Гомель, 26 ноября

Dec 03, 2017 23:36


Я.Милецкий || « Красная звезда» №280, 27 ноября 1943 года

Войска Белорусского фронта, продолжая развивать успешное наступление, овладели областным и крупным промышленным центром Белоруссии - городом Гомель.

Слава нашим доблестным войскам, одержавшим еще одну победу над ненавистным врагом!

# Все статьи за 27 ноября 1943 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)




Город казался пустынным и вымершим, когда батальон, которым командует капитан Шик, переправился через Сож и ефрейтор Васильев водрузил красное знамя на разрушенном здании электростанции. Город казался брошенным его обитателями, омертвевшим. Но вот откуда-то из развалин дома вышла первая женщина и бросилась к бойцам. Потом людей становилось всё больше и больше.

Взорванные дома, пепелища, над которыми подымается серый дымок, разбитые ограды, сломанные заборы, выбитые оконные рамы в уцелевших домах. На улицах валяются обломки мебели, разбитые кровати. Такой вид имеет место грабежа после бегства грабителей. Так выглядит сейчас Гомель.

Трудно ответить на вопрос: сохранился ли Гомель? Его центральные улицы разрушены до основания. Перед отходом немцы взорвали лучшие здания. На мостовой, словно пятна крови, лежат обломки кирпича. Советская улица, Комсомольская, Пролетарская - гордость и краса Гомеля - не существуют больше. И вот прошло всего несколько часов, как наши части вошли в Гомель, а он уже стал живым. Те, кто пробыл более двух лет под пятой немцев, кто испытал все ужасы оккупации, - те сегодня впервые улыбаются. Эти улыбки на изможденных, усталых лицах жителей Гомеля трогают до глубины души. Так может улыбаться только человек, спасшийся от казни, родившийся вторично.

Уже много месяцев люди не видали света, скрываясь в подвалах и ямах или в Новиковской роще, что невдалеке от города. Молодые выглядят стариками, старые еле держатся на ногах. Вот плачет слезами радости пожилая женщина Ольга Колотина. Она бежит вслед за бойцами и кричит:

- Я хочу итти с вами, я умею стрелять, возьмите меня с собой.

Вот бросается на колени, кланяясь проходящим бойцам и целуя землю, снова ставшую родной, старушка Борисенко с иконой в руках. Вот стоит возле своего разрушенного дома седобородый старец, и слезы тихо катятся по его впалым щекам.

Немцы превратили Гомель в застенок. Мы идем по улицам, и нам говорят, указывая на взорванные здания:

- Здесь было гестапо. Отсюда неслись крики истязаемых людей... Здесь был лагерь для военнопленных, и трупы отсюда выбрасывались в овраг.

Потом мы встретили пленного красноармейца, сбежавшего из лагеря, побывавшего во многих немецких лагерях. Страшно смотреть на этого человека. И не только потому, что он одет в тряпье, изможден, что при его двадцати шести годах можно дать ему больше пятидесяти. Страшно видеть его глаза, в которых светится пережитый ужас.

Спаслось много людей. Про каждого гомельского жителя теперь можно сказать, что он спасся. Каждый расскажет вам свою историю, и все они схожи. Люди бежали из города, скрывались, а тех, кто появлялся на улицах, немцы расстреливали без предупреждения. Трупы этих несчастных еще кое-где лежат на улицах и в переулках.

Немцы знали, что жители города их ненавидят. Они остро чувствовали эту ненависть. То здесь, то там появлялся труп убитого немецкого солдата. Когда наши самолеты налетели на железнодорожную станцию, кто-то неуловимый сигнализировал им. И немцы ничего не могли поделать. Они укрывались в бункерах, так они называют доты и дзоты, строили укрепления возле особо важных зданий. Они дрожали перед невидимым, но могущественным мстителем.

Простые советские люди мстили немцам, чем могли. Все знали, что в городе существует несколько подпольных партизанских групп, не знали этого только немцы. Одну из этих групп возглавил заместитель директора Полесского театра Дмитрий Михайлович Давыдов. Мы встретили его сияющим и гордым на пепелищах Гомеля. Молодой, высокий, подпоясанный ремнем, за который засунуто несколько гранат и револьвер, в меховой шапке с красной ленточкой, - он впервые открыто вышел на улицы города, где беспощадно мстил врагу. Он показал нам партийный билет, который пронес через все невзгоды и трудности.

Сначала в партизанской группе Давыдова было всего четыре человека, потом их стало шестнадцать. Они действовали умело и дерзко. Поддержка населения делала их неуловимыми для врага. В последние недели все шестнадцать партизан скрывались у Агафьи Андреевны Соколовской. Вот дом Соколовской. В небольшой комнатушке живет семья Агафьи Андреевны, живут погорельцы из соседнего квартала. В ступе толкут самодельную муку.

- Где же вы скрывали шестнадцать партизан?

Агафья Андреевна отодвигает стол, приподнимает половицу и показывает ход подвал.

- Вот здесь.

Сюда они возвращались после нападений на немцев, после взрыва эшелонов, и Агафья Андреевна, как заботливая мать, кормила и поила их.

Давыдов нежно обнимает Агафью Андреевну и говорит:

- Она нас спасала. Она - настоящая патриотка.

Льет дождь, но людей на улицах становится всё больше. Проходят пехотинцы, проезжают артиллеристы. Движется могучая Красная Армия через Гомель, разрушенный, поруганный, но живой и торжествующий. // Майор Я.Милецкий. Гор. ГОМЕЛЬ. (По телеграфу).
___________________________________
М.Тихомиров: В Харькове ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: Это было на Гомельщине** ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
В РАЙОНЕ ГОМЕЛЯ. Немецкие эшелоны с танками и самоходными орудиями, захваченные нашими частями.

Снимок нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г.Хомзора.





«ТИГР» СГОРЕЛ СО СВОИМ ЭКИПАЖЕМ
Наводчик Краснов уничтожил три немецких танка

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 ноября. (От наш. корр.). Немцы ввели в бой группу танков. Основной удар приняли на себя наши артиллеристы. Батарея старшего лейтенанта Ломосова, находившаяся впереди боевых порядков пехоты, была атакована вражескими танками с фланга. Наводчик орудия красноармеец Краснов открыл по ним стрельбу с дистанции 600-800 метров.

Завязалась упорная борьба. Огнем танков расчет орудия был выведен из строя. Краснов продолжал борьбу один. Вырвавшись вперед, «тигр» наехал на огневую позицию, стремясь раздавить наводчика вместе с его орудием. Краснов успел укрыться в щели. Танк наехал на щель и стал утюжить место, где укрылся отважный воин. Решив, что с артиллеристом и его орудием покончено, немецкие танкисты пошли дальше. В этот момент тов. Краснов выскочил из укрытия и развернул орудие. Первым снарядом он подбил вражеский танк, а вторым поджег его. На глазах Краснова «тигр» сгорел вместе с экипажем.

Герой-наводчик продолжал вести бой. Меткими выстрелами он уничтожил из своего орудия еще два немецких танка.



САПЕРЫ СПАСЛИ МОСТ ОТ РАЗРУШЕНИЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 ноября. (От наш. корр.). Красноармейцам-саперам Волкову и Ялсынову командование поручило разминировать мост в тылу врага. Саперы скрытно проникли в расположение противника, приблизились к мосту и приступили к разминированию. В это время с другой стороны подошли к этому месту 12 немецких сапер, чтобы взорвать мост. Два наших бойца смело навязали бой немецким саперам, двух гитлеровцев убили, а остальных заставили бежать.

Мост был разминирован и спасен от разрушения.



«ПОДЫМАЙТЕСЬ ПРОТИВ НЕМЦЕВ ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА»
Партизанские листовки в немецком тылу

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 26 ноября. (По телеграфу от наш. корр.). Эти листовки пишут, издают, распространяют в немецком тылу партизаны Ленинградской области. Некоторые листовки написаны от руки, другие размножены на шапирографе.

В партизанских листовках рассказывается об успехах Красной Армии на фронтах Отечественной войны, о героическом труде советских людей на фабриках, на заводах, колхозах. Многие листовки звучат как призывный набат, зовут граждан временно оккупированных районов к активной борьбе с оккупантами. Немцы сжигают села, деревни, угоняют в рабство сотни, тысячи жителей Ленинградской области. Партизаны пишут: «Русские люди! Подымайтесь против немцев - от мала до велика. Организуйте повсеместно вооруженные отряды. Не давайте немцам жечь наши села и деревни! Не давайте угонять себя в немецкое рабство». Другая листовка приводит подлинный текст письма гражданина П., присланного им из Германии своей жене. В письме рассказывается о страшной каторжной жизни русских людей в Гамбурге. Письмо заканчивается словами: «Пишу и утираю слезы».

Некоторые листовки состоят буквально из нескольких слов. Вот небольшой листок. На нем: «Столица советской Украины Киев взят Красной Армией!». Партизанские листовки пользуются большой популярностью у советских людей, временно попавших под ярмо врага, их читают тайком, передают из рук в руки.

____________________________________________
Гибель деревни Борки ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: В Краснодаре ("Красная звезда", СССР)
Е.Габрилович: В Пятигорске ("Красная звезда", СССР)
Е.Габрилович: Кисловодская трагедия ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: "Новый порядок" в Курске ("Красная звезда", СССР)
Е.Чернов: Что творили фашистские палачи в Морозовском ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №280 (5651), 27 ноября 1943 года

осень 1943, ноябрь 1943, Я.Милецкий, газета «Красная звезда», немецкая оккупация

Previous post Next post
Up