немцам пришлось вести борьбу с нашими высотными самолетами, и к этому противник не был готов. Его «Мессершмитт» на высоте значительно уступал советским истребителям. С другой стороны, давала себя знать постоянная угроза ударов с воздуха по тылу фашистской Германии со стороны союзной авиации и наших дальних бомбардировщиков. Отражать высотные налеты немцы по существу не могли. Эти два фактора и заставили неприятеля спешно изменить конструкции истребителей, сделав их моторы высотными.

Однако, решив в какой-то степени проблему высотности, немцы снова оказались перед большим затруднением: их самолеты потеряли былое преимущество маневренного боя на средних и низких высотах, что особенно важно для воздушного сражения в интересах наземных войск. Дело в том, что у немецких высотных истребителей почти не увеличились скорости у земли. У наших же самолетов, наоборот, наряду с высотностью значительно повысились эти скорости и улучшилась маневренность. Учитывая, что воздушные бои попрежнему происходят над полем боя на малых и средних высотах, легко понять, в каком затруднительном положении оказалась немецкая истребительная авиация. Теперь немцам уже не приходится говорить о маневренном бое на вертикалях, чем в свое время так козыряли фашистские летчики. Качественное превосходство полностью остается за нашими конструкциями истребителей, которые сейчас действуют на фронте.

Стремясь повысить маневренность истребителей на малых высотах, немцы в последнее время стали увеличивать мощность моторов. Так например, по непроверенным данным, на последней модели «Мессершмитта» («МЕ-109 г-6») установлен мотор, имеющий мощность на 200 л. с. бо́льшую, чем прежний. Скорость этого самолета у земли составляет якобы 530-540 километров в час. На «ФВ-190» немцы пытаются поставить звездообразный 18-цилиндровый мотор, мощность которого рассчитана на 2.000 л. с. Но этот мотор еще находится в процессе освоения, и трудно сказать, когда он появится в массовом производстве. Надо иметь в виду, что советские конструктора постоянно опережали немецких и что наша промышленность непрерывно дает новые, более совершенные моторы и самолеты. Это заставляет надеяться, что немцам не удастся изменить качественное соотношение в воздухе и преимущество останется за нашими машинами.

Значительные изменения произошли в системе вооружения немецких самолетов. Например, в начале войны «МЕ-109» имел только пулеметы. Теперь же на нем установлены пушки. Эта тенденция к увеличению числа огневых точек и калибра оружия вызвана живучестью таких наших самолетов, как «Ильюшин-2», а также бомбардировщиков различных типов, наших и англо-американских. Пушечное вооружение стало основным, и трудно предположить, где будут границы подобного оснащения самолетов. Кроме пушек, немцы, по непроверенным данным, пытаются установить на своих машинах реактивное оружие. В этом можно усмотреть стремление неприятеля увеличить дистанцию огня, избегая потерь от близких прицельных атак. Однако можно с уверенностью сказать, что в воздушном бою попрежнему остается основным средством уничтожения врага прицельная стрельба и маневр самолетом.

Всячески стремятся немцы облегчить управление самолетом. Их упорные искания в этой области об’ясняются просто. В результате больших потерь они вынуждены сажать на самолеты летчиков-скороспелок. Поэтому перед конструкторами постоянно стоит проблема упрощения самолета. Надо признать, что в этой области у них имеются успехи, на которые следует обратить внимание. Так, на истребителях «МЕ-109» и «ФВ-190» установлена автоматическая регулировка охлаждения мотора. Она несомненно облегчает работу пилота. На «ФВ-190» есть теперь любопытный стопор-автомат для костыля, связанный с ручкой управления. Однако, несмотря на все усилия, немцы до сих пор не могут улучшить обзор на «МЕ-109». Для этого надо увеличить колпак, что приведет к потере скорости. Немцы готовы итти на жертвы, лишь бы сохранить аэродинамические качества машины, которые и без того уже отстают от современных требований. Понятно, что дальнейшее улучшение летных качеств самолета «МЕ-109» без крупных конструктивных изменений вряд ли возможно.

Конструктивные изменения самолетов вражеской бомбардировочной авиации выражаются в увеличении потолка, скорости и грузопод’емности. В последнее время у немцев появились такие самолеты, как «МЕ-410», «ХЕ-177» и «Ю-188». Всё это варианты прежних моделей, качества которых изменены модернизацией, а главным образом, установкой более мощных моторов. Например, на «ХЕ-177» применена техническая новинка - четыре мотора по 1150 л/с, спаренные по два. По внешнему виду самолет кажется двухмоторным, на самом же деле он имеет 4 установки. Каждая спарка моторов работает на один четырехлопастный винт. Однако нельзя ожидать быстрого перевооружения ВВС Германии этими новыми машинами. Освоение их идет очень медленно. Летные испытания опытного экземпляра «ХЕ-177» начались еще перед войной, но до сих пор он выпущен в малых сериях.

Наш беглый анализ конструктивных изменений, наблюдающихся в немецком самолетном парке, свидетельствует, что конструкторская мысль у немцев направлена сейчас на то, чтобы повысить скорость самолетов, одновременно добиться их высотности и приспособить их к условиям воздушной борьбы над полем боя. Эти проблемы решаются пока лишь путем модернизации старых самолетов. Попытки создать нечто новое незначительны и серьезно лимитируются состоянием германской авиационной промышленности. Изменения в германском самолетом парке главным образом связаны с нынешней обстановкой на фронтах. Они продиктованы преимуществом советских и англо-американских боевых машин перед немецкими. //Инженер-подполковник В.Болотников.



НОВАЯ ГРУЗОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Морской министр США Нокс сообщил представителям печати, что новая грузовая летающая лодка «Марс» закончила свой первый рейс, побив существующие рекорды. Лодка совершила беспосадочный перелет через Атлантический океан из штата Мэриленд в Наталь (Бразилия), покрыв расстояние в 4.375 миль с грузом в 13 тыс. фунтов. Летающая лодка «Марс» возвратилась из Наталя в Мэриленд, совершив посадки в Болеме (Бразилия), Порт-оф-Спэн (Тринидад) и на Бермудских островах, с рекордным количеством груза.

☆ ☆ ☆

14.12.43: Боевое содружество, скрепленное кровью ("Красная звезда", СССР)
14.12.43: Б.Полевой: Гитлеровские изверги || «Правда» №307, 14 декабря 1943 года

12.12.43: Н.Шванков: Отважный сапер ("Красная звезда", СССР)
12.12.43: Л.Коробов: Подпольщики Добруша || «Правда» №305, 12 декабря 1943 года

11.12.43: Н.Тихонов: Мы отомстим врагу за кровь ленинградцев! ("Красная звезда", СССР)
11.12.43: А.Ерусалимский: Политика двуликого Януса ("Красная звезда", СССР)
11.12.43: 11 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №292, 11 декабря 1943 года

10.12.43: Подвиг сержанта Павла Кузуба ("Красная звезда", СССР)
10.12.43: И.Эренбург: Франция 1943 года** ("Красная звезда", СССР)
10.12.43: Ю.Чап: Чудовищные злодеяния финских фашистов ("Правда", СССР)
10.12.43: Американская военная печать о Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

09.12.43: Н.Тихонов: Кровь Ленинграда ("Красная звезда", СССР)
09.12.43: И.Эренбург: Франция 1943 года* ("Красная звезда", СССР)
09.12.43: 9 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №290, 9 декабря 1943 года

08.12.43: И.Эренбург: Франция 1943 года ("Красная звезда", СССР)

07.12.43: В.Коротеев: Побег ("Красная звезда", СССР)
07.12.43: Об’единенными силами - в беспощадное наступление ("Красная звезда", СССР)

05.12.43: За Родину, за Конституцию! ("Красная звезда", СССР)
05.12.43: Н.Таленский: Значение битвы под Москвой ("Красная звезда", СССР)

04.12.43: А.Сурков: Тет-де-пон ("Красная звезда", СССР)
04.12.43: Е.Габрилович: Екатерина Степановна ("Красная звезда", СССР)
04.12.43: В.Земляной: Атаки штурмовиков || «Красная звезда» №286, 4 декабря 1943 года

03.12.43: С.Маршак: На штыке || «Красная звезда» №285, 3 декабря 1943 года

02.12.43: И.Эренбург: Зверинец горит || «Правда» №296, 2 декабря 1943 года
02.12.43: В.Катаев: Труба зовет || «Красная звезда» №284, 2 декабря 1943 года
02.12.43: Н.Денисов: Авиационное преследование ("Красная звезда", СССР)
02.12.43: Рассказ белорусской девушки ("Красная звезда", СССР)

01.12.43: К.Тараданкин: Ночные охотники ("Известия", СССР)

Ноябрь 1943:

30.11.43: Н.Тихонов: Ленинград в ноябре ("Красная звезда", СССР)
30.11.43: И.Эренбург: «Николай Владимирович - 1 года» ("Красная звезда", СССР)

29.11.43: А.Сарксян: Армения в дни отечественной войны || «Правда» №294, 29 ноября 1943 года
29.11.43: 29 ноября 1943 года || «Вечерняя Москва» №281, 29 ноября 1943 года

28.11.43: Борьба за освобождение Белоруссии ("Красная звезда", СССР)
28.11.43: В.Ильенков: Воля || «Красная звезда» №281, 28 ноября 1943 года
28.11.43: С.Алешин: Зверства белофиннов в захваченных районах Карелии ("Красная звезда", СССР)
28.11.43: Л.Коробов: Гитлеровский разбой в Гомеле || «Правда» №293, 28 ноября 1943 года
28.11.43: А.Софронов: На казачьих землях || «Известия» №281, 28 ноября 1943 года

27.11.43: И.Эренбург: Гомель ("Красная звезда", СССР)
27.11.43: Я.Милецкий: Гомель, 26 ноября* ("Красная звезда", СССР)

26.11.43: И.Эренбург: Земля Пирятина ("Красная звезда", СССР)
26.11.43: Б.Азбукин: Конец немецкого помещика ("Красная звезда", СССР)
26.11.43: Н.Тихонов: Коммунисты полка || «Красная звезда» №279, 26 ноября 1943 года
26.11.43: Совершенствовать оперативно-тактические приемы борьбы в воздухе ("Красная звезда", СССР)

25.11.43: Братья Тур: Истерзанная земля || «Известия» №278, 25 ноября 1943 года

24.11.43: В.Ильенков: Волк || «Красная звезда» №277, 24 ноября 1943 года
24.11.43: И.Эренбург: В фашистском зверинце. Застенчивый лакей ("Правда", СССР)

23.11.43: А.Авдеенко: Мщение и смерть немецким палачам! ("Красная звезда", СССР)
23.11.43: Р.Моран: "Тайные" страхи Геббельса ("Красная звезда", СССР)
23.11.43: И.Жданов: О потерях немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
23.11.43: 3.Златопольский: Письма, взывающие к мести ("Известия", СССР)
23.11.43: 23 ноября 1943 года || «Вечерняя Москва» №276, 23 ноября 1943 года

22.11.43: Славная армия советских железнодорожников ("Правда", СССР)

21.11.43: Танки в наступлении ("Красная звезда", СССР)
21.11.43: А.Толстой: Крушение немецких иллюзий** ("Красная звезда", СССР)

20.11.43: А.Авдеенко, П.Олендер: Бабий Яр** ("Красная звезда", СССР)
20.11.43: В.Соколов: Военный журналист - Герой Советского Союза ("Красная звезда", СССР)
20.11.43: П.Никитин: «Самолёт не вернулся на базу» || «Известия» №274, 20 ноября 1943 года

19.11.43: Е.Кригер: Символ мужества ("Известия", СССР)

18.11.43: Слава и доблесть артиллеристов Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
18.11.43: И.Эренбург: Его кровью! || «Красная звезда» №272, 18 ноября 1943 года
18.11.43: А.Леонтьев: «Тотальная» мобилизация в Германии и ее результаты ("Красная звезда", СССР)

17.11.43: А.Л.: Воровские заботы || «Правда» №283, 17 ноября 1943 года

16.11.43: Неустанно совершенствовать боевое мастерство ("Красная звезда", СССР)

14.11.43: А.Авдеенко: Флаг над Киевом* ("Красная звезда", СССР)
14.11.43: И.Ермашев: На северном фланге «европейской крепости» ("Красная звезда", СССР)
14.11.43: Л.Огнев: Житомир || «Правда» №281, 14 ноября 1943 года

Газета «Красная Звезда» №294 (5665), 14 декабря 1943 года

декабрь 1943, немецкая авиация, газета «Красная звезда», зима 1943, советская авиация

Previous post Next post
Up