Б.Ямпольский || «
Известия» №4, 5 января 1944 года
Войска 1-го Украинского фронта одержать ещё одну победу. После четырехдневных ожесточенных боёв они штурмом овладели важным опорным пунктом обороны немцев - городом и крупной железнодорожной станцией БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ.
Советский народ горячо приветствует своих славных воинов!
# Все статьи за 5 января 1944 года.
При лунном свете мы переправились через реку Случь. Едем три дня и три ночи, - ни одной деревни, ни одного дома. За всё это время мы встретили лишь одного мальчика с коровою в поле да полуслепую старуху, вышедшую из своей земляной норы узнать, что за кони стучат копытами.
От этой старухи впервые услышали мы страшное слово: облава.
Немцы пошли облавой на эти земли сразу со всех сторон, кольцом. Народ бежал в леса и болота. Те, что остались, погибли от руки немецких палачей. В большой деревне Хорустове всё население было сожжено в церкви. В Челонце народ принял смерть в конюшне. В Домановичах детей сожгли в школе. На Роховичских хуторах немцы загнали крестьян в дома, заколотили двери и дома подожгли. Немцы стояли потом и слушали, как кричит в огне народ, и следили, чтобы никто не выпрыгнул, не убежал, чтобы сгорели все до единого. И когда немцы уходили, лица их были черны от дыма и пепла.
Сгорели в немецком огне целые семьи - от столетнего деда до только-что родившегося младенца. Школьников бросали в окна горящих школ, где они учились; женщин за косы тащили к огню; больных прикалывали штыками к постели и поджигали здание.
- Братка ты мой! - кричала из огня девушка в Тимошевичах, вызывая за тысячу километров своего брата-пилота.
- Покупаетесь и вы в пожарах! - крикнул немцам старик в Великом Лесе, когда огонь охватил его седые волосы.
На людей, убежавших в леса и болота, немцы пошли облавой с собаками-ищейками. Они шли кольцом по дорогам, тропам и лесным просекам, загоняли людей в трясину, вешали их на деревьях, сжигали на кострах. Они пустили одну девушку бежать и с хохотом гнались за ней, пока она не упала мёртвой. У села Грабово они привязали женщину за волосы к дереву, и её загрызли волки. Не было такой пытки, которой немцы не подвергли бы белорусса.
Цокают копыта коней по замёрзшим болотам. Мы едем, и на пути белеют омытые дождями кости. То находим женский гребень, то пряжку от пояса, то козырёк фуражки, то полусгнивший ботинок или клочья одежды.
Кресты на курганах видны далеко, далеко. По пути встречаются жертвы облавы - люди на костылях с чёрными обожжёнными лицами, девушка с выколотыми глазами, старик с отрезанным языком. Человеческий обрубок без рук и без ног сидит на пороге землянки и слушает шум леса.
Здесь говорят: «Это было до облавы» или: «Это было после облавы». И тысячи беженцев, погорельцев блуждают по лесам, по замёрзшим болотам, под зимними тучами, полуголые, босые, без хлеба.
Люди убежали в самые глухие места Пинщины. И в лесном болоте вдруг по-домашнему крикнет петух, залает дворняжка, замычит корова, послышится голос человека. В земляных норах живут здесь беглецы, спасшиеся от мученической смерти.
Я пишу эти слова в землянке, глубоко врытой и замаскированной под лицо земли. По искрам из трубы мы нашли это человеческое жилище. И точно попали в каменный век.
Земляная нора уходит глубоко под корни деревьев. Трудно подсчитать, сколько здесь людей: у входа - полати в три этажа, а там, в глубине, люди лежат на земле вповалку.
Когда мы вошли с автоматами, женщина у входа вскрикнула, и крик её прошёл через все сердца. Поднялся плач в земляной норе до самой её глубины. Люди ослепли от темноты, оглохли от тишины и боятся каждого шороха.
Длинна зимняя ночь, но не спится людям. Бред, всхлипывание, стон во сне. Сижу в земляной норе до утра, негде прилечь. Как тени, двигаются мимо люди, - при свете лучины не видно их лиц. Девушка прядёт нить. Она сидит всю ночь и тянет нить, длинную, как горе народное. Кто-то у самой лучины плетёт лапти. Сплёл, а потом показывает и смеётся: лозовые ботинки!
Старик с отмороженными ногами медленно вертит ручную мельницу с деревянным жерновом. Он мелет час, другой, всю ночь, целые сутки, чтобы испечь для себя и для своей старухи хлеб. И когда я напоминаю про ветряную мельницу, у старика загораются глаза - огромные крылья ветряка, покрывавшие тенью поле, кажутся ему далёкой сказкой, слышанной когда-то в детстве. А старуха ничего не слышит, она видит только - старик кивает головой, и она тоже кивает. В ушах её, говорит она, всё время - днём и ночью, во сне, - немецкое горготанье: гер, гер, гер!
Пока старик мелет, старуха толчёт в ступе пшено. Стук, стук! Стук, стук! К полуночи у неё набирается несколько горстей дроблёного пшена. Она заливает его водой и ставит на огонь. А огонь здесь всегда горит. Вечный огонь, за которым следит вся семья, чтобы он не погас. Тогда случилось бы несчастье. Пришлось бы искать огонь, итти за километр к другой землянке.
Гляжу я на эту жизнь в земляной норе и думаю: вот что было бы со всем миром, со всем человечеством, если бы немцу дать власть, если бы
немца не убить.
Здесь нет ни кровати, ни стула, ни сковороды, ни кадки. Вокруг не найдёте ни иголки, ни ножа. Всё сгорело в немецком огне. Здесь едят картофельный хлеб, солят пищу калийной солью, обычно служащей для удобрения. Я здесь увидел деревянные ножи, деревянную иглу, каменный топор - точно из учебника древней истории.
Немцы думают: сожгли белорусских людей, прах развеялся по ветру, и конец. Нет! Вечно в душе сына живёт образ матери, в памяти отца - лицо погибшего ребёнка, перед глазами брата - мученица-сестра. Не сжечь в огне, не зарезать ножом, не удавить верёвкой памяти народной!
Народ собрал из пепла белые кости и похоронил их. Недалеко от реки Случь, на высоком каменном фундаменте домановичской школы, в которой сожжено 250 детей, в открытом поле насыпан народом земляной курган. На деревянном памятнике надпись: «Вечное народное проклятие немецким палачам! Вечная память погибшим мучительной смертью!»
Едут шляхом мимо немцы. Останавливаются и сбивают деревянный памятник. Но через некоторое время будто из земли возникает новый с такой же надписью.
И сын, и внук, и правнук придут на эту могилу и вспомнят немца-разбойника, немца-пса.
Будет день - проведут
рыжего немца этим путём, проведут факельщика и палача. Камни закричат, кровь из земли выступит пятнами, деревья поднимут руки-ветви, кресты зашевелятся. Узнают гитлеровцы места своих злодеяний. Выпьют до дна чашу расплаты.
Вот у этих крестов будет суд. И услышит тогда весь свет, от полюса к полюсу, голоса зарезанных немцами, стоны заживо закопанных, крики горящих в огне. Из могил придут обвинители - и священник из села Пужичи, которого сожгли в церкви, и сапожник из села Лясковичи, которому шилом выкололи глаза, и женщина из села Грабово, которую за косы привязали к сосне и которую загрызли волки, и мальчики и девочки из Доманович, кинутые в окна горящей школы, и тифозные из села Березняки, которыми доверху набили ледяной колодец, и тысячи похороненных под курганами.
Не забудет народ немецкой облавы. Тени мучеников будут вечно витать над землёй. Их крики будут звучать в ушах. Их пепел будет стучать в сердца поколений. //
Борис Ямпольский, спец. корреспондент «Известий». В ТЫЛУ ВРАГА. Белоруссия.
***********************************************************************************************
65 тысяч казненных, 400 тысяч заключенных
Жертвы гитлеровского и лавалевского террора во Франции
ЛОНДОН, 4 января. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт заявление одного из членов подпольной патриотической организации во Франции о том, что с июля 1940 года гитлеровцы и их прислужники казнили во Франции около 65 тысяч человек, заключили в концентрационные лагери 400 тысяч человек и отправили на каторжные работы в Германию огромное число французов.
ЖЕНЕВА, 4 января. (ТАСС). Швейцарская газета «Журналь де Женев» сообщает, что оккупационные власти в Нанте арестовали более 500 жителей города в качестве заложников. Эти аресты, по заявлению гитлеровских властей, вызваны тем, что город Нант стал центром снабжения французских партизан оружием и продовольствием.
☆ ☆ ☆
04.01.44: И.Кожар:
Белорусские партизаны ("Красная звезда", СССР)
03.01.44:
Священная клятва тружеников тыла ("Правда", СССР)
03.01.44: Дж.Гольдхилл:
Что было с немцем в новогоднюю ночь ("Правда", СССР)
03.01.44: H.Полянов:
Немецкие «мертвые точки» ("Красный флот", СССР)
02.01.44: Е.Кононенко:
Мужество малых ("Правда", СССР)
02.01.44: К.Азербаев:
Акын в Москве || «Правда» №2, 2 января 1944 года
01.01.44:
К новым победам! ("Красная звезда", СССР)
01.01.44: И.Эренбург:
В преддверии ("Красная звезда", СССР)
01.01.44: Д.Заславский:
Гнусные сказки немецких иродов ("Правда", СССР)
01.01.44:
Панихида на празднике || «Правда» №1, 1 января 1944 года
01.01.44:
Новый, 1944 год || «Правда» №1, 1 января 1944 года
Декабрь 1944 года:
30.12.43: Е.Кригер:
Канун 1944 года ("Известия", СССР)
30.12.43:
Зверские издевательства немцев над раненой санитаркой ("Красная звезда", СССР)
30.12.43:
Подробности потопления германского линкора «Шарнгорст» ("Красная звезда", СССР)
29.12.43: И.Эренбург:
Исповедь врага ("Красная звезда", СССР)
29.12.43: Н.Коновалов:
На финской каторге** ("Известия", СССР)**
27.12.43:
Великий прорыв: церковь выходит из катакомб ("Time", США)
27.12.43:
За славу Советской Отчизны! || «Правда» №318, 27 декабря 1943 года
26.12.43: Н.Тихонов:
Ленинград в декабре ("Красная звезда", СССР)
25.12.43: А.Авдеенко:
Людоед ("Красная звезда", СССР)
25.12.43: Вс.Вишневский:
Немецко-финские детоубийцы ("Правда", СССР)
25.12.43:
25 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №304, 25 декабря 1943 года
24.12.43: Я.Милецкий:
Собачьи упряжки вывозят раненых ("Красная звезда", СССР)
24.12.43: И.Алдушкин:
Ночной бомбардировщик ("Красная звезда", СССР)
24.12.43: Г.Митерев:
Больницы в дни Великой Отечественной войны ("Известия", СССР)
23.12.43: М.Лыньков:
Бесноватые твари** ("Известия", СССР)**
23.12.43: Б.Ефимов:
Список открыт. Суд идет! ("Красная звезда", СССР)
23.12.43:
Великая дружба народов нашей страны ("Правда", СССР)
23.12.43: Б.Полевой:
Искусство закреплять отвоёванное ("Правда", СССР)
22.12.43: Ю.Смолич:
Смерть палачам! ("Известия", СССР)
22.12.43: Е.Кригер:
Дружба, скреплённая кровью ("Известия", СССР)
21.12.43:
Гимн Советского Союза ("Красная звезда", СССР)
21.12.43:
Смерть немецким душегубам! ("Красная звезда", СССР)
21.12.43:
Гимн великой Советской державы ("Известия", СССР)
21.12.43:
Смерть немецким душегубам! ("Известия", СССР)
21.12.43:
Смерть немецким душегубам! ("Комсомольская правда", СССР)
21.12.43:
21 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №300, 21 декабря 1943 года
20.12.43:
Смерть немецким извергам! ("Правда", СССР)
20.12.43: А.Толстой:
Возмездие || «Правда» №312, 20 декабря 1943 года
20.12.43: Е.Кононенко:
Кара || «Правда» №312, 20 декабря 1943 года
19.12.43: К.Симонов:
Страшные факты ("Красная звезда", СССР)
19.12.43: И.Эренбург: 1.
Свидетели; 2. Справедливость ("Красная звезда", СССР)
19.12.43: Л.Леонов:
Так это было* || «Известия» №299, 19 декабря 1943 года
19.12.43: Д.Заславский:
Чудовищное преступление немецких извергов ("Правда", СССР)
19.12.43: Ф.Гладков:
Кровавый кошмар ("Комсомольская правда", СССР)
18.12.43: И.Эренбург:
Стандартные убийцы ("Красная звезда", СССР)
18.12.43: Л.Леонов:
Примечание к параграфу** ("Известия", СССР)**
18.12.43: А.Толстой:
Варвары || «Правда» №310, 18 декабря 1943 года
18.12.43: Е.Кононенко:
Палачи на скамье подсудимых ("Комсомольская правда", СССР)
17.12.43: И.Эренбург:
Суд идет! ("Красная звезда", СССР)
17.12.43: Л.Леонов:
Ярость || «Известия» №297, 17 декабря 1943 года
17.12.43: А.Толстой:
Палачи || «Правда» №309, 17 декабря 1943 года
17.12.43: Д.Заславский:
«Душегубки» || «Правда» №309, 17 декабря 1943 года
17.12.43:
17 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №297, 17 декабря 1943 года
17.12.43:
Взаимодействие авиации с наземными войсками в зимних условиях ("Красная звезда", СССР)
16.12.43:
К ответу немецких убийц! ("Красная звезда", СССР)*
16.12.43: К.Симонов:
Бешеные волки ("Красная звезда", СССР)
16.12.43:
Немецкие изверги перед советским судом* ("Известия", СССР)**
16.12.43:
Немецко-фашистские злодеи перед судом советского народа ("Правда", СССР)*
16.12.43: А.Толстой:
Фашистские преступники || «Правда» №308, 16 декабря 1943 года
16.12.43:
16 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №296, 16 декабря 1943 года
15.12.43:
Злодеяния маннергеймовцев ("Известия", СССР)
15.12.43: В.Полторацкий:
«Полундра!..» ("Известия", СССР)
14.12.43:
Боевое содружество, скрепленное кровью ("Красная звезда", СССР)
14.12.43: В.Болотников:
Немецкий самолетный парк ("Красная звезда", СССР)
14.12.43: Б.Полевой:
Гитлеровские изверги || «Правда» №307, 14 декабря 1943 года
12.12.43: Н.Шванков:
Отважный сапер ("Красная звезда", СССР)
12.12.43: Л.Коробов:
Подпольщики Добруша || «Правда» №305, 12 декабря 1943 года
11.12.43: Н.Тихонов:
Мы отомстим врагу за кровь ленинградцев! ("Красная звезда", СССР)
11.12.43: А.Ерусалимский:
Политика двуликого Януса ("Красная звезда", СССР)
11.12.43:
11 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №292, 11 декабря 1943 года
10.12.43:
Подвиг сержанта Павла Кузуба ("Красная звезда", СССР)
10.12.43:
Американская военная печать о Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
10.12.43: Юр.Чап:
Чудовищные злодеяния финских фашистов ("Правда", СССР)
09.12.43: Н.Тихонов:
Кровь Ленинграда ("Красная звезда", СССР)
09.12.43: И.Эренбург:
Франция 1943 года* ("Красная звезда", СССР)
09.12.43:
9 декабря 1943 года || «Вечерняя Москва» №290, 9 декабря 1943 года
08.12.43: И.Эренбург:
Франция 1943 года ("Красная звезда", СССР)
07.12.43: В.Коротеев:
Побег ("Красная звезда", СССР)
07.12.43:
Об’единенными силами - в беспощадное наступление ("Красная звезда", СССР)
05.12.43:
За Родину, за Конституцию! ("Красная звезда", СССР)
05.12.43: Н.Таленский:
Значение битвы под Москвой ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №4 (8306), 5 января 1944 года