Как и большинство казахстанских городов, Алма-Ата выросла из казачьей станицы, форштадта Заилийской крепости. Но казаки здесь свои, особенные: ещё с начала 19 века, когда Семиречье не могли поделить Китай и Коканд, царское правительство начало переселять сюда казаков, в 1852 году организованных в 9-й и 10-й округа Сибирского войска, а в 1867 - в отдельное Семиреченское войско с атаманом в Ташкенте и штабом в Верном. Город же начали строить выше по долине, а станица так и осталась на своём месте. Ныне это самый хорошо сохранившийся и одновременно самый непарадный район старого города, разделённый пополам Малой Алматинкой - слева Большая станица, справа - Малая, а посредине остатки крепости. В обеих станицах сохранились церкви, а кроме того, нам повезло наведаться сюда в день Святого Георгия, главный праздник Семиреченского казачьего войска, который казаки эффектно отмечали в своём бывшем штабе.
Алматинская станица тянется от центра на северо-восток примерно на 3 километра вдоль улицы Татибекова, которая представляет собой выезд из города на Кульджинский тракт, по которому нам ещё предстояло уехать в Чунджу и Жаркент. Кульджа - город в Китае, и тракт этот - ни что иное, как часть Великого Шёлкового пути. Отправной точкой можно считаться автовокзал Саяхат в паре километров от железнодорожного вокзала:
2.
Автовокзалов в Алма-Ате два - Саяхат и Сайран. Второй - гораздо крупнее, находится западнее центра на одноимённом пруду, и в основном междобластной. А Саяхат - маленькая внутриобластная автостанция, с которой, однако, можно уехать в Чунджу или Талды-Курган (
капитальное здание снесли недавно). Внушительного размера одноимённый базар отделяет автостанцию от проспекта Райымбека (он же Ташкентская улица), который, в свою очередь, служит границей "центра" и "нецентра", а также главной в Алма-Ате осью "запад-восток" - то есть с базаром и автостанцией сочетается главный узел городских маршруток. Всё вместе образует редкостный гадюшник, который я прозвал Доморощенный Бомбей:
3.
Зато с площадки Саяхата прекрасно видны горы, в центре скрытые деревьями и домами - и как видите, не весь снег на них вечный, просто в мае там ещё зима. На фоне гор эффектно смотрится золотой купол Центральной мечети и знаменитая алматинская телебашня на горе Кок-Тобе:
4.
Центральную мечеть соорудили в 1993-99 годах не на историческом месте, но поближе к центру. На тот момент это была крупнейшая мечеть республики с диаметром купола 20 метров. Кстати, до 2009 года купол был голубой и рифлёный, как в Самарканде, и зачем его позолотили - ещё вопрос. Вокруг - целый квартал всех медресе и духовных управлений. В целом, при своём огромном рзамере, архитектурой мечеть не впечатляет:
5.
Всего же в полуторамиллионной Алма-Ате около
20 мечетей, обзор которых есть на официальном сайте, и как я понимаю, здесь в 1990-е действовало что-то вроде московской программы "Храм в шаговой доступности", только мусульманской. А вот исторических мечетей, в отличие от церквей, в Алма-Ате не сохранилось - что, надо сказать, довольно странно, чаще в Советском Казахстане бывало наоборот.
6.
Помимо двух казачьих станиц с востока к Верному примыкала татарская Ташкентская слобода. Татары осваивали Туркестан бок о бок с русскими, и свои татарские слободы я видел в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, да и во многих других степных городах именно на татарских купцах держалась торговля. Это было мудрое решение - тюрки и мусульмане, татары безусловно вели торговлю в Средней Азии куда лучше, чем это бы делали русские. Впрочем, мечеть - не в Татарской слободе, и чего-то примечательного там не сохранилось.
У входа в мечетный двор - попрошайки, столь же многочисленные, как у входов в православные церкви, но хотя бы не очень приставучие:
7.
Как уже говорилось, в начале 19 века за Семиречье спорили Китай и Кокандское ханство, и помочь им решить этот спор вызвалась Россия: в 1846 году в ущелье Ок-Жайляу был подписан договор о принятии Старшего жуза в русское подданство, где к тому времени уже были Средний и Младший жузы (причём второй - уже сто лет как). Тогда же был основан Чугар-Агачский пикет в горах Джунгарского Алатау, из которого позже вырос город Лепсинск. Именно он был первым центром и плацдармом в покорении Семиречья, в 1846-64 годах формально принадлежавшем сразу трём государствам. Год спустя был основан Капал - уже в степи у подножья Джунгарского Алатау, и именно оттуда в 1853 году вышел отряд майора Перемышельского, в течение года изучавший предгорья Тянь-Шаня на предмет строительства крепости, и наконец в 1854 году на Малой Алматинке было заложено Заилийское укрепление (оно же укрепление Верное). Год спустя к укреплению стали прибывать поселенцы - на левом берегу обосновались местные казаки, а на правом - казаки из Ишима и уже упомянутые татары. В радиусе 50км от Верной было заложено другие станицы и крепости, в первую очередь - Надеждинская (ныне город Есик), Любавинская (Каскелен) и Софийская (Талгар). Вера, Надежда, Любовь и мать их София (Мудрость) стали небесными покровительницами Русского Семиречья. Первая Софийская церковь (1858) изначально выглядела примерно так:
8.
Разросшаяся станица же в 1860 году была разделена на две - Больше-Алматинскую (левый берег, то есть ближе к центру) и Мало-Алматинскую (правый берег). От мечети рукой подать до центра Большой станицы - Серафимо-Иверского монастыря вокруг Софийского собора:
9.
В камне собор отстроился в 1864 (когда Семиречье окончательно вошло в состав России, а Китай и Коканд от претензий на него отказались), но в 1887 году, как и весь старый город, был разрушен землетрясением. Он выглядел так:
9а.
Новый собор освятили в 1895 году, но как я понимаю, его нынешнее здание - не подлинник, а реплика по мотивам вновь снесённого в советское время:
9б.
Как бы то ни было, Войсковый собор в любом казачьем войске был одним из главных атрибутов (см.,
например здесь), где казаки держали совет, устраивали народные сходы и праздновали победы. Монастырь же был основан в 1908 году при другой, не сохранившейся церкви Всех Святых на кладбище (фотографию так и не нашёл), и возрождён при Софийском соборе уже в 2008.
9в.
Его территория - бывшая Станичная площадь, центром её служил, по видимому, источник, на котором ныне стоит часовня Матрёны Московской:
10.
Ещё одна часовня - вероятно, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, как называлась первая русская часовня в будущем Верном. Кроме того, в ограде Софийского собора находилась братская могила 322 жертв землетрясения - но мы её так и не нашли. Как видите, территория монастыря пока напоминает стройплощадку:
11.
Здание через улицу от монастыря на викимапии было указано как штаб Семиреченского войска (1903). Викимапия - источник не более надёжный, чем Википедии, но отчего бы не проверить лично? Штаб и резиденция атамана - ещё два обязательных атрибута казачьих войск, и у семиреченских атман обитал в Ташкенте, а штаб был в Верном, и где ещё ему быть, как не рядом с собором? На предполагаемом месте я увидел новенькое бревенчатое здание:
12.
А у его ворот...
13.
Тут стоит сказать, что мы с Оксаной
nnfs и
d_a_r_k_i_y_a этот маршрут проходили в обратном порядке - от Малой станицы к Большой, и до этого уже видели казаков в характерной зелёно-розовой форме у Малостаничной церкви. Но здесь их было гораздо больше:
14.
Хотя я был в историческом местах Запорожского, Донского, Кубанского, Астраханского, Уральского, Оренбургского и Сибирского войск, столько казаков в обмундировании я не лицезрел ещё ни разу. Некоторые образы были абсолютно фольклорны:
15.
Я подошёл к первой попавшейся компании, представился, и спросил, что тут за действо. Оказалось, мы попали на день Святого Георгия (5 мая, а по старому - 23 апреля), покровителя Семиреченского войска, и более того - именно в этот день казаки открыли свой культурный центр в отремонтированном здании старого штаба:
16.
Торжества к этому моменту уже закончились, и мы попали как раз на фуршет. Весть о гостях из России, тем более журналисте, промеж казаков разнеслась довольно быстро, и нас пригласили к столу:
17.
Как я понимаю, всё это - бывшие и действующие военные советской и казахстанской армий, потомки уцелевших после Гражданской войны семиреченских казаков. Один из них рассказывал мне, что ему о казачьем прошлом поведал дед, когда умирал. В нынешнем Казахстане казаки считаются культурно-историческим клубом, без права ношения оружия и создания собственных формирований. И у меня язык не повернётся сказать о них "ряженные" - когда-то казаки стерегли территориальную границу, а теперь - культурную. Алма-Ата - форпост Русского Мира, и удалой казачок, даже без сабли, здесь в помощь:
18.
Как я понял, здесь не все казаки, около половины присутствующих - военные:
19.
Говорят, около 350 семиреченских-казаков добровольцев воевали в Чечне в Первой кампании.
20.
Но лица и взгляды у стара и млада совершенно фольклорные. Сдаётся мне, что не будь в современной войне решающей роли у сверхзвуковой авиации и крылатых ракет, эти казаки и сейчас бы представляли грозную силу.
21.
Впрочем, казачьих обществ в Алма-Ате несколько, и между собой они враждуют не на шутку. В комментариях к этому посту можно прочесть о перепитиях вокруг этого здания - раньше оно принадлежало другой казачьей общине, затем перешло к вот этой, якобы более лояльной Назарбаеву. Честно говоря, не хочу во всё это вникать. Как я уже сказал выше, мне кажется, главная миссия современных казаков в Казахстане - сам факт их существования, напоминающего о том, что это земля нам совсем не чужая, и сколько бы они ни выясняли отношения, тут их дело всё равно общее.
22.
В Гражданскую казаки в основном воевали за белых. Основными белыми военачальниками на территории Восточного Казахстана были Борис Анненков (сибирское войско) и Александр Дутов (оренбургское войско), а вот семиреченский атаман Александр Ионов совершил фатальную ошибку, попытавшись насильно оказачить не входивших в войско обитателей Семиречья, тем самым лишь обострив конфликт. В Гражданскую войну погибло около 60% Семириченского войска, большая часть уцелевших ушла в Китай, где казаки частью осели вокруг Кульджи, а частью рассеялись по свету. В 1920-е был уничтожен даже открытый при Колпаковском музей Семиреченского казачьего войска, чьё здание в донельзя "верненском" стиле (видимо, Андрей Зенков строил) также находилось на Софийской площади.
22а.
Немного поснимал я и на тенистых тихих улочках Большой станицы, где осталось немало вполне городских домиков:
23.
Бывшие оружейные мастерские близ монастыря:
24.
Просто очень характерный для Семиречья дом с глиняными стенами и деревянными наличниками:
25.
От Софийского собора около полукилометра до Верненской крепости. Однако сейчас перенесёмся в Малую станицу, до центра которой - Казанской церкви, отсюда около 2 километров. Церковь стоит в сквере между улицей Татибекова и Кульджинским трактом, и из-за подступающей со всех сторон густой зелени сфотографировать её целиком почти невозможно:
26.
Лучший вид - на дореволюционной фотографии:
27.
Между тем, история у неё весьма интересна: до 1864 года обе станицы пользовались одной церковью - Софийской, показанной в начале поста. Затем в Большой станице решили расширяться и строиться в камне, а старую деревянную церковь решили не ломать, а отдать малостаничникам за самовывоз. В итоге первое здание перенесли на 2 километрах за Малую Алматинку и переосвятили в Казанскую церковь. Увы, землетрясение 1887 года разрушило их обе, и отстроились в камне они почти одновременно. Но вот дальше судьбы сложились по-разному: Софийский собор был снесён при Советах и воссоздан ныне, а Казанская церковь закрывалась всего на несколько лет, и в послевоенное время была кафедральным собором всего Казахстана.
28.
От церкви пойдём вдоль шумной улицы Татибекова в сторону крепости. Вдоль улицы хорошо сохранилась застройка - если Большая станица всё же напоминает уездный город, то Малая была совершеннейшим селом. Но и сохранилась при этом гораздо лучше. Близ церкви - районный ДК, переделанный в ночной клуб:
29.
А дальше сплошь станичные домики характерной казацкой архитектуры, с забором и воротами, похожими на крепостные стены:
30.
31.
32.
Среди них затесалась непонятная сталинка с очень красивыми наличниками:
33.
И загадочная ржавая конструкция во дворе. По словам Оксаны, это скорее всего несостоявшаяся мечеть-самостройка - с распадом СССР некоторые из местных ортодоксальных мусульман (коих в Казахстане очень мало) пытались строить мечети у себя во дворах, что довольно быстро пресекли уже новые власти. Обратите внимание и на высоту заборов - Малая станица в Алма-Ате считается чем-то вроде гетто.
34.
Вот и Малая Алматинка. Действительно Малая - по сути дела ручей, сбегающий с воооон тех ледников:
35.
От крепости со стороны Большой станицы остались валы, оказавшиеся на территории некой автомастерской. Но валы очень внушительные, а рабочие позволили нам на них влезть (хотя, конечно, это не положено):
36.
И это стоило сделать даже не истории ради, а потому, что отсюда прекрасно видны Горы:
37.
До этих вершин по прямой около 30 километров километров, и я вряд ли смогу даже по карте их опознать. Скажу лишь, что высота их в среднем 3900-4600 метров над уровнем моря. Выше, чем Альпы.
38.
На их фоне - Кенсайское кладбище, самый богатый казахский некрополь, где покоится например Динмухаммед Кунаев.
39.
Далеко слева виднеется особенно высокая гора - возможно, это пик Талгар (4978), высшая точка Заилийского Алатау:
40.
А правее видна невысокая Кок-Тобе, увенчанная телебашней - с неё лучше всего виден и город, и горы. И приедь я в Алма-Ату хотя бы прошлым летом, я бы сказал - "туда в следующей части и отправимся", но...
41.
...но в декабре 2011 года в Алма-Ате открыли метрополитен, так что сначала спустимся под землю.
Другие мои посты о Казахстане -
здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1.
Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2.
Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011.
Общее. ||
Хан-Шатыр и Байтерек. ||
Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и
Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011.
Новый город (проспект Бухар-жырау) ||
Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3.
Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау.
Мавзолеи Джучи, Домбаула и
Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата. Городской пейзаж.
Алма-Ата. Осколки города Верного.
Алма-Ата. Алматинская станица.
Алма-Ата. Алматинский метрополитен.
Алма-Ата. Кок-Тобе.
Семиреченское кольцо.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Басши.
Алтын-Эмель. Басши и окрестности.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Возвращение в Алма-Ату. Медео, Чимбулак и Ворота Туюксу.
Лирическое отступление №4: (пока секрет).
.