Село Великое. Часть 1

Jul 19, 2021 20:00

    Село Великое расположено в 40 км к югу от Ярославля. Село старинное, известно с 13-го века, когда слово "великий" означало всего лишь "большой". Лет через 300 его бы назвали просто Большое, но село с таким названием уже есть в Ярославской области. Так что дело не в величии. а в величине. Хотя, как сказать....Вряд ли в каком ещё селе вы найдёте два особняка работы Шехтеля. Отсюда вышли целых два министра СССР, Великое в качестве примера активного экономического прогресса упоминал Ленин в своей известной работе "Развитие капитализма в России".
    Но, думается мне, село не сразу стало большим и не сразу селом. Наверняка сначала это была небольшая деревенька, впоследствии под воздействием благоприятных факторов разросшаяся и построившая церковь. А вот как называлась та деревенька история умалчивает.





Интересна планировка села. Обычно сёла вытягиваются вдоль проходящей через них большой дороги, прирастая по сторонам от неё парой-тройкой параллельных улиц. Либо же планировка бывает приближена к сетке улиц, расположенных под прямым или не очень углом. Здесь же планировка похожа на московскую - радиально-кольцевая. Но географическим центром здесь является не кремль, хотя некое подобие его здесь есть, а Чёрный пруд, который по всем правилам надо бы называть озером, потому как плотины он не имеет.
    Кольца, хоть и не такие правильные, как в Москве, всё-же прослеживаются. И аналогично Замоскворечью, в здешнем Запрудье колец этих меньше. Так же, как где-нибудь на Бульварном или Садовом, улица по своему ходу несколько раз меняет название. Радиальные улицы выходят на озеро и назывались здесь слободками. Причём и сейчас тоже. Потребовалось мне уточнить местонахождение одного объекта. Обратился к бабушке, копающейся в огороде, получил ответ - "иди вдоль посада до следующей слободки". Посады, как вы уже наверное поняли - это кольцевые улицы. Причём застроены эти улицы только с одной стороны, с другой же - огороды.

2. Единоверческая церковь Тихвинской иконы Божией Матери на одном из въездов в село. Место это называется Тихвинская слобода.


До неё на этом месте стояла старообрядческая церковь, но в 1853-м году в Великом вспыхнула эпидемия холеры. Виновными в этом были назначены старообрядцы, в результате их церковь закрыли, церковный купол снесли. После отступившей эпидемии, 28 июня 1856-го года было установлено празднество Тихвинской Божией Матери. С того времени церковь стала называться Тихвинской. В 1861-м году на пожертвования сельчан и 800 казённых рублей церковь была отстроена вновь и освящена. От старообрядческого кладбища, располагавшегося к западу от храма остался только пустырь.

3.


В окрестностях Великого произошло два больших сражения: в 1392-м с монголо-татарскими войсками, а в 1435-м здесь уже сошлись в братоубийственной битве дружины московского князя Василия Тёмного и его дяди Юрия Дмитриевича. Причём слово "братоубийственная" здесь употреблено в буквальном смысле. Против Василия бились два его двоюродных брата - Василий Косой и Дмитрий Шемяка. «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435г. Сошлись между селами Козьмодемьянским и Великим, на берегах Которосли, и вступили в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу…» В результате Косой был разбит и бежал в сторону Вологды, а объединение Руси под власть Москвы продолжилось.
    Прошлись здесь и поляки, и им досталось. В 1612-м здесь останавливалось на привал ополчение Минина и Пожарского, здесь оно получило пополнение из великосельских крестьян. Спустя 200 лет уже другое ополчение, ярославское останавливалось здесь по пути в Москву навстречу Наполеону. Между двумя этими событиями произошла ещё одна битва. Хоть и далеко она была от Великого, под Полтавой, но на судьбе села отразилась. После неё в селе объявился новый хозяин - князь Аникита Иванович Репнин. До этого село было дворцовым, принадлежало казне.
    Принято считать, что Пётр подарил Великое своему соратнику и друг Репнину за успехи в Полтавской битве, где он командовал гренадерским полком но на самом деле произошло это ещё в 1708-м году. Просто Репнину было не до новых владений, он был занят войной, потому великосёлы и узнали о смене хозяина только через год.

4. Тем не менее, о Полтавском сражении в селе напоминает копия мозаики "Полтавская битва".

.

5. А вот причём здесь Севастополь, я не понял.


6. По велению Репнина в 1709-м году, когда он впервые посетил своё новое владение, началось строительство храма Рождества Богородицы. Освящён храм был в 1712-м году.


7. Храм шестистолпный, за прототип был взят Успенский собор Ярославля. Это самая большая приходская церковь Ярославской области. В борьбе цветов - голубого, принятого для богородичных церквей и традиционного для ярославского храмового зодчества зелёного победил зелёный.


8. В 1741-м году внук Аникиты Пётр Иванович Репнин построил зимнюю церковь Покрова Богородицы. Здесь уже купола богородичные, голубые.


9.


10. Внутреннее убранство храма не сохранилось, а наружное близко к нарышкинскому барокко.


11. В 1758-м году между двумя храмами была построена колокольня высотой 75 метров.


Считается, что окно на втором ярусе колокольни, обращённое на запад, символизирует  прорубленное "окно  в Европу". Ещё во многих источниках пишут, что  куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы. Но вот у меня возник вопрос, а как куранты показывают дни, месяцы и годы?

12. Довершала облик храмового комплекса изящная ажурная каменная ограда с четырьмя часовнями-башнями.


13. К востоку от храмов было кладбище.


14. От него ничего не осталось за исключением могилы Локалова.


15. Парадный вид со стороны пруда того, что называется великосельским кремлём.


16. А это канонический вид на кремль из-за пруда.


17. Собственно сам Чёрный пруд тоже памятник. В 1985-м году он получил статус памятника природы. Пруд наполняется за счёт талых, дождевых вод и бьющих на дне ключей.
Надпись на стенде "Спортплощадка сделана без участия администрации руками местных жителей".


Имя "Чёрный" получают обычно водоёмы, находящиеся в местности, богатой торфом. В данном случае название пруда местные предания связывают с работой кузниц, когда-то находившихся на его берегах: якобы вода приобрела темный цвет от угольной пыли и гари. Есть мнение, это «черным» этот пруд назвали просто за темный, болотный цвет воды, за илистую почву на дне.
    Сохранились воспоминания одного из великосёлов о состоянии пруда в довоенные годы. «Пруд долгое время был украшением села и благотворно влиял на развитие общей культуры и здоровья жителей села. Берега его были устланы камнем, а вокруг всего пруда были сделаны посадки деревьев, а так же скамейки для отдыха. На пруду были сделаны три благоустроенные купальни … Все работы тогда проводились вручную: только лопата, тачка и песня состояли на вооружении рабочих…»
    Сейчас пруд заметно зарастает, его берега заболачиваются. Местные жители используют прудовую воду для поливания огородов, иногда здесь полощут белье; этот пруд - главный пожарный водоем села. Когда пруд покрывается прочным чистым льдом - он становится катком. На Крещение на пруду устраивают иордань, и к ней съезжается до двух сотен машин с желающими окунуться в освященную ледяную воду.

В октябре 1613-го года на пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом не раз останавливался Петр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск.

18. Домик Петра. Второй этаж царя-реформатора явно не застал, а вот первый вполне мог его видеть.


19. Опять же "по преданию". Документальных подтверждений этим событиям нет.


20. Храм иконы Божией Матери «Боголюбская». Все четыре великосельские церкви посвящены Богородице.


21. Кирпичная однопрестольная кладбищенская церковь, построена на средства церковного старосты М. Крашенинникова, прихожан и благотворителей. В советское время закрыта, разорена. В 1992 возвращена верующим, сейчас действующая, но продолжает восстанавливаться.


22. За этими воротами сельское кладбище.


23. Совершенно неожиданно здесь втретить теплушку. Каким образом она здесь оказалась, если ближайшая железнодорожная ветка Семибратово - Гаврилов-Ям находится километрах в 5?  А теплушка, похоже, используется в качестве склада.


24. И вообще железную дорогу с Воликим связывает только то, что оно является родиной легендарного министра путей сообщения Бещёву.


25. Рядом с Боголюбской церковью начинается старинная липовая аллея, или, как говорят в Великом, липовый парк.


Обычно такие аллеи разбивают рядом с барским домом, но в нашем случае начало создания парка связано с именем Ильи Дмитриевича Писарева, сельского фельдшера. Зеленые насаждения, парк - шаг в направлении улучшения санитарного состояния села. Парк был любимым местом отдыха великоселов. Сюда любили приходить не только молодые люди, но и жители села со своими детьми. Были построены танцплощадка, летний театр. Для детей были установлены качели. В парке проводились массовые мероприятия: дни здоровья, школьные линейки, праздники ко дню защиты детей, танцевальные вечера.
    Сейчас парк объявлен памятником природы. Несколько последних лет он был заброшен. Летом 2016 года в нем начались работы по благоустройству. Сейчас в парке есть освещение. Установлены лавочки, оборудована детская площадка.
    Великосёлам вообще повезло с начальством, постоянного присутствия барина в селе не было, Аникита Репнин всё больше воевал, да жил в столицах, да и потомки его в глуши не собирались прозябать. А до Репнина Великое так вообще было маленькой столицей, здесь стояла съезжая дворцовая изба, из которой управлялись все ростовские дворцовые вотчины. Может быть поэтому великосельские крестьяне сами выбирали себе род занятий - тот, который повыгодней.
    А вот Ефим Степанович Карнович поселился уже на Пятницкой горе, что рядом с Великим. Его двухэтажный рубленый дом был полон книг, картин, других произведений искусства. Карнович был барином учёным и просвещённым. Приехав в имение, Ефим Степанович энергично занялся льноводством и усовершенствованием способов обработки льняной соломки и волокна, пропагандой новых систем землепользования. Он добился высочайшего повеления об устройстве в Великом постоянных выставок для льна и изделий из него, сельскохозяйственных орудий, продуктов огородничества и садоводства. Это заложило фундамент для бурного развития села, начиная с 1840-х годов.
    Премьера мастерства и крестьянской мудрости состоялась в 1844-м году. Она была приурочена к ежегодной осенней ярмарке. Это была первая в России комплексная сельскохозяйственная выставка. На базары, ярмарки и выставки в Великое съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Голландии и молодой на то время Бельгии.
    В 1850-х годах в Великом было организовано ещё до десяти выставок. Известный публицист И.С.Аксаков, наблюдавший Великосельскую выставку 1850-гго года, записал в своём дневнике «Народу было тысяч 10, если не большее. Все власти присутствовали там же…». И далее: «Это село… подлинно Великое Село».

26.


27. Похоже, что сельские власти традиционно ничего для села не делают. Спортплощадку жители своими руками, фельдшер создаёт пожарную дружину, липовую аллею, детский сад и больницу.


28. Воинский мемориал.


29. В селе есть улица Моругина, представляющая собой первый от пруда посад. Считаю, что надо было назвать её улицей Моругиных. Их 16 человек только погибло, негоже выделять кого-то одного.


О гражданской застройке села я расскажу в следующий раз, там есть что посмотреть, а сейчас немного колоритных артефактов из далёкого и не очень прошлого.

30.


31.


32. Жаль, что старый замок не дожил до наших дней.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Дунилово. Покровская церковь
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Шуя, город-сад имени Арсения
Писцово. Село и фабрика
Писцово. Храмы
Комсомольск. Часть 1
Комсомольск. Часть 2, конструктивизм
Шуя. Памятные места
Дунилово и Горицы
Иваново, НИМ
Прогулка по Шуе, часть 1
Прогулка по Шуе, часть 2
Ростов, Авраамиев монастырь
Гаврилов Ям. Мануфактура
Гаврилов Ям. Город
Введеньё и Чернцы
Великое, часть 1
Великое, часть 2
Ростов. По старой Ярославке
Вичуга, Бонячки
Ивановский конструктивизм, часть 3
Прогулка по Иваново, часть 1

церкви, Ярославская область, Великое

Previous post Next post
Up