А.Сурков. Дорога жизни

Jul 07, 2022 23:54


А.Сурков || « Красная звезда» №160, 7 июля 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 6 июля (1 стр.). Из опыта нашего наступления в Белоруссии: Подполковник П.Слесарев. - Бой танков за крупный населенный пункт (2 стр.). Алексей Сурков. - Дорога жизни (2 стр.). Полковник М.Котельников. - Действия штурмовиков по автоколоннам (3 стр.). Семен Кирсанов. - Два дуба (3 стр.). Генерал-майор А.Пигурнов. - Агитация в наступлении (3 стр.). Полковник М.Толченов. - Семь лет японо-китайской войны (4 стр.). Заявление Черчилля в палате общин о германских самолетах-снарядах (4 стр.). Военные действия в Северной Франции (4 стр.).

# Все статьи за 7 июля 1944 года.




Было солнечное летнее утро, когда Полоцкий тракт вывел нас из развалин Витебска. Там, где кончаются домики предместья, на взгорье над правой обочиной большака колючим ежом топорщится плотная, многослойная проволочная изгородь, со всех сторон обступавшая ряды полуразрушенных бараков.

Возле проволочных же ворот остановилась перевести дух группа возвращающихся из немецких концлагерей витебцев. Спрашиваю, что было за этой проволокой, и впервые слышу:

- Да это же «Пятый полк». Проклятое место

И потом, сколько раз я ни заговаривал в пути с беженцами-витебцами, чуть заходила речь о немецком палачестве, все говорили одинаково:

- Страшнее того, что в «Пятом полку» творилось, - ничего не было.

До войны в этих бараках квартировал наш пятый железнодорожный полк. Это был чистенький, приветливый красноармейский городок.

Пришла война, пришли немцы, обнесли городок высокой колючей изгородью, стали сюда сгонять со всех ближайших участков фронта пленных и мирных жителей. За городком у народа по старой привычке так и осталось его прежнее названье.

Много измученных, израненных советских людей прошло через ворота немецкого лагеря смерти. И мало кому посчастливилось выйти оттуда живым. Там раненым не оказывали никакой медицинской помощи, и они заживо гнили и умирали от «антонова огня». Здоровых там убивали голодом, холодом, изнурением на непосильной работе.

Когда люди, изнуренные голодом и болезнями, лишались возможности двигаться, их стаскивали в кучу на двор лагеря и убивали на глазах у товарищей. Тысячи советских людей приняли в этом страшном квадрате колючей проволоки мученическую смерть от руки немецких садистов-тюремщиков. Когда я по дороге остановился над трупом молодого немца, неслышно подошла седая женщина. Она сказал:

- Что, товарищ командир? Подох проклятый нечередной смертью. Ишь, зубы-то выскалил! И поделом ему, выползку гадючьему. Они над нашими, над живыми, в «Пятом полку» пострашнее делали. Их немецким бабам во сто лет перед богом «Пятый полк» не замолить, всей ихней крови нехватит, чтобы расчет честный получился...

Вот он какой, этот лагерь. Не на небесном, а на земном суде расплаты и возмездия мы спросим с тех, кто уцелеет, расплаты за «Пятый полк» и за хутор Вертячий, и за харьковскую Холодную Гору, и за сотни пленных, сожженных в лагере Новая Мельница. Бесконечен список их злодеяний, как бесконечна цепь обид и горестей, опутавшая душу нашего народа.

Минуя «Пятый полк», дорога бежит на запад, к Полоцку и за Полоцк, туда, где гремит гроза артиллерийской канонады. Движение воинских транспортов идет по магистралям с юга и севера. Большак был бы пустынным, если бы не заполнили его вереницы людей - женщин, девушек, подростков, малых ребят, старых стариков, возвращающихся к родным пепелищам из лесов, где они скрывались от насильственной эвакуации, и концлагерей, откуда освободило их стремительное наступление Красной Армии. Идут налегке подростки. Девушки и женщины тащат на спинах тяжелые мешки с домашней рухлядью, всем, что осталось после страшной грозы. Старики катят скрипучие двухколесные тачки и тележки с немудрым домашним скарбом. Тащатся маленькие тележки и впряжены в них тощие коньки, коровы, телята.

Эта река беженцев по пути расплескивается ручейками и отдельными капельками на боковые проселки, в придорожные сёла. Истомленных голодной страдальческой жизнью скитальцев ведет и поддерживает в пути могучая сила жизни, неистребимая в нашем народе воля к жизни. Когда становится невмоготу от тяжести пожиток, от палящих лучей, поднимающегося в зенит солнца, путники садятся в придорожных канавах в тень чахлых кустов и припадают черными растрескавшимися губами к горлышкам бутылок и баклажек, пьют мутную и теплую воду и, тяжело дыша, глядят в ту сторону, где вот-вот за холмами должны возникнуть крыши родных хат или городских домов. В этих взглядах, обращаемых в будущее, - и темная скорбь пережитого, и дымка тревоги - что-то там застанем! И просвечивающие сквозь наплыв слез искры радости осознанной возвращенной свободы.

Три года подневольного существования между жизнью и смертью, три года молчаливого страдания переполнили людские сердца невысказанным, невыплаканным. И теперь, при виде человека в красноармейской форме, каждый старается выплакаться, высказаться, облегчить сердце.

Ефросиния Федоровна, шестидесятилетняя одинокая вдова витебского железнодорожника, погибшего при налетах немецкой авиации в июле 1941 года, перебирая в руках кромку выцветшего полушалка, говорит:

- Жили мы со старым, души друг в друге не чаяли. В достатке и покое жили. Пришел. Он всё позорил, всю жизнь нашу нарушил. Осталась я одна, вдова горькая. Вот узелок - весь мой вдовий пожиток. Вот небо сверху - мой дом и моя крыша. А душа на пепелище зовет. Третий день бреду. Лесами кралась вам навстречу. Страстей навидалась, до смерти сниться будут, не чаяла добрести, да у сердца охота пуще немощи - добираюсь. Опалил он нашу жизнь, как дерево мороз палит. Лист пожелтел, осыпался. Часом казалось - смерть пришла. А у дерева корень глубоко в земле. Корень ему не под силу стронуть было. А по корню от земли сок по дереву расходится, потеплело, почки вздулись и в лист, гляди, преобразились. Вдовство на старости и в спокое не сладко, а тут на зло всему жить хочется, как молодой, посмотреть, как земля, обстраиваться над угольем начнет...

Замолчала и смотрит вдаль, не мигая. И в глубине серых, выцветших старческих глаз будто отсвет какого-то пламени, что внутри горит, не потухая.

На развалинах дотла выжженного местечка Старое село громоздятся неуклюжие возвышения - накаты немецких блиндажей. Кругом траншеи, колючка, предупредительные надписи на минных полях. От табора беженцев отделяется полуодетый пожилой мужчина и идет по заминированной площади к развалинам хаты.

Кричу. Не оборачивается. Идет дальше. Бегу, осторожно ступая по его следам, беру за руку, вывожу. Кричу во весь голос: «Куда лезешь, тут смерть!» Виновато улыбается. Мыча, показывает на уши. Спрашиваю соседей, в чем дело, почему не окликнули, когда пошел. Оказывается - мужчина здешний. Семью потерял. В концлагере его так сильно били по голове, что слух отшибли. Оглох и говорить разучился. Как подошел к родному пепелищу, лезет, не удержать! Мычит и сердито смотрит...

Молодая женщина ведет за руки двух малышей - мальчиков. Одному исполняется три года. Родился он через два дня после того, как отец ушел по мобилизации в Красную Армию. Жив ли? Увидит ли маленький Петька отца? У этих троих ничего нет кроме неистребимой воли к жизни, кроме надежды. Но кончились трехлетние бездомные скитания. Вокруг свои - не дадут пропасть.

Дорога - это ожившая история трехлетней народной беды, это наглядное свидетельство варварства гитлеровских поработителей.

Я прошел около тридцати километров и в круге зрения насчитал до трех десятков выжженных, разоренных сёл и деревень. Большинство из них уничтожено врагом недавно. Но есть и такие, которые спалены давно. Такова деревня Утлятин первый. Обвинили ее жителей в помощи партизанам. Наскочила на нее банда немецких жандармов-карателей. Кого убили, кого избили, кого угнали неизвестно куда и неизвестно на какую участь. А деревню сожгли дотла. Только бурьян да остовы печных труб свидетельствуют о том, что на месте этой пустыни существовало цветущее поселение, где жили, трудились, плодились многие поколения белорусских крестьян.

Так километр за километром тянется мертвая пустыня, где надо начинать всю жизнь заново. И не истощается, а густеет широкий людской поток. Идет народ, которому Красная Армия возвратила жизнь, свободу, надежду на будущую радость существования.

Рядом с большаком среди живой ограды и часто посаженных елок пролегает железная дорога. Еще несколько месяцев тому назад немцы взорвали на ней все мостики, подорвали полотно, искарежили страшной машиной - путеразрушителем - рельсы и шпалы. Сейчас на всем протяжении полотна кипит дружная, слаженная солдатская работа. Это красноармейцы саперных и железнодорожных восстановительных частей буквально по горячему следу врага возрождают пути жизни. Трудовые песни и звон молота, вгоняющего костыль в шпалу, сливаются с гулом артиллерийской канонады.

И это как символ. В этом слиянии музыки карающего возмездия и созидательного труда олицетворена высокая и благородная цель Красной Армии - защитницы права, правды и жизни. // А.Сурков. 1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ.

***********************************************************************************************
1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. Бойцы подразделения гвардии старшего лейтенанта А.Морозова, преодолевая болото, атакуют немцев.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана А. Капустянского.



☆ ☆ ☆

07.07.44: Заявление Черчилля в палате общин о германских самолетах-снарядах ("Красная звезда", СССР)

06.07.44: Н.Баранов: Молодечно ("Известия", СССР)

05.07.44: Герои наступления в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)*
05.07.44: Н.Новиков: Олонецкие лагери смерти ("Красная звезда", СССР)
05.07.44: Е.Кригер: Минск в июле 1944 года ("Известия", СССР)
05.07.44: « Одна из величайших военных побед» ("Красная звезда", СССР)

04.07.44: Победы наших войск в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: А.Платонов: Падение немца ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: Н.Прокофьев, Я.Милецкий: Минск, 3 июля ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: Отклики иностранной печати на наступление Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

03.07.44: В.Кожевников: По дорогам Белоруссии ("Правда", СССР)
03.07.44: Сталинский путь побед советского народа ("Правда", СССР)
03.07.44: Отклики английской и американской печати на наступление Красной Армии ("Правда", СССР)

02.07.44: П.Трояновский: Здесь была разбита немецкая дивизия ("Красная звезда", СССР)
02.07.44: «Русские добились превосходства над противником во всех родах войск» ("Красная звезда", СССР)
02.07.44: На пути к столице Советской Белоруссии ("Известия", СССР)

01.07.44: «Невиданная в военной истории стремительность» ("Красная звезда", СССР)
01.07.44: К.Гофман: Союз банкротов ("Красная звезда", СССР)

Июнь 1944 года:

30.06.44: Дни великих побед || «Красная звезда» №154, 30 июня 1944 года
30.06.44: Слава Красной Армии - освободительнице! ("Известия", СССР)
30.06.44: Г.Рыклин: Немецкие сказки для немецких дураков ("Красная звезда", СССР)
30.06.44: А.Романенко: Горы трупов, колонны пленных ("Известия", СССР)
30.06.44: Братья Тур: К вопросу о старушках ("Известия", СССР)
30.06.44: « Красная Армия наступает с поразительной мощью»

29.06.44: И.Эренбург: Салют Парижа ("Красная звезда", СССР)
29.06.44: А.Платонов: В Могилеве ("Красная звезда", СССР)

28.06.44: И.Эренбург: Наступление* ("Красная звезда", СССР)
28.06.44: Битва за освобождение Советской Белоруссии ("Известия", СССР)
28.06.44: В.Кожевников: Штурм Витебска || «Правда» №154, 28 июня 1944 года
28.06.44: А.Яковлев: Конструктор и война ("Правда", СССР)

27.06.44: П.Павленко: Витебск, 26 июня ("Красная звезда", СССР)
27.06.44: Е.Кригер: Витебск, 26 июня || «Известия» №151, 27 июня 1944 года

25.06.44: Финским варварам придется отвечать! ("Известия", СССР)
25.06.44: Новые блестящие победы Красной Армии ("Известия", СССР)

24.06.44: Великий подвиг народа || «Известия» №149, 24 июня 1944 года
24.06.44: Полк гвардии полковника Афанасьева в боях ("Красная звезда", СССР)
24.06.44: И.Хитров: Атака долговременной обороны ("Красная звезда", СССР)

23.06.44: Н.Шванков: Кровавые злодеяния финских извергов ("Красная звезда", СССР)
23.06.44: За полный разгром фашистских захватчиков! ("Красная звезда", СССР)*

22.06.44: И.Эренбург: Три года ("Красная звезда", СССР)
22.06.44: Совинформбюро: Три года Отечественной войны Советского Союза*
22.06.44: Е.Кригер: Солдаты штурма || «Известия» №147, 22 июня 1944 года

21.06.44: П.Павленко: Трофеи || «Красная звезда» №146, 21 июня 1944 года
21.06.44: Славная победа советского оружия ("Красная звезда", СССР)
21.06.44: Победная поступь советских богатырей ("Известия", СССР)
21.06.44: Сталинская школа военного мастерства ("Правда", СССР)
21.06.44: Е.Кригер: Великая школа || «Известия» №146, 21 июня 1944 года

20.06.44: К.Симонов: Прорыв линии Маннергейма ("Красная звезда", СССР)
20.06.44: Мощный удар по врагу || «Красная звезда» №145, 20 июня 1944 года
20.06.44: Крупная победа Красной Армии на Карельском перешейке ("Известия", СССР)

19.06.44: Боевой успех войск Ленинградского фронта || «Правда» №147, 19 июня 1944 года
19.06.44: Вс.Вишневский: Ленинград-Койвисто || «Правда» №147, 19 июня 1944 года
19.06.44: Д.Руднев: Бои на линии Маннергейма || «Правда» №147, 19 июня 1944 года

18.06.44: К.Симонов: Лицо врага ("Красная звезда", СССР)
18.06.44: Офицеры-танкисты Александра и Иван Бойко ("Красная звезда", СССР)*

17.06.44: В.Саянов: Сердце солдата ("Известия", СССР)
17.06.44: Т.Тэсс: Маленькие граждане ("Известия", СССР)
17.06.44: И.Эренбург: Кровь и чернила || «Правда» №145, 17 июня 1944 года

16.06.44: К.Симонов: Вторая полоса ("Красная звезда", СССР)
16.06.44: Н.Шванков: Прорыв второй полосы финской обороны ("Красная звезда", СССР)
16.06.44: Взаимодействие родов войск при прорыве обороны противника ("Красная звезда", СССР)

15.06.44: Финские палачи в Петрозаводске ("Красная звезда", СССР)

14.06.44: И.Эренбург: Франция в огне ("Красная звезда", СССР)
14.06.44: Учиться на опыте каждого боя ("Красная звезда", СССР)
14.06.44: Герой Советского Союза Роман Смищук ("Красная звезда", СССР)*
14.06.44: К ответу немецко-румынских грабителей и палачей! ("Известия", СССР)
14.06.44: Иностранная печать о наступлении советских войск на Карельском перешейке
14.06.44: Немецко-румынские захватчики не уйдут от расплаты! ("Правда", СССР)

13.06.44: Победа Красной Армии на Карельском перешейке ("Красная звезда", СССР)
13.06.44: Смерть немецко-финским захватчикам! || «Известия» №139, 13 июня 1944 года
13.06.44: Н.Шванков: Наступление на Карельском перешейке ("Красная звезда", СССР)

12.06.44: Новая победа Красной Армии ("Правда", СССР)
12.06.44: Вс.Вишневский: Ленинград штурмует врагов ("Правда", СССР)
12.06.44: Боевые действия авиации союзников || «Правда» №141, 12 июня 1944 года

11.06.44: И.Эренбург: Западный ветер ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: Н.Денисов: Американские летчики ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: Боевое содружество Советского Союза и Соединенных Штатов Америки ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: С.Сульцбергер: Рядовой Фриц ("The New York Times", США)

10.06.44: Передовая роль коммуниста на фронте ("Красная звезда", СССР)

09.06.44: Непрерывно и настойчиво вести разведку! ("Красная звезда", СССР)
09.06.44: М.Безух: Штурмовик над целью ("Красная звезда", СССР)

08.06.44: И.Эренбург: Началось! ("Красная звезда", СССР)
08.06.44: Пушка №245 || «Красная звезда» №135, 8 июня 1944 года

07.06.44: Я.Милецкий: Лагерь смерти ("Красная звезда", СССР)
07.06.44: К.Гофман: Удар с Запада ("Красная звезда", СССР)*
07.06.44: Л.Соболев: Дорогами побед. Севастополь ("Правда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №160 (5840), 7 июля 1944 года

лето 1944, газета «Красная звезда», июль 1944

Previous post Next post
Up