Тактика немецких бомбардировщиков

Aug 10, 2018 11:06


С.Рыбаков || « Красная звезда» №119, 22 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). А.Карпов, А.Кривицкий. - Испытание стойкости (2 стр.). Полковник И.Хитров. - О штабной культуре разведчика (2 стр.). Инженер-майор С.Рыбаков. - Тактика немецких бомбардировщиков (2 стр.). М.Митин. - Маркс и Энгельс о немецкой реакции (3 стр.). Обзор печати: Пропаганда снайперского опыта (3 стр.). Капитан Б.Ярустовский. - Фронтовые ансамбли (3 стр.). Выступление Бенеша (4 стр.). Выступление Идена на конференции консервативной партии (4 стр.).

# Все статьи за 22 мая 1943 года.




(От специального корреспондента «Красной звезды»)

В последнее время немецкая авиация проявляет на ряде участков фронта немалую активность, пытаясь нарушать работу наших прифронтовых железнодорожных коммуникаций, воздействовать на водные переправы, подвергать бомбардировкам важные военные об'екты. Кроме того, враг продолжает попытки крупных массированных налетов на некоторые большие города. Известно, чем обычно оканчиваются эти немецкие нападения с воздуха. Например, во время одного из последних налетов на Краснодар немцы лишились на подступах к городу 98 самолетов, сбитых в воздушных боях нашими истребителями.

Однако было бы ошибочно считать, что вражеские бомбардировки на этом могут закончиться. Надо каждую минуту быть готовым к отражению повторных налетов и во всеоружии встречать воздушного противника. В свете этого требования, диктуемого нынешней воздушной обстановкой, кратко рассмотрим тактику, применяемую теперь вражеской бомбардировочной авиацией.

Прежде чем предпринять бомбардировочный удар, немцы ведут интенсивную воздушную разведку целей. В основном, она выполняется самолетами типа «ХЕ-111» или «МЕ-110». Первые обычно разведывают отдаленные об'екты, а самолеты «МЕ-110», менее уязвимые и более маневренные, высылаются к тем об'ектам, которые, как полагают немцы, особенно сильно прикрыты средствами нашей противовоздушной обороны.

Прощупывая подходы к об'ектам, намеченным для нападения, и отыскивая слабые стороны в их обороне, немецкие разведчики работали одно время преимущественно на малых и средних высотах. Нередко такие пролеты производились лишь с ограниченной целью: скажем, для того, чтобы вызвать огонь нашей зенитной артиллерии и засечь ее огневые точки. Однако активные действия наших истребителей быстро осложнили работу вражеской разведывательной авиации и заставили немцев вести разведку на больших высотах, а в ряде случаев итти на прямой риск. Скажем, те же «МЕ-110» ныне довольно часто производят аэрофотос'емку, пикируя до малых высот. Фотографирование об'екта выполняется при этом под нашим зенитным огнем в момент выхода из пике.

После короткой паузы, наступающей по окончании разведки, немцы приступают к массированным налетам бомбардировщиков. В надежде застать врасплох нашу противовоздушную оборону первые бомбардировочные группы нередко появляются на средних высотах с незначительным количеством прикрывающих истребителей. Примерное соотношение сил в этом случае: четыре-шесть «МЕ-109» на 18-20 бомбардировщиков. Некоторые группы вообще не имеют прикрытия.

При появлении таких бомбардировочных групп наши истребители не раз устраивали им достойную встречу. Теряя большое количество самолетов, немцы стали наряжать для сопровождения более сильные патрули истребителей. В то же время и бомбардировщики неприятеля изменили свою тактику, перейдя к действиям меньшими группами. Вместо 18-20 самолетов стали появляться отряды в 10-12 машин, действующие по-эшелонно с интервалом по времени и заходящие на цель на разных высотах.

Нередко немецкие летчики стараются подойти к цели несколькими группами одновременно с разных направлений, ломаным маршрутом. Применяя такой метод, немцы пытаются сбить с толку наши посты оповещения и заставить нас поднять в воздух сразу все истребители. Расчет тут следующий: отыскивая противника на различных подступах к об'ектам, наши истребители распылят силы, а кроме того, быстро выдохнутся и, выработав горючее, вынуждены будут приземлиться раньше времени, что позволит немцам безнаказанно бомбардировать охраняемые об'екты.

Наши летчики-истребители при отражении вражеских налетов учитывают эту повадку немцев и действуют последовательно, правильно определяя направление ударов. Они постепенно взлетают группами по мере подхода немецких эшелонов и вступают с ними в бой, всё время наращивая силы и не оставляя без внимания ни одну из бомбардировочных групп противника.

Были случаи, когда крупный воздушный бой начинали 10 или 12 ЯК’ов, но зато в решающий момент к очагу боя подходили новые самолеты, образуя мощный кулак до 40-45 машин. Четкие и координированные действия наших истребителей заставляли метаться прикрывающие налет «Мессершмитты», которые не могли обеспечить сохранность боевого порядка и прицельное бомбометание «Хейнкелей» и «Юнкерсов».

Потерпев ряд неудач, немцы решили изменить систему прикрытия своих бомбардировщиков. Они отказались от групп непосредственного прикрытия и стали высылать в район бомбометания специальные отряды истребителей. Эти отряды, состоящие преимущественно из «МЕ-109», появлялись в районе об'екта несколько раньше времени, назначенного для работы бомбардировщиков. Они летали свободно, на разных высотах и вступали в бой только там, где наши истребители сильнее всего противодействовали «Юнкерсам» и «Хейнкелям».

Тактика немецких истребителей прикрытия характерна теперь стремлением во что бы то ни стало защитить ведущего группы бомбардировщиков. Это ревностное охранение ведущего явно вызывается недостатком в опытных бомбардировочных кадрах. Всё чаще немцы стали прибегать к методу группового бомбометания, при котором ведомые экипажи сбрасывают бомбы не самостоятельно, как это было раньше, а только по расчетам и сигналу ведущего.

В процессе последних воздушных боев выявилось особое поведение немецких экипажей, летающих на «Ю-87». Чтобы создать более плотную систему оборонительного огня, группы «Ю-87» стали прибегать к усиленному горизонтальному маневрированию. Этот маневр заключается в том, что при уходе от цели самолеты непрерывно меняются местами в звене, а звенья в свою очередь также становятся одно на место другого. Подобная смена местами создает своего рода подвижную оборону, т.е. уменьшает мертвую зону обстрела задней полусферы и мешает нашим истребителям вести прицельный огонь.

Всячески стараясь сократить потери в бомбардировщиках, немцы применяют еще один тактический прием. Речь идет о группах истребителей отсечения. Они обычно патрулируют в 20-30 километрах от района цели и пытаются отвлечь наши истребители, преследующие группы «Хейнкелей» и «Юнкерсов». Этот прием известен нашим летчикам. Они парируют его так: не бросая преследования бомбардировщиков, выделяют специальные отряды для борьбы с вражескими группами отсечения.

Такова вкратце нынешняя тактика немецких бомбардировщиков. Опыт проведенных за последнее время боев с ними позволяет сделать определенный вывод. Когда наша истребительная авиация бдительно несет свою боевую работу и своевременно реагирует на все «новинки» немецкой воздушной тактики, то, несмотря на любые уловки и хитрости врага, советские летчики-истребители успешно парализуют его замыслы и резко снижают его активность в воздухе. // Инженер-майор С.Рыбаков. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

************************************************************************************************************
ОПЫТ СТАРОГО ВОИНА - МОЛОДОМУ КРАСНОАРМЕЙЦУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 21 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Политотдел N гвардейского соединения провел совещание старых бойцов, участников нескольких войн, с целью обмена боевым опытом. Ветераны рассказали о пройденном ими боевом пути и о том, как они передают свой опыт молодым красноармейцам.

- Я и в гражданскую войну был кавалеристом, - говорил на совещании конный разведчик Попов. - Пошел в Красную Армию добровольцем, и мне выпала честь участвовать в обороне Царицына. Дрались мы крепко, как приказывал товарищ Сталин. Приходилось трудно, нехватало оружия и боеприпасов, продовольствия и обмундирования, но стойкость и упорство красноармейцев всё преодолели. Теперь я снова воин, участник великой отечественной войны. Здесь на фронте лично добыл трех «языков», был ранен. Еще не было случая, чтобы я не сумел выполнить боевого задания. В таком же духе я воспитываю молодых бойцов, часто рассказываю им, как надо действовать в разведке.

На-днях в N стрелковой дивизии состоялась также конференция бойцов и командиров - участников двух войн. Конференции предшествовали собрания по батальонам, а затем полковые делегатские собрания.

☆ ☆ ☆

СЕМЬЕ ГЕРОЯ ВРУЧАЕТСЯ ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 21 мая. (По телеграфу от наш. корр.). В бою с немецкими захватчиками на одном участке фронта смертью героя погиб майор В.Д.Макаров. Немцы дорого заплатили за смерть этого славного командира. 150 фашистов уничтожили бойцы под командованием тов. Макарова. Кроме того были подбиты два немецких танка и сбито пять самолетов.

Майор Макаров посмертно был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Командир части подполковник Грановский переслал орден семье Макарова, на хранение жене погибшего - Анне Макаровой.

☆ ☆ ☆

ОТВЕТ ПАТРИОТОВ НА ПИСЬМО ГРУЗИН-БОЙЦОВ

ТБИЛИСИ, 21 мая. (ТАСС). Рабочие, колхозники и интеллигенция Грузии горячо откликнулись на патриотическое письмо грузин-бойцов.

- Ученые Грузии с первых дней войны связали свою работу с делом защиты Родины, - заявил лауреат Сталинской премии академик Мусхелишвили. - На пороге решающих битв мы готовы выполнить любое задание Правительства, великого Сталина, чтобы помочь Красной Армии разгромить фашистских захватчиков.

На митинге рабочих Н-ского завода выступил стахановец Бежуашвили.

- Письмо наших доблестных воинов, - сказал он, - яркое выражение братства народов СССР, единства фронта и тыла. Никогда врагу не удастся нарушить эту братскую дружбу, спаянную кровью в битвах за свободу и независимость нашей великой Родины. Мы не остановимся ни перед какими жертвами, чтобы дать фронту всё необходимое для победы. Обязуюсь работать за себя и за своих братьев, сражающихся на фронтах отечественной войны. В мае я выработаю четыре месячных нормы.

Коллектив завода решил увеличить выпуск ответственных изделий на 25 процентов, валовой продукции - на 10 процентов.

Новые конкретные обязательства взяли на себя коллективы паровозного депо и других предприятий.

☆ ☆ ☆

ТРУДОВОЕ УСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ

КУЙБЫШЕВ, 21 мая. (ТАСС). Вчера закончилось межобластное совещание по пенсионному обеспечению, трудовому и бытовому устройству инвалидов отечественной войны. Заслушаны доклады наркомов социального обеспечения Башкирской, Марийской, Мордовской АССР и заведующих областными отделами социального обеспечений Куйбышевской, Чкаловской, Ульяновской, Пензенской, Сталинградской и Саратовской областей.

В Башкирской республике на работу определены 90,2 процента инвалидов, в Куйбышевской области - 88, в Саратовской - 82, в Чкаловской - 80,5 процента.

На курсах и в учебных заведениях инвалиды приобрели новые специальности и сейчас успешно работают директорами предприятий, председателями сельсоветов, колхозов, бригадирами и т.д.

Значительную помощь инвалидам оказывают колхозы. Сельхозартели Мордовской АССР за последние 15 месяцев выдали инвалидам отечественной войны более 70 тысяч пудов хлеба, отстроили 31 дом.

______________________________________________
В.Земляной: Бой асса* || «Красная звезда» №110, 12 мая 1943 года
И.Сельвинский: Чувство неба* || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
И.Сербин: Авангард истребителей* || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
А.Семенов: Облик советского асса* || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года

Газета «Красная Звезда» №119 (5490), 22 мая 1943 года

1943, май 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up