Могучая сила

Oct 25, 2020 04:06


Д.Заславский || « Правда» №264, 25 октября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письмо товарищу Сталину от колхозников и колхозниц Раменского района Московской области (1 стр.). От. Советского Информбюро. Оперативная сводка за 24 октября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Предоктябрьское социалистическое соревнование (1 стр.). К пребыванию в Москве английской и американской делегаций (1 стр.). Бомбардировка нашей авиацией железнодорожных узлов Знаменка, Фастов и станции Никополь (2 стр.). Всеволод Вишневский. - Ленинградский комсомол в борьбе за Родину (4 стр.). Возрождается жизнь в освобожденных районах: Д.Заславский. - Могучая сила; А.Колосов. - Народная стройка (3 стр.). Б.Полевой. - Прорыв за Днепром (2 стр.). Я.Макаренко. - Южнее Речицы (2 стр.). С.Красильщик. - Боевые будни Александра Молодчего (2 стр.). А.Еголин. - Глеб Успенский - к 100-летию со дня рождения (2 стр.). Викторина Кригер. - Праздник юного творчества (4 стр.). Военные действия в Италии (4 стр.). Мобилизация французов на работу в Германию провалилась (4 стр.).

# Все статьи за 25 октября 1943 года.




Город горел и дымился, в нем еще стреляли укрывшиеся немецкие автоматчики, а советские люди, хозяева города, уже вступали в него и присматривались: с чего начать восстановление.

Город был страшен и жалок. Города в сущности не было. Из глубокого, почти в человеческий рост покрова снега торчали почерневшие развалины, скелеты домов. По снегу разбегались дорожки, похожие на звериные тропы. Люди осторожно ставили ногу в следы, боясь сделать хотя бы один шаг в сторону. Под снегом были мины.

Всюду спутавшаяся в клубки рваная проволока преграждала путь. Валялись телефонные, телеграфные, трамвайные столбы. Город был темен, слеп, нем. Немцы были убеждены, что он убит, что его нельзя будет вернуть в жизни.

...Трамвайные вагоны с деловитым звоном катятся по улицам Калинина, а улицы приезжему человеку бросаются в глаза особым своим видом: среди опрятных, вполне исправных домов с целыми стеклами в окнах, со следами свежей краски и штукатурки стоят развалины, кирпичные остовы, полуразрушенные коробки. Из них некоторые обнесены деревянным забором. Идет стройка.

Опрятные и исправные дома недавно были развалинами. Многие развалины скоро будут исправными домами. Но некоторые нельзя восстановить. Они будут снесены.

Город живет. Он живет даже как будто более оживленной жизнью, чем прежде, потому что он весь в хлопотах огромной строительной работы. Город чист, светл, деловито шумлив. Его раны стали глубокими шрамами. Они зарубцевались и не скоро время сгладит их. Но это шрамы - на здоровом и мужественном облике города, организм которого перенес страшное бедствие.

Когда впервые после освобождения от немецкой оккупации, 18 декабря 1941 года, собрался городской комитет партии, не было еще света, и при лучине замерзшими от лютого холода пальцами секретарь писал от руки первый протокол - не было и пишущей машинки. Холод и темнота. Сугробы снега. Пустой, разрушенный город. Немцы еще под самым городом, и еще раздаются выстрелы последних вылавливаемых немецких автоматчиков. Как и с кем начинать работу?

Население разбежалось от немцев. Оно теперь возвращалось со всех сторон. Надо было найти, собрать, поставить на немедленную работу лучших, передовых организаторов, большевиков. Надо было прежде всего накормить тех, кто был здесь и должен был работать, надо было дать свет и тепло, огонь и воду, без чего нет жизни.

Две пекарни начали работать 18 декабря. Свет был дан 26 декабря. На следующий день затоплена была первая баня. В приказе №1 по Вагонному заводу было сказано: открыть детский сад. Первого января 1942 года почтальоны стали разносить письма и газеты. Вода потекла из восстановленного водопровода 7 января. Через неделю заработала канализация. Пятого февраля прошел по улицам, очищенным от немецкой грязи, первый вагон трамвая.

Так оживал город Калинин. Так оживали и другие города в Калининской области. Теперь надо было строить, строить изо всех сил, в первую очередь жилища, во вторую - культурные учреждения, восстанавливать промышленные предприятия.

Ясно было одно: надо строить. И ясно другое: строить придется своими силами. Жители должны восстанавливать свои жилища, рабочие - свои предприятия, актеры - свой театр.

Весь Калинин стал большим строительным предприятием. Растущее население, все сплошь, старые и малые, стали каменщиками, штукатурами, слесарями, столярами.

Это был замечательный и поучительный период своеобразной робинзонады. Из обломков, из обрывков, из лома, из хлама добывались материалы, создавались станки и инструменты. Восстанавливалось взорванное, обгорелое оборудование. Из ржавой проволоки на самодельных станках изготовлялись гвозди, их называли «лапшой», они действовали, как действовало и все иное, - подчас самым удивительным образом и вопреки всякой строительной теории.

Это были, однако, только подступы к широкой восстановительной работе. И когда возникли первые цехи на заводах, когда задымились печи в восстановленных домах, когда школьники, сменив заступы и топоры на учебники, пошли в школы, когда на отремонтированных путях пошли первые трамваи, когда полностью стали работать в Калинине все электростанции, - возникли тогда специальные строительные организации: строительный трест в городе Калинине, строительные конторы при районных советах.

Теперь на помощь строителям из местных жителей пришли добровольцы-колхозники из восточных районов, куда не был допущен враг; пришли рабочие, которых можно было теперь освободить из предприятий в результате последовательно проведенного уплотнения работ; пришли учащиеся из школ ФЗО.

Городское население в освобожденных районах Калининской области прошло и проходит большую строительную школу. Ее основное правило: «Надо выходить из положения». Выходят всюду. Проявляется инициатива, изобретательность, сметливость. Очевидной, доказанной истиной стало, что огромная область, не уступающая по размерам иному европейскому государству с культурным, способным населением, может у себя под руками найти решительно все, что необходимо для восстановления городской жизни. Есть для этого и силы. Нужна охота, нужна организация.

Так всюду стали возникать, действовать и восстановленные, и вновь построенные заводы строительных материалов: черепично-плиточные, и кирпичные, и известковые. В мастерских стали изготовлять новый вид черепицы - железной, из остатков железной кровли. На деревообделочных заводах изготовляются рамы для окон, дрань для крыш и все, что необходимо для строительства. Из пяти стекольных заводов восстановлены в области четыре. Уж казалось бы, где добыть электрических лампочек? А и их стали добывать в мастерских по регенерации лампочек.

И только-только построившись для себя, наладив первые, элементарные условия для бытовой жизни, первые культурные учреждения, больницы и школы, население городов стало работать на фронт, стало помогать Красной Армии бить врага, ненависть к которому в городах освобожденных районов особенно остра, люта, потому что не по рассказам, не из газет узнали калининцы немцев-дикарей, и у каждого есть за что отомстить фашистскому зверью.

Восстановительная работа в Калинине и в других городах области может показаться чудом, да она и есть советское чудо. Она только потому и могла быть проделана в столь короткий срок, что делали ее советские люди, делали с тем же под’емом, с тем же воодушевлением, с тем же всенародным порывом, с каким ведет бои Красная Армия, с каким работает в тылу весь советский народ.

Огромная сила заключена в восстановительной работе. Источник этой силы в ненависти к врагу, в горячей любви к своему городу, к своей стране. Источник этой силы в том, что советские люди, побывавшие в немецкой каторге, узнали, что такое рабский труд. И они с величайшей готовностью отдают все свои силы на созидательную работу во имя дальнейшего укрепления военной мощи родины. Источник этой силы - в глубоком чувстве благодарности к Красной Армии, которая освободила людей, принесла им спасение, вернула к жизни, и как же не отблагодарить свою Красную Армию напряжением всех сил...

Многое сделано, многое восстановлено, и в Калинине жизнь бьет ключом. Но, само собой разумеется, это лишь часть той огромной восстановительной работы, которая еще предстоит городам освобожденных районов. То, что уже совершено, свидетельствует об огромных силах народа, о гигантском его под’еме, о желании в скорейшее время залечить зияющие раны на советском народном хозяйстве и поднять его на новую, еще более высокую ступень. // Д.Заславский. г. Калинин.

***********************************************************************************************
Недовольство в Германии

СТОКГОЛЬМ, 24 октября. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер» опубликовала рассказ одного лица, недавно прибывшего из Германии, о настроениях, господствующих среди населения Гамбурга и Берлина. «В Гамбурге, - рассказывает это лицо, - настроение населения чрезвычайно нервозное. На улицах часто слышны споры на политические темы. Население открыто выражает свое недовольство. Ненависть его направлена против властителей в Берлине, желающих любой ценой продолжать войну, которая, по мнению населения, является уже бессмысленной. В Берлине настроение такое же. Люди не скрывают своего пессимизма в связи с ходом войны и политическим положением».



Мобилизация французов на работу в Германию провалилась

ЖЕНЕВА, 24 октября. (ТАСС). Швейцарская газета «Журналь де Женев» приводит факты, свидетельствующие о провале мобилизации французов на принудительные работы в Германию. В департаменте Сены подлежало мобилизации 20.140 молодых французов, но гитлеровцам удалось отправить только 5.490. В департаменте Сены и Уазы из 11.880 французов, подлежащих мобилизации, было отправлено только 840, в департаменте Сены и Марны из 1.640 - 277; в департаменте Нижней Сены из 4.930 - 1.002. В департаменте Эр гитлеровцам удалось мобилизовать только 27 человек из 1.730, в департаменте Орн - 32 из 1.160.



Борьба с немцами в Дании

СТОКГОЛЬМ, 24 октября. (ТАСС). По полученным из Дании сведениям, гитлеровцы арестовали в Орхусе главного врача ортопедической больницы и ещё одного датчанина и одну датчанку по обвинению в участии в саботаже.

В ресторане Лотберга в Копенгагене, обслуживающем только немцев, взорвались бомбы, заложенные неизвестными лицами. Причинён большой ущерб.

Датские патриоты совершили недавно нападение на германский склад оружия и боеприпасов, устроенный в здании копенгагенского военного госпиталя. Вооружённые датчане захватили много оружия и боеприпасов и скрылись.

22 октября несколько неизвестных напало на полицейского, конвоировавшего одного арестованного датского подполковника. Нападавшие связали полицейского и дали возможность подполковнику скрыться.

_______________________________________
Т.Тэсс: Звезды светят вновь || «Известия» №70, 25 марта 1942 года
Годовщина освобождения от немцев города Калинина* ("Красная звезда", СССР)
В.Подключников: В городе зодчего Казакова || «Литература и искусство» №19, 9 мая 1942 года

Газета «Правда» №264 (9400), 25 октября 1943 года

осень 1943, Д.Заславский, октябрь 1943, газета «Правда»

Previous post Next post
Up