Е.Кригер. Символ мужества

Nov 23, 2021 23:31


Е.Кригер || « Известия» №273, 19 ноября 1943 года

«В наступательных боях истекшего года наши войска обогатились опытом ведения современной войны. Наши офицеры и генералы умело руководят войсками, успешно овладевают искусством вождения войск. Красная Армия стала самой мощной и закалённой Современной армией». (И.Сталин).

# Все статьи за 19 ноября 1943 года.




Прошёл только год с тех пор, как народы мира - и в Европе, и за океанами - услышали сообщение, потрясшее умы, опрокинувшее обычные представления о возможном и невозможном, затмившее всё, что знала история войн о доблести солдат и мудрости полководцев.

Русские под Сталинградом перешли в наступление.

Далёким наблюдателям это показалось невероятным. Считали, что даже оборона Сталинграда есть чудо, и советские войска, державшие подступы к Волге, перешли тот порог сверхмерного напряжения, за которым силы человеческие исчерпываются, большего от человека, самого отважного, самого стойкого, ждать нельзя. И вот, прижатые к Волге, окружённые, стиснутые со всех сторон, дивизии Сталинградского фронта в полном взаимодействии с другими войсками Красной Армии переходят от обороны к решительному наступлению, берут немцев в кольцо, грозят раздавить всю армию германского фельдмаршала фон-Паулюса.

Как это стало возможным?

Вспомним, в те дни Советская страна находилась под угрозой небывалой, зловещей. Немцы под Сталинградом, в самом Сталинграде, немцы в горных перевалах Кавказа, в калмыцких степях, на подступах к нефти, рвутся к Астрахани, заносят окровавленный меч над великой русской рекой, грозят перерубить гигантскую, питающую фронт артерию - Волгу. У всех на сердце великое слово: Сталинград. И в нём для миллионов людей и тревога, и гордость, и боль, и суровая, прочная слава - на века, для потомков. Тысячам и тысячам людей во всех странах мира трудно было понять, как оттеснённые к самой воде, сдавленные камнем, закопавшиеся в прибрежный волжский песок, русские батальоны держатся против немецких полчищ, обладающих полной свободой маневра, дорогами, сухопутными коммуникациями, широким плацдармом для развития штурма, в то время как у русских в Сталинграде - одна волжская переправа под немецкими бомбами, пулемётами, минами, тонкая, хрупкая нить между восточным и западным берегами Волги. И русские не уходят, сбросить их в воду от разбитых сталинградских камней невозможно.

Был ли в истории войн случай, когда штаб армии находился в 1.500 метрах от противника? В такой обстановке работал штаб 62-й армии генерала Чуйкова. Его отделы размещались в маленьких пещерках, пробитых в склоне прибрежного холма, под нефтяными баками завода «Красный Октябрь», и нужно было пройти всего несколько шагов, чтобы попасть в штаб дивизии, полка, батальона, и каждый метр был здесь под огнём немецких орудий. Штабные карты в пещерках часто обваливались от взрывов, комья земли, полотняные занавески у входов взлетали под напором взрывных волн, осколки впивались в стены за спиной штабных офицеров. Однажды, подожжённая немецким снарядом, вспыхнула нефть в баках, пролилась огненными ручьями на склоны холма, на прибрежный песок, на самую волжскую воду, и Волга пылала. Пламя ревело и бушевало рядом со штабными пещерками, но штаб продолжал работать, потому что в сотнях метров от Волги существовала более грозная опасность, чем этот пожар, - немецкие танки, прогрызавшие путь к реке, к единственной переправе.

Телефонные провода тянулись через огонь, но раскалённая проволока попрежнему несла в себе сквозь пожар короткие слова приказа, быстрые, лаконичные распоряжения, и слова генералов проникали вместе с проводом телефона в подвалы разбитых домов, где сидели бойцы, в узкие щели между камнями, где забились с винтовками и гранатами защитники Сталинграда, на лестничные площадки между двумя этажами, которые кое-где и были линией фронта: только потолочные перекрытия разделяли здесь русских и немцев. И русские держались, русские сами переходили в атаку.

Плотность сталинградского боя, зажатого в груды камня, покажется немыслимой будущим историкам этой войны. В узких городских кварталах, перемалывая стены домов, толщу камня, столкнулись все силы разрушения, все средства современной войны, - сотни танков и пушек, миномёты, бронебойные ружья, а над теснотой сталинградского боя было ещё небо, днём и ночью швырявшее бомбу за бомбой, вонзавшее в окровавленное тело города пулемётные очереди. Авиация стала участником уличных битв, война вошла в город со всем своим багажом. Казалось, что человек не способен выдержать больше, чем день, самое большее неделю, такого невероятного напряжения, а советские люди держались там месяцами и в трудный час, приняли на себя удар многих немецких танков, сотен германских бомбардировщиков; тёплым телом своим, кровью своей, мукой ранения и презрением к смерти закрыли наши воины дорогу тысячетонному давлению немецкой брони.

Их держала надежда?

Нет. Их держала нравственная сила, которая становится действием. И умудрённый военным и житейским опытом генерал, и рядовой боец наш, державшие фронт Сталинграда, знали, что они бьются за свой народ, за славную и великую свою Родину, за советский строй - самый передовой строй в мире. Они знали могучую силу своей Родины и свято верили, в эту всё растущую силу, которая способна победить, должна и может победить, сломать гитлеровскую военную машину. Под стенами Сталинграда силой советской правды, доблестью русского сердца сверхвозможное стало обычным. И немецкие армии были остановлены там, где механические расчёты немцев потеряли свою силу в столкновении с живой, мудрой истиной, которая есть в сердце советского человека. Мёртвому расчёту гитлеровских штабов под Сталинградом, как и всюду на фронте, противостояла воинствующая мысль советских генералов, гениальная проницательность Сталина. В крестьянских избах, в блиндажах, в пещерах, где работали над картами советские генералы, как и в траншеях, где находились солдаты, не было видно ни хмурых лиц, ни угрюмой усталости в жестах, во взгляде, ни покорной готовности следовать на поводу у военной судьбы.

Я помню, как наезжавших на фронт писателей, иностранных корреспондентов поражало ровное, энергическое спокойствие наших генералов. Весь мир с тревогой следил за ходом сражения под Сталинградом. И много было таких людей, которые готовы были оплакивать судьбу этого города, не зная, что принесёт завтрашний день на окровавленной линии сталинградского фронта. А русские генералы всем своим видом обнаруживали деятельную, жизнелюбивую бодрость, совершенное присутствие духа, неутомимую энергию мысли.

- Что это? - спрашивали иностранцы. - Равнодушие к опасности? Внутренняя подготовленность к тому, чтобы с честью встретить самое страшное?

- Зачем же, - ответил один из генералов. - Это просто уверенность.

Позже в кругу своих людей генерал сказал:

- Сегодня мне звонил товарищ Сталин. Вы знаете, как он говорит теперь с нами? В тяжёлое для фронта время, когда грозят неудачи, он говорит с нами весело, мягко, порой даже пошутит. И когда кладёшь трубку после такой беседы, то чувствуешь, что способен горы сдвинуть перед собой. Когда же фронт спокоен и близок успех, только нужно успех этот взять в свои руки, - тогда нет более строгого, беспощадно требовательного, сурового учителя, чем товарищ Сталин. Он знает, что близость успеха может притупить нашу бдительность, вскружить головы, ослабить напряжение воли. О, как он строг в минуты военной удачи, как отечески ласков в тяжёлые для нас дни. Вот в чём секрет нашей бодрости.

Вот почему не было видно угрюмых людей в Сталинграде, в дымившихся расщелинах между камнями, где и дышать-то почти немыслимо, а люди там дрались; на прибрежном песке, где оборонялись бойцы генерала Родимцева, хотя песок не может быть крепостью; на переправе, где старые лодочники и капитаны стали солдатами невиданной битвы; в толще города, где рушились стены домов и камень становился щебнем и пылью, а русские люди оставались стоять против десятков и сотен танков противника, и тогда немецкая броня горела и рушилась в огне великого упорства советских людей.

Четверть века, прожитая с ленинской истиной в сердцах миллионов людей, стала и здесь гранитом на берегах русской Волги. И сталинская мысль снова, как год назад под Москвой, взлетела над войсками зовом к наступлению и победе. И настал час, когда сквозь бешеный рёв берлинского радио, предвещавшего близость триумфального для Германии конца войны, сквозь тревожную перекличку радиостанций Европы и Америки, вопрошавших о судьбе Сталинграда, сквозь грохот пушек германской осадной артиллерии, над шумом волжской битвы прозвучало сталинское:

- Вперёд!

И немцы, окружавшие Сталинград, сами стали трижды окружёнными, и немецкие генералы попали в плен вместе с голодными, оборванными, ошалевшими от страха немецкими солдатами. И страх от берегов Волги проник в далёкую Германию, просочился во все немецкие дома, сковал оловянные сердца немецких бюргеров и самое острое жало вонзил в сердце бесноватого Гитлера.

Сталинград стал страшен Гитлеру потому, что Гитлер считал его воротами к полной своей победе над Советской страной и был убеждён, что нет таких сил, которые способны были бы помочь русским в обороне волжского города.

Военные обозреватели многих стран с болью предвещали неминуемое падение Сталинграда: чудес на войне не бывает. Сталинград обречён. Но проходят окружённым под Сталинградом немецким армиям пред'явлен ультиматум о сдаче, немцы жрут конину, в назначенный ультиматумом час, секунда в секунду, сотни советских батарей открывают огонь, сотни советских бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков занимают фронт в небе, главенствуют. Советская суша и советское небо у Волги осуществляют сталинское - вперед! И немецкие солдаты и офицеры, обезумевшие в аду сталинградских боев, идут по льду через Волгу - под конвоем советских бойцов.

Это - ноябрь 1942 года. Немецкому наступлению в том году пробил конец. Мало того, Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. Призрак Сталинграда неотступно витал над немецкими дивизиями. Июльское 1943 года наступление немцев под Курском продолжалось недолго, девять дней. Затем немцы стали торопливо окапываться, они перешли к обороне. Красная Армия, пронесшая свои знамёна от берегов Волги, нанесла им тяжкий ответный удар.

Это - наш фронт 1943 года. На крыльях сталинского приказа - Вперёд! - знамёна победы взвились над Мелитополем и Днепропетровском, над Киевом и Речицей, шумят за Днепром, реют над всей нашей наступающей армией. Ноябрь 1943 года, спустя год после великой битвы на Волге - год коренного перелома в ходе войны, - Красная Армия проводит в боях наступления, в штурме, в атаках. Выстрелом каждой солдатской винтовки она приближает час нашей окончательной победы. //Евгений Кригер.

***********************************************************************************************
СТАЛИНГРАД. Осень 1942 года. Бой в одной из цехов Сталинградского завода.

Фото Г.Самсонова.



☆ ☆ ☆

18.11.43: Слава и доблесть артиллеристов Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
18.11.43: И.Эренбург: Его кровью! || «Красная звезда» №272, 18 ноября 1943 года
18.11.43: А.Леонтьев: «Тотальная» мобилизация в Германии и ее результаты ("Красная звезда", СССР)

17.11.43: А.Л.: Воровские заботы || «Правда» №283, 17 ноября 1943 года

16.11.43: Неустанно совершенствовать боевое мастерство ("Красная звезда", СССР)

14.11.43: А.Авдеенко: Флаг над Киевом* ("Красная звезда", СССР)
14.11.43: И.Ермашев: На северном фланге «европейской крепости» ("Красная звезда", СССР)
14.11.43: Л.Огнев: Житомир || «Правда» №281, 14 ноября 1943 года

13.11.43: И.Эренбург: В фашистском зверинце. «Великая Румыния» ("Правда", СССР)
13.11.43: Мщение и смерть немецко-фашистским захватчикам! ("Красная звезда", СССР)

12.11.43: С.Васильев. Киев || «Красная звезда» №267, 12 ноября 1943 года
12.11.43: М.Рузов: Юные подпольщики Добруша ("Известия", СССР)

11.11.43: И.Эренбург: Душа России** ("Красная звезда", СССР)
11.11.43: Н.Тихонов: Сталин ведет нас к победе ("Красная звезда", СССР)*
11.11.43: П.Олендер: В эти дни в Киеве ("Красная звезда", СССР)
11.11.43: П.Донской: Подробности боев за Киев ("Красная звезда", СССР)

10.11.43: Великий год || «Красная звезда» №265, 10 ноября 1943 года
10.11.43: П.Олендер: Слава нашему вождю и полководцу! ("Красная звезда", СССР)

09.11.43: Год великих побед || «Правда» №277, 9 ноября 1943 года
09.11.43: М.Брагин: Советские танкисты в битве за Киев ("Правда", СССР)

08.11.43: Л.Огнев: Битва за Киев ("Правда", СССР)
08.11.43: Л.Леонов: Размышления у Киева ("Правда", СССР)
08.11.43: Я.Макаренко: В столице Украины || «Правда» №276, 8 ноября 1943 года

07.11.43: К.Буковский: Киев 6 ноября ("Красная звезда", СССР)
07.11.43: Я.Макаренко: B Киеве || «Правда» №275, 7 ноября 1943 года

06.11.43: Н.Ковшова-Араловец: « Я обращаюсь к вам от советских матерей» ("Красная звезда", СССР)
06.11.43: П.Олендер: В районе Киева || «Красная звезда» №263, 6 ноября 1943 года

05.11.43: Итоги летней кампании Красной Армии (с 5 июля по 5 ноября 1943 года)
05.11.43: Обострение внутриполитического кризиса в Германии ("Красная звезда", СССР)

04.11.43: Громить ненавистного врага! ("Красная звезда", СССР)
04.11.43: Е.Габрилович: От Днепра к Кривому Рогу ("Красная звезда", СССР)

03.11.43: И.Эренбург: Новое братство || «Красная звезда» №260, 3 ноября 1943 года
03.11.43: Б.Глебов: Зверское убийство немцами раненых советских гвардейцев ("Красная звезда", СССР)

02.11.43: И.Павловский: Крым под ярмом немцев* ("Правда", СССР)
02.11.43: А.Авдеенко: Большой день ("Красная звезда", СССР)
02.11.43: П.Олендер: В песках || «Красная звезда» №259, 2 ноября 1943 года
02.11.43: П.Никитин: У ворот Крыма || «Известия» №259, 2 ноября 1943 года
02.11.43: Готовиться к зимним боевым полетам ("Красная звезда", СССР)

01.11.43: И.Эренбург: В фашистском зверинце. Палачи сюсюкают ("Правда", СССР)

Октябрь 1943:

31.10.43: Вперед, на врага! ("Красная звезда", СССР)
31.10.43: Н.Тихонов: Ленинград в октябре ("Красная звезда", СССР)
31.10.43: Н.Бурденко: Какими методами гитлеровские изверги истребляют советских людей ("Правда", СССР)

30.10.43: Призывы ЦК ВКП(б) К 26-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
30.10.43: Вс.Иванов: По следу || «Правда» №268, 30 октября 1943 года

29.10.43: Комсомол - слава и гордость отчизны ("Красная звезда", СССР)
29.10.43: Слава нашей советской молодёжи! ("Известия", СССР)
29.10.43: 25 лет ВЛКСМ || «Правда» №267, 29 октября 1943 года
29.10.43: И.Эренбург: Дело совести || «Правда» №267, 29 октября 1943 года
29.10.43: Джамбул: Привет тебе, Комсомол! ("Комсомольская правда", СССР)

28.10.43: Письмо матери Зои Космодемьянской бойцам и офицерам ("Красная звезда", СССР)
28.10.43: И.Эренбург: Чернорабочие победы ("Красная звезда", СССР)
28.10.43: П.Трояновский: Солдатское счастье ("Красная звезда", СССР)
28.10.43: В.Каверин: Лиза || «Известия» №255, 28 октября 1943 года

27.10.43: И.Эренбург: Фриц-гуманист ("Красная звезда", СССР)
27.10.43: Битва за правобережную Украину ("Известия", СССР)
27.10.43: 27 октября 1943 года || «Вечерняя Москва» №254, 27 октября 1943 года

26.10.43: Р.Землячка: Поколение бесстрашных ("Красная звезда", СССР)
26.10.43: М.Рыльский: Слава армии-освободительнице! ("Известия", СССР)

25.10.43: Д.Заславский: Могучая сила || «Правда» №264, 25 октября 1943 года
25.10.43: С.Красильщик: Боевые будни Александра Молодчего ("Правда", СССР)
25.10.43: 25 октября 1943 года || «Вечерняя Москва» №252, 25 октября 1943 года

24.10.43: П.Лидов: Пять немецких фотографий || «Правда» №263, 24 октября 1943 года
24.10.43: А.Довженко: Смотрите, люди! || «Правда» №263, 24 октября 1943 года

23.10.43: К.Буковский: Пепел Дарницы ("Красная звезда", СССР)
23.10.43: И.Эренбург: Путь народа** ("Красная звезда", СССР)

22.10.43: Ю.Лукин: Битва за нашу Советскую Украину** ("Красная звезда", СССР)
22.10.43: И.Бачелис: «Битва за нашу Советскую Украину»* ("Известия", СССР)
22.10.43: Л.Огнев: Севернее Киева || «Правда» №261, 22 октября 1943 года

21.10.43: А.Толстой: Героическая эпопея ("Известия", СССР)
21.10.43: Л.Железнов: Могила воина ("Красная звезда", СССР)
21.10.43: Б.Ефимов: «Горит Восток зарею новой...» Крупная дрожь у мелких хищников

20.10.43: В.Антонов: Кровь, взывающая к мести* ("Известия", СССР)*

19.10.43: Бои на заднепровских плацдармах ("Красная звезда", СССР)
19.10.43: Герои битвы за Днепр || «Известия» №247, 19 октября 1943 года

Газета «Известия» №273 (8266), 19 ноября 1943 года

осень 1943, ноябрь 1943, газета «Известия», Евгений Кригер, битва за Сталинград, Г.Самсонов

Previous post Next post
Up