Готовиться к зимним боевым полетам

Nov 02, 2020 07:34


« Красная звезда» №259, 2 ноября 1943 года

Да здравствует победа англо-советско-американского боевого союза над злейшими врагами человечества - немецко-фашистскими поработителями! Все силы и боевую мощь свободолюбивых народов на быстрейший разгром гитлеровской Германии! (Из призывов ЦК ВКП(б) к 26-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).

# Все статьи за 2 ноября 1943 года.




Приближающаяся зима создает известные дополнительные трудности для боевой работы нашей авиации. Но вопреки этим трудностям части военно-воздушных сил, как и другие рода войск Красной Армии, должны будут зимой действовать по меньшей мере с той же интенсивностью и тем же размахом, что и сейчас. Обстановка может также потребовать не только сохранения достигнутых темпов, но и дальнейшего повышения их. К этому должен быть подготовлен весь командный, летный и технический состав, к этому должны быть созданы заблаговременно все необходимые материальные предпосылки.

В ходе Отечественной войны кадры нашей авиации накопили солидный опыт действий в любых условиях воздушной и наземной обстановки, погоды, времени года и местности. Боевая практика свидетельствует: мы в силах всюду и всегда обеспечивать такие условия для эксплоатации материальной части и работы летного состава, при которых особенности зимы не скажутся на размахе и эффективности действий наших авиационных частей и соединений. Нужно лишь, не дожидаясь холодов и снега, не дожидаясь, пока зима станет реальностью, всесторонне подготовиться к ее приходу, учтя опыт двух минувших зимних кампаний, и встретить во всеоружии ее естественные трудности.

Интенсивность зимней боевой работы авиации во многом зависит от того, как справляются со своими задачами батальоны аэродромного обслуживания и другие тыловые авиационные учреждения. Их прямая обязанность - несмотря ни на какие метели или снегопады, неизменно обеспечивать отличное состояние летных полей. В сферу деятельности командиров и исполнителей батальонов аэродромного обслуживания должно входить всё, что связано с зимней работой на аэродромах: от устройства удобных укрытых стоянок самолетов, с хорошо содержащимися под’ездными путями для подвоза боеприпасов, и до всесторонне продуманной системы заправки самолетов. Уже теперь, до наступления морозов, нужно оборудовать теплые и укрытые от поражения бомбами помещения для отдыха летного и технического состава, создать нормальные условия для мелких и крупных ремонтных работ. Обязанность командиров тыловых частей - заранее продумать и соответствующими мероприятиями обеспечить разрешение всех вопросов жизни и быта действующих авиационных частей зимой, начиная от обеспечения материальной части утеплительными материалами и кончая устройством починочных мастерских и сушилок для зимнего специального обмундирования.

Однако подготовку к зиме ни в коем случае нельзя, конечно, ограничивать работой тыловых учреждений. Они призваны создать наилучшие условия, прочную базу для интенсивной деятельности авиационных частей зимой. Успех же зимних полетов будет зависеть в первую голову от того, насколько подготовится каждый летчик, каждый экипаж к преодолению трудностей зимы в своей непосредственной летной работе, особенно в области эксплоатации материальной части на земле и в воздухе и в вопросах навигации, штурманского мастерства. Всемерного поощрения заслуживает инициатива тех командиров полков и эскадрилий, которые, не ожидая снежных дней, уже теперь, в перерывах между боевыми операциями, выкраивают время для специальных занятий по вопросам инженерно-авиационной службы эксплоатации и материальной части в зимних условиях.

В некоторых частях, готовясь к зиме, старшие офицеры инженерно-авиационной службы не ограничиваются одними только занятиями или беседами. Например, для лучшего усвоения точным и техническим составом всей суммы вопросов, связанных с предполетной подготовкой зимой, в N штурмовой части оборудованы самолеты- эталоны, на которых произведены все полагающиеся по наставлению регламентные работы, и основные агрегаты уже приспособлены для конкретных зимних условий данной местности. Кроме того, широкое распространение в ряде частей получили своеобразные технические конференции-«летучки», где заслуженные летчики и техники делятся с молодыми кадрами своим опытом зимней боевой работы. Эти «летучки» обычно бывают посвящены не всем вопросам сразу, а одному-двум, наиболее важным и конкретным.

Зимний боевой полет, кроме трудностей, сопряженных с эксплоатацией материальной части, требует от экипажей особой четкости и навыков в навигационной работе. Ориентиры, которые в иное время года можно считать основой счисления пути, зимой вовсе исчезнут, поиск других при полете на скоростной машине будет затруднителен. Поэтому каждому экипажу при подготовке к зимнему полету и в самом полете нужно быть готовым в любую минуту перейти от менее сложных способов счисления пути и ориентировки к более сложным, включая сюда и умение выполнить иной раз весь комплекс самолетовождения «вслепую», вне видимости земли, идя в облаках, за облаками или в снегопаде. Естественно, что сложные навыки зимней воздушной навигации не приходят сами собой. Они появляются у экипажей как следствие их большой работы над собой в области штурманского искусства, начиная от идеального знания района боевых полетов и кончая умением последовательно использовать все приемы и способы самолетовождения. Чтобы приобрести эти навыки, каждый летчик и штурман должен не только добросовестно изучать вопросы штурманского мастерства на специально организованных занятиях, но и под руководством своих командиров и флагштурманов деятельно работать над собой, используя для этого максимум свободного времени.

Иные авиационные командиры считают, что круг вопросов, связанных с зимними боевыми действиями, ограничен расчисткой летного поля от снежных сугробов, устройством водо- маслогреек и теплых землянок да хорошей штурманской подготовкой экипажей. Однако этого мало. Боевой опыт прошлых двух зимних кампаний учит, что зимние условия воздушных боев и операций требуют и несколько иных приемов воздушной тактики, иных подходов к разрешению той или другой боевой задачи, нежели в другое время года. Офицерам авиации нужно уже теперь, не ожидая, пока зима окончательно вступит в свои права, настойчиво порыться в своем оперативно-тактическом багаже, найти в нем всё, что может быть применено в нынешней боевой действительности и заранее всесторонне продумать вопросы тактики воздушного боя, бомбардировочных и штурмовых, действий, воздушной разведки и т.д., с которыми придется встретиться в третью военную зиму. Вспомнив тактику воздушного противника, оценив, какова она может быть этой зимой, заранее найдя приемы и способы противодействии врагу, продумав систему организации взаимодействия с наземными войсками в зимних условиях, - авиационные офицеры смогут более тщательно подготовить своих подчиненных к зимним боевым полетам.

Зима не за горами. Чем шире, энергичнее будет развернута подготовка к ней во всех авиационных частях и подразделениях, во всех тыловых учреждениях и штабах, тем эффективнее станет зимняя боевая работа нашей авиации, тем больших успехов добьются наши войска на снежных полях.

***********************************************************************************************
КРИВОРОЖСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Немецкие танки, подбитые и захваченные нашими войсками.

Снимок нашего спец, фотокорр. А.Боровского.



______________________________________
Н.Шиманов: Офицеры авиации ("Красная звезда", СССР)
М.Нога: Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
И.Жданов: О потерях немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Орловское воздушное сражение ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Авиация в преодолении промежуточных рубежей ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №259 (5630), 2 ноября 1943 года

осень 1943, ноябрь 1943, А.Боровский, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up