«Битва за нашу Советскую Украину»*

Oct 22, 2019 06:56


И.Бачелис || « Известия» №250, 22 октября 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Приём тов. И.В.Сталиным г-на Антони Идена. (1 стр.). Состав Советской Делегации на Совещании Представителей Советского Союза, Соединённых Штатов и Великобритании. (1 стр.). Обращение шахтёров-стахановцев комбината «Москвоуголь» ко всем шахтёрам Советского Союза. (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями работников угольной промышленности. (2 стр.). Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы Знаменка, Фастов и станцию Никополь. (3 стр.). К.Тараданкин. Бои за Мелитополь. (2 стр.). Н.Кавская. Большой день в Клушинке. (2 стр.). В.Вахрушев. Гордость советских угольщиков. (3 стр.). И.Бачелис. «Битва за нашу Советскую Украину». (3 стр.). Положение в Италии. (4 стр.). Действия авиации союзников. (4 стр.). Подготовка в США конгресса американо-советской дружбы. (4 стр.).

# Все статьи за 22 октября 1943 года.

НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ




Когда вы будете смотреть фильм о битве за нашу Советскую Украину, созданный Александром Довженко совместно с Ю.Солнцевой и Я.Авдеенко, войска Красной Армии продолжают с боями продвигаться за Днепром, освобождая новые города и сёла далеко впереди за той чертой, где оставили вас последние кадры фильма. Наверное вместе с частями Красной Армии будут итти вперёд и операторы кино, запечатляя дальнейший путь освобождения, снимая кадры новой серии этой картины. И, когда вы услышите салюты в честь победных подвигов советских воинов, освободителей Украины, перед вашими глазами будут вставать вновь и вновь кадры этого фильма, в ваших ушах будет звучать страстная речь Довженко.

Никогда ещё в кино не слышали мы подобной речи. Голос художника (звучащий с экрана в сдержанной и спокойной передаче артиста Л.Хмара.) полон внутреннего трепета, волнения и достоинства, он проникает в душу, заставляет передумать и осмыслить всё, совершенное советским народом в этой великой битве за свою жизнь, за свою честь, за своё счастье.

Советский зритель видел немало сильных и незабываемых снимков и документов войны. Мы видели бушующую стихию огня, горящие здания, растоптанные поля, пепелища и трупы растерзанных людей. Мы видели картины отступления и возвращения, смелые броски наступающих дивизий, развевающиеся бурки конников и мерную поступь пехоты, кромешный ад боёв и трудовой пот победы. Всё это запечатлено и в фильме о битве за Украину. Но никогда трагедия народа не была ещё показана в такой сгущённой, концентрированной форме. Сейчас мы смотрим на разрушения, на следы фашистских зверств глазами возвратившихся людей, мы видим их на фоне наступления Красной Армии, и тем сильнее воздействие фильма на ум и сердце зрителя. То, что много раз видено на экране, раскрыто здесь перед нами как бы изнутри. Словно на экране горит не дом вообще, а над нами, сидящими в зрительном зале, пылает крыша, над нами гнутся стропила и скрежещет железо в огне...

Такой силы художественного воздействия редко достигало документальное кино. Перед нами документы, только документы, ничего, кроме документов, а в сознании возникает написанная с громадным талантом и темпераментом страница истории, кровавая страница, освещённая философской мыслью, воспринимаемая, как глубокая дума об исторической судьбе народа. Документальный фильм складывается обычно из ряда сопоставленных по определённому плану киносвидетельств, последовательно рисующих ход, масштаб и смысл событий. Фильм Довженко, Солнцевой и Авдеенко даёт больше. Нигде не выходя за рамки документов, он сумел стать одновременно и летописью событий и думой современника, обвинением очевидца и приговором гуманиста, исследованием историка и исторической хроникой большого художника. Он посвящён «бессмертной памяти славных сынов и братьев оружных украинского народа, что понесли великий труд боёв и пролили свою кровь за его жизнь и свободу, и в знак славных воинов наших, несущих под знаменем Ленина-Сталина суровую месть немецким захватчикам».

Более 20 операторов запечатлели в этом фильме правду войны; они сами шли в бой, они уходили в тыл к врагу, они были очевидцами всюду, где дрались советские люди, и они сумели показать войну в её жестокой точности и полноте. Более 20 операторов снимали этот фильм, но двадцатью парами глаз, двадцатью фотографическими об'ективами мы видим события с одной точки зрения, охватываем могучую панораму двухлетних боёв единым взглядом. «Когда утихнет гром последних орудий и аэропланы начертают в небесах слово мир на всех языках; когда не вернётся домой такое множество дорогих и любимых; когда миллионы людей возвратятся не в дома, а на пепелища, и, оглядываясь, не узнают ни улиц, ни сёл, ни городов своих и не найдут уже никогда тех, к кому стремились их сердца, - только тогда увидит человечество, какой страшный путь оно прошло, в какую бездну неописуемых страданий, нищеты, горя и безвозвратных потерь ввергнул его подлый атаман немецкого воинствующего империализма Гитлер»… Так говорит фильм.

Хроника, которая, казалось, способна только улавливать внешнее течение событий и показывать их фактический ход, раскрывает перед нами дух и характер народа, как это мог бы сделать историк, политик или философ. Но это сделал художник, и в его работе о великой борьбе народа соединились точность историка, глубина философского взгляда, темперамент и страсть политического мыслителя и борца. Ибо все, о чем говорит фильм, пережил и передумал народ. Содружество художников, создавших этот фильм, напоминает зрителю, сколь многого достигла Советская Украина перед войной, и эти кадры сказочного изобилия, кипучего творчества, полноты политического, экономического и культурного расцвета сопоставлены с тем, что обрушили на цветущую землю Украины «голубоглазые двуногие скоты из гитлеровской неметчины». «Несказанно прекрасной была Украина перед войной, и никогда, сколько свет стоит, не была она такой богатой и пышной, такой невиданно прекрасной, как в то лето... Все, что было с такой любовью и талантом посеяно, посажено, полито; все, что могло расти, цвести, плодоносить и радовать человеческую душу, все пело славу народа - и запорожские степи, и Карпатские горы, и Днепр, и Буг, и Днестр, и тихий Дунай... Молодая Советская Украина шла впереди, как победительница в самом благородном человеческом состязании - социалистическом труде».

Художники показали, что принесли гитлеровцы украинскому народу. Фильм воспроизвел мир пепелищ и рабства, виселиц и нищеты, созданный немцами для украинского народа, предуготованный для всех славянских народов гитлеровскими палачами, «сеятелями смерти, могильщиками Европы». Корчащиеся в огне города, ямы, полные трупов, виселицы, заросшие травой корпуса заводов, отброшенные на сто лет назад люди, запряженные в бороны на своих полях, сеятели с допотопным лукошком, и матери, рыдающие над растерзанными детьми. Художники обнажили страдания, открыли кровавые раны, нанесённые немцами Украине: «Смотрите, живые, не отворачивайтесь от страшных наших ям, - вопиют мертвецы с экрана, - нас нельзя уже ни забыть, ни замолчать, нас много. Нас великое множество на Украине, не забудьте нас. Отомстите Германии за наши муки».

Народ молча, стиснув зубы, перешагнул через боль и кровь. На советский народ вероломно напали немцы, и народ поднялся на бой, чтобы ненавистью и гневом, ожесточением своего опалённого сердца сражаться и вернуть себе власть над своей исторической судьбой.

«Уходили на восток украинские люди. Угоняли стада, увозили машины, взрывали электростанции, мосты и заводы, фабрики. Ничего не пожалели… С тяжёлым чувством отходили защитники родины, уносили на восток самое дорогое, - оружие и веру в победу». Их вера оправдала себя, восторжествовала над бедствиями. Отступив до Волги, сыны украинского народа, совместно с русскими и всеми другими советскими братьями, рванулись на освобождение родной земли, Советской Украины. Они прошли Донбасс, они вернулись в Харьков, они увидели синие воды Днепра - реки своей истории. Какие это были сражения! Экран перемещает зрителя в центр боёв. Проносятся снаряды, рвутся мины, взлетают на воздух здания, падают люди, и без конца, без края, через немецкие трупы движутся вперёд освободители украинской земли. «Вдохновлённые любимым маршалом Сталиным, благословляемые и приветствуемые освобождённым народом, гвардейцы словно забывали пройденные просторы, усталость, жертвы и бросались в танковые атаки с яростью быков, и никогда, может быть, бессмертие народа не ощущалось в жизни с такою силою, как среди этого грома пожаров и множества свежих могил».

image You can watch this video on www.livejournal.com



Из многострадальной, истерзанной Украины поднялась Украина героическая. Мы видим её бойцов, её генералов, ее народные армии, её партизанское войско. В советском тылу нашла она свою крепость, и на Урале кипит сталь украинского замеса, строят танки ладные руки украинских мастеров, сваривает броню мысль украинского учёного, Героя Социалистического Труда академика Патона. Это она, героическая Украина, превратила немецкий тыл во фронт - и из лесов Волыни операторы Фроленко, Касаткин, Вакар и Глидер принесли на экран кадры партизанской борьбы; на земле, ещё заслонённой от нашего взора спинами немецких бандитов, мы видим наших партизанских генералов и золотые звёзды на груди Героев Советского Союза. Это героическая Украина превратила свой фронт в стальную лавину воли: - Никогда не жить немцам на Украине, никогда!

И весь фильм встаёт перед зрителем, как образ этого подвига Украины, как вечное напоминание о жертвах, какими народы окупают своё будущее. «Какими придут народы к торжественному столу победы, трудно судить. Много ещё боёв впереди, много пожаров. Но одно уже ясно. Украинский народ придёт со следами тягчайших лишений. Сочтёт ли мир его раны, сочтут ли народы погибших его сыновей и дочерей, сожжённые города, снесённые с лица земли сёла? Эта хроника - одна лишь страничка великой трагической книги народа». Так говорит фильм.

Но в этом огне страданий битва за Украину предстаёт перед человечеством, как созидательный акт истории, в котором народ во всей своей толще выступает героическим творцом будущего. Иногда Довженко обращается к зрителю как бы из этого будущего, чтобы оценили мы величественные дни борьбы, как будут ценить их потомки, чтобы уже сейчас взвесили современники каждую каплю пролитой крови, как легла она золотой гирей на весы исторических судеб. Сегодняшний зритель видит в картине то, что увидит народ и столетия спустя в битве за нашу Советскую Украину: благородную, чистую доблесть потомков запорожской вольницы, рыцарей Богдана Хмельницкого - героических советских ладей, поднявшихся на вершину своей истории, завоевавших для своей родины признательность всех народов и величие на все времена.

- Мы существуем уже, как победители, в этой гигантской борьбе, - говорит фильм. - И такими останемся. Это наша история, наша жизнь и бессмертие. // И.Бачелис.
_
_________________________________
Битва за нашу Советскую Украину». Новый документальный фильм. План фильма - Ю.Солнцевой. Текст - А.Довженко. Фильм снимали 24 оператора. Режиссёры - засл. артистка РСФСР Ю.Солнцева, Я.Авдеенко. Художественный руководитель - лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств А.Довженко. Военный консультант - генерал-майор С.Платонов. Производство Украинской и Центральной студий Кинохроники, 1943 г.

Газета «Известия» №250 (8243), 22 октября 1943 года

осень 1943, газета «Известия», октябрь 1943

Previous post Next post
Up