Авиационное преследование

Dec 02, 2020 07:04


Н.Денисов || « Красная звезда» №284, 2 декабря 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 1 декабря (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Подполковник Я.Горелик. - Перегруппировка в наступлении (2 стр.). Подполковник Н.Денисов. - Авиационное преследование (2 стр.). Майор Я.Милецкий. - Между Сожем и Днепром (2 стр.). ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ (3 стр.). Генерал-майор Ф.Шаманин. - Воспитание сержантского состава (3 стр.). Капитан М.Розенбаум. - Низовые артиллерийские штабы в наступлении (4 стр.). МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН. - Р.Моран. - В мире тотального... (4 стр.). Гитлеровцы арестовали всех студентов университета в Осло (4 стр.)

# Все статьи за 2 декабря 1943 года.




Наступательные операции, основанные на широком маневре пехоты и подвижных группировок, в ряде случаев со всей остротой выдвигают вопрос об авиационном преследовании. Авиационные и общевойсковые начальники, планируя взаимодействие различных родов войск, довольно часто ограничиваются лишь разработкой вопросов, связанных с первым и вторым этапами авиационного наступления. Между тем боевой опыт показывает, что необходимость быстрого и мощного воздействия авиации на противника, начинающего отход, возникает уже в то время, когда сопротивление противника в глубине обороны окончательно еще не сломлено, но по всем данным разгром обороны близок.

Успешно развивающаяся наступательная операция обычно заканчивается окружением вражеской группировки или же неотступным преследованием, также имеющим целью окружить врага, уничтожить или захватить его живую силу и боевую технику, не давая ему закрепиться на промежуточных рубежах. Действия наземных войск, развивающих успех, обозначившийся при первоначальном взломе вражеской обороны, должны быть серьезно поддержаны авиацией. Важно, чтобы воздушные силы, продолжая авиационное наступление, уже были нацелены на преследование противника. Ведь порою именно авиация будет первой ударной силой, которая обрушится на его отступающие войска.

Поэтому, организуя взаимодействие «земли» и «воздуха», авиационный и общевойсковой командиры не должны откладывать разрешение основных вопросов, связанных с авиационным преследованием. Нужно заранее, исходя из общей обстановки, условий погоды, а особенно местности, наметить основные контуры действий бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей в тот момент, когда возникнет необходимость ударить по отступающему врагу. В противном случае эти действия, может быть, и будут достаточно интенсивными, но окажутся плохо нацеленными, и богатые возможности авиации не будут полностью использованы.

Некоторые командиры склонны рассматривать авиационное преследование только как воздействие с воздуха на вражеские войска, оставляющие поле боя под непосредственным натиском нашей пехоты или танков. Такое решение вопроса, на наш взгляд, было бы примитивным и односторонним. Ведь обычно противник, прежде чем отходить на новый рубеж обороны, старается эвакуировать свои тылы, склады и громоздкую боевую технику, пользуясь как автотранспортом, так и железной дорогой.

Действия штурмовиков и бомбардировщиков по этим первым колоннам и эшелонам противника, начинающим вытягиваться в сторону, противоположную фронту, уже носят, по сути дела, характер авиационного преследования. В дальнейшем они развиваются в целую серию ударов с воздуха по тыловым колоннам и по вражеским войскам, пытающимся отойти на промежуточный или заранее подготовленный рубеж обороны. Искусство командира, организующего авиационное преследование, как раз состоит в том, чтобы своевременно уловить начало этого отхода, быстро в ходе боя перераспределить свои силы и серьезным отнюдь не эпизодическим, воздействием с воздуха облегчить своим наземным войскам выполнение главной задачи - уничтожение и захват живой силы и техники противника.

Недавно группа нашей пехоты, танков и артиллерии, во взаимодействии с авиацией, вела бои за овладение одним крупным опорным пунктом немцев. Воздушные разведчики обнаружили в ходе боев движение крупных автоколонн противника к опорному пункту и обратно. По донесениям разведчиков и ряду других признаков становилось ясно, что немцы начали эвакуацию военного имущества, хотя еще продолжали оборонять опорный пункт. В этой обстановке требовалось быстро внести некоторые коррективы в первоначальный план взаимодействия авиации с наземными войсками, что наверняка принесло бы только пользу.

Однако вместо того, чтобы отвлечь часть сил для нескольких серьезных ударов с воздуха по вражеским автоколоннам, авиационный командир ограничился регистрацией факта, о котором сообщили разведчики. Он продолжал приковывать всё свое внимание к полю боя и фактически упустил момент начала авиационного преследования. К организации этого дела приступили только тогда, когда основные силы немцев были отброшены нашими наземными войсками на промежуточный рубеж.

Совершенно по-иному развивалось авиационное преследование на другом участке фронта. Правильно понимая эту задачу авиации, как активную помощь наземным войскам в уничтожении и захвате живой силы и техники противника, командир N авиационного соединения принял ряд мер, едва только у немцев наметилась тенденция к оставлению основного оборонительного рубежа. В первую очередь, следуя заранее намеченному плану, командир направил несколько групп бомбардировщиков для парализации движения по железнодорожной магистрали, идущей в тыл. При этом бомбардировщики, осуществляя замысел командира, наносили удары не по станциям, где находились эшелоны, а по перегонам и тем самым закупоривали вражеский подвижной состав. Эта закупорка происходила с учетом состояния грунтовых дорог. Они были размыты после дождей, и противник не мог перегрузить имущество и боевую технику из эшелонов на автотранспорт.

В дальнейшем, нанося штурмовые удары по отходящим колоннам противника, командир авиасоединения продолжал держать в поле зрения немецкие тылы. Он создавал своим наземным войскам выгодные условия для захвата наибольшего количества трофеев. В частности, был применен такой прием. Штурмовики одной части совершили несколько вылетов для уничтожения автомобильного порожняка и транспортов с горючим, шедших к линии фронта. Казалось бы, такие удары не имеют прямого отношения к преследованию. Однако их значение сказалось позже. Наши части, окружив ряд вражеских гарнизонов, захватили много военного имущества и в том числе несколько десятков танков и самоходных орудий, которые немцы не смогли вывезти из-за отсутствия бензина.

Выбор целей в авиационном преследовании играет решающую роль. Командиру, планирующему действия своих бомбардировщиков и штурмовиков, следует также внимательно оценивать местность, по которой противник совершает отход. Широко известно тактическое правило: при ударах с воздуха по колоннам противника застигать их в дефиле и устраивать «пробки». Такие действия могут дать особенно большой эффект в ходе преследования, особенно если оно проходит при участии наших подвижных групп. Взаимодействие авиации с этими группами может выразиться не только в постоянном сопровождении танков или конницы, ведущих преследование, но также в самостоятельных бомбардировочных и штурмовых ударах по тем целям, поражение которых в конечном итоге способствует уничтожению и захвату живой силы и техники противника. Скажем, такими целями могут быть мосты, разрушение которых создаст для противника необходимость изменить направление отхода в выгодном для нас направлении и т.д.

В остром оперативно-тактическом замысле авиационного преследования общевойсковой и авиационный начальники обязаны стремиться к тому, чтобы навязывать свою волю отступающему врагу. В самой организации авиационного преследования всегда должна быть заложена определенная идея воздействия с воздуха, и удары по отходящим войскам противника не могут быть беспорядочными, бессистемными. Когда противник отступает, в сфере действий авиации возникает множество удобных для поражения целей. В ряде случаев это будут, помимо обозов, автоколонн, боевой техники, и отдельные группы деморализованных вражеских войск. К тому, же в это время воздушная обстановка обычно упрощается. Занятые перебазированием вражеские истребители оказывают довольно слабое противодействие налетам наших штурмовиков. В подобных условиях иной авиационный командир легко может стать на путь наименьшего сопротивления: он обратит всё свое внимание на непрерывность вылетов, нанося удары по всей массе отходящих войск противника, причем предоставит своим подчиненным полную свободу действий. Такая практика будет ошибочна.

Децентрализация управления допустима при авиационном преследовании, но проводить ее в полной мере нельзя. Целиком предоставленные собственной инициативе экипажи и группы, наносящие удары только с помощью разведки «на себя», возможно, станут избирать для поражения цели, более легкие и быстро достижимые. Это может привести к непроизводительной трате средств. Кроме того - что самое главное - авиация будет действовать вне связи с наземными войсками и вне подчинения общей идее операции. С другой стороны, полный отказ от частной инициативы в авиационном преследовании, излишне строгая централизация управления вылетами могут замедлить темп операции, и тогда противник сумеет собраться с силами, навести порядок в своих рядах.

Специфичность задач, встающих перед авиацией в преследовании, подсказывает наиболее правильную форму управления действиями бомбардировщиков и штурмовиков. Определенная часть сил должна находиться в руках старшего авиационного начальника для целеустремленного использования их в тесной связи с общим замыслом общевойскового командира. Наряду с этим ряд подразделений (в особенности те, которые взаимодействуют с нашими подвижными группировками, вошедшими в прорыв) может вести преследование как бы самостоятельно, производя интенсивную разведку «на себя», отыскивая наиболее уязвимые цели и быстро поражая их огнем с воздуха.

Мы коснулись лишь некоторых вопросов, связанных с работой авиации в ходе преследования противника, не касаясь конкретного использования различных видов авиации, ведения воздушной разведки, обеспечения с воздуха и т.п. Все эти и другие вопросы требуют специального разрешения авиационными командирами, которые, опираясь на свой боевой опыт, найдут наиболее правильные принципы организации авиационного преследования. //Подполковник Н.Денисов.

_____________________________
В.Ильенков: Воля* ("Красная звезда", СССР)
Вс.Иванов: Русское поле* ("Известия", СССР)
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
И.Жданов: О потерях немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №284 (5655), 2 декабря 1943 года

декабрь 1943, газета «Красная звезда», зима 1943, советская авиация

Previous post Next post
Up