На самолете «Лавочкин-5»

Aug 13, 2020 08:05


Д.Назаренко || « Красная звезда» №190, 13 августа 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро (1 стр.). Майор П.Милованов. - Как был взят город Ахтырка (2 стр.). Б.Галин. - Дорога наступления (2 стр.). Герой Советского Союза гвардии капитан Д.Назаренко. - На самолете «Лавочкин-5» (2 стр.). ИЗ ОПЫТА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ БОЕВ НАШИХ ВОЙСК. - Полковник И.Пастух. - Тяжелая артиллерия в борьбе за узлы сопротивления (2 стр.). Сообщение ТАСС (2 стр.). Валентин Катаев. - Во ржи (3 стр.). Капитан А.Колмаков. - Планирование партийной работы в роте (3 стр.). М.Леснов. - «Начальник и подчиненные». - Брошюра о воинском воспитании (3 стр.). Илья Эренбург. - Бить и добить (4 стр.). 3.Хирен. - Танковая атака (4 стр.). Пребывание Черчилля в Канаде (4 стр.). Аресты в болгарской армии (4 стр.).

# Все статьи за 13 августа 1943 года.




Нынешние воздушные бои с немцами характерны ярко выраженной наступательной тактикой наших истребителей. Об’ясняется это не только количественным ростом и боевым опытом нашей авиации, но также прекрасным качеством советских машин. Я летаю на самолете «Лавочкин-5». После первых же боев на этой машине почти все летчики нашего полка поняли, какие возможности таит в себе «Лавочкин-5». Ни «Мессершмитт», ни «Фокке-Вульф-190» не уходят от «ЛА-5» ни на вертикали, ни на горизонтали. Время виража у этого самолета меньше, чем у немецких истребителей.

Конечно, для того, чтобы добиться таких показателей, надо хорошо освоить самолет. Некоторые молодые летчики, входя в пике, не догоняют вражеского истребителя. Об’ясняется это тем, что они не используют в полной мере шаг винта и триммер. Дело здесь в следующем: набрав определенную скорость, самолет как бы сам собою выходит из пике, и летчик не в состоянии удержать его ручкой. Чтобы избежать этого, надо при переходе в пикирование отдавать триммер руля глубины и утяжелять винт, т.е. ставить его на больший шаг. Тогда «ЛА-5» пикирует устойчиво и легко нагоняет «Мессершмитт» или «Фокке-Вульф-190». При выходе из пике триммер, наоборот, выбирается на себя, а винт облегчается. Тогда и на горке немецкие истребители не уйдут.

Опыт показал, что при правильном пользовании триммером можно значительно уменьшить время виража. Для этого летчик выбирает триммер, ручку отдает на себя и делает вираж с малым набором высоты. Самолет виражит устойчиво и энергично, без дрожи. Таким образом, «ЛА-5» может легко зайти в хвост любому немецкому истребителю.

Какой строй наиболее эффективен? Шаблона здесь, конечно, не может быть. Мы, например, отдаем предпочтение боевому порядку, эшелонированному по высоте в несколько ярусов. Командир находится при этом в средней группе, а в состав верхней входят два-четыре аса. Такой строй имеет те преимущества, что, во-первых, противнику трудно одновременно заметить все наши самолеты, а во-вторых, можно быстро наращивать силы в нужном направлении.

Встретив истребители противника, командир передает по радио, какова их численность, а также свое решение. Если противник имеет превосходство в силах, командир вызывает пару из верхней группы, где остается пара асов. Нижняя группа в бой пока не ввязывается, а набирает высоту со стороны солнца. Она ведет борьбу с самолетами, подходящими на помощь врагу, и добивает его истребители, выходящие из боя. Пара асов, патрулирующая выше, сгоняет вниз вражеские самолеты, набирающие высоту для атаки.

В борьбе с вражескими бомбардировщиками мы применяем следующий прием. Часть сил связывает боем вражеские истребители прикрытия. Численность этой сковывающей группы зависит от количества бомбардировщиков противника и сопровождающих их истребителей. Ударная группа, всеми парами одновременно, атакует строй бомбардировщиков. Атака производится под большим углом пикирования (до 60 градусов) с обязательным прицельным огнем. Во время атаки полезно оставить вверху сзади два-четыре самолета. Они отвлекают на себя огонь стрелков и отсекают прорывающиеся на помощь бомбардировщикам вражеские истребители.

Недавно у нас произошел весьма поучительный бой с немецкими истребителями и бомбардировщиками. Группа «ЛА-5» под командованием Героя Советского Союза Китаева и несколько машин во главе с Героем Советского Союза Новиковым вылетели навстречу врагу. Китаев поднялся на 4.000 метров, а Новиков шел на высоте 3.000 метров, ныряя в облаках. Вскоре произошло столкновение с немцами. «Юнкерсы» летели под облаками. Их прикрывали шесть «МЕ-109ф» и два «ФВ-190», которые шли парами, маневрируя по вертикали.

Китаев, заметив вражеские истребители, повел свою группу в атаку на встречных курсах. Она врезалась в центр боевого порядка немецких истребителей. Завязался бой на вертикалях. Тем временем Новиков, используя облачность, незаметно подобрался к «Юнкерсам». Короткая атака сзади, сверху, сбоку. С дистанции 25 метров Новиков поймал в прицел ведущий «Юнкерс» и дал короткую очередь. У «Юнкерса» отвалилось полконсоли, и он камнем полетел на землю. Направление атаки было выбрано настолько удачно, что Новиков по прямой пошел на правого ведомого. Однако немец, заметив его, стал уходить в облака, Новиков сделал боевой разворот. Очутившись сзади и снизу, он дал очередь в мотор, и второй «Юнкерс» горящим факелом рухнул вниз. Остальные немецкие бомбардировщики скрылись в облаках.

На исход группового воздушного боя существенно могут повлиять одна-две пары асов. Они ходят выше группы, ведущей бой, и наблюдают за ее действиями. Когда силы противника нарастают, идет горячая схватка и все увлеклись боем, то в самый критический момент асы решают исход столкновения в свою пользу. Они набрасываются сверху на противника, уничтожают с одной атаки один-два самолета и, имея запас скорости, снова уходят вверх, чтобы занять исходное положение. Опыт показывает, что немецкий истребитель никогда не принимает боя, если он находится ниже. Таким образом, внезапная атака асов расстраивает ряды противника и заставляет его выходить из боя.

Целиком оправдал себя свободный полет асов вдоль линии фронта и над расположением неприятеля.

Мы шли четверкой в свободном полете. Одну пару вел я на высоте 2.500 метров, а другая, во главе с капитаном Сиговым, шла на 500 метров выше. Над линией фронта мы заметили группу своих бомбардировщиков, возвращавшихся с задания. Четыре «Мессершмитта» завязали бой с истребителями прикрытия, а тем временем пара «МЕ-109» погналась за бомбардировщиками. Увидев это, я передал Сигову по радио: «Иду в атаку». Мой удар оказался не слишком успешным: удалось лишь подбить ведомый немецкий истребитель. Но и этого было достаточно, чтобы немцы оставили в покое бомбардировщики и горкой полезли вверх. Тогда я передал Сигову, оставшемуся наверху: «Смотри за воздухом» и сам тоже стал набирать высоту. Немцы, очевидно, не заметили Сигова и его напарника. А те в тот момент, когда немцы поднимались, атаковали их сверху и сбили ведущего. Подбитый мною ведомый тоже перешел в пике и скрылся.

В это время из группы немцев, которая вела бой с нашими истребителями прикрытия, откололась пара «МЕ-109» и пошла вверх на Сигова. Это было как раз в тот момент, когда он выходил из атаки. Я заметил опасность, грозящую товарищу, и радировал: «В хвосте немцы. Держись, отбиваю». Зайдя сзади сверху, я дал метров с двадцати очередь по колпаку «Мессершмитта». Немецкий летчик был убит, его самолет перевернулся и врезался в землю. Остальные немецкие истребители ушли.

Итак, наше неожиданное появление не только позволило уничтожить два «Мессершмитта», но, кроме того, избавило группу бомбардировщиков от угрожавшей ей опасности. //Герой Советского Союза гвардии капитан Д.Назаренко. ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

***********************************************************************************************
Надежная охрана штурмовиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 августа. (По телеграфу). Летчики-истребители, возглавляемые старшим лейтенантом Харчистовым, надежно охраняют свои штурмовые самолеты от вражеских воздушных контратак. Эта шестерка более двадцати раз сопровождала штурмовики на боевые задания. За это время она сбила 19 немецких самолетов, причем наши штурмовики вовсе не имели потерь. На-днях группа Харчистова выдержала три воздушных боя подряд, в результате чего немцы потеряли шесть самолетов.

Дело происходило так. Истребители летели с небольшим превышением над штурмовиками. На подходе к цели появились еще выше четыре «МЕ-109ф». Два из них остались на высоте, а другая пара пошла в атаку на штурмовики сзади снизу. Ведущий истребитель в паре с младшим лейтенантом Боровковым развернулся и лобовой атакой отогнал «Мессершмитты». Как только немцы отвалили в сторону, в атаку бросилась их верхняя пара. Ее перехватили младшие лейтенанты Чудбин и Адасик. Чудбин дал заградительную очередь. Напоровшийся на нее ведущий «Мессершмитт» загорелся и свалился вниз. Больше немцы не отважились нападать.

Вторично штурмовики подверглись нападению при выходе из атаки. На этот раз ввязались в бой четыре «Фокке-Вулъф-190». Они наносили удар по левым ведомым. Один «ФВ-190» спикировал и с горки намеревался ударить по набиравшему высоту штурмовику. Но в момент под'ема немца Харчистов удачной очередью сбил его. Второй «Фокке-Вульф» в таком же положении был подожжен младшим лейтенантом Боровковым. Вслед за этим младший лейтенант Поваров расстрелял третий немецкий истребитель.

Третья схватка завязалась уже при подходе нашей группы к линии фронта. Опять появились два «МЕ-109ф». В бой вступила только пара наших летчиков - лейтенант Русаков и младший лейтенант Адасик. С одной атаки они сбили оба «Мессершмитта».



Потоплены 2 немецких сторожевых корабля

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 12 августа. (Спецкорр. ТАСС). Экипаж летчика гвардии старшего лейтенанта Бунимович на рассвете обнаружил вражеский сторожевой корабль. Торпеда, пущенная штурманом гвардии капитаном Черных, попала в кормовую часть корабля. Судно утонуло. В этот же день летчик Н-ской части гвардии старший лейтенант Чернышев обнаружил еще один сторожевой корабль противника и с прямой высоты выпустил торпеду. Раздался сильный взрыв, и фашистский корабль пошел ко дну.



Налет наших самолетов на железнодорожные узлы Полтава и Красноград

В ночь на 12 августа наша авиация второй раз бомбардировала железнодорожный узел Полтава. При подходе к цели наши летчики установили, что еще с прошлой ночи продолжал гореть один военный склад противника. В результате бомбардировки вновь возникло 6 крупных пожаров, сопровождавшихся взрывами большой силы.

В ту же ночь наша авиация совершила налет на железнодорожный узел Красноград. Прямыми попаданиями бомб разбиты несколько воинских эшелонов противника.

Все наши самолеты вернулись на свои аэродромы.

***********************************************************************************************
ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Бронебойщик Александр Афанасьевич Вакуленко участвовал в боях за освобождение родного села Головчино. На снимке: встреча тов. Вакуленко со своей семьей.

Снимок нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга.



___________________________________________
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)
С.Рыбаков: Тактика немецких бомбардировщиков* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №190 (5561), 13 августа 1943 года

лето 1943, август 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up