Илья Эренбург. Заря возмездия

Nov 03, 2016 21:03


И.Эренбург || « Правда» №270, 1 ноября 1943 года

За советскую отчизну идут в бой сыны всех народов Советского Союза. Да здравствует Красная Армия - армия братства и дружбы народов СССР! (Из призывов ЦК ВКП(б) к 26-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).

# Все статьи за 1 ноября 1943 года.

В ФАШИСТСКОМ ЗВЕРИНЦЕ




Палачи сюсюкают

Фашистское радио описывает встречу Муссолини с доктором Леем: «Дуче сказал: «Немцы - это большие и добрые дети».

Можно ли выразиться точнее? Ангелочек Муссолини очарован нежностью Лея. Ведь дуче невинен. Что он делал в жизни? Да только шалил. Шутя он травил ипритом абиссинцев. Шутя убивал испанских детей в Малаге и в Барселоне. Шутя напал на Францию и Грецию. Играя в прятки, залез на Дон. Это были милые игры большого, пухлого Бенито. Теперь он встретился с другим младенцем и расчувствовался.

Много лет тому назад, резвясь в кельнском ресторане «Ратскеллер», детина Лей поломал ребра двум посетителям. Потом Лей занялся членовредительством в мировом масштабе. Не удивительно, что он умилил беглого дуче.

Гитлеровцы - «большие и добрые дети». Замечательно сказано. Лучше не придумаешь. Они сожгли Варшаву и Роттердам. Белград и Чернигов? Ах, не говорите, эти детки любят играть со спичками. Они вешают? Да, у них такие игры. От своей детской доброты они расстреливают детей. Они закапывают живых в могилу: они ведь шалуны. Они вытоптали Европу: детки разыгрались...

Звериный вой не похож на лепет, и Германии Гитлера не сойти за детский сад. Детоубийцы не получат каши ни манной, ни березовой. Их ждет другое: эшафот.

Тоска колбасника

Германская армия терпит одно поражение за другим. Немецкие газеты взывают: «Час серьезен! Что будет с великой Германией

Ефрейтор германской армии Франц Зокол тоже мучительно переживал отступление. О своих душевных муках он написал господину Шефферу и госпоже Шеффер, проживающим в Мюнхене. Ввиду поспешности немецкого отступления это письмо попало в мои руки. Вот его дословный перевод:

«Мои дорогие!

Спешу вам сообщить, что я вчера написал моей Анни о свинье. Я знаю, насколько вам это нужно, а для меня свинья это чересчур много, я не могу с’есть свинью за несколько дней. Я думаю, что можно её засолить в литровых банках. Для этого мне нужны банки, но прежде всего машинка для закупорки. Мне сказали, что хозяйки употребляют такие машинки для засола всевозможных вещей, значит вы сможете ее раздобыть. Вес такой машинки полтора кило. Банки я частично могу достать здесь, но лучше будет, если вы пришлете мне соль в литровых банках. Имеются три сорта банок: из черной жести, из белой и с резиновым кольцом, из черной мне не подходят. Если вы сможете вместе с моей Анни раздобыть машинку и банки, я заколю свинью. Если вы не достанете, я заколю её только зимой, так как я рассчитываю получить отпуск в декабре, тогда мясо сохранится в дороге. Но я не знаю, смогу ли зимой достать свинью? Ведь теперь русских жителей выселяют, а русские не имеют права убивать свой скот. Вы можете получить марки на киловую посылку, присоедините марки, которые я послал моей Анни. Соединив два талона на киловую посылку, можно выслать и машинку. Кроме того, я отправил Анни около сотни коробочек для стограммовых посылок, их можно связывать. Мои товарищи здесь получали по восьми в день таких посылок. Некоторые из них наладили дело, они механики и сами умеют запаять жестянки, но надо сказать, что они посылают домой по одной банке в месяц, и это несравнимо с моими планами. Если можно, купите талоны на посылки. Во всяком случае сядьте с моей Анни и хорошенько обсудите все возможности. Может быть, Анни дадут на заводе лишние марки? Так или иначе, нужно помочь мне, потому что я не могу больше спокойно спать, я все время думаю, как бы это устроить? Я уже писал моей Анни, что мне не терпится заколоть свинью. Я уже здесь все подготовил. Не будь так тепло, я попробовал бы послать просто почтой, но посылки идут слишком медленно, а если я буду ждать морозов, я могу прозевать все. Поймите это и действуйте. Шлю всем вам приветы.

Франц».

Немцы отступали. Гибли приятели Франца Зокола. Но колбасник думал об одном: как засолить свинью? Он страшно страдал: отчего нельзя сожрать свинью в один присест? Он не спал ночами, он томился, этот бравый ефрейтор германской армии: где же жестянки, где соль, где машинка для закупорки? Русская пуля избавила его от душевных терзаний.

Заря возмездия

Немало грабителей лежат мертвыми среди степей Украины. На них находят письма. Эти листочки свидетельствуют, что и соучастники разбоя уже видят начало расплаты.

Вернер Клуге (п.п. 06052 I) был некогда актером. Потом он стал унтер-офицером армии грабителей. Он убит и зарыт, в его кармане нашли пачку писем от берлинской певицы Герты Пули. Она описывает, как живет столица Германии.

«2 августа 1943. Вчера, был день рождения госпожи Вейде. Она выставила бутылку вина и торт с «военным кремом». Надо украсить те несколько часов, которые, может быть, нам осталось жить.

Все здесь обстоит очень печально. Люди оставляют свои дома, не зная, когда они вернутся и вернутся ли. Невозможно описать, что делалось, когда об’явили об эвакуации. На вокзалах столпотворение. Все носятся с чемоданами, с одеялами, с детскими колясками, с детьми на руках. Часть берлинцев переехала за город, умоляет крестьян, чтобы им разрешили переночевать. Некоторые ночуют в палатках. При этом берлинцы ведь, собственно говоря, еще ничего не пережили. Мою мать я тоже отправила, то-есть я ее отвезла на вокзал вместе с чемоданами. Поезд шел в Киль. Ты не можешь себе представить, что там творилось! В конце концов мы всунули мать в окошко вагона. Мать была в ужасном состоянии и плакала. Она пишет, что поездка была страшной. Четыре раза им пришлось пересаживаться, так как ни один поезд не идет больше через Гамбург. В Эльсборне тоже уцелел только вокзал. На службе у нас все готово, чтобы перебраться за город. Дела запакованы....»

Так выглядел Берлин до сентябрьских дней. Вот письмо той же Герты Пули после.

«18 сентября 1943. Я решила писать на машинке, так как после пережитого мой почерк стал таким неразборчивым, что ты вряд ли смог бы прочесть. Как мне тяжело писать тебе обо всем этом! Ночью с З на 4 сентября Берлин опять пережил тяжелое воздушное нападение. На следующее утро Карл мне позвонил и сообщил, что дом Шмидтов совершенно разрушен. Все твое имущество погибло, а сами Шмидты пали жертвой, они лежат, погребенные под обломками, в убежище. Солдаты раскапывали сутки, так как до субботы еще были слышны постукивания. Как ужасно все, что мы пережили! Моабит это кошмар. Вдоль улиц стоит мебель, в большинстве случаев негодная, ее успели вытащить. Дома, как после битвы. Так я себе представляю разрушенную в свое время Варшаву. Здесь царство смерти, настоящий танец мертвых.

Каждый вечер ложишься с мыслью: доживу ли я до утра? Все это мы пишем вам, которые сражаются, чтобы обеспечить нам мир. Мы не хотим вас обескуражить, но этого нельзя скрыть.

Кафе на Курфюрстендаме переполнены. Бегают какие-то странные люди, их надо бы прямо направить в сумасшедший дом.

Все уезжают. Не знаю, будут ли эвакуированы все высшие учреждения. Мы этого ждем. В убежищах стало просторней.

Распоряжения неопределенны. Возможно, что нас расквартируют в маленьком местечке. Учреждения будут распределены по палаткам, здесь же придется ночевать. Крестьяне недовольны, что беженцы все пожирают. Если бы было вино, я напилась бы, вот и все»...

Герта Пули не случайно вспомнила про Варшаву. Волны от тяжелых бомб благотворно отразились на ее умственных способностях. Она вспомнит еще и Роттердам, и Гомель, и Ленинград. Она многое вспомнит, если только ее воспоминаний не оборвет сострадательный осколок фугаски. Они хотели уничтожить мир, и вот над ними занимается кровавая заря возмездия. // Илья Эренбург.
_______________________________________
И.Эренбург: Душа России* ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Армия жизни ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
Преследование отступающих немцев
(От военного корреспондента «Правды»)

По всему нашему фронту от Днепра до побережья Сиваша идёт преследование отступающего противника. У немцев уже нет сплошного фронта обороны. После блестящего мелитопольского прорыва последовал искусный манёвр наших частей на расчленение и дробление немецких войск. С большим мастерством проводятся операции наших подвижных частей - танков, мотопехоты конницы. Они врезаются глубоко во вражеский тыл, парализуют его, берут огромное количество трофеев и пленных. А вслед за ними стрелковые части, выдерживая быстрый темп, шаг за шагом очищают от противника важнейший стратегический район нижнего Приднепровья. Линия фронта, пункты соприкосновения с врагом отодвигаются на запад с каждым часом. Карта сегодня неузнаваема. Вчера только об’явили стране о взятии Геническа, Аскании Нова, Павловки и других крупных населённых пунктов, а сейчас войска сделали уже новый рывок вперёд. Сегодня взяты районные центры Запорожской области - Сивашское и Ново-Троицкое, а также крупные населенные пункты Чаплинка, Верхний Рогачик, Ново-Алексеевка, Воскресеновка, Григорьевка и др. Всего сегодня освобождено более 200 населенных пунктов.

Воины нашего фронта уже вступили на ту землю, где в годы гражданской войны гремела слава молодых советских армий. Мы идём по маршрутам легендарных полков Фрунзе.

Каховка, Перекоп, Никополь, днепровские переправы уже хорошо знакомы нашим лётчикам. Авиаразведка дает замечательную картину. На днепровских переправах и на бесчисленных дорогах, ведущих к ним, сгрудились в беспорядке немецкие автоколонны, обозы, вереницы танков и орудий, транспорты с продовольствием.

За авиаразведкой вполне естественно следует авиабомбёжка. Лётчики 4-го Украинского фронта непрерывно бьют по немецким переправам. Враг несёт колоссальные потери. То, что он не успевает переправлять за Днепр, он пытается сжечь. Огромное количество вражеского вооружения берут трофейные команды в исправном состоянии. Одно соединение вчера захватило несколько десятков орудий, склады с боеприпасами и продовольствием и железнодорожные вагоны и платформы, груженные зерном. Сегодня трофеи пополнились множеством других видов военного имущества. На одном из участков захвачено много шестиствольных миномётов.

Не меньше неприятельской техники уничтожается огнём нашей артиллерии и танков. За прошедшие сутки сожжено и разбито несколько десятков немецких танков, много автомашин, орудий, пулемётов.

Дороги фронта попрежнему заполнены толпами мирных жителей, которые освобождаются нашими войсками от угона в немецкий тыл. Выясняются страшные подробности издевательств гитлеровских мерзавцев над советскими людьми. Жителей Севастополя, Симферополя, Армянска немцы гнали в своё время к Мелитополю. Потом эти несчастные люди вынуждены были под страхом расстрела итти за Днепр. Тянулись огромные обозы тачечников. На десятки километров растягивалось это шествие обнищавших, обездоленных людей. Голодные и истощенные падали и умирали на дорогах. Гибли дети. Сейчас тысячи жителей спасены Красной Армией и получают кров.

По мере продвижения наших войск у противника отбирается награбленное народное добро: зерно, скот, птица. Советские войска стремятся выполнить свой долг перед родиной - не дать противнику уйти невредимым и живым за Днепр. // М.Шур. Район между Днепром и побережьем Сиваша. 31 октября. (По телеграфу).

*****************************************************************************************************************
CВЕРХ-ХВАТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ.

Рис. Кукрыниксы





Показ молодых дарований

Из города Молотова в Москву приехала группа учащихся Ленинградского Государственного ордена Трудового Красного Знамени хореографического училища.

С того момента, как училище было переведено в город Молотов, нам были созданы необходимые условия для работы. В Молотове работает Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, его ведущее артисты смогли снова заняться педагогической деятельностью. Работают художественный руководитель училища Н.Ивановский, заслуженные артисты В.Пономарев, А.Лопухов, Б.Шавров, старейший педагог Е.Вечеслова-Снеткова, балерины Н.Камкова и Л.Тюнтина (последние две вместе с Н.Ивановским возглавляют группу, приехавшую в Москву).

Первый же концерт нашего училища на сцене театра им. Кирова в Молотове превратился в волнующую встречу старшего поколения русских мастеров танца с будущими артистами. Наше училище высоко хранит традиции старейшей русской хореографической школы.

Ученики старших и младших классов проходят производственную практику в театре им. Кирова, участвуя в балетных и оперных спектаклях.

За время пребывания в Молотове наше училище подготовило два выпуска: в прошлом году - 17, а в этом году - 24 молодых артиста. Летом мы дали традиционный торжественный выпускной спектакль, показав одноактный балет Дриго «Волшебная флейта», и большой концерт. Спектакль прошел с огромным успехом. В балетную труппу театра им. Кирова в этом году зачислено 5 девушек и 2 юношей. 5 молодых артистов направлено в Ленинградский Малый оперный театр, находящийся сейчас в г. Чкалове. Наши молодые артисты приглашены в Молотовский, Свердловский, Ашхабадский, Ташкентский и другие театры. Молотовские областные организации создали условия, способствовавшие повышению качества учебы. Мы не остаемся в долгу: готовим из местной детворы артистов балета для Молотовского театра.

В Москве состоится несколько выступлений наших учащихся. Среди выпускников есть очень одаренная молодежь, обещающая вырасти в настоящих мастеров танца.

Училище постарается оправдать заботу правительства о нем в суровые дни великой отечественной войны.

С радостью посвящает наш коллектив свои выступления комсомолу, в рядах которого состоит подавляющее большинство учащихся. // Профессор А.Ваганова. Народная артистка РСФСР.

_________________________________________________
И.Эренбург: Горе им! ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Вавилон* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Путь к Германии ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Прогулки по Фрицландии** ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №270 (9406), 1 ноября 1943 года

осень 1943, ноябрь 1943, Илья Эренбург, Германия в ВОВ, 1943, газета «Правда»

Previous post Next post
Up