Взаимодействие авиации с наземными войсками в зимних условиях

Dec 17, 2020 11:05


« Красная звезда» №297, 17 декабря 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 16 декабря (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР. Об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР (1 стр.). Судебный процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова и Харьковской области в период их временной оккупации. Продолжение отчета о судебном заседании 15 декабря. Утреннее заседание суда 16 декабря 1943 г. (2-3 стр.). Илья Эренбург. - Суд идет! (3 стр.). Майор Г.Меньшиков. - Бой противотанковой артиллерии с немецкой пехотой и танками (3 стр.). Полковник Д.Михайлов. - Военные топографы (3 стр.). Лейтенант И.Брилицкий. - Местность и решение командира (4 стр.). Генерал-майор М.Рудаков. - Сыны партии (4 стр.). Чехословацкие государственные деятели о советско-чехословацком договоре (4 стр.).

# Все статьи за 17 декабря 1943 года.




Зима всё тверже вступает в свои права. Известная специфика зимних условий борьбы ко многому обязывает общевойсковых и авиационных командиров, организующих совместные боевые действия. Использование авиации в интересах наземных войск зимой имеет свои особенности, которые при планировании взаимодействия должны быть учтены в полной мере. Общевойсковые и авиационные начальники обязаны, всесторонне учтя опыт предыдущих зимних кампаний, так построить взаимодействие родов войск этой зимой, чтобы воздействие с воздуха на врага было отнюдь не меньшим, чем летом, а в ряде случаев и большим.

Одной из особенностей зимы является привязанность противника к хорошим, расчищенным от снежных заносов дорогам. Зимой количество коммуникаций, питающих войска противника, значительно сокращается. Железные дороги приобретают, подчас, главенствующее значение. Вот почему в некоторых определенных условиях обстановки иной раз будет особенно выгодно рядом последовательных ударов бомбардировщиков и штурмовиков закупорить коммуникации противника, уничтожить двигающиеся по ним транспорты с боеприпасами и резервами. Надо помнить, что в зимних условиях полный вывод из строя основной, а порою и единственной коммуникации врага может быть достигнут быстро и ослабит его сопротивляемость скорее, нежели одни удары по его обороне, получающей регулярно и в нужных количествах боеприпасы, продовольствие, пополнения.

Однако, значит ли это, что наши наземные войска, ведущие бои с противником, должны остаться без тактического взаимодействия с авиацией? Конечно, нет! Усилив свои действия по вражеским коммуникациям и тыловым об'ектам, бомбардировщики и штурмовики в то же время в полной мере должны быть использованы и на поле боя. Особенности зимних условий борьбы на этом участке действий авиации несомненно ставят перед нею ряд отличных от лета задач. В частности, например, известно, что зимой борьба чаще всего идет возле населенных пунктов. Немцы создают там мощные узлы своей обороны, пользуясь строениями, как естественными масками для огневых точек, приспосабливая нижние этажи и подвалы домов в качестве утепленных блиндажей и укрытии. Уничтожение с воздуха подобных опорных пунктов, расположенных в системе обороны противника, в сочетании с другими приемами борьбы облегчит нашим наземным войскам выполнение ближайших задач наступления, выход на оперативный простор и освобождение от немцев десятков и сотен других населенных пунктов.

Планируя оперативное и тактическое взаимодействие родов войск, общевойсковые и авиационные командиры зимой особенно внимательно должны изучать метеорологическую обстановку, стараясь по возможности точнее определить ожидаемую погоду на время предстоящих совместных действий. Зимняя погода изменчива. Неожиданный снегопад, туман или инверсии, вызывающие обледенение, могут поставить войска в такие условия, когда запланированные массированные действия авиации сведутся к эпизодическим вылетам мелких групп самолетов или даже летчиков-охотников, в совершенстве владеющих навыками самолетовождения в нелетную погоду. Если летом плохая погода в большинстве случаев стоит часами, то зимой метели и снегопады, мешающие массированным действиям авиации, могут иной раз бушевать несколько суток. Вот почему командиры, организующие взаимодействие наземных войск и авиации в зимних условиях, должны очень внимательно следить за метеорологической обстановкой, требовать от соответствующих служб подробной информации и стараться с максимальной пользой использовать условия погоды в своих интересах. Иной раз, может быть, даже выгоднее будет перенести начало активных действий на том или другом участке фронта на один-два дня, с тем, чтобы использовать плохую погоду для скрытного сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолетов.

Зимние сутки примечательны большим количеством темного времени. Поэтому в системе взаимодействия авиации с наземными войсками боевая работа ночной бомбардировочной авиации не может не занять значительные места. При должной организации и четкой постановке задач действия ночных бомбардировщиков в состоянии оказать наземным войскам гораздо большую помощь, нежели только широко практикуемые на ряде участков «беспокоящие» удары с воздуха. Опираясь на прошлый опыт, находя новые приемы взаимодействия, правильно используя формы и средства управления, связи, сигнализации и т.д., можно добиться, чтобы ночные действия нашей авиации на поле боя и в тылах врага носили массированный характер. Это значительно восполнит действия дневных бомбардировщиков и штурмовиков, ограниченные коротким светлым временем суток.

Авиационные командиры, обязанные обеспечивать свои наземные войска от ударов неприятельской авиации, должны помнить, что враг всячески будет стараться использовать в своих интересах специфические условия зимы. Их задача будет состоять в том, чтобы упредить противника и свести на-нет все усилия немецкой авиации. Наступая в воздухе, широко применяя свободный полет, наращивание сил, вызов истребительной авиации на поле боя при появлении немецких самолетов, патрулирование и другие формы обеспечения, вместе с тем ни в коем случае нельзя ослаблять постоянные и целеустремленные удары по неприятельским аэродромам. Это было и остается одним из эффективнейших способов завоевания превосходства в воздухе. Изгоняя врага воздушными боями, надо в то же время непрерывно подвергать его аэродромы и базы серьезным ударам с воздуха. Если во время этих ударов нашим бомбардировщикам или штурмовикам удастся застигнуть неприятельские самолеты нерассредоточенными, скованными сугробами, - эффект нападения, безусловно, повысится. При налетах на аэродромы противника зимой большую роль играет и уничтожение различных агрегатов обслуживания материальной части и средств расчистки и укатки летных полей. Вывод их из строя закупоривает неприятельский аэродром на определенное время, сковывает действия вражеской авиации.

Зима обязывает общевойсковых командиров к большей, чем летом, заботе об аэродромном устройстве поддерживающих их авиачастей. Последние порою будут не в состоянии с необходимой быстротой, собственными силами оборудовать летные поля, создавать все нужные условия для четкой боевой работы. Поэтому общевойсковым командирам, ставящим боевые задачи авиации, необходимо своевременно заботиться о помощи авиачастям (особенно истребительным, базирующимся на передовых аэродромах) специальными командами для расчистки и оборудования летных полей. Затраченные на это силы сторицей окупятся первыми же боевыми вылетами истребителей или штурмовиков с этих площадок.

Наши авиационные и общевойсковые командиры обладают значительным опытом совместных действий в зимних условиях. Задача состоит в том, чтобы мобилизовать этот опыт и навыки. Совершенствуя приемы борьбы в зависимости от конкретной обстановки, образцово организовывать взаимодействие «земли» и «воздуха» в трудных зимних условиях!



САМОЛЕТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В СТРОЙ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 декабря. (От наш. корр.). Недалеко от переднего края немецкой обороны лежал подбитый зенитным снарядом самолет-истребитель лейтенанта Гаврилова. Летчику пришла на помощь небольшая бригада рабочих под руководством старого авиационного специалиста Ивана Мурзина. Вместе со своими тремя товарищами Мурзин за время войны восстановил не один десяток самолетов. Мурзин обещал офицеру, что через трое суток поврежденная машина сможет вылететь на боевое задание.

Двое суток у реки, в кустах, возле замаскированной ветками машины кипела горячая работа. Здесь же рабочие обедали, ужинали и отдыхали. 52-летний столяр Горбачев блестяще произвел порученные ему работы. Рабочий Горохов хорошо справился с ремонтом моторов и узлов фюзеляжа, трубы которого были смяты. Рабочий Николаенко быстро закончил монтаж бензопровода. Акт об окончании ремонта самолета и его пригодности к дальнейшей эксплоатации был подписан на 15 часов раньше срока.

Другую бригаду рабочих возглавляет инженер С.Матвеев. Она состоит из молодежи. Самому старшему рабочему - восемнадцать лет. В исключительно трудных фронтовых условиях, при недостатке инструмента, отсутствии станков и приспособлений молодые рабочие делали ответственный сложный ремонт.

На одном из участков фронта немецкой зениткой был сбит «Ильюшин-2». Разрывом снаряда были повреждены ланжероны центроплана и фюзеляж. Машина требовала капитального ремонта. Командир эскадрильи собирался отправить самолет на завод. Инженер Матвеев взялся произвести ремонт на месте.

Бригада Матвеева горячо принялась за работу. Сращивание ланжеронов инженер поручил молодым рабочим Куваеву и Шпинову. Они выполнили работу хорошо. Молодой рабочий В.Иванов за короткий срок освоил все столярные работы. Он искусно сращивал стрингера, рамы и обшивку хвостовой части фюзеляжа. Пробоина в самолете была ликвидирована. Через семь дней машина вошла в строй. За два последующих дня на этом самолете было сделано шесть успешных боевых вылетов.

________________________________________________
От Советского Информбюро*

# Оперативная сводка за 16 декабря

Западнее Кременчуга в полном составе сдалась в плен 6 рота 849 полка 282 немецкой пехотной дивизии. Пленный лейтенант Гайль сообщил: «Мы занимали оборону, когда русские обошли с фланга и внезапно атаковали нас. Растерявшиеся солдаты вопросительно смотрели на меня, не зная, что делать. Трезво оценив обстановку, я понял, что сопротивление бесполезно, и сказал: «Сдавайтесь в плен!» В начале войны я ни при каких условиях не допустил бы даже и мысли о капитуляции. Но с тех пор произошли большие перемены. Первый сокрушительный удар русские нанесли немецкой армии зимой 1941-42 г.г. Мне тогда тоже досталось - я отморозил ноги. Потом разразилась сталинградская катастрофа. Нынешним летом и затем осенью мы терпели одно поражение за другим. Я понял, что немецкая армия проиграла не одну битву, мы проиграли восточный поход в целом. Катастрофа неизбежна, и никакие усилия уже не помогут изменить ход событий. Отдавая своим солдатам приказ сложить оружие, я хотел сохранить им жизнь, избежать лишних и ненужных жертв».

Унтер-офицер Хаас той же роты, сдавшийся в плен на несколько часов раньше, чем вся рота, рассказал: «Я предложил своему отделению сдаться в плен. Никто не возражал. Все 9 человек сложили оружие - ручной пулемет, 3 револьвера, 5 карабинов, 20 ручных гранат и 6 ящиков с патронами».

На том же участке сдалась в плен группа немецких солдат из 7 роты 849 полка. Обер-ефрейтор Цинглер заявил: «Седьмой роте не удалось удержать свои позиции, и она в беспорядке отошла. Группа солдат решила остаться в окопах. Когда подошли русские, мы подняли белый флаг и сдались в плен».



Гитлеровские мерзавцы согнали на хутор Равнополье, Запорожской области, мирных жителей для того, чтобы насильно отправить их на каторжные работы в Германию. Заметив приближение разведчиков Красной Армии, немцы вывели советских граждан на окраину хутора и расстреляли их из автоматов. От рук фашистских палачей погибли 54 человека. Родственники и знакомые опознали среди убитых Федора Мелащенко и Ивана Мищенко - жителей хутора Ново-Ивановка, Василия Броцких из села Бобрищево, Ивана Лютого из села Успеновка и других жителей. При отступлении из села Андреевка той же области немецко-фашистские изверги загнали в сарай 13 советских граждан и живьем сожгли их. В огне погибли Мария Иваненко, Анна Куш, Мария Дузь, Прасковья Иващенко, Владимир Ярош и другие жители села. // Совинформбюро.

________________________________________
В.Ильенков: Воля || «Красная звезда» №281, 28 ноября 1943 года
Вс.Иванов: Русское поле || «Известия» №14, 16 января 1943 года*
И.Жданов: О потерях немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
И.Сельвинский: Чувство неба || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года

Газета «Красная Звезда» №297 (5668), 17 декабря 1943 года

декабрь 1943, газета «Красная звезда», зима 1943, советская авиация

Previous post Next post
Up