Татьяна Тэсс. После битвы

Aug 06, 2019 02:08


Т.Тэсс || « Известия» №186, 6 августа 1944 года

Наступление Красной Армии успешно продолжается. Войска 1-го Украинского фронта, форсировав реку Стрый, штурмом овладели крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом обороны немцев в предгорьях Карпат - городом СТРЫЙ.

# Все статьи за 6 августа 1944 года.

(От специального корреспондента «Известий»)




Стенографистка, подперев кулачком загорелую щеку, записывала выступление. Стол президиума стоял в тени большой липы, ветер легонько шуршал листами докладов. Участники совещания сидели на скамьях и ящиках, и просто на траве, прислонившись спинами к стволам деревьев; очередной выступающий, поднявшись с травы, пошел к столу президиума. Он шагал, тихонько позвякивая шпорами, и на ходу вытаскивал из полевой сумки бумажку с тезисами выступления.

Шло совещание по восстановлению колхозного хозяйства Минской области. На совещание с’ехались секретари райкомов, председатели райисполкомов, директора МТС, заведующие земельными отделами. Почти все они в пору немецкой оккупации были в партизанских отрядах. Сейчас они вышли из лесов и вернулись в свои города, в местечки и села, они шли по дорогам, над которыми клубился дым пожарищ, они вошли в свои кабинеты, где валялись немецкие бумаги, сорванные часы боком висели на стене и труп немца лежал ничком на пороге, раскинув желтые, сведенные судорогой руки. Иные из них находили на месте домов, где раньше трудились, только пепел и прах, ставили письменные столы среди развалин, под чистым небом, садились на табуреты, уперев в обломки горелого кирпича ноги в тяжелых сапогах, и принимались за работу.

Три года они воевали с врагом, сжигали и взрывали немецкие эшелоны, отбирали у немцев то, что им было потребно, хозяйничали в белорусских лесах, и немцы боялись их пуще смерти. Сейчас они докладывали о том, как будут восстанавливать все, что было разграблено и порушено врагом. Хриплыми голосами, привыкшими к лесному шопоту и зычной команде, участники совещания рассказывали о ходе уборки, о подготовке к школьному учебному году, об уцелевшем поголовье скота, о ремонте искалеченных машин.

# Галерея воровской славы (Альметьевск): Май 2020 года
# Галерея воровской славы (Альметьевск): Июнь 2020 года
# Галерея воровской славы (Альметьевск): Июль 2020 года
# Галерея воровской славы (Альметьевск): Август 2020 года

Совещание закончилось к ночи. Взошла луна, потянуло прохладой, запахом влажного сена.

Участники совещания спали в саду, - на грузовиках, под грузовиками, просто на траве, прикрывшись шинелью. В кустах трещал кузнечик, где-то в поле вырос широкий, сильный луч сторожевого прожектора, поднялся и уперся в облака. И из темного неба луна светила на этот сад, на измученную белорусскую землю.

Человек, который сейчас увидел Минск ночью, запомнит это на всю жизнь. Днем милосердное солнце оживляет развалины, по улицам снуют машины; партизаны, поблескивая боевыми медалями, стоят на перекрестках, регулируя движение; минские жители работают на улицах, убирая свой город. Но вот наступила ночь, и вы стоите один на главной улице. Горе, неприкрытое ничем, горе камней, разрушенных стен, мертвых очагов взывает к вам. На фоне неба прочерчены рваные края домов, углы и зигзаги, - злая готика разрушения. Из окон льется на улицу бледный свет луны, сквозь двери балконов видны звезды. У разрушенного Дворца пионеров стоит каменный пионер, он беззвучно трубит в свой горн, повернув к луне белое, исцарапанное осколками лицо. Тишина большой беды стоит над городом, страшная тишина, которая бывает только там, где прошли немцы.

Три года враг мучил эту землю, и все живое и храброе, что было здесь, встало на борьбу с врагом. Белоруссия первая приняла на себя тяжкие удары, кровь народа лилась по ее дорогам. Враг расстреливал её и не мог убить, враг пытал её и не мог согнуть. Молчаливая, ненавидящая страна окружала немцев, и они боялись её и не могли скрыть своего страха. На улицах Минска я видела дома, где находились раньше немецкие учреждения. Все эти дома были окружены высокими заборами из колючей проволоки. Вначале я подумала, что здесь были полицейские участки или лагеря, и немцы ограждали их, чтобы нельзя было убежать оттуда. Но мне об’яснили, что немцы защищались колючей проволокой, чтобы нельзя было ворваться туда. Они боялись невидимок, входящих бесшумно и приносящих с собою смерть. Они ставили вокруг своих домов колючие заборы, они строили во дворах возле своих учреждений большие добротные дзоты, крепкие убежища с настилом из толстых брёвен. Нет, никогда они не были в Минске хозяевами, все эти три года они были только захватчиками, грабителями, каждый день ожидающими возмездия.

Мёртвая земля лежит вокруг домов, где жили немцы, выжженная, твердая, как камень, покрытая металлическим хламом, грязным мусором войны. Немцы не посадили здесь ни цветка, ни деревца, ибо знали, что это дерево вырастет не для них. Люди, которые прибыли сейчас на совещание, - председатели райисполкомов с боевыми орденами на потёртых куртках, хозяйственные директора МТС, три года не выпускавшие из рук автоматов, - эти люди очень хорошо знают, чего именно боялись немцы.

Многие жители ушли из Минска в леса, в партизанский край. Сейчас они возвращаются обратно. Они возвращаются издалека, путь их долог, они идут семьями, с детьми, со стариками. Три года им виделся во сне родной дом, круг лампы над обеденным столом, знакомая дверь, открывающаяся с уютным скрипом; три года они мечтали о том дне, когда увидят порог родного дома и переступят его с длинным счастливым вздохом путника, у которого закончился его долгий путь.

И вот они стоят сейчас у порога родного дома. Перед ними черный щебень, истолченный ветрами, вымытый дождем. Стоит бабка в лаптях, стоит девочка, выставив вперёд разбухший от лебеды животик, стоит мать, жилистая, крепкая, зеленоглазая, - настоящая белорусска. Все они молча смотрят на свой дом. В нём осталась только печь, как самый стойкий корень жизни, и на печи сохранилась чугунная плита. И вот бабка в решимости ставит на плиту горшок и разводит огонь, и тёплый дым очага подымается над разрушенным жилищем.

Минск изранен глубокими, тяжелыми ранениями. Их нельзя сразу залечить за тот небольшой срок, который прошел со дня освобождения. Немцы хотели оставить после себя кладбище. Они не знали, как могут быть стойки ростки жизни, пробивающейся между мёртвыми камнями.




Я видала, как ожил хлебозавод. Белое облачко пара встало над трубой, затем запел гудок, он трубил всему миру о возвращении жизни. Конвейер выносил из печи тёмные буханки. Девушка в белых штанах и курточке, партизанка Оля Бычкова, укладывала хлеб. Буханки с мягким шуршанием выползали из тёмной тёплой глубины, девушка укладывала их на деревянные подставки. Могучий, благословенный запах хлеба, запах дома и покоя витал в цехе.

Уже начало работать несколько минских предприятий. Уже замерцал огонек жизни на заводах-кладбищах, откуда немцы вывезли всё, что только представляло какую-либо ценность, в чём была капля полезной силы, нужной для работы завода. Уже в школах, три года не существовавших минских школах, началась подготовка к учебному году, и в одной только 44-й школе принято восемьсот заявлений.

Немцы ограбили Минск. Они вывезли из громадной городской библиотеки все книги. Они подвели к Дому правительства узкоколейку и вывозили оттуда столы и стулья, арматуру и несгораемые шкафы. Они украли из Радиозавода все драгоценное оборудование, и новый директор завода, невысокий спокойный человек в полувоенной форме, с партизанской медалью на груди, принял в свои руки пустые цехи. Белоруссы хорошо знают, что такое пустыня. Но они знают и другое: как оживает под доброй и сильной рукой человека пустынная земля.

Мне довелось быть в одном из детских садов Минска. Я попала туда в начале тихого часа, дети уже лежали в кроватках, но ещё не успели уснуть. В детском саду было всего две больших спальни, но у каждого ребенка была своя кроватка, он лежал, укрытый одеяльцем, на спинке кровати висело старенькое, но чистое платьице, - и это выглядело, как чудо. Дети были худенькие и бледные, они не успели ещё оправиться после страшных дней. Они до сих пор говорили шопотом, как учили их в лесу, - говорить тихо, чтобы не услышали немцы. Они редко улыбались, и их трудно было заставить смеяться. Это были дети, пережившие много страшного, сироты, у которых враг отнял родную семью.

Из-под одеяла смотрят блестящие, полные любопытства глаза.

- Как тебя зовут, мальчик?

- Вова Данилов.

- Сколько тебе лет?

- Не знаю. Когда мы с мамкой были в тюрьме, она говорила: если кто будет спрашивать, скажи, что тебе четыре года. - Он умолкает, потом говорит тихо: - А от тюрьмы уже много времени прошло. Теперь я не знаю, сколько мне лет.

Он молчит секунду, потом добавляет:

- Мамка говорила: помни, как тебя зовут. Если забудешь - папка тебя никогда не разыщет. Всем говори: меня зовут Вова Данилов.

- А где папа?

- Воюет гдесь.

- А мама где?

- Маму немцы расстреляли.

Он поворачивается к стене и замолкает. Видны только его круглый стриженый затылок и худая шея с ложбинкой, поросшей пухом. Он лежит тихо и молчит, и думает о чем-то, - дитя, узнавшее за свою короткую жизнь столько горя.

Рядом с ним уже слышно ровное сопенье. На соседней кроватке лежит девочка. Возле кроватки на полу стоят стоптанные башмачки, маленькие и трогательные, как у Золушки. Девочка спит, раскинув ручки, прижавшись к подушке чуть загорелой щекой, - спит так крепко, сладко и счастливо, как могут спать только дети, сердцем чувствующие, что пробуждение уже не принесёт им ни беды, ни зла. //Татьяна Тэсс. МИНСК.



В Бобруйске

Выходящее из лесов население Бобруйска занято ремонтом и восстановлением разрушенных оккупантами жилых домов и местных предприятий. Широко развернулся ремонт школьных зданий и школьной мебели к началу учебного года. Из 30 школ города 12 немцы разрушили или сожгли. В 315 восстановленных колхозах началась уборка урожая, идет под’ем паров.

Значительная часть жителей города работает на уже восстановленных и действующих фанерном заводе, фабрике им. Халтурина, мыловаренном заводе, лесокомбинате.

***********************************************************************************************
Уборка урожая в колхозе им. Дзержинского Минской области Белорусской ССР. На снимке: колхозницы возвращаются с работы. На первом плане - колхозница-стахановка М.Бельская.

Фото специального корреспондента «Известий» Н.Петрова.





Ты раны залечишь, отчизна моя!

Разбиты оковы. Вздохнула земля.
Ты вышла из плена, отчизна моя!
Дорогой борьбы в наш великий Союз
Пришла партизанка, моя Беларусь.
Дубравы и пущи сторонки родной
Поют и ликуют зелёной листвой.
И песни победы повсюду слышны -
За Бугом, за Неманом - с самой Двины.
И в дни непогоды, и в годы невзгод
Бок-о-бок стоял белорусский народ
С великой Россией, и в грозных боях
К свободе себе он прокладывал шлях.
Народ мой, ты чтил своих предков завет:
Наш взгляд на Восток и с Востока нам свет!

Ты верил напевной струне гусляра:
Счастливых времен распахнется заря
И жарким теплом золотого Кремля
Согреется родины нашей земля...
Ты снова в великий, могучий Союз,
Восстав из полона, пришла, Беларусь!
И с братьями в ногу отчизны сыны
На запад уходят дорогой войны.
Мы горе развеем, рассеется мрак -
Из гроба вовек не поднимется враг.
К родным очагам возвратилась семья,
Ты раны залечишь, отчизна моя!
Следа не оставим от черных руин,
Наш Минск мы поднимем до звездных вершин,

Селенья отстроим, засеем поля,
Ты вновь расцветешь, дорогая земля!
Ты будешь счастливой, отчизна моя, -
Под Сталинским солнцем дорога твоя!

П.Бровка. Перевод с белорусского.

☆ ☆ ☆

04.08.44: О.Берггольц: Душа дома ("Известия", СССР)
04.08.44: A.Софронов: За Неманом || «Известия» №184, 4 августа 1944 года

03.08.44: Истребление советских военнопленных в «Гросс-лазарете» Славута** ("Красная звезда", СССР)
03.08.44: Победный путь Красной Армии || «Известия» №183, 3 августа 1944 года

02.08.44: Л.Кудреватых, 3.Островский: Каунас освобожден ("Известия", СССР)

01.08.44: И.Эренбург: Туда! ("Красная звезда", СССР)
01.08.44: Е.Кригер: Свет Победы ("Известия", СССР)

Июль 1944 года:

31.07.44: Летать ближе к земле ("Time", США)
31.07.44: А.Ерусалимский: Крушение германского империализма ("Правда", СССР)

30.07.44: Исторические победы Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
30.07.44: Великие победы советских войск ("Известия", СССР)
30.07.44: Р.Моран: Радио-жулики ("Красная звезда", СССР)

29.07.44: Б.Глебов: Немецкий палач в Глубоком ("Красная звезда", СССР)
29.07.44: М.Рузов: Так был взят Брест ("Известия", СССР)
29.07.44: В.Полторацкий: Сегодня во Львове ("Известия", СССР)

28.07.44: День пяти салютов ("Красная звезда", СССР)
28.07.44: В.Антонов, Б.Ямпольский: Львов, 27 июля ("Известия", СССР)

27.07.44: И.Варес: Настал час освобождения эстонской земли ("Известия", СССР)
27.07.44: Б.Ефимов: На докладе у фюрера. Обмен приветствиями ("Красная звезда", СССР)

26.07.44: И.Эренбург: Освобождение ("Красная звезда", СССР)

25.07.44: События в Германии || «Красная звезда» №175, 25 июля 1944 года
25.07.44: Зверские издевательства гитлеровцев над советскими военнопленными ("Известия", СССР)

24.07.44: Н.Воронов: Псков освобожден || «Правда» №177, 24 июля 1944 года
24.07.44: Нарастающая сила ударов по врагу || «Правда» №177, 24 июля 1944 года

23.07.44: И.Эренбург: У них ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Слава советским военным морякам! ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Н.Бодров: Внутриполитическая борьба в Германии ("Красная звезда", СССР)

22.07.44: А.Сурков: Молодость || «Красная звезда» №173, 22 июля 1944 года
22.07.44: Н.Бодров: События в Германии ("Красная звезда", СССР)
22.07.44: Кукрыниксы: К покушению на Гитлера ("Правда", СССР)

21.07.44: Советская Прибалтика ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: А.Авдеенко: На Западном Буге ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: Н.Асанов: Однажды в Восточной Пруссии ("Красная звезда", СССР)

20.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии-2 ("Красная звезда", СССР)
20.07.44: В.Полторацкий: Лавина наступления ("Известия", СССР)

19.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: А.Авдеенко: Гроза возмездия ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: Л.Леонов: Немцы в Москве || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Б.Полевой: Они увидели Москву || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Нарастающая сила ударов Красной Армии ("Правда", СССР)
19.07.44: 19 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №170, 19 июля 1944 года

18.07.44: В.Ильенков: Пленные немцы на улицах Москвы ("Красная звезда", СССР)
18.07.44: Н.Козев: Проконвоирование немецких военнопленных через Москву ("Известия", СССР)**
18.07.44: М.Макаров: Пленные немцы на улицах Москвы ("Вечерняя Москва", СССР)
18.07.44: А.Чаковский: Пушкинские Горы || «Известия» №169, 18 июля 1944 года
18.07.44: Неотразимый натиск советских воинов ("Известия", СССР)*
18.07.44: 18 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №169, 18 июля 1944 года

17.07.44: Бить врага всей мощью советского оружия! ("Правда", СССР)

16.07.44: Е.Кригер: Путь к Неману ("Известия", СССР)

15.07.44: П.Трояновский: Бои за Пинск ("Красная звезда", СССР)
15.07.44: Е.Габрилович: По июльским дорогам ("Красная звезда", СССР)

14.07.44: Столица Советской Литвы - освобождена! ("Красная звезда", СССР)
14.07.44: Ю.Палецкис: Литовский народ славит Красную Армию ("Красная звезда", СССР)

13.07.44: Авиационное сопровождение ("Красная звезда", СССР)
13.07.44: В.Гроссман: Белорусские встречи ("Красная звезда", СССР)
13.07.44: Р.Моран: Размышления у немецких ворот ("Красная звезда", СССР)

12.07.44: И.Ануфриев: Немцы берут у белорусских детей кровь для своих раненых ("Красная звезда", СССР)
12.07.44: В.Шепелев: Подарок колхозника Сарскова герою-летчику ("Красная звезда", СССР)

11.07.44: Е.Кригер: Дорога Славы и Побед ("Известия", СССР)
11.07.44: «Беспримерное в истории войн наступление» ("Красная звезда", СССР)

10.07.44: А.Снечкус: Освобождение Советской Литвы началось ("Правда", СССР)

09.07.44: С.Петров: Этого не забыть! || «Известия» №162, 9 июля 1944 года
09.07.44: П.Трояновский: Успешное наступление в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)
09.07.44: Забота Советского государства о матери и ребенке ("Красная звезда", СССР)

08.07.44: В.Гроссман: Советская сила ("Красная звезда", СССР)
08.07.44: К.Гофман: Рундштедт - козел отпущения ("Красная звезда", СССР)

07.07.44: А.Сурков: Дорога жизни ("Красная звезда", СССР)
07.07.44: Заявление Черчилля о германских самолетах-снарядах ("Красная звезда", СССР)

06.07.44: Н.Баранов: Молодечно ("Известия", СССР)

05.07.44: Герои наступления в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)*
05.07.44: Н.Новиков: Олонецкие лагери смерти ("Красная звезда", СССР)
05.07.44: Е.Кригер: Минск в июле 1944 года ("Известия", СССР)
05.07.44: « Одна из величайших военных побед» ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №186 (8488), 6 августа 1944 года

лето 1944, август 1944, Татьяна Тэсс, газета «Известия», немецкая оккупация

Previous post Next post
Up