Н.Денисов. О воздушной тактике немцев

Oct 12, 2019 14:56


Н.Денисов || « Красная звезда» №241, 12 октября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: ПРИКАЗ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Богдана Хмельницкого I, II и III степени (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР. (1-2 стр.). От Советского Информбюро. Оперативные сводки за 10 и 11 октября (2 стр.). Вас. Гроссман. - Украина (3 стр.). Генерал-майор Г.Романов. - Как мы воспитываем партийный актив (3 стр.). Подполковник Н.Денисов. - О воздушной тактике немцев (4 стр.). Военные действия в Италии (4 стр.). Действия союзной авиации (4 стр.). Посещение иностранными корреспондентами морских авиационных баз в США (4 стр.).

# Все статьи за 12 октября 1943 года.




Как известно, воздушная тактика немцев обычно строилась раньше с расчетом на завоевание господства в воздухе и удержание этого господства на всем протяжении большой операции. Немецкое авиационное командование не только старалось достигнуть численного превосходства на решающих участках фронта, но также практиковало целый ряд приемов для подавления нашей авиации и средств зенитной обороны, чтобы добиться свободы действий как в тактической, так и в оперативной глубине. К числу таких приемов можно отнести блокировку прифронтовых аэродромов, удары по авиационным базам, действия немецких истребителей, рассчитанные на вытеснение нашей авиации с определенных участков фронта, и т.д. Это время было характерно разнообразием приемов немецкой воздушной тактики. Наши летчики, сражаясь тогда с немцами, противопоставляли их воздушному наступлению действенные методы активной обороны.

По-иному выглядит нынешняя обстановка. Большие воздушные сражения на Орловском и Белгородско-Харьковском плацдармах, выигранные нашими летчиками в начале летней кампании этого года, а также последние бои в воздухе на Украине и на других участках фронта показывают, что немецкая воздушная тактика переживает своеобразный кризис. Дело в том, что подавляющее большинство воздушных столкновений протекает сейчас в условиях, когда наша авиация постоянно удерживает за собой инициативу. Немцы вынуждены теперь всё больше и больше приспособляться к обстановке, продиктованной им нашей авиацией, и вести исключительно оборонительные бой.

Тенденции приспособления к новой обстановке стали ощущаться в немецкой авиации вскоре же после крупного воздушного сражения над Курской дугой и заметны во многом. Например, значительно сократились дневные массированные действия бомбардировочной авиации противника на известной глубине от линии фронта. За последнее время немцы чаще предпринимают ночные бомбардировки, носящие характер одновременных нападений одиночных самолетов, которые летят широким фронтом. Более осторожно подходит противник к вопросам аэродромного маневра. Он старается избегать сосредоточения крупных воздушных сил на максимально приближенных к фронту посадочных площадках. Предпочтение отдается базированию на глубинных аэродромах, хорошо защищенных средствами противовоздушной обороны. Тактика истребителей тоже претерпела ряд изменений. Всё направлено главным образом к тому, чтобы как можно меньше нести потерь.

На общем фоне превосходства в силах нашей авиации всё же противнику иногда удается создавать на том или другом направлении довольно значительные авиационные кулаки. Главным образом это происходит там, где немцы предпринимают контратаки. Такая контратака пехоты и танков, как правило, поддерживается с воздуха солидной группой бомбардировщиков, действующих в течение короткого промежутка времени несколькими волнами. Отражение немецких контратак и поддержка с воздуха своих наступающих войск, штурмующих узлы сопротивления противника или его промежуточные рубежи обороны, сопровождаются целой серией ожесточенных воздушных боев. Итог их обычно бывает одинаков: вражеское сопротивление в воздухе преодолевается, кривая количества воздушных боев падает, наши бомбардировщики и штурмовики получают известную свободу действий.

Примером таких боев за последнее время могут служить действия N истребительного полка, ведущего боевую работу на одном из наиболее активных участков фронта. Этот полк, действуя в составе соединения истребителей, за двадцать дней сбил около сотни немецких самолетов.

Первые дни боевых действий полка были характерны тем, что советские истребители полностью вытеснили вражескую авиацию с поля боя. Немцы вынуждены были усилить этот участок фронта, подтянув сюда целую эскадру истребителей, но и она не смогла вырвать инициативу из рук наших летчиков. Тогда немцы встали на путь непосредственного сопровождения своих бомбардировщиков, действовавших мелкими группами, по-эшелонно. Однако и усиленный эскорт «ФВ-190» не спасал немецкие бомбардировщики от поражения. Весь день шли напряженные бои. От мелких групп немцы перешли к большим, чтобы хоть некоторые самолеты прорывались к цели. Наши патрули в свою очередь наращивали силы. Над полем боя постоянно находилось значительное количество истребителей. В этот день полк сбил 19 вражеских самолетов. Немцы не только не добились господства в воздухе, но и не сумели хоть сколько-нибудь повлиять на течение наземных боев.

Большие потери заставили неприятеля на следующий день прекратить всякие попытки бомбометания. Зато его истребители, освободившись от задач сопровождения, с утра до ночи ходили большими группами над линией фронта, чтобы втянуть наших летчиков-истребителей в затяжные бои, измотать их силы. Разгадав этот замысел, наше командование не стало вести бой ради боя. Но когда через день немцы вновь ввели в действие свои бомбардировщики, воздушные бои разгорелись с новой силой.

Теперь тактика противника сводилась к тому, чтобы сковать боем наши воздушные патрули. С этой целью перед приходом немецких бомбардировщиков появлялось в воздухе несколько групп истребителей, игравших роль заслона. Частью сил ведя бои с ними, наши летчики попрежнему направляли основной удар на «Юнкерсы». Они свободно обходили вражеские заслоны, встречая бомбардировщики еще на подходе к цели и причиняя им серьезный урон. Это были дни наиболее напряженных схваток в воздухе. Несмотря на массу самолетов, брошенную на поле боя, немцы не имели тактического успеха. Наши войска, будучи хорошо обеспеченными с воздуха, попрежнему развивали наступление.

Было бы, однако, ошибочно думать, что нынче немецкая авиация действует только старыми приемами, которые давно изучены нашими летчиками.

Большие потери в самолетном парке бомбардировочной авиации вынуждают немцев в ряде случаев вновь переходить от массированных действий к эшелонированным по времени и по высоте. Теперь часто «Юнкерсы» и «Хейнкели» идут к линии фронта группами в 10-12 самолетов, расположенные в три-четыре яруса и имеющих общий боевой порядок в виде уступа. При этом самолеты верхнего яруса бомбят с риском поразить свои же машины, находящиеся в нижних ярусах. Такой боевой порядок вражеских бомбардировщиков рассчитан на то, чтобы усложнить действия наших истребителей, рассредоточивая их силы и внимание. Довольно часто немцы эшелонируют свои бомбардировщики по двум высотам. Верхняя группа идет на значительной высоте - до 5.000-6.000 метров. Тем временем небольшие подразделения «МЕ-110» пытаются бомбить наши боевые порядки с бреющего полета.

Опасаясь потерь, немцы избегают посылать свои самолеты в те часы, когда воздух над полем боя насыщен нашей авиацией. На ряде участков фронта они производят свои налеты либо на рассвете, либо к исходу дня. Для этого противник подбирает специальные экипажи, способные производить ночную посадку.

Если вражеские бомбардировщики, встречая отпор со стороны наших истребителей, вынуждены всё время менять свои тактические приемы, то истребители противника проявляют в этом отношении не меньшую подвижность. Всемерно уклоняясь от боя с группами самолетов « Лавочкин» и «Яковлев», немцы стараются более скрытно противодействовать нашей авиации. Из серии подобных приемов, рассчитанных на внезапность удара, следует отметить прежде всего те, которые направлены против наших штурмовиков.

Немецкие истребители нынче мало противодействуют нашим штурмовикам над полем боя, как бы переложив эту задачу на средства своей зенитной обороны, которыми, сейчас сильно насыщаются боевые порядки немецких наземных войск, но зато стараются перехватить их специальными группами из 4-6 самолетов над нашей территорией, в полосе вероятных маршрутов и вне зоны барражирования истребителей, очищающих воздух от неприятельской авиации. Подобные немецкие группы отсечения комбинируются обычно из самолетов «МЕ-109» и «ФВ-190». Последние находятся в верхнем ярусе, а более маневренные по вертикали «Мессершмитты» - внизу. Эти же группы вражеских истребителей фактически выполняют и вторую задачу: нападение на одиночные штурмовые самолеты, отставшие от строя.

Зная, что наши истребители сопровождения чаще всего эскортируют штурмовики с некоторым превышением, немцы всё чаще стали практиковать нападение истребителей с бреющего полета в хвост. Если атакующая группа достаточно сильна, она разбивается на два отряда. Один отряд должен охватить «кольцом» наши истребители сопровождения, связать их боевым маневром со всех сторон и тем самым оторвать от штурмовиков. Другой отряд в это время производит нападение с бреющего полета, чтобы обезопасить себя от огня наших воздушных стрелков. Этот прием немцев парируется решительным отказом от всякого шаблона при сопровождении штурмовиков, созданием такого боевого порядка, который обеспечил бы надежную охрану последних и сверху, и с флангов, и снизу. Одновременно выделяется специальная группа, способная без ущерба для общей задачи нанести поражение немецким истребителям, пытающимся расколоть наш общий боевой порядок.

В самой организации воздушного боя немецкими истребителями характерны такие детали. В ряде случаев можно заметить их отказ от полета в развернутой по фронту паре и переход к вытянутому пеленгу. Такое построение, видимо, преследует ту цель, чтобы пара, не вступая в затяжной бой, могла последовательно, с хода, атаковать дважды (т.е. обоими самолетами), а в случае нападения наших самолетов идущий в пеленге ведомый мог бы отсечь атакующего, ударив по нему сзади, и затем уйти в сторону за ведущим.

Довольно характерно нынешнее поведение немецких истребителей над полем боя. Находясь над боевыми порядками своих войск, они стараются комбинировать атаки с огнем своей зенитной артиллерии. Когда подходят наши истребители, немцы всячески пытаются завлечь их в зону зенитного огня и не нападают до тех пор, пока боевой порядок наших истребителей в результате противозенитного маневра не станет менее компактным. В этот момент, используя невыгодное положение наших летчиков, вражеские истребители начинают атаки.

Надо сказать, что воздушная обстановка отличается теперь большим насыщением поля боя и ближнего немецкого тыла зенитными средствами. Компенсируя недостаток в истребителях, немцы открывают по нашим самолетам огонь из всех видов оружия, включая сюда не только специальные зенитные установки, но и минометы. В ряде случаев немцы создают зоны сплошного зенитного огня, ведущегося на различных высотах. Этим они стремятся если не нанести поражение, то хотя бы расстроить боевой порядок наших самолетов. Поэтому совершенствование противозенитного маневра, выделение специальных самолетов для уничтожения вражеских огневых точек, активная борьба с немецкими зенитными средствами и тщательное изучение приемов их боевой работы - все это должно быть в центре внимания наших летчиков. //Подполковник Н.Денисов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

*****************************************************************************************************************
ВОЗДУШНЫЙ БОЙ НА ВЫСОТЕ 8700 МЕТРОВ

ЛЕНИНГРАД, 11 октября. (По телеграфу от наш. корр.). На огромной высоте к Ленинграду приближался «Юнкерс-88». Гвардии младший лейтенант Бобарыкин в паре с гвардии лейтенантом Бредик вылетел на перехват разведчика. Советские истребители быстро набрали высоту. Приборы показывают более 6000 метров. Включена кислородная аппаратура. Наземные посты, наведенные по радио, непрерывно поддерживают связь с самолетами.

- «Юнкерс» выше 8 тысяч! - сообщают с земли.

Наши истребители поднимаются еще выше. Теперь, управляемые по радио, они мчатся по следам немца.

Бой с «Юнкерсом» завязался на южных подступах к городу. Высота 8.700 метров. Несмотря на трудность пилотирования в разреженном воздухе, гвардейцы успешно провели схватку. Первой же атакой сбоку и сзади гвардии младший лейтенант Бобарыкин пушечно-пулеметным огнем поджег «Юнкерс». Вражеский самолет свалился на крыло и горящим упал на землю.

☆ ☆ ☆

ПОСЕЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ КОРРЕСПОНДЕНТАМИ МОРСКИХ АВИАЦИОННЫХ БАЗ В США

НЬЮ-ЙОРК, 8 октября. (ТАСС). Группа иностранных корреспондентов, в том числе корреспондент ТАСС, по приглашению американских властей посетила морские авиационные базы, где получила возможность ознакомиться с развитием морской авиации США.

Согласно данным, которые были сообщены корреспондентам, производство морских самолетов быстро возрастает. За 3 года, окончившихся 1 июля 1943 года, военно-морской флот получил более 15,5 тысячи морских самолетов от промышленности и около 8.300 самолетов, главным образом учебных, от армии. Морское министерство концентрировало внимание на производстве боевых самолетов, в особенности пикирующих и патрульных бомбардировщиков, новых самолетов «Хеллкэт», базирующихся на авианосцы и сконструированных на основании боевого опыта. Производство бомбардировщиков-торпедоносцев в первой половине текущего года превысило общее производство за 2,5 предыдущих года. Число морских летчиков за 2 года, окончившихся 30 июня 1943 года, увеличилось с 4.500 до более 11.000 человек. Расширение подготовки военно-морских летных кадров шло параллельно с развитием морских авиационных баз. В этом году вступило в строй 20 новых морских авиабаз и 2 больших авиационных базы морского резерва. До конца бюджетного года в строй вступят еще 13 авиабаз и 9 баз морского резерва.

В настоящее время ежемесячно в морские летные училища поступают 2.500 человек. Центры предварительной летной подготовки созданы при четырех университетах. Каждый из этих центров обслуживает в среднем 1.900 человек.

Группа корреспондентов посетила крупнейшую морскую авиационную базу около Джексонвиля (штат Флорида), начальником которой является контр-адмирал Макфолл. По словам Макфолла, на этой базе морские летчики проходят двухмесячную подготовку прежде, чем их направляют на фронт. База в Джексонвиле, построенная в 1940 году, готовит летчиков для истребителей, торпедоносцев, патрульных самолетов, двухмоторных сухопутных бомбардировщиков, самолетов, базирующихся на корабли, и разведывательных самолетов. Кроме того, эта база готовит тысячи радистов. Корреспонденты наблюдали, как соединение в 18 бомбардировщиков «Дуглас» в течение одного часа производило учебную бомбардировку неподвижного об'екта. Летчики выразили удовлетворение результатами этого учения.

Затем корреспонденты посетили училище авиационных стрелков в Джексонвиле, где учащиеся сначала проходят месячное обучение наземной стрельбе, приобретают практический опыт стрельбы по целям и после окончания подготовки на земле в течение двух месяцев сопровождают летчиков во всевозможных полетах и тренируются в стрельбе в воздухе.

Корреспонденты побывали также на военно-морской учебной базе в Атланте (штат Георгия), которая готовит квалифицированных инструкторов, и в училище, где женские части морской пехоты обучаются обращению с авиационными приборами. Недавно была открыта другая такая школа для женщин.

На приеме, устроенном в честь иностранных корреспондентов, присутствовали контр-адмирал Макфолл и 30 морских офицеров. Главной темой разговора были замечательные победы Красной Армии. Офицеры интересовались советскими самолетами, особенно штурмовиками. Многие выражали восхищение талантливыми молодыми генералами Красной Армии. Офицеры проявляли горячий интерес к успехам Советского Союза.

___________________________________________________
Вс.Иванов: Русское поле || «Известия» №14, 16 января 1943 года
И.Сельвинский: Чувство неба || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
В.Земляной: Советские ассы в бою || «Красная звезда» №6, 8 января 1943 года
М.Нога: Воздушный боец 1943 года || «Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года

Газета «Красная Звезда» №241 (5612), 12 октября 1943 года

осень 1943, Н.Денисов, немецкая авиация, газета «Красная звезда», октябрь 1943, советская авиация

Previous post Next post
Up