Ночной бомбардировщик

Dec 24, 2020 11:09


И.Алдушкин || « Красная звезда» №303, 24 декабря 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 23 декабря (1 стр.). Вручение орденов и медалей СССР офицерам и солдатам 1-й отдельной ордена Суворова II степени Чехословацкой бригады в СССР (1 стр.). Старший лейтенант В.Ионин. - Огонь и маневр танков (2 стр.). Инженер-подполковник И.Алдушкин. - Ночной бомбардировщик (2 стр.). Майор В.Кулев. - Артразведка зимой (2 стр.). Майор А.Груздев. - Мелкие группы лыжников в наступлении (2 стр.). РАССКАЗЫ ОБ ОФИЦЕРАХ. - Е.Габрилович. - Отец и сын (3 стр.). ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ. - О недостатках в газетах для бойцов нерусской национальности (3 стр.). Проф. А.Ерусалимский. - Иран - наш союзник и друг (4 стр.). Действия авиации союзников (4 стр.).

# Все статьи за 24 декабря 1943 года.




Наступившая зима с коротким светлым временем суток расширяет боевые действия ночной бомбардировочной авиации, которые, как известно, имеют ряд характерных особенностей. Например, в некоторых случаях выполнение определенных боевых заданий поручается отдельным экипажам. Эти экипажи наносят бомбовые удары в условиях активного сопротивления всех средств противовоздушной обороны неприятеля: прожекторов, зенитной артиллерии, ночных истребителей.

Воздушная обстановка, в которую почти всякий раз попадает ночной бомбардировщик, сложна и своеобразна. Подчас экипажу-ночнику приходится самому, без чьей-либо помощи и поддержки, выходить из самых сложных положений, применяя тот или иной маневр. Построение этого маневра и вся структура полета ночного бомбардировщика находятся в прямой связи с системой противовоздушной обороны немцев на маршруте и над самой целью.

Опыт последнего времени показывает, что немцы практикуют массирование зенитной артиллерии и ночных истребителей на важнейших направлениях. Они насыщают поле боя, ближние тылы, районы аэродромов, железнодорожных узлов, важнейших коммуникаций и переправ большим количеством зенитных орудий различного калибра. Зоны сплошного зенитного огня стали в этих районах довольно частым явлением. Огонь ведется прицельный или заградительный, причем он эшелонируется по высоте (от 1.500 до 5.000 метров, а иногда и выше). Чтобы создать большую плотность огня, немцы обычно располагают основные очаги зенитной артиллерии средних и крупных калибров на удалении 4-6 километров один от другого.

Иногда немецкие ночные истребители патрулируют поодиночке или парами в районе цели, а в других случаях дежурят в воздухе на вероятных маршрутах наших ночных бомбардировщиков, находясь на высотах от 1.000 до 5.000 метров. Противник всегда стремится достигнуть внезапности нападения и подойти к нашему самолету незамеченным. Например, если истребители патрулируют на подходе к цели, то они предпринимают атаки, когда наши самолеты уходят от цели. Довольно распространен такой прием: при атаке парой один немецкий истребитель обозначает себя бортовыми огнями и стреляет трассирующими снарядами, привлекая внимание экипажа нашего самолета, а другой в это время старается подойти незамеченным и атаковать с короткой дистанции (100-150 метров).

Во взаимодействии немецких ночных истребителей с зенитной артиллерией и прожекторами характерны следующие приемы. Когда зенитная артиллерия, с помощью прожекторов, ведет огонь по нашим бомбардировщикам, истребители патрулируют в стороне, вне зоны обстрела. По условному сигналу истребителей (цветные ракеты, бортовые огни или фары) зенитчики перестают стрелять, и по нашему самолету, освещенному лучами прожектора, открывает огонь истребитель с короткой дистанции. Подобная атака производится преимущественно сзади и снизу, поскольку атакуемый самолет лучше виден на фоне неба при наблюдении снизу вверх.

Довольно часто наблюдался еще один метод взаимодействия средств вражеской противовоздушной обороны. Немецкие ночные истребители патрулируют над целью или в районе цели на высотах от 2.000 до 3.000 метров и выше. Когда открывает огонь зенитная артиллерия, патрулирующие в верхнем ярусе истребители сбрасывают светящиеся бомбы на 300-500 метров выше наших самолетов. Этим самым они обеспечивают атаку другой группе истребителей.

Боевой опыт многих авиационных подразделений учит, что ночным бомбардировщикам во избежание потерь следует широко применять различные способы маневрирования. Имеется в виду маневр одиночными экипажами и целыми группами самолетов. Один из самых эффективных способов действий - это внезапные, хорошо подготовленные массированные бомбовые удары, осуществляемые за короткий промежуток времени. Конечно, надо иметь в виду: если наши бомбардировщики систематически наносят удары по одним и тем же целям, то противник принимает меры для более активного противодействия. Поэтому необходимо менять методы и приемы налетов.

Внезапность появления и минимальное время пребывания бомбардировщиков над целью во многом решают успех налета. Чтобы избежать встреч с ночными истребителями противника, следует чаще менять время удара, маршруты, высоту сбрасывания бомб, метод захода на цель и отвала на обратный курс. Чтобы противодействовать вражеским средствам радионаведения, нужно практиковать различные меры радиоограничений, пока экипажи не выполнили задания и не вышли на свою территорию.

Само собой разумеется, как бы хорошо ни был разработан план ночного налета старшим авиационным командиром, успех во многом зависит от подготовки и поведения в воздухе отдельных экипажей. В первую очередь им необходимо изучить, по данным разведки и наблюдения, по опыту прежних бомбардировочных налетов и другим источникам, расположение вражеских прожекторов и зенитных точек, что облегчает отыскание самой цели. В то же время, разрабатывая и прокладывая маршрут, следует избегать однообразия. Изучение ориентиров, метеорологической обстановки, подходов к цели, об'ектов бомбометания и сигналов взаимодействия, т.е. тщательная подготовка к полету во всех ее деталях, как и всегда, способствует успеху.

В распоряжении наших авиационных командиров имеется много средств, помогающих преодолеть вражескую систему противовоздушной обороны. Скажем, для подавления ее зенитного огня можно выделять самолеты с наружной подвеской осколочных бомб, а кроме того назначать специальные экипажи для подсвечивания целей. Чтобы ввести неприятеля в заблуждение, экипажи ночных бомбардировщиков должны практиковать подход к цели на задросселированных моторах, с планированием до высоты бомбометания и т.д. Умелый противозенитный и противопрожекторный маневр гарантирует безопасность экипажа. Для выхода из лучей прожектора опытные летчики рекомендуют совершать полет с потерей высоты скольжением, или же уходить в облака, в темную сторону горизонта. При отвале от цели надо выбирать такое направление, где должно быть меньше всего зенитных средств противника. Если немецкая зенитная артиллерия ведет не заградительный, а прицельный огонь, то лучше всего маневрировать, увеличивая скорость путем снижения. Заградительный зенитный огонь надо по возможности обходить.

При отражении атак ночных истребителей выгодно совершать полет с разворотом в сторону атакующего противника и с некоторым снижением. Если бомбардировщик попал в лучи прожектора, а зенитная артиллерия прекратила огонь, то экипаж должен своевременно взять под обстрел заднюю полусферу, ибо в этот момент возможна атака ночных истребителей. Умелый выход из боя при встрече с вражескими ночными истребителями гарантирует экипажу безопасность дальнейшего полета, ибо ночью истребитель скоро теряет цель. //Инженер-подполковник И.Алдушкин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.



БОЕЦ ГУБАНОВ СПАС ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23 декабря. (Спецкорр. ТАСС). К исходу дня после решительной атаки бойцы подразделения, в котором служит рядовой Губанов, достигли гребня высоты. Редкий прерывистый гул мотора привлек внимание бойцов. Осмотревшись, они увидели, что наш подбитый самолет совершил вынужденную посадку невдалеке от переднего края немецкой обороны. Группа немцев тотчас побежала к самолету.

Спросив разрешения у командира, Губанов схватил несколько гранат и быстро направился к месту аварии. Он скатился вниз по склону высоты, пересек простреливаемую полосу и подполз к самолету почти одновременно с подходом группы немцев.

Губанов метнул одну за другой две гранаты. Несколько немцев упало замертво, остальные бросились в сторону. Губанов вскочил на крыло самолета и вытащил из кабины двух раненых летчиков. На плечах боец перетащил в канаву одного из них. Возвращаясь за вторым, он заметил, что к самолету вновь приближается несколько немцев. Автоматчик залег и, подпустив врага ближе, метнул две последние гранаты, а затем открыл прицельный огонь.

Отогнав гитлеровцев, Губанов помог отползти в канаву и второму летчику. Здесь он перевязал им раны.

Наступила ночь. Губанов с ранеными отправился в тыл. Вражеская ракета осветила местность, и немцы, обнаружив трех советских воинов, предприняли попытку захватить их. Но огонь, открытый с гребня высоты, занятой нашим подразделением, не подпустил фашистов к летчикам. С помощью двух бойцов, посланных командиром подразделения, Губанов доставил тяжело раненых летчиков в расположение части.

***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Бойцы N части выбивают противника из опорного пункта.

Снимок Г.Хомзора.





От Советского Информбюро*

# Оперативная сводка за 23 декабря

В течение 23 декабря южнее НЕВЕЛЯ наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населенных пунктов.

Юго-западнее ЖЛОБИНА наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.

В районе КОРОСТЕНЯ наши войска успешно отбили все атаки пехоты и танков противника и в ходе боев улучшили свои позиции.

На других участках фронта - разведка и артиллерийско-минометная перестрелка.

В течение 22 декабря наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 128 немецких танков.

☆ ☆ ☆

Захваченный в плен южнее Невеля командир 5 батареи 187 артполка 87 немецкой пехотной дивизии капитан Эрих Виметаль рассказал: «Когда русские войска прорвали нашу оборону, я получил приказ об отходе на новый участок. Там я застал командира дивизиона капитана Роста. Он сказал, что мы окружены. Где штаб дивизии, никто не знал. Офицеры говорили, что командир дивизии бросил всех на произвол судьбы и исчез. Утром большая колонна, включая и обозы, сделала попытку выбраться из окружения по лесным дорогам. Однако в лесу мы встретили бегущих солдат разных полков. Они сообщили, что местность впереди уже занята русскими. Началась неописуемая паника. Солдаты группами и в одиночку бросились врассыпную. Каждый был предоставлен самому себе и думал только о своем спасении. Находившийся со мной лейтенант Дитрих сказал мне: «Я уже четыре года на войне, но такого беспорядка и такой растерянности еще не видел». После бесплодных блужданий по лесу я вместе с -лейтенантом сдался в плен».



Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в селе Разумовка, Запорожской области: «С первых же дней оккупации немецкие злодеи начали устанавливать в нашем селе проклятый «новый порядок». Гитлеровцы арестовали 200 мирных жителей, а затем их увезли. До сих пор о судьбе арестованных ничего не известно. Гитлеровские палачи повесили Кондрата Сову и его четырнадцатилетнего сына, Карпа Коваль, расстреляли Федота Коваль, Тимофея Ульянченко и многих других наших односельчан. Немецкие разбойники дочиста ограбили население. Перед отступлением гитлеровцы разрушили больницу и сожгли много колхозных построек».

Акт подписали жители села Разумовка: Ефросинья Коваль, Николай Коваль, Мария Шевченко, Анна Костюченко. // Совинформбюро.

___________________________________
И.Жданов: О потерях немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: Побег || «Красная звезда» №288, 7 декабря 1943 года
П.Никитин: «Самолёт не вернулся на базу» ("Известия", СССР)

Газета «Красная Звезда» №303 (5674), 24 декабря 1943 года

декабрь 1943, газета «Красная звезда», зима 1943, советская авиация

Previous post Next post
Up