Приозёрск и Сары-Шаган. Ловцы ракет и оралманы.

Jun 01, 2012 01:13



Так ли много в мире есть независимых государств, по которым можно запустить ракету? По Казахстану - можно. Правда по договорённости и строго в одно место: полигон Сары-Шаган, созданный под названием "полигон №10" в 1956 году для испытаний противоракетного оружия. Казахстан сдал его в аренду России в 1996 году, вслед за Байконуром. Центр полигона - город Приозёрск (13 тыс. жителей) на берегу Балхаша, "ворота" - станция Сары-Шаган на железной дороге из Астаны в Алма-Ату. О двух населённых пунктах, разрухе, русском батюшке и оралманах - в очередной части.


Изначально на Балхаше у меня был план съездить куда-нибудь за город - или на восточную (солёную) половину озера, или к горам Бектау-Ата, самому южному из "островов" Сары-Арки, по карагандинской трассе. Но в итоге мы узнали, что от трассы до гор - более 12 километров, а на Восточный Балхаш ехать просто поленились. В общем, возникла идея просто уехать в Сары-Шаган (где поздно вечером нас ждал поезд в Алма-Ату) и с куртом и шубатом посидеть дотемна на берегу озера-моря. О том, что Приозёрск (именно так, через "ё", в отличие от Приозерска на Ладожском озере) город давно уже открытый, я к тому моменту знал от случайных поптучиков в поезде и автобусе, но ехать туда или нет - ещё колебался. Расстоение от Балхаша до Сары-Шагана очень приличное - 120 километров, но автобус проходит его за полтора часа. Мы сидели на первом ряду второго этажа - вот только смотреть было не на что: кругом сплошная Голодная степь.

2.


...В которой кое-где были видны всякие странные объекты - то торчащие из земли трубы, то холмики с дверями... И я знал только то, что об их назначении простым смертным лучше не знать. Близ посёлка Гюльчат раньше стояла загоризонтная РЛС "Дарьял", в 2004 году сгоревшая. Где-то тут есть по сей день закрытый Балхаш-9. И при этом побережье озера - популярное место отдыха, как правило дикого. Единственный интересный вид из окна автобуса - на подъездах к Сары-Шагану, когда он хорошо виден на берегу озера, а чуть дальше, на полуострове - Приозёрск... но как раз в этот момент случился ливень и забрызгал стекло. Под ливнем и шквалом мы вылезли на привокзальной площади Сары-Шагана, ещё несколько пассажиров тут же разбежались по такси и укатили в Приозёрск, мы же вместо этого побежали в вокзал прятаться от дождя. Но ливень кончился через несколько минут:

3.


Вокзал станции Сары-Шаган - хотя у поездов тут 20-минутные стоянки, вид у него предельно уныл. На построенных в 1950-е годы железных дорога Центрального и Северного Казахстана это нормально, вокзальчики маленькие и не выделяющиеся среди окружающих построек. Внутри, тем не менее, светлый чистенький зал и голос, объявлявший поезда с отчётливым финским акцентом. Обратите внимание на минивэн - к нему мы ещё вернёмся:

4.


Пока же пройдёмся вокруг. Заглянув в магазин (которых тут штук 5), обнаружили, что он освещается свечами - видимо, из-за грозы выбило пробки:

5.


Привокзальная площадь, судя по всему, раньше была куда обширнее, но в её центр умудрились втиснуть мечеть архитектурного стиля "сделай сам":

6.


Вокруг мечетного двора мы и обошли. Аккуратно снял кадр с девочками ортодоксального вида - нигде более в Казахстане я таких не видел:

7.


А вернувшись к вокзалу, громко совещаясь, ехать ли нам в Приозёрск, мы увидели бородатого батюшку в камуфляжке поверх рясы. Надо заметить, в Казахстане встреча с батюшкой на улице у меня стабильно вызывает тёплые чувства - всё же что-то родное тут, на чужбине. Батюшка сел в тот самый минивэн и окликнул нас - не в Приозёрск ли нам надо? Вскоре мы ехали по разбитой дороге... Нас подобрал отец Олег - ранее полковой, а ныне приходской священник в Приозёрске. Мне он показался именно таким, каким и должен быть русский батюшка - добродушным, но твёрдым в делах и вере. Что я - захожанин, а Даркия и вовсе металлистка, по нам вполне было видно, но никакого шовинизма или мессианства - вполне искренняя помощь двумя путешественникам. Одним из лейтмотивов всего, что он говорил, было: "все мы - русские, и обязаны помогать друг другу".
От Сары-Шагана до Приозёрска 6 километров по прямой, а по дороге - все 15. Вокруг Приозёрска видны и действующие военные объекты. Некогда площадь полигона была 86 тыс. квадратных километров (примерно с Тверскую область), сейчас же Россия арендует лишь часть бывшего полигона, остальное просто заброшено и понемногу растаскивается жителями. Иногда это серьёзно - например, в 2005 году наделало шума обнаружение бесхозных бочек с напалмом.

8.


Так как мы попали сюда совершенно внепланово, по теоретической части я не готовился и подробно на ней останавливаться не буду. История полигона рассказа здесь, а здесь ещё и с фотографиями и воспоминаниями, и я как человек, от военного дела далёкий и даже в армии не служивший, не рискну брать на собственность пытаться что-то пересказать на свой лад. Здесь было много всего, в том числе, например, испытания советского лазерного оружия (проект "Терра"), в разработке которого СССР к 1980-м годам достиг едва ли не большего, чем США - сейчас. В общем, читайте лучше более компетентные источники.
На въезде в город - несколько памятников. Сначала - вот такой вот баран-в-ленточках: советских зооморфных скульптур на валунах-пьедесталах по казахским дорогам расставлено немерено:

9.


Дальше - три стелы подряд. "Чайка":

10.


Потрёпанного вида спутники:

11.


И нечто радиолокационное - как нетрудно догадаться, всяких средств ПВО и ПРО по городу расставлено в виде памятников огромное количество, и я очень надеюсь, что вы, дорогие читатели, мне поможете их идентифицировать:

12.


И наконец, собственно въезд - здесь это самые настоящие городские ворота с КПП. Вот только он не действует: ещё в 2005 отменили пропуска, но въезжающих проверяли и фиксировали, а с 2009 отменили и это. Теперь будки охраны стоят пустыми:

13.


За ними - ещё одна стела, которую я про себя прозвал Ракетов куст:

14.


По словам отца Олега, в Приозёрске хотят делать пляжный курорт - в Балхаше-городе это невозможно из-за промышленности, но как мне показалось, здесь перспективы тоже весьма сомнительные... Дело в том, что больше половины Приозёрска теперь выглядит так:

15.


Масштабы разрухи тут едва ли не хуже, чем в Аркалыке, по крайней мере в процентном отношении - точно. Город разом покинула значительная часть населения ещё в 1991 году, затем было 6 лет безвременья - без отопления, воды, электричества и работы. А в те годы, когда полигон хоть частично, но вернули России, военные и у нас жили натуральным хозяйством и подрабатывали на грядках в совхозах. В общем, символично: город военных - как после войны...

16.


Отец Олег привёз нас в свою церковь Александра Невского, мы зарулили во двор и оказались в трапезной. Там были и другие люди - все эти набожные женщины, которых можно видеть и в церквях России. Нас накормили досыта и напоили чаем. Я уже не раз говорил об особой атмосфере казахстанских церквей: здесь и священники, и прихожане понимают, кто они и зачем сюда ходят, это самые настоящие оазисы русского мира в чужой стороне, и почти во всех церквях Казахстана, где я бывал - всё так, как должно быть. Рядом с церковью - мечеть, кубический дом с золотым куполом, но я её снять не успел.

17.


Интерьер церкви прост и функционален, есть в нём что-то даже армейское:

18.


Пообедав, снова сели в минивэн, отец Олег сначала отвёз по домам людей из трапезной, а затем повёз нас "на полуостров". Эта часть Приозёрска, отделённая от основных развалин болотом, вполне обитаема и понемногу отстраивается:

19.


Вот только люди своеобразные - вроде и казахи, но какие-то не такие:

20.


На "полуострове" мы попрощались с отцом Олегом, у которого были свои дела - он дал нам напутствие, что посмотреть, как и за какие деньги уехать обратно, и свой телефон на случай, если у кого-то возникнут вопросы - он тут один священник, его все знают и уважают.

21.


Высадил он нас вот здесь - у памятника погибшим лётчикам, экипажу такого же самолёта, разбившемуся в 1968 году в 500 метрах от берега:

22.


И это действительно полуостров. Последний взгляд на Балхаш:

23.


Между полуостровом к главной площадью - небольшой и катастрофически запущенный парк со стадионом "Родина". Идти здесь в сгущающихся сумерках, когда на бордюрах то и дело видишь молодчиков в спортиных костюмах, страшновато... но в сумерках вся эта разруха выглядит как-то совсем по-особому:

24.


25.


Хороший ориентир - местная Останкинская башня, подарок тогда ещё советской Москвы:

26.


Аллея напротив башни - импровизированный музей военной техники, которую в данном случае мне удалось классифицировать благодаря викимапии. Штуковина на переднем плане указана как Прс-1 для системы С-225 "Азов", в итоге так и не принятой на вооружение:

27.


За ней - похожая на гигантскую стрелу первая советская противоракета В-1000. 4 марта 1961 года такой ракетой над Сары-Шаганом была сбита опять же экспериментальная Р-12, запущенная с Капустиного Яра. На тот момент баллистические ракеты с ядерной боеголовкой считались абсолютным оружием, и создатели В-1000 первыми показали и их победимость.

28.


Тут я снимал предельно осторожно - постамент скрывает от вашего взгляда компанию пьяных бармалеев на лавочке. Дальше по "ракетной аллее" - импровизированный мегалит и фонтан пускового облика:

29.


Ещё одна противоракета А-350 (для системы А-35) - уже из числа реально стоявших на боевом дежурстве: как известно, в 1972 году СССР и США заключили договор, по которому взаимно отказывались от противоракетной обороны - чтобы противник всегда помнил, что получит сдачи и будет перед ней беззащитен. Правда, с одной оговоркой: каждая сторона могла поставить по одному ядерному "зонтику", и США накрыли базу Гранд-Форкс, а СССР - Москву. Вот столицу-то эти ракеты с 1978 года и охраняли:

30.


Музей ПРО в принципе не мог бы иметь много экспонатов... Далее - уже более тривиальные вооружения:

31.


Это, если я правильно понимаю, не ПРО, а ПВО - то есть не ракеты сбивать, а самолёты:

32.


Уж не знаю, для чего этот плац использовался в лучшие времена. Возможно, тут был парк отдыха:

33.


Плакаты справа - крупным планом:

34.


Ещё одна противоракета, на викимапии отмеченная как А-935, а на табличке указанная как разработка МКБ "Факел", 1978. Тоже, наверное, Москву охраняла:

35.


Всё это на заднем дворе Дома Офицеров, который в Приозёрске некогда был центром жизни - и обратите внимание, что здесь именно Дом Офицеров, а не ДК:

36.


Впечатляют детали, а точнее сюжеты:

37.


Слева от ДО - гостиница "Россия". Заброшенная:

38.


И многоэтажка московской серии:

39.


А ведь когда-то был идеальный советский городок без дефицита, алкоголиков и уличных драк...

40.


У общежития наших военных колонны в виде берёзок. Это трогательно: ведь ещё в советское время служившие здесь на чём свет стоит проклинали местный климат и все его производные.

41.


Если азиатская нищета у меня всегда ассоциировалась с ранней весной, то славянская - с поздней осенью. Здесь, несмотря на среднеазиатский вид многих прохожих, бедность совершенно наша - беспросветный промозглый ноябрь...

42.


Обратно мы уезжали на такси - другого транспорта тут и нет, а таксисты берут 1000 тенге за машину, и курсируют по заполнению - то есть, если не спешить, дорога будет стоить 50 рублей с человека. С нами ехала учительница из Сары-Шагана, которая рассказала нам про оралманов. О том, кто эта такие и что это официальный термин, казахский синоним "репатрианты", я знал и раньше, но именно здесь посмотрел на них совсем близко. С распадом СССР казахам, как и русским, пришлось уходить из стран, куда они переселялись - в первую очередь Узбекистана, Киргизии и Монголии. А так как в начале 1990-х Казахстан покинула 1/8 часть населения, как раз на их место Назарбаев и придумал заселять оралманов - выделять им квартиры, работу и (по словам учительницы) 5000 долларов подъёмных. Ясно, что наполовину вымерший Приозёрск стал оралманским городом. Здесь "возвращенцы" из Узбекистана, и по словам учительницы, они казахи только формально, а на самом деле уже не в первом поколении узбеки. И очень их ругала: необразованные, ленивые, денег никогда в жизни не видели, живут натуральным хозяйством. Возмущало её и то, что на оралманов Назарбаев выделяет такие деньги, в то время как в Сары-Шагане нет даже своей поликлиники.

43.


Последние часы перед поездом мы с Даркией кантовались в духанчике у вокзала, где оралманская цивилизация предстала нам во всей аутентичной красе - думаю, не будет преувеличем сказать, что это было моё первое знакомство с Узбекистаном. Столь же аутентична здесь и самса - то есть очень вкусная и явно свежеиспечённая:

44.


А ещё на платформе тут продают реально огромных рыбин, сами видели торговку с полуметровым окунем. Правда, не покупали - в непроверенном месте я бы рыбу в принципе не стал. А в целом это тоже роднит Балхаш и Байкал: Сары-Шаган - это среднеазиатская Слюдянка.

45.


На этом закончу долгий рассказ о Карагандинской области, в которой провёл неделю - это невозможно без регистрации, так как она в центре страны, но без неё Казахстан - как Россия без Севера. А впереди нас ждала Алма-Ата, город моей давней мечты, Тянь-Шаньские горы и благословенное Семиречье. И именно о Семиречье, то есть Алматинской области, и будет следующая группа постов, сам же город я оставлю напоследок.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Лирическое отступление №4. О трёх казахских жузах.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Басши.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Алма-Ата.
.

казахи, Карагандинская область, дорожное, Казахстан, зона трагедии, этнография, русские (этнография)

Previous post Next post
Up