Б.Полевой. Святая ненависть

Aug 14, 2021 19:03


Б.Полевой || « Правда» №195, 14 августа 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 13 августа (1 стр.). Потери противника и трофеи войск 2-го Прибалтийского фронта за время наступательных операций с 10 июля по 10 августа сего года (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). В ВЦСПС и Наркомтанкопроме (2 стр.). Московской области вручены два переходящих Красных Знамени Государственного Комитета Обороны за успехи в сельском хозяйстве (3 стр.). Вручение переходящих Красных Знамен Государственного Комитета Обороны Калининской и Воронежской областям (3 стр.). В.Лозовой-Шевченко. - Разрушение вражеских коммуникаций (3 стр.). Б.Полевой. - Святая ненависть (2 стр.). Обращение генерал-фельдмаршала Паулюса к немецкому народу, к военнопленным немецким офицерам и солдатам, находящимся в СССР (2 стр.). Заявление немецкого генерала Франека к генералам и офицерам немецкой армии (2 стр.). Леонид Леонов. - Взятие Великошумска (4 стр.). Выступление Рузвельта по радио (4 стр.). Военные действия во Франции. Наступление американских войск в районе Вира (4 стр.). Осадное положение в Виши (4 стр.). Заседание консультативного совета по вопросам Италии (4 стр.). Мероприятия правительства Бономи (4 стр.); Американский обозреватель о «восстании» в Варшаве (4 стр.). Покушение на германского фельдмаршала Вейхса (4 стр.). Подробности налета американских самолетов на район Нагасаки и Суматру (4 стр.).

# Все статьи за 14 августа 1944 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Иосиф Андреевич Виданк - унтер-офицер царской армии, участник Мукденского сражения и Брусиловского прорыва, георгиевский кавалер. От былой солдатской службы пронес он через долгие годы отличную выправку. Мы сидели со старым Виданком у в’езда в его деревеньку, на выжженном солнцем зеленом холмике, увенчанном старинным, посеревшим от дождей и ветров распятием. Не обращая внимания на близкую канонаду, хрипловатым солдатским голосом он рассказывал о том, как жила при немцах его деревня Щека - типичная завислянская деревенька, как ненавидели мужики «германского ворога», и как все - кто словом, кто храбрым делом, кто последним куском, а кто и своей кровью - помогали делу победы.

Тут же рядом сидели зять Виданка, худой, как скелет, лысоватый крестьянин с прямыми и белыми волосами, и их соседка - круглолицая, загорелая девушка с путаной высокой прической. Они напрягали слух, стараясь понять слова русской речи, и иногда вставляли в беседу фразу, другую, которые Виданк тут же переводил.

- Пусть пан майор верит, что, когда германы пришли сюда, - вся наша деревня Щека, и не только наша деревня, а и вся волость, снялась и ушла за Вислу. Ушла потому, что знала германа еще по первой войне. Мы ушли в завислянские леса и сидели там до самой зимы, пока не прошли все немецкие войска и пока снег и морозы не загнали нас обратно в села. Многие из наших, кто был молод и у кого было хоть какое-нибудь оружие, остались в лесах. Они начали борьбу в «батальонах хлопских», но об этом пусть вам расскажет кто-нибудь из них, а я расскажу вам о жизни деревни.

- Вы спрашиваете, пан майор, все ли пять лет я жил в деревне? Так точно, все пять лет. Мы, поляки, были для немцев хуже, чем рабочий скот. Корову берегут, собаку жалеют, - нас не жалел никто. Немцу не понравился наш крестьянин Станислав Винтроба, он убил Станислава Винтробу. Немцу показалось, что молодой наш парень Станислав Брик плохо поклонился ему. Немец убил Станислава Брика, и никто даже не поинтересовался, зачем он это сделал. Немцы говорили: «Вы, славяне, - наши рабы, и ваше имущество и души ваши принадлежат нам». Что касается имущества, то действительно они им завладели. Пан Майсак до германа был богатым человеком. Пан Майсак, скажите пану майору, что вы имели при немцах.

Майсак быстро и бурно говорит по-польски. Нервный румянец проступает сквозь загар его худых щек. Виданк слушает его, согласно кивает головой и потом начинает переводить:

- Пан Майсак говорит, что у него две коровы, но что с каждой он обязан был сдавать немцам по 1.000 литров молока в год, что у него около 3 гектаров земли, но он должен был почти все зерно сдавать немцам. Поэтому уже с рождества его семья ела лепешки из картофеля с корой, а молоко он сам покупал, распродавая для этого инвентарь. Тех же, кто не сдавал положенного, брали в лагери.

Майсак опять что-то сказал резко и зло.

- Он говорит, что при германе у него были две коровы, но он не мог дать чашки молока дочери Стасе, больной туберкулезом. Он говорит, что к весне в нашей деревне люди пухли от голода. Это вам каждый подтвердит...

Они говорят о том, как немцы своей системой налогов вырывали изо рта голодных последний кусок и как владельцы скота, хлебопашцы, у которых до войны зерно в закромах не переводилось, умирали с голоду.

В разговор вступает молодая крестьянка Хелена Ендо. Она говорит страстно и так быстро, что старый солдат едва успевает переводить ее. Она говорит, что, когда немецкая туча закрыла половину света и стала надвигаться на Советский Союз, у людей опустились руки. Люди потеряли надежду увидеть снова солнце. Умереть было даже лучше, чем жить на положении рабочего скота на немецкой ферме. И вдруг на востоке, над черной тучей блеснуло солнце. Здесь, за Вислой, в тысячах километров от Волги, сталинградская победа зажгла надежду в исстрадавшихся, измученных сердцах.

- Точно так, точно так, после Сталинграда мы здесь за Вислой подняли головы. Пани Хелена права: после Сталинграда мы снова почувствовали, что солнце взойдет.

И крестьяне, мешая польскую и украинскую речь с отдельными русскими словами, наперебой рассказывают о том, как в вислянских лесах начали расти боевые партизанские отряды, как целые деревни уходили в эти отряды, как женщины обшивали и обстирывали партизан, девушки меняли свои платья на медикаменты для «батальонов хлопских», оружие добывалось в бою. Первый и самый большой партизанский отряд, действовавший в Гуте Комаровской, назывался «Сталинград»; другой, оперировавший в пуще Рытвяны и контролировавший ведущие на Сандомир дороги, именовался «Москва». Назвав свои отряды именами городов, где немцам было нанесено первое поражение, партизаны тем самым подчеркивали свою веру в грядущую победу и освобождение. Отряд «Сталинград» в последние дни насчитывал несколько сот человек. Им руководил школьный учитель. Отряд рос по мере того, как возрастали успехи Красной Армии.

Но боролись с немцами не только партизаны. Деревни, находившиеся на грани вымирания от голода, с охотой отдавали партизанам последний кусок, срывали поставки немецкой армии, закапывали хлеб, топили в озерах - лишь бы не дать врагу. В лесах у партизан работали тайные радиостанции. Через сеть специальных «народных осведомителей» по цепи доходили до крестьян вести о новых победах Красной Армии и союзников, о деятельности Союза польских патриотов, о подвигах польских дивизий генерала Берлинга. Все это укрепляло веру в победу. Против немцев восставали целые села. В Стружской гмине само волостное село отказалось выполнять поставки в немецкую армию. Немцы прислали карателей. В бою крестьяне косами и вилами убили трех эсэсовцев. Немцы оцепили и сожгли село. Нам показывали пепелище. Остатки домов заросли бурьяном, и трудно было даже угадать, что тут было большое село.

Немцы сожгли Стружки. Они думали запугать поляков. Но просчитались: осведомители по цепи сообщали - Красная Армия наступает. По всем дорогам в тыл двигались бесконечные эшелоны с подбитой техникой, колонны санитарных машин. Немцы начали укреплять Вислу. На земляные работы сгонялись целые уезды. Но люди говорили: против кого строить укрепления? Помогать немцам? Нет, лучше смерть. Транспорты рабочих, направляемых в привислянский район на земляные работы, разбегались. Целые деревни, не желая итти на строительство укреплений, бросали хозяйства и уходили в леса. Рабочих на строительство укреплений пришлось тащить издалека - из Верхней Силезии, из Моравии. В последние недели немцы не смели по ночам ездить по завислянским дорогам, да и днем продвигались только большими колоннами, под защитой курсировавших взад и вперед броневиков.

- Ваши победы и святая ненависть к герману вселяли в нас уверенность, что минут лихие времена, и давали нам силы для сопротивления, - заканчивает свой рассказ старый Виданк, и зять его, и девушка Хелена согласно кивают головами: так, это так.

Когда первые советские танки появились за Вислой, целые деревни выбегали им навстречу, хотя рядом еще шел бой и рвались снаряды. В зоне артиллерийского огня в костелах служили благодарственные молебны. Из земли, из тайников вынимали красно-белые флаги, пролежавшие там 5 лет. Целые деревни с лошадьми и подводами выходили на строительство переправ, и часто к обозу, возившему бревна, по дороге присоединялись подводы добровольцев, и обоз вырастал в два-три раза.

На коротких боевых стоянках в селах за Вислой наших солдат и офицеров крестьяне наперебой зазывают к себе, сажают в почетный угол, под распятие, кормят лучшим, что есть в доме, а пока солдат ест и отдыхает, и гимнастерку постирают, и пуговицы пришьют, и подлатают, что у кого продралось. Общая ненависть к врагу и благодарность освободителям роднят польских крестьян с нашими бойцами, они отлично понимают друг друга. Образцовое поведение наших бойцов, их высокая дисциплина и организованность укрепляют эту дружбу. //Б.Полевой. За Вислой, 13 августа. (По телеграфу).

☆ ☆ ☆

14.08.44: Моральная сила советских людей || «Правда» №195, 14 августа 1944 года

13.08.44: В.Гроссман: Творчество победы ("Красная звезда", СССР)
13.08.44: Е.Кригер: Немецкая фабрика смерти под Люблином* ("Известия", СССР)

12.08.44: О чем говорит Люблинский лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
12.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-3 || «Красная звезда» №191, 12 августа 1944 года
12.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке* || «Правда» №193, 12 августа 1944 года
12.08.44: Е.Кригер: Немецкая фабрика смерти под Люблином ("Известия", СССР)

11.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-2 ("Красная звезда", СССР)
11.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке || «Правда» №192, 11 августа 1944 года
11.08.44: Труд, овеянный славой || «Известия» №190, 11 августа 1944 года

10.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
10.08.44: Н.Карнаушенко: Шакалы ("Красная звезда", СССР)
10.08.44: Б.Полевой: Расширение плацдарма ("Правда", СССР)
10.08.44: Новый рост индустриальной мощи нашей Родины ("Правда", СССР)

09.08.44: И.Эренбург: Пепел и кровь ("Красная звезда", СССР)
09.08.44: 3.Хирен: Сердце танка || «Красная звезда» №188, 9 августа 1944 года
09.08.44: Доблестные партизаны Советской Украины ("Известия", СССР)

08.08.44: Л.Кудреватых: Наши самолеты над Восточной Пруссией ("Известия", СССР)

07.08.44: И.Эренбург: Накануне ("Правда", СССР)
07.08.44: С.Борзенко: По ту сторону Вислы ("Правда", СССР)
07.08.44: 7 августа 1944 года || «Вечерняя Москва» №186, 7 августа 1944 года

06.08.44: Т.Тэсс: После битвы || «Известия» №186, 6 августа 1944 года

04.08.44: О.Берггольц: Душа дома ("Известия", СССР)
04.08.44: A.Софронов: За Неманом || «Известия» №184, 4 августа 1944 года

03.08.44: Истребление советских военнопленных в «Гросс-лазарете» Славута** ("Красная звезда", СССР)
03.08.44: Победный путь Красной Армии || «Известия» №183, 3 августа 1944 года

02.08.44: Л.Кудреватых, 3.Островский: Каунас освобожден ("Известия", СССР)

01.08.44: И.Эренбург: Туда! ("Красная звезда", СССР)
01.08.44: Е.Кригер: Свет Победы ("Известия", СССР)

Июль 1944 года:

31.07.44: Летать ближе к земле ("Time", США)
31.07.44: А.Ерусалимский: Крушение германского империализма ("Правда", СССР)

30.07.44: Исторические победы Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
30.07.44: Великие победы советских войск ("Известия", СССР)
30.07.44: Р.Моран: Радио-жулики ("Красная звезда", СССР)

29.07.44: Б.Глебов: Немецкий палач в Глубоком ("Красная звезда", СССР)
29.07.44: М.Рузов: Так был взят Брест ("Известия", СССР)
29.07.44: В.Полторацкий: Сегодня во Львове ("Известия", СССР)

28.07.44: День пяти салютов ("Красная звезда", СССР)
28.07.44: В.Антонов, Б.Ямпольский: Львов, 27 июля ("Известия", СССР)

27.07.44: И.Варес: Настал час освобождения эстонской земли ("Известия", СССР)
27.07.44: Б.Ефимов: На докладе у фюрера. Обмен приветствиями ("Красная звезда", СССР)

26.07.44: И.Эренбург: Освобождение ("Красная звезда", СССР)

25.07.44: События в Германии ("Красная звезда", СССР)
25.07.44: Зверские издевательства гитлеровцев над советскими военнопленными ("Известия", СССР)

24.07.44: Н.Воронов: Псков освобожден || «Правда» №177, 24 июля 1944 года
24.07.44: Нарастающая сила ударов по врагу || «Правда» №177, 24 июля 1944 года

23.07.44: И.Эренбург: У них ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Слава советским военным морякам! ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Н.Бодров: Внутриполитическая борьба в Германии ("Красная звезда", СССР)

22.07.44: А.Сурков: Молодость || «Красная звезда» №173, 22 июля 1944 года
22.07.44: Н.Бодров: События в Германии ("Красная звезда", СССР)
22.07.44: Кукрыниксы: К покушению на Гитлера ("Правда", СССР)

21.07.44: Советская Прибалтика ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: А.Авдеенко: На Западном Буге ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: Н.Асанов: Однажды в Восточной Пруссии ("Красная звезда", СССР)

20.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии-2 ("Красная звезда", СССР)
20.07.44: В.Полторацкий: Лавина наступления ("Известия", СССР)

19.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: А.Авдеенко: Гроза возмездия ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: Л.Леонов: Немцы в Москве || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Б.Полевой: Они увидели Москву || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Нарастающая сила ударов Красной Армии ("Правда", СССР)
19.07.44: 19 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №170, 19 июля 1944 года

18.07.44: В.Ильенков: Пленные немцы на улицах Москвы ("Красная звезда", СССР)
18.07.44: Н.Козев: Проконвоирование немецких военнопленных через Москву ("Известия", СССР)**
18.07.44: М.Макаров: Пленные немцы на улицах Москвы ("Вечерняя Москва", СССР)
18.07.44: А.Чаковский: Пушкинские Горы || «Известия» №169, 18 июля 1944 года
18.07.44: Неотразимый натиск советских воинов ("Известия", СССР)*
18.07.44: 18 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №169, 18 июля 1944 года

17.07.44: Бить врага всей мощью советского оружия! ("Правда", СССР)

16.07.44: Е.Кригер: Путь к Неману ("Известия", СССР)

15.07.44: П.Трояновский: Бои за Пинск ("Красная звезда", СССР)
15.07.44: Е.Габрилович: По июльским дорогам ("Красная звезда", СССР)

14.07.44: Столица Советской Литвы - освобождена! ("Красная звезда", СССР)
14.07.44: Ю.Палецкис: Литовский народ славит Красную Армию ("Красная звезда", СССР)
14.07.44: 14 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №166, 14 июля 1944 года

Газета «Правда» №195 (9652), 14 августа 1944 года

лето 1944, Борис Полевой, август 1944, немецкая оккупация, газета «Правда»

Previous post Next post
Up