Что мы пережили в немецкой неволе

Aug 26, 2015 01:11


Г.Кривич || « Красная звезда» №197, 21 августа 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Майор П.Трояновский. - Бои за господствующие высоты на Брянском направлении (2 стр.). Майор П.Серенко. - Кочующие переправы (2 стр.). Лейтенант С.Быков, командир батареи самоходных орудий. - Самоходная артиллерия в наступательном бою (2 стр.). М.И.Калинин. - Единая боевая семья (3 стр.). Старший лейтенант Г.Кривич. - Что мы пережили в немецкой неволе. Рассказы советских детей, вывезенных из Черниговской области (3 стр.). НОВЫЕ КНИГИ: «Багратион» (3 стр.). Полковник М.Толченов. Сицилийская операция (4 стр.). Гитлеровская газета призывает немцев «не терять головы» (4 стр.). В непокоренной Франции (4 стр.).

# Все статьи за 21 августа 1943 года.

Рассказы советских детей, вывезенных из Черниговской области

Недавно советские партизаны, действующие на Черниговщине, вырвали из немецкой неволи группу советских детей. Среди них мальчики и девочки в возрасте от 4 до 13 лет. Их родители или погибли от рук фашистских палачей или угнаны в Германию на каторгу. Оставшись одни, дети скрывались у родных и знакомых, боясь попасться на глаза гитлеровским разбойникам, которые массами беспощадно истребляют местное население. Улучив удобный момент, партизаны налетели на это село и захватили с собой осиротевших детей. Сейчас они на «Большой земле».




Вчера мы беседовали с ребятами. Они еще не привыкли к мысли, что их жизни ничто не угрожает. При упоминании слов «немец», «полиция» на их лицах появляется испуг. Эти некогда жизнерадостные ребята разучились улыбаться. Дети рассказали нам о фашистских ужасах, которые им пришлось видеть и самим претерпеть. Мише Богданову 13 лет, с ним сестра Оля - 10 лет.

- Я был с мамой дома, когда в наше село вошли немцы, - рассказывает Миша. - Скоро на улицах начали кричать женщины и дети. Забежало двое немцев в нашу хату. «Давай порося», - кричит один. Забрали у нас маленького поросеночка, последнего, корову увели... А потом во двор вошло много немцев, выгнали всех нас из хаты, стали пить водку, кричать. Ночью немцы сделали облаву. Мама взяла нас и пошла в болота, чтоб скрыться... С нами шли еще женщины, дети. Но немцы нагнали и стали стрелять. Мы разбежались. Одна женщина несла ребеночка, годовалого, упала, ее убили. Мать подняла плачущего ребеночка и давай бежать, а немцы всё стреляют и стреляют. Я видел, как мама упала мертвая…

- Папу, - добавляет Оля, - немцы схватили и убили, а потом приказали нашему брату, он старший, живет отдельно, - вырыть ямку и закопать его. Через несколько дней, по рассказам детей, партизаны налетели на село, которое давно называется Красные партизаны, и в стычке убили 12 немцев.

- Фашисты разозлились, прислали карателей, - говорит 13-летний Алеша Семененко. - Они окружили всё наше село, у хат поставили часовых, никого не выпускали, а другие бегают и поджигают хаты зажигалками или керосином обливают. Потом мы подсчитали - 240 хат в нашем селе немцы сожгли. Пропали хаты Якименко, Ляшко, Былика, Шерстюка, Пелехая, в огне сгорело больше 80 наших сельчан. Нашу хату и всё добро немцы тоже спалили. Когда я выбежал на улицу, то увидел старшую сестру мою, Параську, она шла домой и несла на руках своего шестимесячного ребенка. Немец, что поджег нашу хату, прицелился из винтовки и выстрелил в Параську. Ребенка убил, а ее ранил в бок. Параська стала ползти в хату соседа по фамилии Гусь. Около хаты было человек тридцать народа. Немец этот вынул из-за пояса большую гранату и бросил ее в толпу. Почти все были ранены, а дочь Гуся убита. Осколок гранаты попал и мне в левую ногу. А моей сестренке осколками перебило пальцы на обеих руках, поранило голову.

После этого многие пошли к партизанам. Немцы стали еще больше лютовать, хватали мужчин и кричали: «Ты партизан!» Помню, как немцы поймали на улице Николая Романенко и три раза выстрелили ему в живот. Он упал. Немцы думали, что он убит. А он отдышался и стал ползти, а кругом кровь из него льется, а тут идет еще один немец - увидел и выстрелил в Романенко еще раз, насмерть.

Фашистские убийцы и грабители безжалостно уничтожают советских людей.

Алеша Семененко рассказывает далее, что однажды гитлеровцы убили 50 мужчин только за то, что у одного немецкого офицера кто-то застрелил собаку.

Боре Ерко - 8 лет. Отец его в Красной Армии, а мать немцы посадили в тюрьму. Когда мать забрали немцы, Боря остался со своим 4-летним братом Петей и 6-летней сестренкой Тосей. Над ними сжалилась их бабушка и забрала к себе. Но скоро немцы сожгли дом бабушки. Малышей приютила тетка, но через некоторое время и теткин дом гитлеровцы предали огню, и беспомощные дети оказались на улице. Голодные, они бродили по закоулкам села. На улицу боялись показываться - немцы подстреливали бездомных малюток.

- Парней да девушек, - говорит Боря, - немцы отправляют работать в свою Германию, а всех бабушек, дедушек и маленьких убивают.

Теперь дети находятся на свободной советской земле. Они окружены лаской, заботой. Воспитатели делают всё, чтобы они поскорее забыли кошмарные дни фашистского разбоя. Ребят постарше направляют в школы, на учебу, определяют в ремесленные училища, школы ФЗО, малышей - в детские дома. // Старший лейтенант Г.Кривич.
___________________________________________
Два года в немецкой неволе ("Красная звезда", СССР)**
А.Толстой: Русские люди и немецкая неволя* ("Красная звезда", СССР)**

**************************************************************************************************************************************************
«СЛУХАМИ ГЕРМАНИЯ ПОЛНИТСЯ...».
Немецкая печать бьет тревогу по поводу небывалого распространения в Германии всевозможных панических слухов и призывает к борьбе с ними.

Кошмар господина Геббельса.

Рис. Б.Ефимова.





Гитлеровская газета призывает немцев «не терять головы»

СТОКГОЛЬМ, 20 августа. (ТАСС) Гитлеровская газета « Штрасбургер нейесте нахрихтен» поместила статью, в которой пишет: «Нельзя отрицать, что в ходе войны за последние месяцы имели место изменения, которые отнюдь не облегчают нам жизнь... События развертываются волнообразно, причем одна сторона поднимается на гребень, другая опускается вниз. Для нас наступил такой момент, когда мы находимся внизу».

Сделав это признание, автор статьи переходит к вопросу о том, как отражаются эти изменения в ходе войны на настроениях населения Германии. «Практика уже давно показала, - пишет гитлеровский журналист, - что тот, кто в момент опасности нервничает, теряет голову и считает себя погибшим, тот в самом деле погибший человек. При оценке военных событий неуместны чувства неполноценности и уныния. Это - азбучная истина».

Почему же газета находит нужным напоминать об этом? Потому что, по ее собственному заявлению, в Германии «появились люди с неуравновешенным темпераментом и слабым характером, которые из-за неудач теряют всякое чувство меры и смотрят на эти неудачи как бы через увеличительное стекло. Они теребят нервы и раздувают всякую неудачу до размеров неотвратимой катастрофы». Автор отмечает, что это находит свое выражение в распространении различных «слухов и кривотолков, которые в последнее время носятся в воздухе и широко распространяются перепуганными людьми». Газета отмечает, что особенно много «рискованных предположений» породила «неожиданная смена правительства в Италии» и что по поводу возможных политических последствий этого события и его причин строятся «преждевременные догадки». Газету беспокоит широкое распространение слухов о том, что некоторые гитлеровские главари готовятся бежать или уже бежали из страны. Эти слухи, пишет газета, вызваны тем, что «некоторые видные лица в течение известного отрезка времени не выступают публично».

Автор статьи заявляет, что настроения уныния и пессимизма принимают прямо «позорный характер».

В связи с таким положением газета требует отказаться от «снисходительного отношения» к распространителям слухов и предлагает бороться с ними самыми решительными мерами.



ОГРОМНЫЕ ПОТЕРИ ГИТЛЕРОВСКОЙ АРМИИ

СТОКГОЛЬМ, 20 августа. (ТАСС). Газета «Свенска дагбладет» поместила рассказ германского солдата Зигфрида Форберга, прибывшего с советско-германского фронта сначала в Гамбург, а затем в Швецию. Форберг был отпущен из германской армии, так как выяснилось, что он является шведским подданным. «На Восточном фронте, - заявил Форберг, - я был в роте, которая в конце декабря прошлого года участвовала в боях у Великих Лук. Наши войска постигла военная неудача, и мы должны были отступить с большими потерями. В моей роте из 140 человек осталось всего 25. Много ужасных вещей я пережил на Восточном фронте. В германской армии имеется громадное число солдат в возрасте 17-18 лет».

Эта же газета сообщает, что немецкий солдат Гельгнер, который находился на пароходе, направлявшемся мимо шведских берегов в Норвегию, прыгнул в воду и вплавь добрался до шведского берега.



«Корпус» авантюристов и алкоголиков

СТОКГОЛЬМ, 20 августа. (ТАСС). Шведский журнал «Се» в передовой статье пишет о необходимости ликвидировать так называемый «Шведский добровольческий корпус», посланный в Финляндию для борьбы против Красной Армии. Журнал пишет, что этот «корпус» состоит из... 80 человек. 90 проц. его состава являются шведскими фашистами. В «корпусе», по словам журнала, много неудачников, авантюристов и алкоголиков. Набор добровольцев идет очень туго - не более двух человек в месяц.

**************************************************************************************************************************************************
ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Бойцы стрелкового подразделения ведут огонь по немецкому самолету из винтовок.

Снимок Д.Фавиловича (ТАСС).





ВРАЖЕСКИЕ "СЮРПРИЗЫ"

Отходя под натиском наших частей, противник всеми силами пытается удержаться на новых рубежах. В последнее время немцы в широком масштабе практикуют постановку всевозможного вида минных заграждений, причем чаще всего они ставят мины без всякой системы - небольшими группами по 15-20 штук.

Особенно широко применяют гитлеровцы так называемые мины-сюрпризы. За время наступательных операций нашими инженерными частями обнаружены самые разнообразные виды таких «сюрпризов».

При входе во вражескую землянку в дощатой ступеньке был установлен фугас; достаточно было стать на ступеньку, чтобы произошел взрыв.

У двери убежища положен мешок, соединенный проволокой с миной. Если мешок сдвинуть, мина немедленно взорвется.

В жилом доме фугас весом в 10 килограммов установлен в дымоходе. Взрыв произошел бы, если бы затопили печь. В помещении, которое раньше занимал штаб противника, немцы оставили на столе книгу, от которой шла в землю проволока. Поднять книгу со стола, и мина взорвется.

В одной землянке немцы оставили железную печь, из которой была вытащена труба. Если трубу вставить на место, произойдет взрыв.

Количество этих примеров можно значительно увеличить. На дороге, на дне отлично замаскированной ямы, немцы положили 155-мм. снаряд с трубкой, дающей взрыв при самом легком нажатии. На одной из дорог на окраине населенного пункта немцы оставили подводу с военным имуществом, накрытым брезентом. При попытке снять брезент должен был произойти взрыв 20-килограммового фугаса. Несколько неисправных танков также было заминировано. При входе в танк или попытке взять его на буксир должен был произойти взрыв.

Как и прежде, немцы продолжают минировать трупы своих солдат и офицеров. В последнее время они часто среди ложных минных полей устанавливают в небольшом количестве настоящие мины.

Приведенные факты показывают, насколько широко противник применяет сейчас всевозможные «сюрпризы». Надо ознакомить бойцов и командиров с коварными уловками врага, призвать наступающих воинов к зоркости и бдительности. // Гвардии майор ЛЮБИМОВ.

**************************************************************************************************************************************************
МОЯ РАНА

В бой ходил я не раз,
как ушел воевать.
И бывало такое,
что думал - не жить...
Восемь ран зажило,
в строй вернулся опять,
Только раны одной
не могу заглушить.
И она бы прошла,
у родной, у криницы,
От воды ключевой,
исцелявшей не раз.
Надышаться бы чобором,
луговой медуницей,
Крепким воздухом хвойным,
что под Минском у нас.
А лекарством иным
мне не вылечить раны.
Где бы ни был,
я полон лишь думкой одной:
Чтобы с солнцем встающим
по вражеским трупам поганым
Каждый день - хоть на шаг! -
приближаться к краине родной.

Петрусь БРОВКА.
Перевел с белорусского Борис Бендик.

________________________________________________________
Стон на Дону ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Орда на Дону* ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Оккупанты в Донбассе ("Красная звезда", СССР)
Н.Прокофьев: Немецкий разбой в кубанских станицах* ("Красная звезда", СССР)
А.Боровский: По деревням, где бесчинствуют немцы* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №197 (5568), 21 августа 1943 года

Совинформбюро, зверства фашистов, 1943, август 1943, газета «Красная звезда», немецкая оккупация

Previous post Next post
Up