Бомбометание с пикирования

Sep 15, 2020 17:03


Г.Чучев || « Красная звезда» №218, 15 сентября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 14 сентября (1 стр.). В Совнаркоме СССР (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Майор П.Трояновский. - Окружение и разгром частей четырех немецких дивизий (2 стр.). ИЗ ОПЫТА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ БОЕВ НАШИХ ВОЙСК. - Майор И.Фролов. - Бой на промежуточном рубеже (2 стр.). Полковник И.Видюков. - До конца довести перестройку комсомольской работы (3 стр.). Полковник Г.Чучев. - Бомбометание с пикирования (3 стр.). Олег Кошевой. - Беседа с Еленой Николаевной Кошевой (3 стр.). Полковник юстиции И.Лупачев. - Кровавые следы немецких палачей на Украине (3 стр.). Валентин Катаев. - В наступлении (4 стр.). Речь Хэлла о внешней политике США (4 стр.).

# Все статьи за 15 сентября 1943 года.




Бомбардировочная авиация знает два способа нанесения бомбового удара - с горизонтального полета и с пикирования. Бомбометание с пикирования отличается более точным поражением целей, особенно таких, как мосты, плотины, врытые в землю командные пункты, различные оборонительные сооружения. Кроме того, этот способ бомбометания более экономен по сравнению с первым. В ряде случаев он требует в два-три раза меньше самолетов для выполнения той же задачи.

Но дело не только в этом. Нередко обстановка заставляет бомбардировочную авиацию наносить удары по боевым порядкам противника и его сооружениям на первой линии обороны, расположенной очень близко от наших передовых подразделений. Такая задача больше всего подходит именно пикирующим бомбардировщикам.

Для выполнения всех этих заданий наша авиация имеет самолет типа «Петляков-2». Это отличная конструкция как по своим аэродинамическим качествам, так и по огромному запасу прочности. Только надо сказать, что не все еще наши летчики умеют в полной мере использовать выдающиеся качества самолета «Петляков-2». Некоторые считают, например, что он хорош только для бомбометания с горизонтального полета. Боевой опыт наших бомбардировщиков показывает иное. В процессе глубокого освоения машины наши пилоты приобрели навыки, позволяющие им выжимать из этой конструкции всё, что она может дать.

Путем систематической тренировки экипажи научились надежно владеть машиной, добились точности прицеливания и меткости попаданий. Теперь у нас пикирование звеном представляет собой обычный, повседневно применяемый прием. Осваивая машину, летчики убедились, что она может взять значительно больше бомб, чем практиковалось обычно. Первым у нас применил это новшество командир звена младший лейтенант Макеев. Он увеличил бомбовую нагрузку за счет некоторой экономии в горючем. Следуя его примеру, наши экипажи берут ныне такой же бомбовый груз при полной заправке горючим и полном комплекте других боеприпасов. Это, естественно, повышает эффективность ударов по врагу.

Вот один из примеров боевой работы наших пикирующих бомбардировщиков. По данным разведки стало известно, что на одной железнодорожной станции противник производит погрузку танков в эшелоны. Группе бомбардировщиков, ведомой тов. Белым, было поручено нанести удар по этому об'екту. В условленном месте к бомбардировщикам присоединился эскорт истребителей. Вечерело, и густая дымка скрадывала видимость. Но цель была заранее хорошо изучена, об'екты ударов распределены по звеньям.

Подойдя к цели, группа перестроилась в кильватерный строй звеньев. Первое звено вошло в пикирование и сбросило бомбовый груз. За ним последовали другие. Здесь повторилось то же явление, с которым наши экипажи встречаются каждый раз. Зенитные средства противника ведут ожесточенный огонь в то время, когда самолеты подходят к цели, перестраиваются, ложатся на боевой курс. В эти короткие минуты порою можно насчитать в воздухе до двухсот и больше разрывов. Но лишь только первое звено начинает пикировать, вражеские зенитчики мгновенно замолкают. Повидимому, рев самолетов, свист бомб и струи пулеметного огня заставляют их забираться в укрытия.

Звено за звеном пикировало на цель. Удар оказался исключительно мощным. Экипажи при выводе самолетов из пике видели, что весь район станции окутан дымом. Дешифровка фотоснимков подтвердила: тяжелые бомбы разорвались среди скопления железнодорожных эшелонов. Было отмечено 26 прямых попаданий. Этот налет был выполнен без потерь.

Для удара по другой железнодорожной станции бомбардировочную группу повел Герой Советского Союза тов. Валентик. Здесь наряду с крупными и средними бомбами фугасного действия были сброшены зажигательные. Способ бомбометания применили тот же: с пикирования, звеньями. Эффект также получился внушительный. Фотоснимки, сделанные через 15 минут после налета, показали, что на станции сожжены один эшелон и склад, уничтожено еще до сорока вагонов, во многих местах разрушено полотно железной дороги.

Воздействие на боевые порядки противника и его оборонительные сооружения - несколько более сложная задача для пикирующих бомбардировщиков. Одно дело - нанести удар по железнодорожной станции, т.е. по об'екту, хорошо заметному с воздуха. Другое дело - бомбить такие цели, как, например, тщательно замаскированные артиллерийские позиции противника. От командира группы, его штурмана и всех экипажей требуется отличное знание района, умение находить мелкие, хорошо укрытые цели.

Недавно у нас был случай, когда две девятки самолетов «Петляков-2» получили задание сбросить бомбы на две высоты, на обратных скатах которых находились огневые позиции немецкой артиллерии и минометов. Хорошее знание местности помогло командиру группы безошибочно ориентироваться среди многих полевых дорог и похожих высот, по малозаметным признакам точно обнаружить цель. Своими бомбовыми залпами эти две девятки, взаимодействуя с артиллерией, помогли подавить огневые средства немцев. Воспользовавшись этим, наша пехота рванулась вперед, и вскоре обе высоты были заняты.

В другой раз группа самолетов наносила удар по опорному пункту, где было замечено большое скопление живой силы, танков и автомашин противника. Задача осложнялась тем, что наши передовые стрелковые подразделения находились лишь в нескольких сотнях метров от этого опорного пункта. Помощь авиации и здесь оказалась действенной.

Надо подчеркнуть, что в такой обстановке особенно большое значение имеет надежная договоренность с наземными войсками, взаимное понимание. Поле боя бывает затянуто дымом, облаками пыли. Сверху трудно разобрать, где проходит линия боевого соприкосновения. Совершенно необходимо, чтобы наземные войска быстро и отчетливо обозначали свое положение. Это значительно облегчает боевую работу пикирующих экипажей, делает ее эффективнее.

Бомбометание с пикирования пред'являет особые требования к экипажам самолетов. Наибольшая ответственность лежит на ведущем каждого звена. Он должен выйти абсолютно точно на цель, чтобы избежать доворота в момент пикирования. Ему нужно своевременно ввести машину в пике, поймать цель на прицел, добиться постоянного угла пикирования и, по команде штурмана, на расчетной высоте сбросить бомбы. Очень важно после нанесения удара как можно скорее собрать группу. Чем быстрее и слаженнее будет выполнен этот маневр, тем больше гарантий избежать потерь.

В действиях экипажей пикирующих бомбардировщиков бывают, конечно, различные ошибки. Например, иногда недостаточно опытный летчик хотя и правильно вводит машину в пике, хорошо ловит цель, но слишком поспешно сбрасывает бомбы. Они отрываются на большей высоте, чем следует, и поражение цели получается неточным. Может случиться и так, что летчик возьмет слишком малый угол пикирования, - тогда бомбы лягут с перелетом. Не исключены недочеты и другого характера. Например, первое звено отлично поразило цель. Заметив это, следующие звенья считают иной раз, что задание выполнено, и уже не заботятся с должной тщательностью о точности своего удара. В итоге эффективность бомбометания и его массированность снижаются.

Боевая практика показала, что при бомбометании с пикирования должны несколько видоизменяться тактические приемы истребительных групп прикрытия. Мало прикрывать пикирующие бомбардировщики в то время, когда они идут к цели или же легли на боевой курс. Большого внимания требует еще момент, когда самолеты выходят из пике: именно тут они могут подвергнуться атакам со стороны вражеских истребителей. //Полковник Г.Чучев, командир 270-й бомбардировочной авиационной дивизии. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

15.09.43: Олег Кошевой || «Красная звезда» №218, 15 сентября 1943 года
15.09.43: Сталинское племя || «Правда» №229, 15 сентября 1943 года
15.09.43: А.Фадеев: Бессмертие || «Правда» №229, 15 сентября 1943 года
15.09.43: И.Лупачев: Кровавые следы немецких палачей на Украине ("Красная звезда", СССР)
15.09.43: В.Катаев: В наступлении || «Красная звезда» №218, 15 сентября 1943 года
15.09.43: 15 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №218, 15 сентября 1943 года

14.09.43: Герои молодой гвардии || «Красная звезда» №217, 14 сентября 1943 года
14.09.43: А.Эриванский: Отважные подпольщики ("Красная звезда", СССР)*
14.09.43: И.Эренбург: Победоносное отступление ("Красная звезда", СССР)
14.09.43: В.Костенко: Молодая гвардия Украины ("Известия", СССР)
14.09.43: Бессмертные подвиги героев-комсомольцев ("Известия", СССР)
14.09.43: Бессмертный подвиг комсомольцев-подпольщиков ("Комсомольская правда", СССР)
14.09.43: 14 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №217, 14 сентября 1943 года

13.09.43: Вечная слава героям, павшим в борьбе за нашу Родину! ("Правда", СССР)
13.09.43: Б.Горбатов: Мариуполь || «Правда» №228, 13 сентября 1943 года
13.09.43: Д.Бедный: Наши дети || «Правда» №228, 13 сентября 1943 года
13.09.43: Д.Заславский: На обломках фашистской оси ("Правда", СССР)
13.09.43: 13 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №216, 13 сентября 1943 года

12.09.43: Новые славные победы Красной Армии ("Правда", СССР)
12.09.43: Дни славных побед || «Красная звезда» №216, 12 сентября 1943 года*
12.09.43: Подвиг рядового Александра Матросова ("Красная звезда", СССР)
12.09.43: К.Буковский: Опустошенные города ("Красная звезда", СССР)
12.09.43: М.Рыльский: Это сделали немцы || «Известия» №216, 12 сентября 1943 года
12.09.43: В.Ильенков: Бессмертие Александра Матросова ("Известия", СССР)*
12.09.43: П.Никитин: Мариуполь 11 сентября ("Известия", СССР)

11.09.43: П.Никитин: Как был взят Мариуполь ("Известия", СССР)
11.09.43: Великий советский Человек* || «Литература и искусство» №37, 11 сентября 1943 года
11.09.43: Л.Булаховский: Возвращение к жизни* || «Литература и искусство» №37, 11 сентября 1943 года

10.09.43: И.Эренбург: Два удара ("Красная звезда", СССР)

09.09.43: И.Эренбург: Изгнание врага** ("Красная звезда", СССР)
09.09.43: В.Гроссман: Наше сердце || «Красная звезда» №213, 9 сентября 1943 года*
09.09.43: Б.Горбатов: Здравствуй, Донбасс! || «Правда» №224, 9 сентября 1943 года
09.09.43: Н.Тихонов: Донбасс свободен! || «Правда» №224, 9 сентября 1943 года
09.09.43: Капитуляция Италии || «Известия» №213, 9 сентября 1943 года

08.09.43: Мсти, боец, немецким извергам! ("Красная звезда", СССР)
08.09.43: Немецко-фашистское зверье ("Красная звезда", СССР)*
08.09.43: Немецкие дикари ответят за все свои злодеяния! ("Правда", СССР)
08.09.43: 8 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №212, 8 сентября 1943 года

07.09.43: Смерть немецко-фашистским злодеям! ("Известия", СССР)**
07.09.43: Ю.Яновский: Жизнь во тьме* ("Известия", СССР)
07.09.43: В.Антонов: Земля смоленская ("Известия", СССР)
07.09.43: 7 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №211, 7 сентября 1943 года

06.09.43: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №222, 6 сентября 1943 года
06.09.43: Д.Заславский: «Орловская битва» || «Правда» №222, 6 сентября 1943 года

05.09.43: А.Гиневский: Двадцать четыре воздушных победы ("Красная звезда", СССР)
05.09.43: Д.Заславский: Черти генерала Дитмара || «Правда» №221, 5 сентября 1943 года

04.09.43: Борьба за Украину ("Красная звезда", СССР)
04.09.43: В.Шестаков: Два года в немецкой неволе ("Красная звезда", СССР)
04.09.43: Б.Полевой: В фашистском аду || «Правда» №220, 4 сентября 1943 года

03.09.43: Е.Кригер: «Орловская битва» ("Известия", СССР)
03.09.43: Л.Славин: Смоленское направление ("Известия", СССР)
03.09.43: А.Толстой: Мать и дочь || «Красная звезда» №208, 3 сентября 1943 года

02.09.43: И.Эренбург: Горе невольниц ("Красная звезда", СССР)
02.09.43: Н.Денисов: Летчики в боях за Таганрог ("Красная звезда", СССР)
02.09.43: Т.Тэсс: Первый урок || «Известия» №207, 2 сентября 1943 года
02.09.43: Е.Кригер: Город на море || «Известия» №207, 2 сентября 1943 года
02.09.43: 2 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №207, 2 сентября 1943 года

01.09.43: Р.Моран: В Таганроге ("Красная звезда", СССР)
01.09.43: Л.Славин, И.Осипов: Ельня ("Известия", СССР)
01.09.43: Б.Горин: Истерзанный город ("Известия", СССР)
01.09.43: Братья Глинка за день сбили семь самолетов «("Правда", СССР)

Август 1943 года:

31.08.43: Н.Тихонов: Ленинград в августе ("Красная звезда", СССР)
31.08.43: Б.Горбатов: Праздник на нашей улице || «Правда» №217, 31 августа 1943 года
31.08.43: Л.Огнев: В небе над Таганрогом || «Правда» №217, 31 августа 1943 года
31.08.43: Т.Тэсс: От имени Родины || «Известия» №205, 31 августа 1943 года

30.08.43: Д.Заславский: Немцы-дикари || «Правда» №216, 30 августа 1943 года
30.08.43: Н.Сергеева: Немец, которому повезло || «Правда» №216, 30 августа 1943 года
30.08.43: 30 августа 1943 года || «Вечерняя Москва» №204, 30 августа 1943 года

29.08.43: Братья Тур: На фронтовом шоссе ("Известия", СССР)
29.08.43: 3.Островский: Харьковские встречи || «Известия» №204, 29 августа 1943 года
29.08.43: А.Авдеенко: Боевое крещение || «Красная звезда» №204, 29 августа 1943 года

28.08.43: И.Соколов: В Минске || «Красная звезда» №203, 28 августа 1943 года
28.08.43: К.Тараданкин: Дороги Донбасса || «Известия» №203, 28 августа 1943 года
28.08.43: Ю.Слонимский: Эльзасцы || «Известия» №203, 28 августа 1943 года
28.08.43: Вл.Микоша: Там, где были руины* || «Литература и искусство» №35, 28 августа 1943 года

27.08.43: Б.Полевой: Свиньи в аудиториях ("Правда", СССР)
27.08.43: Н.Тихонов: Харьков || «Правда» №213, 27 августа 1943 года*
27.08.43: Д.Бедный: Орлята || «Красная звезда» №202, 27 августа 1943 года
27.08.43: Е.Габрилович: Ребенок || «Красная звезда» №202, 27 августа 1943 года
27.08.43: 27 августа 1943 года || «Вечерняя Москва» №202, 27 августа 1943 года

26.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
26.08.43: Е.Гехман: Первые дни освобожденного Харькова ("Красная звезда", СССР)*
26.08.43: Вс.Вишневский: Прими салют с Невы, Украина! ("Правда", СССР)
26.08.43: К.Федин: Разогнутые дуги ("Правда", СССР)

25.08.43: А.Толстой: Русская сила ("Красная звезда", СССР)
25.08.43: Б.Ефимов: Оружием сатиры ("Красная звезда", СССР)
25.08.43: Н.Денисов: Авиация в боях за Харьков ("Красная звезда", СССР)
25.08.43: Новая замечательная победа советского оружия ("Красная звезда", СССР)*

24.08.43: П.Тычина: Наш праздник ("Красная звезда", СССР)*
24.08.43: И.Эренбург: Они вопят ("Красная звезда", СССР)*
24.08.43: Е.Габрилович. Вчера в Харькове ("Красная звезда", СССР)*
24.08.43: И.Эренбург: Украина || «Правда» №211, 24 августа 1943 года
24.08.43: Л.Леонов: Поступь гнева || «Правда» №211, 24 августа 1943 года
24.08.43: В.Полторацкий: Он первым ворвался в Харьков ("Известия", СССР)

23.08.43: Рокоссовский: За родной огонек ("Time", США)
23.08.43: М.Мержанов: Мастер штурмовок || «Правда» №210, 23 августа 1943 года

21.08.43: Г.Кривич: Что мы пережили в немецкой неволе ("Красная звезда", СССР)
21.08.43: Е.Кригер: Девять секунд || «Известия» №197, 21 августа 1943 года
21.08.43: А.Булгаков: В Брянских лесах ("Известия", СССР)

20.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)*
20.08.43: Кровопийцы || «Красная звезда» №196, 20 августа 1943 года

19.08.43: Ю.Нагибин: "Заветное слово Фомы Смыслова" ("Красная звезда", СССР)**
19.08.43: М.Котельников: Взаимодействие авиации с танками ("Красная звезда", СССР)

18.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
18.08.43: Н.Тихонов: Сержанты Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
18.08.43: А.Вербицкий: В растерзанном Гомеле || «Правда» №205, 18 августа 1943 года

17.08.43: Воля к победе || «Красная звезда» №193, 17 августа 1943 года
17.08.43: В.Ильенков: Старик Прохор ("Красная звезда", СССР)

16.08.43: Л.Огнев, Я.Макаренко: На земле Украины ("Правда", СССР)
16.08.43: Законная гордость советских патриотов || «Правда» №204, 16 августа 1943 года

15.08.43: Сталинские соколы || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: Упорно сражаться за господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: М.Нога: Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: Н.Шиманов: Офицеры авиации ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: Н.Денисов : Над Украиной ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: П.Белявский: Братья Глинка, советские ассы ("Известия", СССР)
15.08.43: Братья Тур: У Лавочкина || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: Я.Макаренко: Хозяин неба || «Правда» №203, 15 августа 1943 года
15.08.43: В.Ильенков: Дорога дальняя || «Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: С.Рыбальченко: Сталинская авиация в боях за город Ленина ("Ленинградская правда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №218 (5589), 15 сентября 1943 года

осень 1943, сентябрь 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up