А.Толстой || «
Правда» №308, 16 декабря 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина (1 стр.). Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присвоении воинских званий офицерскому составу и генералам Красной Армии (1 стр.). Беседа тов. В.М.Молотова с г-ном Эд.Бенешем (1 стр.). К пребыванию Президента Чехословацкой Республики г-на Эд. Бенеша в Москве (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от партийного актива Кемеровской области (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от актива Московской организации молодежи (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Судебный процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова и Харьковской области в период их временной оккупации (2 и 3 стр.). Алексей Толстой. - Фашистские преступники (3 стр.). От Советского Информбюро: Оперативные сводки за 14 и 15 декабря (4 стр.). Выступление Идена в палате общин (4 стр.). Заявление Губерта Рипка в связи с подписанием советско-чехословацкого договора (4 стр.). Заявление государственного департамента США о советско-чехословацком договоре (4 стр.). К событиям в Югославии (4 стр.).
# Все статьи за
16 декабря 1943 года.
Перехожу речку Лопань по деревянному, на месте взорванного, мосту, поднимаюсь по высокой широкой лестнице к сожженной громаде театра и клуба Красной Армии, мимо развалин пассажа и того, что было торговыми рядами, выхожу на вымершую Университетскую улицу и гляжу с возвышенности вниз, за Лопань, на западную часть Харькова. Она отсюда вся, как на ладони: очертания зданий, уходящих до горизонта, зияющие пустыми окнами огромные дома, провалившиеся крыши заводских корпусов. Все припорошено снегом и кажется черным и вымершим, будто после пожара. Выхожу на главную улицу - Сумскую. От края и до края она похожа на развалины гигантской Помпеи, лишь кое-где уцелел дом и уже вставлены стекла, и дымят высунутые в форточку железные трубы печурок. Дальше огромная прекрасная площадь, где высятся дома промышленности, проектов, гостиницы, универмаги. Все это пустые, выжженные остовы.
Сколько здесь было затрачено труда и таланта! Немцы, как бешеные, все это взорвали, сожгли, разрушили, так же, как
все 36 высших учебных заведений Харькова, так же, как заводы-гиганты, где была построена первая сверхмощная турбина. Немцы жестоко искалечили Харьков, подорвали его жизненный центр и оставили, как незабываемую память о себе, могилы вокруг города, где лежат свыше 30 тысяч мирных советских жителей обоего пола, в том числе очень много детей, замученных пытками, расстрелянных и умерщвленных выхлопным газом в особых, так называемых «газвагенах», а по-нашему «
душегубках» или машинах, которые были созданы немецкой «творческой» мыслью и построены по приказу верховного командования германской армии в целях более ускоренного и удобного массового истребления мирного населения оккупированных немцами областей.
Красная Армия, с незнаемой в истории отвагой, делает свое историческое святое великое дело, истребляя смертью дивизии немецких захватчиков. Но для немцев смерть в бою легкая смерть, этого им мало за их преступления. Немцы перешагнули в непозволенную область, смертельно запрещенную нравственным законом. Тем самым немцы подставили свою голову под карающий меч суда и возмездия.
Гитлер исчерпывающе освободил немцев от нравственного чувства: от жалости, благородства, честности, уважения к человеку, от естественной и абсолютно необходимой любви ко всему живому и живущему. Но мы-то не освободили немцев от обязанности быть людьми. Выпяченная грудь, гусиный шаг на параде с лоснящейся самодовольной мордой, беззаветно свороченной в сторону фюрера, не снимают с них этой обязанности. Нормы международного права для нас не старая телефонная книжка, которую можно швырнуть в огонь, как это полагают Гитлер и те его немцы, что, взревев от радости, перескочили по ту сторону нравственности и пошли гулять по крови и мукам. Когда советское правительство декларировало будущий суровый суд над фашистскими преступниками, начиная с их черного атамана Гитлера, оно не на ветер говорило слова и, значит, имело твердую уверенность в том, что будут судимы и наказаны преступники.
You can watch this video on www.livejournal.com
Сегодня в Харькове начался первый судебный процесс, которым открывается эпоха великого страшного суда над немцами, переступившими человеческий закон. Сегодня судят трёх немцев среди развалин города, окружённого могилами их жертв. Этих трёх немцев судят за то, что они во время войны с Советским Союзом, на территории Советского Союза переступили все юридические и нравственные законы. Они вели себя не так, как должен вести себя солдат, а как ведут себя бандиты, мучители, падшие и разнузданно свирепые получеловеки.
Обвинительное заключение приведено выше. Войдем в зал суда. Перед голубым бархатным занавесом над оркестром судейский стол с тремя креслами. Налево - стол прокурора, направо - секретаря, внизу, в партере, - скамья подсудимых. Входят автоматчики и становятся у скамьи. Вводят подсудимых и молча указывают им места, где сесть.
Первый - капитан Вильгельм Лангхельд, нацист, офицер военной контрразведки. Он рыжий, чисто выбритый, розовый, с длинным лицом без губ, с коровьими ресницами. Он - истязатель, расстрелявший сто человек, непосредственный участник убийств и зверств над военнопленными и мирными гражданами. Он сидит прямо и чинно.
Рядом с ним второй - Рейнгард Рецлав, чиновник германской тайной полиции в Харькове. Это темный шатен с зачесанными назад волосами, брезгливое, скучно-злое лицо без подбородка. В очках. Во время следствий славился нечеловеческими истязаниями. Работал на «душегубке», погружая в нее мирных харьковских граждан, детей, женщин, и лично разгружал трупы и жег их в бараках. Этот сидит вовсе спокойно и все прислушивается и к русским, и к немецким словам переводчика.
Рядом с ним третий - Ганс Риц, физиономия также абсолютно нечем не замечательная, немецкий вострый носик, большой череп, где все же не чувствуется обилия мозговых извилин, ничтожная нижняя часть лица. Этот - заместитель командира роты СС. При допросах избивал людей шомполами, резиновыми пилками. Истязал и расстреливал мирных граждан и еще недавно, в июне месяце, был участником массового расстрела в деревне Подворки.
Господи, боже мой, какая же сволочь эти трое, прижатые вилами, холодные мучители! Хоть бы лица у них были, что ли, сатанинские, а то так, дрянь, плюнуть не на что!
Через стул от них сидит четвертый подсудимый - Буланов, изменник, работавший у этих новых хозяев в качестве шофера, вывозивший на расстрел мирных харьковчан и работавший при «душегубке». У этого - сросшиеся, как нарисованные углем, брови, из-под которых посверкивают близко сидящие черные глаза.
Возглас: «Встать, суд идет!» Появляются председательствующий генерал-майор Мясников и двое судей. Начинается опрос подсудимых. Они вскакивают, подходят в краю загородки и отвечают то, что уже известно выше из обвинительного заключения. Опрашиваются свидетели, присягают и удаляются. Затем оглашаются права и обязанности подсудимых. У них имеется право отвода судей, свидетелей и защиты. Подсудимые заявляют, что отвода они не имеют. Секретарь суда читает обвинительное заключение и оно затем читается по-немецки.
После перерыва допрашивается подсудимый Вильгельм Лангхельд. //
Алексей Толстой. Харьков, 16 декабря. (По телеграфу).
*****************************************************************************************************************
Город Харьков. Трупы задушенных в «душегубках» и расстрелянных немцами советских граждан на территории Харьковского тракторного завода.
*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро
# Оперативная сводка за 14 декабря
Войска 2-го Украинского фронта, продолжая развивать наступление, 14 декабря в результате напряжённых боёв овладели городом ЧЕРКАССЫ, важным узлом обороны немцев на правом берегу ДНЕПРА.
Западнее КРЕМЕНЧУГА наши войска продолжали наступление и овладели пунктами ШАБЕЛЬНИКИ, БОРОВИЦА, ПОГОРЕЛЬЦЫ, МОРДВА, РОСОШЕНЦЫ.
На КИРОВОГРАДСКОМ направлении наши войска вели бои с противником, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов.
Юго-западнее МАЛИНА наши войска отбивали атаки пехоты и танков противника, в ходе которых нанесли ему большие потери в живой силе и технике. Южнее МАЛИНА наши войска оставили РАДОМЫШЛЬ.
На других участках фронта - разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 13 декабря наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 24 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 14 самолётов противника.
☆ ☆ ☆
Войска 2-го Украинского фронта овладели городом Черкассы. Бои за Черкассы носили крайне ожесточённый характер. Немцы превратили все каменные дома города в укреплённые огневые точки. В подвалах и на чердаках засели вражеские снайперы. Противник непрерывно бросал в атаки танки с десантами автоматчиков. Борьба шла за каждый квартал, за каждую улицу. Стремясь любой ценой удержать Черкассы, противник непрерывно подбрасывал свежие резервы. Преодолевая упорное сопротивление немцев, наши войска вчера ночью начали решающий штурм города. Одновременно был предпринят обходный манёвр с юга, из района вокзала, и нанесён удар с островов на Днепре. Сегодня на рассвете наши бойцы полностью очистили город Черкассы от немецко-фашистских захватчиков. Противник понёс огромные потери. За последние дни в боях за город уничтожено до 6.000 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и значительное число пленных.
★
Западнее Кременчуга наши войска продолжали наступление и овладели рядом опорных пунктов обороны немцев. Подвижной отряд Н-ской части, преследуя отступающего противника, уничтожил свыше 300 немецких солдат и офицеров и 40 автомашин с грузами. Захвачено 6 орудий на механической тяге, 30 автомашин и склад боеприпасов. На другом участке наши бойцы, продвигаясь вперёд, истребили две роты гитлеровцев. Взяты пленные и трофеи.
★
На Кировоградском направлении части Н-ского соединения выбили немцев из нескольких населённых пунктов. На поле боя осталось до 400 вражеских трупов. Подбито и сожжено 5 немецких танков, уничтожено 12 орудий и свыше 50 пулемётов. Захвачены у немцев три крупных склада с военным имуществом и боеприпасами.
★
Юго-западнее города Малина наши войска продолжали вести бои против крупных сил пехоты и танков противника. На одном участке немцы бросили в атаку четыре полка пехоты и до 150 танков. Ожесточённый бой длился несколько часов. Противник понёс большие потери. Только на подступах к позициям одной нашей части подсчитано 600 трупов гитлеровцев и 18 подбитых немецких танков и самоходных орудий.
Наша авиация наносила удары по скоплениям войск и техники противника. В результате штурмовых и бомбардировочных действий уничтожено много танков и до 200 автомашин противника. В воздушных боях за день сбито 12 немецких самолётов.
★
Партизанский отряд имени Кирова, действующий в одном из районов Минской области, за месяц уничтожил и повредил до 20 железнодорожных эшелонов противника. В результате крушений разбито много вагонов и платформ с войсками и военными грузами. Другой отряд минских партизан за последние дни пустил под откос 3 немецких поезда. Разбито 3 паровоза и 68 вагонов и платформ. На шоссейных и грунтовых дорогах советские патриоты взорвали немецкий танк, 14 автомашин и уничтожили 15 километров телефонно-телеграфной линии связи.
★
Пленный солдат 7 роты 73 мотополка 19 немецкой танковой дивизии Ганс Биненбезе рассказал: «Месяц назад я, в составе запасного батальона, попал на фронт и был зачислен в 7 роту 73 мотополка. С получением пополнения начались приготовления к атаке. Фельдфебель Борне устно передал нам приказ командования: «Сделать стремительный бросок, итти вперёд, невзирая ни на какие жертвы. Раненым помощь не оказывать. Кто остановится на поле боя возле раненого, тот будет строго наказан». В присутствии фельдфебеля мы не произнесли ни слова. Но как только он ушёл, солдаты вслух выражали своё возмущение. Они говорили: «Это зверский приказ, ранят тебя, и ты околеешь, как собака». Пока готовились в атаке, русские с большой точностью накрыли нас миномётным огнём. Буквально за несколько минут рота на исходном рубеже потеряла убитыми и ранеными 56 человек. Убит был и находившийся вблизи командир 2 батальона капитан Цеппельзак. Мы потеряли половину своего состава и отошли обратно. На всех солдат, особенно из пополнения, это произвело страшное впечатление».
★
Жители Горищенского сельсовета, Полтавской области, рассказали о зверствах немецко-фашистских мерзавцев: «В прошлом году немцы арестовали в деревне Горишни и в соседних хуторах многих колхозников и угнали их в Кременчугскую тюрьму. Вскоре все арестованные были расстреляны. От рук фашистских убийц погибли Тимофей Безуглый, Федор Черва, Анна Карабаш, Нестер Бабич, Иван Зинченко, Григорий Киценко и другие колхозники. Большую группу молодёжи гитлеровцы угнали в немецкое рабство. При отступлении фашистские погромщики сожгли больницу, зернохранилище, кузницу, а также много хозяйственных построек и жилых домов. Они переломали и уничтожили инвентарь и сельскохозяйственные машины».
#
Оперативная сводка за 15 декабря В течение 15 декабря южнее и юго-восточнее ЧЕРКАССЫ наши войска, продолжая успешное наступление, с боями овладели крупными населёнными пунктами ЗМОГАЙЛОВКА, КРАСНАЯ СЛОБОДА, ЛЕСКИ, ТАЛДЫКИ, ХУДЯКИ, ЛОМОВАТОЕ, САГУНОВКА, ТОПИЛОВКА, МУДРОВКА, СТЕПАНКИ, БОЛЬШОЙ БУЗУКОВ, НЕЧАЕВКА, ДУМАНЦЫ, ХУДОЛЕЕВКА, ТРУШЕВЦЫ, СУББОТОВ, ЧЕМЕРЕВКА и железнодорожной станцией БЕЛОЗЕРЬЕ.
На КИРОВОГРАДСКОМ направлении наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки пехоты и танков противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых улучшили свои позиции.
Южнее МАЛИНА наши войска выбили противника из нескольких населённых пунктов.
На других участках фронта - разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 14 декабря наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 108 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 50 самолётов противника.
☆ ☆ ☆
Юго-восточнее города Черкассы наши войска, продолжая наступление, заняли несколько населённых пунктов и соединились с войсками, действующими западнее города Кременчуга. Таким образом, правый берег реки Днепр, от Кременчуга до Черкассы, полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков. Отступающий противник понёс большие потери. Только в районе одного населённого пункта советские бойцы истребили более 600 гитлеровцев, захватили две артиллерийских батареи, 28 пулемётов и обоз с различным военным имуществом. Южнее Черкассы наши подвижные отряды по просёлочным дорогам вышли в тыл немцам, достигли железнодорожной станции Белозерье и нанесли противнику стремительный удар. На станции Белозерье захвачены крупные склады с продовольствием.
Наши лётчики в воздушных боях за день сбили 38 самолётов противника. Особенно отличился лётчик старший лейтенант Скляров, который в течение дня сбил 6 немецких самолётов, из них 4 бомбардировщика «Юнкерс-87» и 2 истребителя «Фокке-Вульф-190».
★
На Кировоградском направлении наши войска, преодолевая сопротивление противника, продолжали наступление. Части Н-ского соединения в результате ожесточённых боёв уничтожили до батальона гитлеровцев и подбили 14 вражеских танков. Захвачены трофеи, в том числе тяжёлый немецкий танк и 8 орудий. В районе одной железнодорожной станции разбит немецкий бронепоезд. На другом участке немцы, сосредоточив крупные силы пехоты и танков, предприняли контратаку. Советские бойцы отбросили противника, уничтожив при этом до 800 немецких солдат и офицеров. В ходе боя подбито и сожжено 32 немецких танка.
★
Южнее Малина во второй половине дня противник после сильной артиллерийской подготовки перешёл в наступление. Два полка пехоты и более 100 вражеских танков несколько раз пытались прорвать линии нашей обороны, но каждый раз отбрасывались на исходные рубежи. Особенно ожесточённый бой произошёл на участке, который обороняла артиллерийская часть под командованием подполковника Квашника. Советские артиллеристы подпускали противника на близкое расстояние и огнём с открытых позиций расстреливали немецкие танки. В двухчасовом бою было уничтожено 12 немецких танков типа «Тигр», 16 средних танков, 5 бронемашин и несколько десятков автомашин с пехотой. Нанеся противнику большие потери, наши войска контрударом выбили немцев из нескольких населённых пунктов.
Советские лётчики наносили удары по боевым порядкам противника и уничтожили более 20 немецких танков и самоходных орудий, 70 автомашин и 2 бензоцистерны с горючим.
★
Группа крымских партизан напала на транспорт противника, доставлявший боеприпасы к переднему краю обороны. Партизаны взорвали 4 автомашины со снарядами и уничтожили 20 немецких и румынских солдат. Другая группа крымских партизан произвела налёт на две вражеские заставы, охранявшие шоссе, и истребила 40 гитлеровцев.
★
Перешедший на сторону Красной Армии солдат 11 полка 14 немецкой моторизованной дивизии Рудольф П. рассказал: «Я служил в 670 пехотном полку 371 пехотной дивизии, находившейся во Франции, на побережье Ла-Манша. Осенью из различных подразделений полка был сформирован маршевый батальон. В этот батальон попал и я. Когда разнесся слух, что нас собираются послать в Россию, солдаты впали в уныние. 150 человек заявили, что они больны и не могут ехать на восток. Врач произвел поверхностный осмотр и признал всех годными к строевой службе на фронте. Солдаты, ссылаясь на свои физические недостатки и болезни, потребовали направления их на медицинскую комиссию для повторного осмотра. Однако из этого ничего не вышло. Им об'яснили, что для маршевого батальона отобраны наиболее здоровые солдаты. В пути на восток 6 поляков и 4 немца дезертировали из батальона. На фронте меня зачислили в 11 полк. За последнее время полк восемь раз получал пополнение, но ввиду больших потерь мы попрежнему испытываем острый недостаток в людях».
★
На одном из участков Волховского фронта наши подразделения захватили позиции противника. Бойцы части, где командиром майор Иванов, обнаружили землянку, в которой фашистские палачи пытали пленных красноармейцев. Поспешный отход помешал гитлеровцам скрыть следы своих кровавых преступлений. В землянке найден труп советского бойца, зверски замученного немецкими извергами. Он был привязан к столбу проволокой. Обследовав труп, комиссия установила следующее: кисти рук красноармейца перебиты острым оружием, ступня левой ноги отрублена, на всем теле имеются следы ножевых ран. //
Совинформбюро.
______________________________________________
Л.Леонов:
Ярость* || «Известия» №297, 17 декабря 1943 года
И.Эренбург:
Суд идет! || «Красная звезда» №297, 17 декабря 1943 года
К ответу немецких убийц! || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1943 года
Л.Леонов:
Примечание к параграфу** || «Известия» №298, 18 декабря 1943 года
И.Эренбург:
Стандартные убийцы || «Красная звезда» №298, 18 декабря 1943 года
Газета «Правда» №308 (9444), 16 декабря 1943 года