Вичуга. Бонячки, часть 1

Jan 25, 2022 22:00

    Бонячки - это бывшее село, ставшее при объединении с соседними одним из районов Вичуги. К тому времени оно было наиболее развитым как в плане производства, так и в плане обеспеченностью инфраструктурой. Но и сами Бонячки не всегда носили такое имя. Изначально название села было менее благозвучным - Вонячки. А, как известно, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Поэтому название пришлось немного подкорректировать.
    Росло и хорошело село благодаря фабрике, принадлежавшей династии купцов-фабрикантов Коноваловых.

Вот собственно из-за этого вида я и включил Вичугу в программу поездки по Ивановской области. Канонический, открыточный вид. Чаще фабрики бывают похожи на замки, а эта - на дворец.



    Основателем династии ткацких фабрикантов Коноваловых стал Пётр Кузьмич Коновалов. Как и многие другие, он начал с раздачи крестьянам сырцовой пряжи, размотанной на шпули и последующий сбор вытканной крестьянами на домашних станках ткани для передачи её оптовыми партиями на красильные и отделочные производства. Процесс этот он начал году в 1806. Первые документальные свидетельства о появлении красильного производства кинешемского 2-й гильдии купца П.К. Коновалова относятся к 1827-му году. Примерно в то же время основал свою фабричку двоюродный брат Петра Кузьмича Иван Степанович Коновалов.
    В 1849-м году дело перешло к Александру Петровичу Коновалову. При нём производство было значительно расширено и технически усовершенствовано. В 1857-м году он заменил обслуживавший отделочные машины конный привод паровым двигателем. При фабрике был построен также отдельный корпус для механического ткацкого производства. На нем были установлены 84 станка при паровом двигателе в 25 лошадиных сил.
    С этого времени деятельность фабрик и стала быстро расширяться, и в начале 1870-х годов в корпусе использовались уже 813 механических станков. В 1870 году была построена новая фабрика в местечке Каменка, в 30 километрах от Бонячек. На ней был установлен паровой двигатель мощностью в 50 лошадиных сил.
Коновалов был одним из первых предпринимателей в России, который телефонизировал свои фабрики, соединив телефонной линией предприятия в Бонячках и в Каменке, в 1887 году - через пять лет после появления первых телефонов в Москве и Петербурге. Коновалов принимал также активное участие в развитии железнодорожного транспорта. Он финансировал строительство железной дороги от Иваново-Вознесенска к Волге через Вичугу. Это позволило намного улучшить логистику.
    В 1889 году дело Петра и Александра Коноваловых продолжил сын последнего Иван Александрович. Но он больше прославился своими любовными похождениями и грандиозными кутежами, чем управлением производством на фабриках. Существует версия, что Иван Коновалов был прототипом купца Кнурова в пьесе А. Островского «Бесприданница». Большей частью Иван Коновалов разъезжал по ярмаркам и жил преимущественно в Москве. Поэтому управлением фабриками занималась его жена Екатерина Ивановна пока не встал на ноги их сын Александр. Дело это оказалось ему по плечу, ибо он изучал текстильное дело за границей. Он учился в профессионально-технической школе прядения и ткачества в Мюльгаузене, в Германии, а затем стажировался на различных предприятиях в странах Западной Европы.
    Вернувшись из-за рубежа, он собрал талантливую и энергичную команду управленцев и начал вводить на своих предприятиях передовую по тем временам технику. В результате производство стало расширяться. Число ткацких станков было увеличено до 1126, а для отопления фабрик вместо дров стала применяться нефть. В 1897-м году Александр Иванович возглавил правление Товарищества мануфактур "Иван Коновалов с сыном".
    В 1894 году была открыта еще одна крупная четырехэтажная бумагопрядильная фабрика, на которой были установлены 17 тысяч веретен. Через полгода их число достигло 35 тысяч, а еще через год - 43 тысяч. В 1912 году электричество освещало все фабричные здания, фабричный двор, казармы, больницу, лавку общества потребителей, фабричный клуб, ясли и прочее. При таких условиях социальных потрясений на фабрике не происходило.
    Александр Иванович, будучи депутатом IV Государственной Думы, пытался распространить свой опыт на всю страну, внеся законопроект по рабочему вопросу. А ведь если бы его приняли, то может и не было бы всех этих ужасов революции, Гражданской войны и красного террора. Пиком политической карьеры стала должность министра торговли и промышленности Временного правительства, после бегства Керенского именно Коновалов провёл последнее заседание Временного правительства. Был женат на сестре Николая Второва, крупнейшего российского предпринимателя. В 1918-м был вынужден эмигрировать во Францию, во время Второй мировой - в США. Умер в 1947-м году, вернувшись в Париж, где и был похоронен.

2.


Колоннада Бетонного корпуса - это не простая колоннада, а рекордная. Высота колонн 17 метром, диаметр - 2,7. В нашей стране по высоте с ними могут сравниться только колонны Исаакиевского собора, а вот по диаметру равных нет. У Исакия диаметр колонн 1,76 м, у колонн Большого театра - 1,85 м. И ещё один нюанс - здесь их ровно пять, т.е. нечётное число, а в классицизме должно быть только чётное. Представляю муки архитектора - либо нарушать пропорции колоннады, либо изменять принципам классицизма.
    Бетонный корпус своё название получил из-за того, что изначально имел бетонные межэтажные перекрытия. Был он построен в 1912- 1915 годах по проекту архитектора И.В. Брюханова.

3. Для лучшего освещения рабочих мест были применены нестандартные окна. Такими большими их позволило сделать опять же применение железобетона.


4. За этими окнами и сейчас теплится какая-то жизнь, горел свет, слышался какой-то шум, скорее всего станков.


5. Видно насколько сильно отличается Бетонный корпус от более старых.


6. Технологическая башня.


7. "Шуховский" корпус, построенный в 1894-м году при участии инженера В.Г. Шухова, вид с юго-запада.


8. Мне удалось снять его только с северо-запада.


9. По всей видимости это более позднее здание, ставшее северной пристройкой к Шуховскому корпусу.


10.


11. Турбинный корпус, архитектор Иван Жолтовский (предположительно). Он со всех сторон загорожен другими корпусами, увидеть его можно только с внутренней территории.


А.И. Коновалов был сторонником патерналистской политики в отношении рабочих для достижения социального мира. Он создал полноценную инфраструктуры для своих рабочих, причём почти всё было бесплатно - казармы, ясли, баня, школа. Он организовал снабжение своих фабричных лавок хлебом и крупами по низким ценам, ввёл 9-ти часовой рабочий день, запретил труд малолетних.
    Рабочие фабрики имели возможность улучшать свои жилищные условия. Были казармы для одиноких женщин и мужчин, при создании семьи выделялась отдельная комната. При казармах имелись кухни с печами и погребом. Жилые помещения были оснащены электрическим освещением, центральным отоплением и вентиляцией. Был создан рабочий поселок Сашино. В нем имелись 120 домиков, большая часть которых арендовалась рабочими. В арендную плату входили погашение стоимости дома, плата за аренду земли и страховка. Площадь домов составляла от 36 до 42 квадратных метров. Дома сдавались при условии, что их стоимость должна быть погашена в течение 12 лет, после чего помещение переходило в собственность арендаторов. Стоимость этих жилых строений составляла от 750 до 1200 рублей. Дома включали от 3 до 4 комнат и кухни. К ним примыкали сени, чулан и уборная. При каждом доме был разбит сад и огород. Деревья для сада рабочие получали бесплатно из фабричного питомника.
    Коноваловы активно развивали производственно-техническое обучение для своих рабочих. В 1889 году было открыто ремесленное училище, где дети обучались для последующей работы на фабриках. Программа обучения включала не только практические занятия, но и общеобразовательные предметы. В их числе: русский язык, арифметика, черчение, физика и закон Божий. В поселке Сашино была создана земская школа, половину денег на строительство которой выделила фирма Коноваловых. Развиваемая фирмой социальная сфера включала также медицинское обслуживание. Была создана больница для рабочих и служащих фирмы, в которой имелись роддом, хирургическое, терапевтическое и сифилитическое отделения. Там имелись свето- и водолечебница, а также рентгеновский кабинет. Ежегодные расходы на больницу в 1912 году составляли от 65 до 70 тысяч рублей.

12. Впечатляющее своими размерами здание бывшего Народного дома. Потом это был рабочий клуб фабрики Ногина, сейчас - Городской культурный центр.


13. В 1915-1917 годах строился архитектором П. Малиновским. Интерьеры доделывались уже в 1922-23 годах с участием В. Веснина и Н. Лазарева.


14. Летом прошлого года вовсю шла реконструкция площади перед ДК, ремонтировалось и само здание.


15. Ясли имени Екатерины Ивановны Коноваловой открыты осенью 1912 г. Архитекторы И. Жолтовский и В. Адамович.


В нижнем этаже расположены: раздевальня, ожидальня, регистрационная, смотровая, где принятые от матерей младенцы подвергаются осмотру перед поступлением в ясли, изоляционная, куда временно направляются до прибытия врача дети, ванная, большая колыбельная, специальная комната, в которой происходит кормление младенцев матерями, специально отпускаемыми для этой цели с фабрики во время работ, молочная, снабженная всеми необходимыми приборами для стерилизации, разлива молока в бутылки и для приготовления смесей; молоко и смеси отпускаются работницам для кормления детей на дом бесплатно. В верхнем этаже находится помещение для надзирательницы и служебного персонала. Ясли имеют проведенную горячую и холодную воду, водяное отопление и центральную вентиляцию. Освещение электрическое.
    При "гуманном" социализме мать бегала меня кормить в свой обеденный перерыв, на то, чтобы поесть самой, времени у неё уже не оставалось. Благо ясли были недалеко от завода.

16. Интересно, куда делась брусчатка?


Екатерина Ивановна Коновалова (1854-1907) - мать Александра Ивановича Коновалова и родная сестра революционерки Варвары Ивановны Александровой-Натансон. Принадлежала роду московский купцов Александровых, занимавшихся шляпочным бизнесом. Была похоронена на кладбище Скорбященского монастыря в Москве.

17. Женская фабричная казарма.


18.


19. Мужская фабричная казарма.


20. Похоже, что это одно из самых первых фабричных зданий. Судя по архитектуре - первая половина 19-го века. Когда были построены новые корпуса, здание было переоборудовано под баню. Из-за разросшихся деревьев сфотографировать нормально у меня не получилось.


21. Здание кухни и столовой для рабочих фабрики.


22. Здание фабричной конторы.


23. Мозаика на западом торце здания.


24. Ещё одна мозаика с орденоносными ткачихами стоит отдельно. Панно называется "Идущие впереди". Орденоносные девушки - реальные персонажи Евдокия и Мария (Дуся и Маруся) Виноградовы, установившие всесоюзный, а затем и мировой рекорд производительности труда. С них официально пошло виноградовское движение, аналог стахановского.


25. У проходной стоит бюст Виктора Павловича Ногина, имя которого фабрика носила после революции.



К западу от фабрики, между её забором и парком сохранился небольшой райончик старой застройки.

26. Особняк для старших служащих. Сейчас здание занимает городской отдел образования.


27. "Убежище имени А.П. Коновалова для хроников и престарелых рабочих"


28. Ещё одно фабричное здание - скорее всего хозяйственного назначения или лавка.


29. Была и школа


30. Это здание для школьников младших классов. В советское время надстроено вторым этажом.


31. Отделение для старших классов сохранилось практически без изменений.


Как мы видим, Коноваловы обеспечили своим рабочим полный социальный пакет: жильё, питание, досуг, ясли, обучение детей, шикарная больница (о ней будет позже). Такой же набор впоследствии повторялся и в конструктивистских жилмассивах. Но вдобавок к этому набору любой уважающий себя промышленник, считающий себя хозяином местности, строил на этой самой местности церковь. Иван Александрович Коновалов в 1904-м году поставил в селе Бонячки храм Воскресения Христова в память о своём отце. Если Воскресенская церковь в Тезино для простоты зовётся Красной, то эта, соответственно, Белой.

32. Византийский стиль был в моде в начале 20-го века.


33. До этого здесь стояла одноглавая деревянная церковь Рождества Христова, явно не соответствовавшая масштабам семьи Коноваловых.


Продолжение следует.

Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Дунилово. Покровская церковь
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Шуя, город-сад имени Арсения
Писцово. Село и фабрика
Писцово. Храмы
Комсомольск. Часть 1
Комсомольск. Часть 2, конструктивизм
Шуя. Памятные места
Дунилово и Горицы
Иваново, НИМ
Прогулка по Шуе, часть 1
Прогулка по Шуе, часть 2
Ростов, Авраамиев монастырь
Гаврилов Ям. Мануфактура
Гаврилов Ям. Город
Введеньё и Чернцы
Великое, часть 1
Великое, часть 2
Ивановский конструктивизм, часть 3
Ивановский конструктивизм, часть 4
Ивановский конструктивизм, часть 5
Ивановское настенное
Прогулка по Иваново, часть 1
Прогулка по Иваново, часть 2
Вичуга, Бонячки, часть 1
Вичуга, Бонячки, часть 2
Ростов. По старой Ярославке
Иваново индустриальное
Кохма проездом
Прогулка по Иваново, часть 3

Ивановская область, Вичуга, старые фабрики

Previous post Next post
Up