Н.Тихонов || «
Красная звезда» №279, 26 ноября 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 25 ноября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Западнее Речицы (1 стр.). Майор П.Трояновский. - Наступление наших войск в районе Пропойска (2 стр.). В районе нижнего течения реки Припять (2 стр.). Майор И.Агибалов. - Отражение массированных танковых контратак противника (2 стр.). Подполковник А.Мирошниченко. - Ни часа простоя воинских грузов (2 стр.). Илья Эренбург. - Земля Пирятина (3 стр.). Б.Азбукин. - Конец немецкого помещика (3 стр.). Николай Тихонов. - Коммунисты полка (3 стр.). Подполковник Н.Денисов. Налеты авиации союзников на Германию (4 стр.). Истерические заклинания гитлеровских главарей (4 стр.). Новый налет на Берлин (4 стр.).
# Все статьи за
26 ноября 1943 года.
Майор Зайченко сильно волновался, ожидая сигнала атаки. И когда он увидел, как весь полк двинулся вперед и пошел безостановочно, дружно, толково, волнение майора как рукой сняло. Он знал, что люди натренированы, дисциплинированы, обучены как следует, настроение у них превосходное. Незадолго до атаки к нему приходили в окоп бойцы и говорили: «Разрешите итти в бой в тельняшках?» Он смотрел на широкоплечих стрелков, бывших матросов, на их разгоряченные, взволнованные лица и говорил: «Разрешаю, идите». Приходили еще и спрашивали разрешения итти в бой в бескозырках. И он говорил: «Разрешаю в бескозырках».
Сейчас он видел в цепях, двигающихся к окопам врага, мелькающие там и сям бескозырки и тельняшки. Он знал, что отсталых нет, что нет трусов, притаившихся в окопах. Когда товарищи пошли в атаку, он всё же пошел проверить все ходы и переходы и, обойдя окоп за окопом, позицию за позицией, убедился, что действительно все до одного ушли в бой.
Почему не было ни одного отсталого? Спросили бы его и он бы ответил: потому что все коммунисты были впереди, они вели за собой, они проводили настоящую агитацию примером, действием.
Майором владеет сейчас жажда труднейшего. «Я мечтаю, - говорит он, блестя глазами, - взять ночью город. Трудно воевать ночью? Трудно, но раз зацепился за дома, значит уже можно драться, я часто пою с бойцами, разговариваю, чтобы они запомнили мой голос. В ночном бою звания не различить, но по голосу должны узнать, что я с ними».
Майор Зайченко, заместитель командира полка по политчасти, гордится коммунистами своего полка, и ими можно по праву гордиться.
II.
Парторг взвода Николай Азанов - разведчик. Он ученик знаменитого старшего лейтенанта Масунова, бесстрашного и умелого офицера. Всего год, как он разведчик, а уже полк знает его ловкость, смелость и хватку. В феврале этого года он получил первую награду - медаль «За отвагу». Группа немецких автоматчиков засела за подбитым танком и установила пулемет. Было это под Красным Бором. Азанов взял двух разведчиков, шесть автоматчиков и повел их в обход. Ни один немец не ушел живым.
Вторую награду -
орден Красного Знамени - он получил в июле под Мгой. Нужно было достать «языка» из глубины немецкого расположения. Он взял с собой дружка - Негриенко, и они поползли в неизвестность. Среди рвущихся своих и немецких снарядов километр за километром преодолевали они пространство среди болот и кустарника, ям и рощ. Кругом кишели немецкие группы, кругом были минные поля и блиндажи. На четвертом километре Негриенко был убит осколком мины. Азанов стал пробираться один. Он нашел то, что нужно, - в одинокой ячейке лицом к фронту, у пулемета стоял немец. Азанов подобрался к нему тихо, по-пластунски. Он оглушил немца, связал его, сбегал в соседнюю землянку, отцепил от стола карту, взял еще другие документы и планы, поднял своего пленника и повел к своим. Немец шел, странно петляя. «Не хочет на своих минах взрываться», - подумал зорко следивший за ним Азанов, и он пошел так близко от немца, чтобы тот не мог схитрить и завлечь его на мину. Так они пришли. Фриц дал ценные показания.
Третью награду Азанов получил в сентябре под Синявином. Шли жаркие бои. Разведчики были всегда впереди, а впереди разведчиков - коммунист Азанов. Немецкая огневая точка заняла такую удобную позицию, что пехота двигаться не могла.
- Пошли выручать пехоту, - сказал Азанов разведчику Медведеву.
Они продумали план подхода к немецкому гнезду. Три часа ушло на то, чтобы оказаться рядом с немецкой землянкой. Всё стало ясно, немцы дежурили в окопчиках поочередно. Когда один уходил в землянку, другой держал под обстрелом рубеж. Они выждали, когда и второй немец на минуту заглянул в землянку. Этого мгновения было достаточно. Они ворвались в блиндаж и пустили очередь в потолок. Немцы с перекошенными лицами бросили автоматы.
Азанов доставил их на командный пункт.
- Примите, - сказал он добродушно.
Были дела куда потруднее. Ночью немцы просочились к землянке командира батальона. Темь, хлябь, выстрелы со всех сторон. Не сразу разберешь, что происходит. Азанов закричал:
- Спокойствие, цепью залечь!
Он подобрал группу бойцов и ввязался в драку. Немцы нажимали, малейшая растерянность могла привести к неуспеху. Немцев всё прибавлялось. Азанов занял такую позицию, что немцы должны были перед ней перескакивать через траншею. Когда они подскакивали, их бил Азанов. Он бил их из автомата, бил гранатами. Вышли все гранаты, опустели два диска, а бой всё расширялся.
- Держись, я сейчас приду, - сказал Азанов и с умелой быстротой разведчика пробрался к нашей передней линии.
Прибежал к командиру роты. Азанова знают хорошо. Командир роты дал ему тридцать пять человек. «Хватит», - сказал Азанов. Развернув их цепью, он с криком «ура» пошел на немцев. Лихо вышиб их из окопов, отогнал от землянки и восстановил положение.
Таков этот спокойный, решительный солдат-большевик, бывший резинщик Ярославской резиновой мануфактуры.
III.
Яков Романов молод, но это боевая молодость большевика. На его груди орден Красного Знамени. Он знает упорство тяжелых летних боев на Мойке и Мге. Он - коммунист, знает, что инициатива в бою - залог успеха. Пришел трудный час. Под сильным огнем залегли наши среди воронок и траншей. Романов, оползая окоп, увидел, что на левом фланге нет прикрытия, да и людей осталось маловато, а немцы усилили минометный огонь и сами стихли, значит будет новая атака. Как же ее отбить? Он решил итти вперед и узнать, что делается у врага. Он полз, осторожно оглядываясь и всё примечая. Так оказался он над лощиной. Сбоку стояли землянки, оттуда слышались резкие крики офицеров, понукавших солдат. Так и есть, сейчас идут в атаку! Что же делать?
Он не мог даже отступить, так как немцы отрезали ему путь. Они уже выбежали из землянок и шли через лощину, шли кучей, человек сто, сто двадцать. Романов резанул их из автомата. Немцы падали кучами, оставшиеся в живых бежали в панике к землянкам. Атака была сорвана.
Романов вернулся в свой окоп. Немцы начали снова наступать. Огонь становился всё сильнее. Немцы ходили не раз в контратаки, и иные бойцы от этого устали, изнемогая от длительного боя, стали всё чаще залегать. Таким бойцам Романов говорил: «Слушай, товарищ, тут тебя же и убьют, иди вперед, вперед смелее, чего погибать просто так...». И он подымал людей, и дело шло. Захватили землянки-склады. Немцы вылезали из всех щелей. Пришлось отойти в болото, залечь. Обидно стало. Романов снова поднял бойцов: «Такие склады фрицам оставлять! Да никогда... Пошли, товарищи!» Бой переходил в рукопашные схватки. В последнюю атаку шли без выстрела - «ура», и бились прикладами.
Когда теперь Романов спрашивает бойцов о том, как снова будем итти в бой, они отвечают:
- До Таллина пойдем теперь, товарищ, ближе нам нельзя.
IV.
Коммунист, старший лейтенант Виктор Ильин был ранен пять раз. Первый осколок ударил его в поясницу под Белоостровом. Осколок гранаты под Путроловом ударил в руку. Он не ушел из боя. На второй день боя он снова был ранен в руку. Пришлось итти на перевязку. Под Арбузовом осколок снаряда разорвал ногу. Под Синявином пуля попала в левое предплечье. Много крови пролил стойкий коммунист в боях за Ленинград.
Перед сражением он всегда беседует с бойцами о ненависти к немцам, он полон этой ненавистью по горло. Его жена и дети пропали без вести в Киришском районе Ленинградской области, и он не может без дрожи читать о немецких зверствах. Последний раз он читал бойцам газету «На страже Родины», где приводились акты об истреблении населенных мест Ленинградской области и массовых убийствах населения. После его беседы бойцы готовы душить немцев голыми руками.
Виктор Ильин в бою не знает усталости, не чувствует страха. В бою под Путроловом он был в траншее. Немцы шли по брустверу в рост и метали гранаты вниз, в траншею. Он стрелял из пистолета. Немец бросил в него гранату. Он нырнул в окоп, но выстрелил перед этим. Осколки гранаты попали в бруствер и в руку. Наши автоматчики перебили с ходу атакующих. Под Синявином дрались в землянках, били немцев гранатами, а когда не стало гранат, Ильин пустил в ход нож. Шесть немцев он убил ножом, все видели, как он сражался.
V.
Командир взвода ПТО коммунист Владимир Колбасин родился под Одессой, а сражаться ему пришлось тоже на берегах, но не морских, а в самом истоке Невы, там, где над водами Ладоги и Невы возвышаются древние стены Шлиссельбургской крепости. Мины врага не давали возможности вести спокойно огонь. За ночь сообразительные артиллеристы подняли пушки по стене и устроили их в старых башнях, под самым потолком. Здесь достать их минами и снарядами было невозможно. Сами же они били на выбор цели на противоположном берегу.
Немцы раз’ярились. Был день, когда они выпустили по пушкам Колбасина 258 тяжелых снарядов. Во время прорыва блокады Колбасин был ранен в голову осколком. Шесть часов пролежал он на поле боя. Долго пришлось ему лечиться, но крепкий артиллерист снова вернулся в строй и сражался в июльских и сентябрьских боях.
Было так, что передвигаться со своим орудием он не мог, так как на каждом шагу проваливался в ямы с водой. Командира взвода ранило, Колбасин стал командовать, поддерживая пехоту огнем, как мог, но дальше двигаться было невозможно. Он обнаружил впереди наступающих брошенную немецкую пушку. Это была 37-миллиметровая пушка. Она стояла в полосе обстрела. Он пополз к ней, осмотрел, - «всё в порядке», зарядил, выстрелил для проверки, работает. Вечером взял шесть человек, установил пушку у одного дзота и открыл огонь, не смущаясь тем, что воюет впереди пехоты. Кругом было много немецких снарядов. Стреляй сколько хочешь.
Уваров был у него наводчиком, Исполинов - заряжающим, Москаленко - командиром орудия, Куянов - подносчиком, стрелял целые сутки, потом был отозван к своим пушкам. Трофейное передал трофейщикам с аттестатом: бьет подходяще.
В сентябрьских наступательных боях, двигаясь с пехотой, попал под огонь автоматчиков. Не дают жить - палят с фланга. Взял двух солдат, пошел и перебил 20 автоматчиков, перетащил в следующую траншею два орудия. На рассвете услышал - шумят танки.
И верно, на утренней заре видит, идут танки, за ними пехота. Первых три снаряда дал, пристреливаясь. Восемь следующих влепил в танк. Танк загорелся. По пехоте бил осколочными, пока она не разбежалась. На другой день снова идут два танка - один «тигр», как и вчерашний, другой, маленький, бегает вокруг большого, прикрывает его. Командир батальона старший лейтенант Авакумов говорит:
- Давай расчет к бою.
Надели каски, пошли стрелять, танк всё ближе. На 350 метров подпустили. Всадили в него снаряд. Подбитый, он, пятясь задом, к сожалению, уполз обратно.
VI.
Так дерутся коммунисты полка. Дерутся храбро, по-большевистски. Награжденных в полку сотни. За одни сентябрьские бои награждено сто тринадцать. За сентябрь в ряды партии пришло сто пятьдесят человек.
Полк имеет боевую историю. Он сражался в болотах Финляндии. Он бил эсэсовцев в августе 1941 г. под Сольцами и Шимском. Он бился на Невской Дубровке, на пятачке в дни прорыва блокады, под Красным Бором, под Мгой и Синявином.
Выполняя приказ великого Маршала Сталина, полк непрерывно совершенствовал свою боевую выучку, и ныне, готовясь к решающим боям, он проходит учебу, сложную и трудную, чтобы поддержать гвардейскую славу, старые гвардейские традиции.
И впереди полка идет грозное ядро батальонов - коммунисты, которые кладут в основу боевого воспитания личный пример, личное геройство и доблесть. //
Николай Тихонов.
__________________________________
Б.Горбатов:
Считайте меня коммунистом* ("Правда", СССР)
Е.Кокеев:
Армейские большевики в боях за Сталинград* ("Красная звезда", СССР)
М.Орлов:
Коммунисты и комсомольцы, ваше место впереди! ("Красная звезда", СССР)
Победа или смерть - закон каждого коммуниста на фронте* ("Красная звезда", СССР)**
Коммунисты и комсомольцы, показывайте образцы стойкости в бою! ("Красная звезда", СССР)***
Газета «Красная Звезда» №279 (5650), 26 ноября 1943 года