Введеньё и Чернцы

Jul 16, 2021 19:05

    Введеньё - ещё один пример "сдвоенных" сёл. Как Иваново - Вознесенское, Дунилово - Горицы, оно состоит из двух ранее самостоятельных сёл, расположенных на разных берегах одной реки. Река в данном случае - Молохта, а пара Введенья - село Пупки, которое раньше было центром волости, а теперь вошло в состав Введенья. Соответственно в селе два кладбища и два храмовых комплекса. Ещё есть Николо-Шартомский мужской монастырь.
    Введеньё расположено примерно в 10 км к северу от Шуи на дороге Шуя - Горицы. Становление и развитие села связано с Николо-Шартомским мужским монастырём. Первый документальный источник о его существовании датируется 1425 годом. Это была духовная грамота архимандрита Шартомской обители Конона, свидетельствующая о передаче княгиней Марией части своих земель суздальскому монастырю. В 1612 году обитель и село были захвачены и разграблены польско-литовскими захватчиками.

Храмовый комплекс, состоящий из церкви Вознесения Господня в Пупках, Богословской церкви и колокольни.



Церковь Вознесения - типичный для этих мест памятник в переходных формах от барокко к классицизму. Композиционно объемы здания вытянуты вдоль основной оси: стройный трехсветный и пятиглавый основной четверик с чуть суженной пятигранной апсидой и низкая, более широкая в плане трапезная - квадратная, с чуть скругленными восточными углами, - к которой примыкает выстроенная позднее трехъярусная колокольня. Четырехгранный с люкарнами купол последней завершен главкой со шпилем на высоком световом барабанчике. Вертикальную направленность объемов усиливает убранство фасадов. Углы четверика выделены пилястрами, наложенными на широкие лопатки, а обрамление расположенных по трем осям окон составляют плоские наличники с узкими ушками во втором свете и накладными филенками под верхними квадратными проемами. Убранство фасадов трапезной и апсиды включает барочные наличники окон с лучковыми перемычками, завершенные сандриками, а также пилястры - одиночные в простенках трапезной и тройные, с выпуском угла, - на апсиде.
    Четверики колокольни, последовательно уменьшающиеся кверху, прорезаны высокими арками, а два нижних декорированы двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Высокое и светлое основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном в центре. Это пространство объединено широкими арочными проемами с трапезной и алтарем. Апсида, освещаемая тремя окнами, перекрыта пятилотковым сводом, а трапезная - поперечным коробовым с двумя лотками. В стене северного устоя колокольни устроена лестница к звону.
    Клеевая роспись исполнена в 1-й трети 19 в. Сохранилась фрагментарно в четверике, алтаре и на своде трапезной. Выразительный памятник палехско-шуйской школы с присущими ей барочными по характеру композициями и гризайльным декором, в котором прослеживаются веяния классицизма, а также иконописной манерой письма в изображении отдельных святых. Цветовая гамма мягкая, охристо-коричневатых оттенков с вкраплением голубого и темно-красного. Кольцо светового барабана окружено широкой живописной орнаментальной рамой, от нее по граням свода к его основанию спускаются гризайльные полосы. На восточном лотке традиционно написан "Горний Иерусалим", на западном - "Вознесение" (в его древнерусском изводе), на южном и северном представлены редко встречающиеся здесь изображения евангелистов.
    На южной и северной стенах в три яруса написаны фигуры апостолов. В промежутках между верхними и нижними рядами окон помещены евангельские и ветхозаветные сцены. Большая часть западной стены занята композицией "Изгнание торгующих из храма", основное место здесь отведено изображению интерьера иерусалимского храма, где своеобразно сочетаются элементы барочной архитектурной живописи и иконописные приемы в трактовке фонов. Росписи алтаря также традиционны: в конхе, отделенной от стен поясом гризайли, написано "Коронование Богоматери"; на стенах изображены отцы церкви, в исполнении фигур чувствуется иконописная манера; в простенках между центральным и боковыми окнами расположены "Жертвоприношение Авраама" и "Предвечная жертва".
    Необычна по иконографическому составу роспись свода трапезной на темы евангельских блаженств. В центре - восьмиугольная композиция "Блаженны чистые сердцем", заключенная в тонкую рисованную раму, от которой по диагоналям свода расходятся четыре луча, украшенные сложным гризайльным орнаментом. Каждый лоток разделен по вертикали рисованной колонкой, что позволило разместить в них по две композиции. Живопись трапезной исполнена в светлой колористической гамме: зеленоватые оттенки здесь удачно сочетаются с голубой гризайлью.

2. Вознесенская церковь построена в 1806-м году на месте сгоревшей в 1699-м году дотла деревянной. Деревянную восстановили на прежнем месте, но через 100 лет разобрали и поставили каменную.


3. У церкви есть придел Параскевы Пятницы, поэтому у неё есть второе имя - Пятницкая.


4.


5. В советские времена в храме был устроен промтоварный склад, но кое-какие росписи сохранились.


6.


7. Зимняя церковь Иоанна Богослова, хоть и построена позже, в 1843-м году, сохранилась хуже, сейчас идёт восстановление. Здесь была сельская пекарня.


Церковь Иоанна Богослова сооружена в формах позднего классицизма с небольшой пристройкой крыльца в русском стиле (кон. 19 в.) на западном фасаде. Завершение утрачено. Невысокий, скромный по убранству храм представляет интерес редкой объемной композицией, образованной квадратным в плане четвериком, фланкированным более широкими, пониженными прямоугольными (вытянутыми по оси север-юг) притвором и алтарной частью. Между выступами этих симметричных объемов на боковых фасадах четверика помещены двухколонные портики в антах (северный утр.), составляющие основное убранство храма. Центральные части восточного и западного фасадов выделены трехосевыми ризалитами. Прямоугольные окна (частью ложные) завершены прямыми сандриками, а стены - скромно профилированным неполным антаблементом.
    Особенностью планировочной структуры интерьера является круглое в плане внутреннее пространство четверика, перекрытое низким купольным сводом. По продольной оси оно объединено арочными проемами с одинаковыми трехчастными притвором и алтарем. Дом причта - небольшое одноэтажное здание, выполненное в лицевой кирпичной кладке. Его архитектура характерна для периода эклектики. Фасады украшены угловыми лопатками, объединенными в одной плоскости с узким подкарнизным поясом. Центр главного, в три окна, фасада отмечен фигурным аттиком с арочным чердачным оконцем, на углах - парапетные тумбы.

Пупки не были селом промышленным. Зато здесь неподалёку от храмов "в казённом селе Пупках", согласно "Владимирскому сборнику" (1857 г.) К. Тихонравова, проходила та самая "знатнейшая" Никольская ярмарка, о коей тот же Тихонравов говорит, что в 1854 году на неё "было привезено товаров и приведено лошадей на 389 280 рублей серебром, и продано на 116 517 рублей серебром".

8.


Возникновение Николо-Шартомского монастыря некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий.
    Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, - в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, - «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты.
    В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы.
    Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

9.


10. Главный храм монастыря - собор Николая Чудотворца. построен в 1651-м году.


11. Преображенская надвратная церковь заложена ещё в 1696-м году, но окончательно достроена только в 1813-м..


12.


13.


14. Церковь Казанской иконы Божией Матери построена и освящена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части, и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского, в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка.


15.


16.


17. Монастырская колокольня 18-го века постройки.


18.


19.


Братия многим обеспечивает себя сама. В монастыре есть пекарня, кузница, столярка, пасека, коровник, огород с теплицами, яблоневый сад и даже виноградник, монахи ловят рыбу, выращивают злаковые и кормовые культуры. У монастыря около 20-ти подворий, расположенных от Гаврилова Посада до Плёса, есть и в областном центре. Большинство из них требуют вложения сил и средств на восстановление. Несмотря на всю свою значимость и обширность владений, монастырь не является ставропигальным, относится к Шуйской епархии.

20.


21. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1807-м году. Престолов в ней два: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.


22. Когда-то давно на этом месте стоял Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому.


23. Теплая церковь построена в 1845-м году на средства прихожан. Престолов в церкви три: главный - в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные - в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных


24.


В Введеньё, как и полагается в Ивановской области, существовала небольшая ткацкая фабрика, но до неё я не дошёл и про её историю даже всезнающий интернет ничего мне не сказал. А вот ферма "Шартомский страус" существует. Воистину, Россия - родина слонов! Сейчас в селе проживает около 500 человек. Гражданских зданий, заслуживающих интереса, мне в Введеньё не встретилось.

25. Дальше по дороге на Шую стоит село Чернцы. Здесь сохранились корпуса дореволюционной ткацкой фабрики. Сейчас по своему профилю она не работает.


В первой половине XVI столетия Чернцы принадлежали князю Михаилу Васильевичу Горбатому, который в духовной грамоте, писанной в 1535 году, завещал эту вотчину Николо-Шартомскому монастырю. Но в жалованной грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского Суздальскому Покровскому женскому монастырю 1606 года село Чернцы значится уже во владении Покровского монастыря. В 1623 году царь Михаил Фёдорович на право владения Чернцами пожаловал этому монастырю подтвердительную грамоту. Вотчиной Покровского монастыря село Чернцы оставалось до отобрания монастырских имений в казну в 1764 году.
    В конце XIX - начале XX века село входило в состав Пупковской волости Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1859 году в селе числилось 36 дворов, в 1905 году - 50 дворов.

26.На юго-западной окраине села стоит храмовый комплекс. Традиционно - летний, зимний храмы и колокольня.


27.


28. В 1819 году на средства прихожан в селе была построена каменная церковь с оградой в честь Святителя и Чудотворца Николая.


29. Церковь Илии Пророка с шатровой колокольней, отчего село ещё называли Чернцы-Ильинское. Храм построен во второй половине 18-го века. Ещё недавно он стоял без крыши.


30. Воинский мемориал недалеко от храма.


В селе с 1886-го года работало земское народное училище.

31.


В старинные времена церковь была освящена в честь Святого Пророка Илии, почему и само село названо Чернцами-Ильинскими. При этой церкви имелась тёплая каменная церковь с одним престолом во имя Святого Пророка Илии.

Источник - сайт sobory.ru

Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Дунилово. Покровская церковь
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Шуя, город-сад имени Арсения
Писцово. Село и фабрика
Писцово. Храмы
Комсомольск. Часть 1
Комсомольск. Часть 2, конструктивизм
Шуя. Памятные места
Дунилово и Горицы
Иваново, НИМ
Прогулка по Шуе, часть 1
Прогулка по Шуе, часть 2
Ростов, Авраамиев монастырь
Гаврилов Ям. Мануфактура
Гаврилов Ям. Город
Введеньё и Чернцы
Вичуга, Бонячки
Ивановский конструктивизм, часть 3
Прогулка по Иваново, часть 1
Великое
Ростов, по старой Ярославке

Ивановская область, монастыри, церкви

Previous post Next post
Up