Над Украиной

Aug 15, 2018 07:27


Н.Денисов || « Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года

Сегодня - День авиации. Советские летчики - соколы нашей родины! Беспощадно громите врага в воздухе, на земле, на море! Да здравствуют советские летчики!

# Все статьи за 15 августа 1943 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Недавно все авиационные части Харьковского направления облетела весть о беспримерном бое летчика Ивана Сытова с немецкими пилотами над занятым немцами Харьковом. Истребитель Иван Сытов - советский ас. Храбрость и мастерство - эти два неот’емлемых качества, определяющие воздушного бойца, - прочно сплелись между собой в этом человеке. Он молод, воюет не так давно, но уже сбил больше 20 немецких самолетов. Бывали дни, когда он уничтожал их по нескольку штук за один вылет. Час полета - три-четыре сожженных немецких машины.

В памятный день воздушного боя над Харьковом наши самолеты «Ильюшин-2», эти воздушные танки, как их называют красноармейцы, пошли штурмовать один из харьковских аэродромов врага. Положив бомбы на цели и исхлестав стоянку немецких самолетов пулеметным и пушечным огнем, они повернули обратно. Тут появились в воздухе «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы». Сытов был в ударной группе сопровождения. Азарт, с которым дрался этот советский летчик, привлек внимание немцев. Им захотелось во что бы то ни стало сбить эту юркую и злую машину. Они со всех сторон окружили Сытова своими самолетами.

Штурмовики уже ушли в свое расположение. Очаг боя перемещался в сторону города. Вот уже внизу стал четко вырисовываться огромный четырехугольник площади Дзержинского, окруженный остовами взорванных домов. Ловко изворачиваясь от вражеских атак в немыслимом боевом пилотаже, Сытов дрался с наседавшими на него немцами. Вот один из них, полыхая голубоватым пламенем, заштопорил вниз и упал между домами. Еще атака, еще пушечная очередь. Советский ас, окруженный немцами, не оборонялся, а наступал, яростно гудя мотором своей мощной машины «Лавочкин-5». Он сражался, чувствуя на себе взоры харьковчан, томящихся в немецкой неволе. Ему хотелось каждым движением самолета, каждой пулеметной очередью показать им, каковы теперь советские летчики.

Минуты стремительного боя текли нестерпимо долго. Наконец, Сытов поджег второй немецкий истребитель. Взглянув на бензиномер, он понял, что продолжать бой нельзя. Искусный маневр - и советский ас, оставляя за собой Харьков, выскользнул из очага схватки. Через несколько минут он уже доносил по радио на аэродром о своем возвращении.

Этот бой над Харьковом разгорелся еще до того, как наши наземные войска перешли в наступление и вступили на землю Украины. Но уже тогда советские летчики наступали в украинском небе, завоевывая инициативу в воздухе, подготовляя сегодняшние победы. Сейчас наши самолеты идут впереди вырвавшихся на оперативный простор танковых и моторизованных соединений. Разведчики проникают в глубокие тылы, тяжелые корабли обрушивают увесистые фугасные бомбы на полтавский железнодорожный узел и близлежащие немецкие аэродромы. Пикировщики «Петляков-2» и бронированные штурмовики «Ильюшин-2» буквально висят впереди наших танков и пехоты, помогая им перехватывать вражеские коммуникации, освобождать украинские города и сёла. «Яковлевы» и «Лавочкины» оберегают наземные войска от немецких «Юнкерсов» и «Хейнкелей», завязывая сотни воздушных схваток. Советская авиация наступает на врага вместе с пехотой, танками, артиллерией.

Мы отмечаем: инициатива и превосходство в воздухе в наших руках. Что это значит? Взятые в плен под Харьковом немецкие офицеры Рихард Клуге и Вильгельм Крин говорят:

- Небо полно русских самолетов. Хотел бы и знать, откуда их столько взялось?.. Ужасно чувствуешь себя под русскими штурмовиками. Они идут непрерывным потоком.

Наши самолеты идут с заводов русской авиационной промышленности, которая вместе с летчиками ведет воздушное наступление на немцев. Но только ли это создало нам преимущество над немецкой авиацией? Нет, не только это.

Когда наши части штурмовали Белгород, в числе сотен самолетов, обрушивших на немцев смертельный огонь с воздуха, шли группы пикирующих бомбардировщиков, которыми командует Горой Советского Союза генерал авиации Полбин. Их удар был отлично продуман. Действия каждого летчика были подчинены воле командира. Отвесно пикируя большими группами, самолеты без промаха забросали бомбами назначенные им цели. После этого воздушного удара наша пехота поднялась во весь рост и, не сгибаясь, пошла в атаку. Овладев немецкими позициями, она нашла здесь сотни трупов вражеских солдат, развороченные бомбами траншеи, разбитую немецкую технику. Так случилось потому, что каждая бомба была направлена умелой рукой советского штурмана. Отлично слетавшись со своими пилотами на тыловых аэродромах и полигонах, внимательно переняв опыт испытанных в боях командиров, наши штурманы сумели во всем блеске проявить свое возросшее мастерство.

Советская авиация добывает инициативу и превосходство в воздухе в серьезнейших боях, ценою большого напряжения сил и нервов. Немцы яростно сопротивляются нашему воздушному наступлению. Они воздвигают перед штурмовиками завесы зенитного огня, беспрерывно контратакуют наши бомбардировщики «Мессершмиттами». Любой воздушный разведчик подвергается под Харьковом пяти-шести атакам истребителей. Любая группа штурмовиков отражает огонь «Фокке-Вульфов». Боевые вылеты истребителей непременно сопряжены с жестокими боями. Но каждый день харьковского воздушного сражения исполнен героизма советских летчиков, отмечен их возросшим мастерством, и это помогает нашим пилотам с честью выходить из любого трудного положения, удерживать инициативу в воздухе.

Летчик-штурмовик младший лейтенант Георгий Дворников вместе с группой вышел на цель. В этот вылет группа штурмовала немецкие танки возле большого украинского села. В момент выхода из атаки по самолету Дворникова ударил из пушки «Мессершмитт», свалившийся откуда-то сверху. Был оторван левый элерон, разбит руль поворота. Машину резко развернуло, и Дворников едва удержал в руках штурвал. А «Мессершмитт», выйдя из атаки, маячил впереди.

- Не уйдешь! - крикнул Дворников и ударил по врагу из пушки и пулеметов. Немец задымился и упал на землю рядом с горящими танками.

Группа продолжала отражать воздушный натиск немцев. Над Дворниковым нависла новая опасность. Теперь два «Мессершмитта» зашли в хвост уже израненной, трудно управляемой машине. Стрелок старший сержант Мищерин поймал на прицел одного немца, но не спешил нажимать на гашетку пулемета. Надо было бить наверняка. Немец прошел совсем близко. Трассы его пуль рассекали воздух рядом с плоскостями. Каждая трасса могла быть смертельной для экипажа. Наконец, Мищерин открыл огонь. Одна точная очередь - и вражеский самолет, качнувшись, заполыхал.

Напарник сраженного немецкого пилота оказался теперь впереди. Изгибаясь в боевом развороте, он попытался выйти в удобное положение для повторной атаки. Но Дворников знал, на что способна его поврежденная машина. Он выбрал штурвал на себя сколько было можно и, как бы зависнув, дал длинную очередь из пушки. Третий немец был тоже сражен.

Дворников оборонялся, а в это время старший лейтенант Пискунов наступал, и наши танкисты с восхищением следили за его боем на подступах к Харькову. Немцы большой группой бомбардировщиков старались задержать здесь новый бросок наших танков к важной магистрали. Немцев перехватили истребители «Лавочкин-5». Один из них первой атакой сразил ведущего немца, потом попутно отразил две атаки насевшего на него «Мессершмитта». Это был Пискунов. Вот он снова пошел в атаку на бомбардировщики. Те продолжали лететь, огрызаясь бортовым огнем. Видимо, у Пискунова вышли все боеприпасы. Тогда он спокойно, как на параде, пристроился к одному «Хейнкелю» и, слегка довернув, рубанул его винтом по хвосту. Немец заштопорил вниз. Соседи Пискунова продолжали разделываться с бомбардировщиками. Ни одна немецкая бомба не упала на танкистов, следивших за этим боем.

Инициатива и превосходство в воздухе добыты еще и потому, что офицеры нашей авиации отлично управляют боем своих летчиков. На передовых позициях, в авангардных танковых частях, на наблюдательных пунктах пехотных командиров, в воздухе, идя с боевым эшелоном штурмовиков или в боевом порядке истребителей, - всюду находятся опытные авиационные офицеры. План воздушной операции, рожденный на штабной карте, осуществляется ими на местности. Они лично руководят частями, вышедшими в воздух, личным примером воодушевляют летчиков на боевые подвиги.

Среди командиров-истребителей славится на Харьковском направлении подполковник Варчук. Этот энергичный авиационный офицер за последние дни совершил более 20 боевых вылетов и сбил несколько вражеских самолетов. Его полк сопровождает самолеты «Ильюшин-2», и летчики-штурмовики знают: когда с ними идет Варчук, значит немецкие истребители будут отсечены, ни одна машина не будет потеряна, и вылет принесет большой боевой эффект.

Командир штурмового полка майор Коряков, чей полк за несколько дней подбил около сотни немецких танков, каждый день водит своих летчиков в бой. Он приучил их наступать и на наземного, и на воздушного противника. На-днях майор вел шестнадцать своих штурмовиков. Впереди показалась большая группа «Юнкерсов». Вражеские бомбардировщики шли встречным курсом.

- Летчики! Атакуем немцев, - спокойно сказал по радио майор.

Он выждал, пока компактный строй «Юнкерсов» приблизился на дистанцию действительного огня, и скомандовал. Враз со всех шестнадцати самолетов ударили пушки. Мощный залп сразил пять немецких бомбардировщиков, а остальные, заметавшись, повернули обратно. Майор повел группу дальше. Штурмуя цель, он был подвергнут сильному обстрелу с земли. Его машина была подбита. Но командир полка - самый опытный летчик в полку. Он продолжал штурмовку, пока полностью не израсходовал снаряды, а потом спокойно, подобрав нужный режим мотора, довел свой самолет и всю группу до аэродрома.

...Украинское небо гудит моторами. От самой земли до заоблачных высот над немцами проносятся советские самолеты. Жестоко сражаясь с врагом за Харьков и другие украинские города, наши летчики продолжают утверждать свое превосходство над немецкими пилотами, обеспечивая своим наземным войскам движение на запад. //Подполковник Н.Денисов. ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

***********************************************************************************************
«ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МАНЕВР». «Рейхсминистр авиации» Геринг благополучно приземлился.

Рис. Б.Ефимова.



_______________________________________
Е.Кригер: Небо июля || «Известия» №180, 1 августа 1943 года
Н.Денисов: Авиация в борьбе за Белгород ("Красная звезда", СССР)
Д.Назаренко: На самолете «Лавочкин-5» ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Орловское воздушное сражение ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: В воздухе на Орловском направлении ("Красная звезда", СССР)
Упорно бороться за инициативу в воздухе над полем боя ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №192 (5563), 15 августа 1943 года

лето 1943, август 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up