Как мы сражаемся в воздухе

Aug 18, 2022 23:53


М.Бондаренко, В.Осипов, П.Таран || « Известия» №195, 17 августа 1944 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР. (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от колхозников, колхозниц, работников МТС и совхозов Винницкой области. (2 стр.). Накануне Дня авиации. Как мы сражаемся в воздухе (рассказы лётчиков, дважды Героев Советского Союза). (2 стр.). В.Полторацкий. Бои за Сандомир. (3 стр.). А.Софронов. Встречи в Латвии. (3 стр.). Н.Внук. Завод на берегу Куры. (3 стр.). А.Павлович. Перед сбором хлопка. (3 стр.). Наблюдатель. На международные темы. (4 стр.). Военные действия во Франции: Бои на Севере; Положение на южном побережье; Американское сообщение о занятии городов Канны и Ницца. (4 стр.). Пленарное заседание Национального Совета Польши. (4 стр.). Выступление Моргентау по радио. (4 стр.). Налёт английской авиации на Берлин. (4 стр.). Забастовка в Копенгагене. (4 стр.).

# Все статьи за 17 августа 1944 года.

.
РАССКАЗЫ ЛЕТЧИКОВ - ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА




# Они помогли мне в бою

Каждый боевой эпизод в жизни летчика значителен для него и дорог. Воля к победе, великое напряжение всех сил души, накопленный тобою боевой опыт - все проявляется в тебе в эту минуту. Тут-то и показывает каждый летчик, чего он стоит. Трудно сказать сейчас, какой эпизод более значителен, что оставило в душе самый сильный след. Если вдуматься, то запоминаешь больше всего не то, что сделал сам. Запоминаешь то, что сделал для тебя в трудную минуту товарищ.

Вот об этом мне и хочется рассказать, - о великом чувстве дружбы в бою, о взаимной выручке.

Я вспоминаю лето прошлого года. На фронтах был период краткого затишья, того затишья, какое бывает обычно перед бурей. Воспользовавшись этим периодом, противник подсадил свои бомбардировщики поближе к линии фронта, прикрыл их с воздуха и земли и принялся бомбить по ночам наши тылы. Надо было сорвать действия противника. Мне довелось возглавить группу штурмовиков, которой было поручено произвести массированный налёт на вражеский аэродром.

Первый удар по аэродрому должна была нанести моя группа. Километров за 20 от аэродрома нас встретили в воздухе истребители противника. У меня было большое прикрытие, - идущие с моей группой истребители приняли на себя удар и связали противника боем.

Это дало мне возможность пройти вперед, часть наших истребителей сопровождала меня. Я вошел в зону действия артиллерии, и противник открыл ураганный огонь. Это была подлинная огненная завеса, надо было пробиться сквозь нее. Сейчас, когда я думаю об этом, мне почему-то вспоминается детская сказка о фехтовальщике, который прошел под дождем сухим, отбивая все капли шпагой. Но в ту минуту, когда я миновал уже завесу огня, я увидел два «Фокке-Вульфа-190», которые пытались меня атаковать.

Они ринулись в бой со всей яростью. Сзади меня шла вторая группа, возглавляемая капитаном Малинкиным. Тут-то я увидел еще один раз в своей жизни, что такое товарищ, сражающийся вместе с тобою. Малинкин прибавил обороты в своей машине, стремительно вышел вперед и встретил противника огнем. Я увидел, как один «Фокке-Вульф» падает вниз, - как прекрасно это зрелище: побежденный, падающий камнем вниз противник!.. Второй «Фокке» развернулся и ушел назад. Мы оказались над аэродромом и могли приняться за работу. Только тот, кто видал штурмовик в бою, поймет, как велика разрушительная сила этой машины. Одна моя группа сожгла 17 вражеских бомбардировщиков и тяжело повредила 10, и на все это ушло так мало времени, что я сам поразился, когда потом взглянул на часы. Когда я, закончив работу, решил уходить, самолет мой был подбит над самым аэродромом, и стрелок тяжело ранен в обе ноги.

Машина оказалась управляемой только наполовину. Она отяжелела и ослабла, она уже не летела, а как бы волочилась по воздуху. И все же мы, уходя, огрызались, отбивались от преследующего противника, и тяжело раненый, истекающий кровью стрелок продолжал свою боевую работу...

Я сел на прифронтовом аэродроме, сел прямо «на живот», вытащил из машины стрелка и отнес его на руках в санчасть.

Я шел по лугу аэродрома, нес на руках раненого стрелка, трава цеплялась за мои сапоги. Я не только остался жив, я выполнил порученное мне дело. Ничего бы этого не было, если бы товарищ не пришел ко мне на помощь. Не было бы ни лужайки, ни синего неба, ни широкого воздуха, ни прекрасного ощущения успешно сделанной работы. Взаимную выручку в бою мы принимаем, как нечто очевидное, и нет здесь никакой сверхестественной доблести. Но чувство особой теплоты к другу, пришедшему тебе на помощь, всегда остается в твоей душе.

Я хочу рассказать о втором случае. Мне было поручено нанести удар по подходящей колонне противника. Колонна двигалась по шоссе, расположенному вдоль линии железной дороги. Когда мы подошли к станции, навстречу нам двинулись шесть «Мессершмиттов-109». Они шли на солнце и не были видны. Я подошел к цели, обнаружил вражескую колонну и обрушил на нее огонь. А в это время «мессеры» упали на нас сверху, как ястребы. Группа приняла бой, но я сам настолько увлекся атакой, что не видел в ту пору ничего, кроме колонны, которую надо было уничтожить. Каждый летчик знает эти минуты какого-то опьянения боем. Вдруг я почувствовал, что по моей машине стреляют, обернулся: «Кто это тут завелся?» - думаю. И неожиданно вижу «мессеров», атакующих нас, вижу, что группа наша отходит, оттягивая противника за собой, на нашу территорию.

И в это время снаряды попали в кабину моего самолёта. Масляная система и доска приборов были повреждены. Мне обожгло лицо и залило горячим маслом глаза. Сейчас от всего этого не осталось и следа. Но тогда, в первую секунду, я почти ослеп. Я потянул ручку вслепую, - на себя, влево, вправо. А «мессер» подстроился ко мне и начал рубать. Глаза жжет нестерпимо, я почти ничего не вижу, машина слушается плохо. И здесь ко мне на выручку подошел лейтенант Шитиков. Он начал отбивать атаки врага и показывал мне, куда итти, где наша территория. Я еле видел его, но все же мог различить, какое направление он мне показывает терпеливо и умело, он помогал мне выйти на свою территорию.

И я вышел. Я сел на нашей земле, колхозники промыли мне глаза, перевязали, накормили. В скорости за мною прилетел самолет. Я оказался снова на своем аэродроме и, спустя самый малый срок, мог продолжать работу.

Моя работа удостоена высокой награды: мне дважды было присвоено звание Героя Советского Союза. Человек я молодой, но если оглянуться, - мне есть что вспомнить. Но вспоминаешь прежде всего не свои дела, а дела товарищей, которые помогли тебе в бою. Вот о них и хочется рассказать. Хорошо воевать, когда рядом с тобою люди храбрые и верные, настоящие люди. В этом и сила нашей армии - это армия настоящих людей. //Майор Михаил Бондаренко, Дважды Герой Советского Союза.

# Одна ночь

Жизнь моя сложилась так, что не было, кажется, ни одной крупной операции на фронтах, в которой мне не приходилось бы принимать участие. Мне довелось участвовать в освобождении Кавказа и освобождении Донбасса, помогать прорыву блокады Ленинграда, участвовать в операциях на «Курской дуге», совершать боевые вылеты на немецкие об’екты в Бобруйске, Минске, Барановичах в ту пору, когда они находились в руках врага; я летал бомбить военные об’екты в Хельсинки и Варшаву, в Констанцу и Галац. За время войны я совершил 400 боевых вылетов, из них не больше 25 раз я летал днём, все остальные вылеты происходили ночью. За это время я хорошо понял, что такое настоящая военная хитрость, не только понял, но и научился пользоваться ею. Я ходил свободно над вражескими городами, освещал их, клал бомбы в ту цель, которая была мне нужна, - во мне выработалось холодноватое спокойствие бомбардировщика. Я знал уже, как обойти противника, как миновать зенитный огонь, как отбомбиться и безнаказанно уйти домой на свой аэродром. Все это приносит опыт: 400 боевых вылетов - хорошая школа.

Каждый лётчик любит свою работу, поэтому понятно, что работа бомбардировщика мне кажется самой лучшей на свете. Я настолько привык в ней, что вся моя жизнь представляется мне непрестанным движением, непрестанным полётом, и вот снова внизу, подо мною открывается освещенный мной город, я вижу его, как днем, и сбрасываю бомбы аккуратно, в намеченную цель, и вижу взрывы и пламя, и вот уже возвращаюсь домой со спокойным ощущением человека, закончившего своё дело.

Но из всех налётов, из всех городов, которые мне довелось бомбить, я особо запомнил один: Хельсинки.

Вся моя семья - отец, мать и сестра с тремя детишками - находились в Ленинграде. В пору блокады я воевал на юге. Я ничего не знал о семье много дней. Легко представить себе, как я волновался, как рвался в Ленинград. И вот мой час настал: командование перебросило меня с юга на север. Я попал в Ленинград. Выработанное мною спокойствие дальнего бомбардировщика, спокойствие и хладнокровие, которыми я гордился и считал их основными чертами своего характера, - эти черты вдруг покинули меня. Охваченный волнением, я почти бежал по улицам измученного блокадой города. Я знал, как тяжка была жизнь в Ленинграде, но не мог, не мог поверить в возможность несчастья, - мне все казалось, что оно, может быть, прошло мимо них, что они выстояли... Чувство надежды ведь никогда не покидает человека.

И вот я пришёл в дом, где жила раньше моя семья.

Я не застал в живых ни одного человека. Погибли все: старики мои, сестренка, трое малышей, которые были дороги мне, как родные ребята. Их убил враг. И это была не смерть в бою, видеть которую я привык. Это была ужасная смерть мирных, слабых людей, ни в чем не повинных. Их убил враг.

Той же ночью я по приказу командования в составе большой группы вылетел на Хельсинки. Никогда в жизни до этого я не летел с такой особой, напряженной жаждой мщения. Что-то переломилось во мне, я как будто стал много старше. Говорят, что такое чувство всегда испытывает человек, потерявший мать: он становится много старше.

Дело было зимой, в дурную погоду. Но ничто не казалось мне помехой. Я увидел под собою город врага, он лежал, освещенный белым мертвенным светом, я сбросил весь свой смертельный груз, я бомбил об’екты с яростью. Ночь зимою долгая, - я вернулся на свой аэродром, заправился, зарядился бомбами и вылетел на Хельсинки вновь. Во второй раз я увидел город врага и второй раз начал свою работу мстителя. Я мстил за маму, которая не встретила меня на пороге родного дома, за старика отца, который погиб, не дождавшись меня. Сбрасывая бомбы, я приговаривал: «Это за сестру... Это за малыша...».

С той ночи прошло много времени. Но никогда в жизни я не забуду минуты, когда я узнал о гибели всей своей семьи, не забуду этой ночи отмщения. //Гвардии капитан Василий Осипов, Дважды Герой Советского Союза.

# 368 бомбардировок

Я - лётчик бомбардировочной авиации. В начале войны мы вылетали на бомбардировку исключительно днём. Для ночных полётов и материальная часть не была достаточно приспособлена, и экипажи кораблей не имели ещё соответственной выучки. Вскоре стали практиковать на ряду с дневными полётами и ночные, посылая в них лучшие машины и лучших лётчиков. А сейчас наши бомбардировщики работают преимущественно ночью: мы имеем для того все необходимое и главное - зрелых мастеров, хорошо владеющих искусством ночного самолётовождения и бомбометания: лётчиков, штурманов, бортмехаников, радистов и т.д.

Преимущество ночных бомбардировок перед дневными очевидно: ими достигаются внезапность появления над об'ектом и большая безопасность, а следовательно, и сохранность машины, которая, - речь идёт о самолётах-бомбардировщиках, - представляет собой значительную цель для вражеских истребителей, прожекторов, зенитных батарей. Для того, чтобы эти преимущества не остались только в теории, требуется исключительная слаженность работы всего экипажа корабля. И мы, старые лётчики, командиры кораблей и подразделений, не жалеем времени на занятия с молодыми лётчиками, на передачу им опыта, выкраивая это время в боевой обстановке за счёт коротких часов отдыха. Боевой успех с лихвой окупает эти «затраты».

У меня 1.200 часов, проведенных ночью в боевом полёте. Но, помимо того, в дни, свободные от боевых заданий, я занимался тем, что на нашем летном языке называется «вывозкой» экипажа, то-есть учебными, тренировочными полётами с ним, и таких «вывозных» часов у меня свыше 700, из них 380 ночных.

О сработанности нашего экипажа свидетельствует такой красноречивый факт: мы сбили в воздухе 11 вражеских истребителей, в том числе 7 ночных. Я отнюдь не «таранил» их, хотя иногда мою фамилию - Таран - принимают за псевдоним лётчика, преуспевшего в этом способе уничтожения противника в воздушном поединке. Повторяю, я не истребитель, а бомбардировщик, и одиннадцать сбитых нами истребителей - это результат опытности стрелков и искусства маневрирования, авторство в котором нельзя приписать тому или иному члену экипажа «Ил-4», на котором мы работаем, в отдельности.

Всего с начала войны я совершил 368 боевых полётов. Иначе говоря, из трёх лет войны я провел год в ежедневных бомбардировках вражеских позиций и глубоких тылов, коммуникаций и аэродромов. Мы забирались и в глубь Германии, и в Финляндию, и в Румынию. Почти 60 раз на протяжении войны мы передислоцировались, и сейчас, ко дню авиации 1944 года, вновь вернулись в места, в которых начинали войну. Мы вернулись к нашим государственным границам, мы стали у берлоги фашистского зверя, и ему не ускользнуть от нас, потому что мы стали мощнее, и нет таких укрытий, толща которых защитила бы врага от наших бомб. //Гвардии майор Павел Таран, Дважды Герой Советского Союза.

☆ ☆ ☆

17.08.44: Старейший авиационный полк Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
17.08.44: Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации* ("Красная звезда", СССР)
17.08.44: А.Софронов: Встречи в Латвии || «Известия» №195, 17 августа 1944 года

16.08.44: Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)

15.08.44: И.Эренбург: Судьба фирмы Пальм || «Красная звезда» №193, 15 августа 1944 года*
15.08.44: Обращение генерал-фельдмаршала Паулюса к немецкому народу ("Красная звезда", СССР)

14.08.44: Б.Полевой: Святая ненависть ("Правда", СССР)
14.08.44: Моральная сила советских людей || «Правда» №195, 14 августа 1944 года

13.08.44: В.Гроссман: Творчество победы ("Красная звезда", СССР)
13.08.44: Е.Кригер: Немецкая фабрика смерти под Люблином* ("Известия", СССР)

12.08.44: О чем говорит Люблинский лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
12.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-3 || «Красная звезда» №191, 12 августа 1944 года
12.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке* || «Правда» №193, 12 августа 1944 года
12.08.44: Е.Кригер: Немецкая фабрика смерти под Люблином ("Известия", СССР)

11.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-2 ("Красная звезда", СССР)
11.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке || «Правда» №192, 11 августа 1944 года
11.08.44: Труд, овеянный славой || «Известия» №190, 11 августа 1944 года

10.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
10.08.44: Н.Карнаушенко: Шакалы ("Красная звезда", СССР)

09.08.44: И.Эренбург: Пепел и кровь ("Красная звезда", СССР)
09.08.44: Доблестные партизаны Советской Украины ("Известия", СССР)

08.08.44: Л.Кудреватых: Наши самолеты над Восточной Пруссией ("Известия", СССР)

07.08.44: С.Борзенко: По ту сторону Вислы ("Правда", СССР)
07.08.44: И.Эренбург: Накануне || «Правда» №189, 7 августа 1944 года
07.08.44: 7 августа 1944 года || «Вечерняя Москва» №186, 7 августа 1944 года

06.08.44: Т.Тэсс: После битвы || «Известия» №186, 6 августа 1944 года

04.08.44: О.Берггольц: Душа дома ("Известия", СССР)
04.08.44: A.Софронов: За Неманом || «Известия» №184, 4 августа 1944 года

03.08.44: Истребление советских военнопленных в «Гросс-лазарете» Славута** ("Красная звезда", СССР)
03.08.44: Победный путь Красной Армии || «Известия» №183, 3 августа 1944 года

02.08.44: Л.Кудреватых, 3.Островский: Каунас освобожден ("Известия", СССР)

01.08.44: И.Эренбург: Туда! ("Красная звезда", СССР)
01.08.44: Е.Кригер: Свет Победы ("Известия", СССР)

Июль 1944 года:

31.07.44: Летать ближе к земле ("Time", США)
31.07.44: А.Ерусалимский: Крушение германского империализма ("Правда", СССР)

30.07.44: Исторические победы Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
30.07.44: Великие победы советских войск ("Известия", СССР)
30.07.44: Р.Моран: Радио-жулики ("Красная звезда", СССР)

29.07.44: Б.Глебов: Немецкий палач в Глубоком ("Красная звезда", СССР)
29.07.44: М.Рузов: Так был взят Брест ("Известия", СССР)
29.07.44: В.Полторацкий: Сегодня во Львове ("Известия", СССР)

28.07.44: День пяти салютов ("Красная звезда", СССР)
28.07.44: В.Антонов, Б.Ямпольский: Львов, 27 июля ("Известия", СССР)

27.07.44: И.Варес: Настал час освобождения эстонской земли ("Известия", СССР)
27.07.44: Б.Ефимов: На докладе у фюрера. Обмен приветствиями ("Красная звезда", СССР)

26.07.44: И.Эренбург: Освобождение ("Красная звезда", СССР)

25.07.44: События в Германии || «Красная звезда» №175, 25 июля 1944 года
25.07.44: Зверские издевательства гитлеровцев над советскими военнопленными ("Известия", СССР)

24.07.44: Н.Воронов: Псков освобожден || «Правда» №177, 24 июля 1944 года
24.07.44: Нарастающая сила ударов по врагу || «Правда» №177, 24 июля 1944 года

23.07.44: И.Эренбург: У них ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Слава советским военным морякам! ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Н.Бодров: Внутриполитическая борьба в Германии ("Красная звезда", СССР)

22.07.44: А.Сурков: Молодость || «Красная звезда» №173, 22 июля 1944 года
22.07.44: Н.Бодров: События в Германии ("Красная звезда", СССР)
22.07.44: Кукрыниксы: К покушению на Гитлера ("Правда", СССР)

21.07.44: Советская Прибалтика ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: А.Авдеенко: На Западном Буге ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: Н.Асанов: Однажды в Восточной Пруссии ("Красная звезда", СССР)

20.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии-2 ("Красная звезда", СССР)
20.07.44: В.Полторацкий: Лавина наступления ("Известия", СССР)

19.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: А.Авдеенко: Гроза возмездия ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: Л.Леонов: Немцы в Москве || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Б.Полевой: Они увидели Москву || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Нарастающая сила ударов Красной Армии ("Правда", СССР)
19.07.44: 19 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №170, 19 июля 1944 года

18.07.44: В.Ильенков: Пленные немцы на улицах Москвы ("Красная звезда", СССР)
18.07.44: Н.Козев: Проконвоирование немецких военнопленных через Москву ("Известия", СССР)**
18.07.44: М.Макаров: Пленные немцы на улицах Москвы ("Вечерняя Москва", СССР)
18.07.44: А.Чаковский: Пушкинские Горы || «Известия» №169, 18 июля 1944 года
18.07.44: Неотразимый натиск советских воинов ("Известия", СССР)*
18.07.44: 18 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №169, 18 июля 1944 года

17.07.44: Бить врага всей мощью советского оружия! ("Правда", СССР)

16.07.44: Е.Кригер: Путь к Неману ("Известия", СССР)

15.07.44: П.Трояновский: Бои за Пинск ("Красная звезда", СССР)
15.07.44: Е.Габрилович: По июльским дорогам ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №195 (8497), 17 августа 1944 года

лето 1944, август 1944, газета «Известия», советская авиация

Previous post Next post
Up