3.Хирен || «
Красная звезда» №188, 9 августа 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 8 августа (1 стр.). Майор В.Земляной. - Действия авиации в горах (2 стр.). Битва за Белоруссию. - На лекции генерал-лейтенанта А.В.Сухомлина (2 стр.). П.Павленко. - Маневр (2 стр.). Н.Михайлов, секретарь ЦК ВЛКСМ. - О некоторых вопросах работы армейского комсомола (3 стр.). Капитан А.Шипов. - Вручение национальных флагов подразделениям Чехословацкого корпуса в СССР (3 стр.). Илья Эренбург. - Пепел и кровь (3 стр.). Майор 3.Хирен. - Сердце танка (3 стр.). Проф. А.Ерусалимский. - Международный обзор (4 стр.). Гитлер продолжает расправу с мятежными генералами и офицерами (4 стр.). Новое правительство в Финляндии (4 стр.).
# Все статьи за
9 августа 1944 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Как бы тяжело ни был изранен танк, сколько бы ни пришлось выдержать его броне снарядов и огня, но сердце танка, пусть умолкшее, изувеченное, всё равно доставят в этот густой, раскинувшийся на холмах лес. Здесь люди в синих комбинезонах приложат к нему руки, и оно снова будет биться в полную мощность своих многих сотен лошадиных сил. Оно вернется на танк, к прежней жизни, и понадобится немного времени для того, чтобы в лесу услышали лязг гусениц и гул снарядов, извергаемых из пушек исцеленной машины.
Сердце танка - это его двигатель. Раньше танковые двигатели восстанавливали в глубоком тылу, что было сопряжено с большими неудобствами. Их перевозили на автомашинах к железной дороге, потом грузили в вагоны и отправляли на заводы. На это затрачивалось много времени, и войска не могли надеяться на скорое возвращение двигателей. Потребовалось изыскать такой метод, при котором двигатели восстанавливались бы тут же, недалеко от переднего края, без эвакуации в глубокий тыл. Было приложено много усилий, и результаты их сразу изменили понятие о выходе танка из строя. Теперь в разгаре операции удается пополнять танковые соединения десятками машин, восстановленных в течение считанных дней.
Инженер-майор Пономарев, первым предложивший новый метод восстановления танковых двигателей, исходил исключительно из интересов боевой практики. Когда войска быстро движутся вперед, нельзя допускать, чтобы танк, поврежденный в бою, надолго оставался вне строя. Ремонт боевой машины - это продолжение боя. Надо производить ремонт немедленно, каким бы он ни был сложным. Пономарев и его помощники высчитали, что, помимо этого, ремонт двигателей в полевых условиях имеет огромное экономическое значение. В много раз удешевляется работа, меньше расходуется ценных деталей и запасных частей, в полной мере используются запасные части, собранные на поле боя.
...Здесь соблюдается строжайшая маскировка. Можно десятки раз проехать и пройти мимо этого леса, не обратив на него внимания. Можно сколько угодно летать над ним, и ничего не увидишь, кроме верхушек деревьев. А между тем, в чаще леса кипит большая жизнь, работают сложные агрегаты, рев моторов не умолкает ни днем, ни ночью. Отсюда выходят сотни восстановленных танковых двигателей.
Прямо с передовых позиций грузовик попадает на узкую лесную дорогу. Здесь, при помощи специального крана со стрелой, установленного на автомашине, сгружают поврежденный двигатель на площадку. Долго ему лежать не приходится. По узкоколейке, на специальной вагонетке его доставляют в огромную палатку, где двигатель сначала разбирают на узлы: снимают нижний картер, блоки, вынимают коленчатый вал с шатунами. Это - цех разборки двигателей. Он представляет собой палатку в 256 квадратных метров, по форме напоминающую монгольскую юрту. Посередине - мачта, натянутая на двенадцати тросах, вдоль стен - легкий каркас из велосипедных труб. Окна целлулоидные, внутри яркий электрический свет. Центральная мачта служит не только опорой для тросов, но еще поддерживает кран-стрелу.
В момент нашего появления в палатке как раз шла разборка двигателя, только что прибывшего с фронта. Кран то и дело подхватывал тяжелые детали и доставлял их в разные уголки большой палатки. В одном месте разбирали узлы на детали, в другом подвозили блок на мойку. Черные от копоти металлические части принимали горячий душ - их мыли особым раствором. Тут же стоял передвижной котел, снабжающий паром моечную машину. Позднее мы видели, как люди, которые только что возились с деталями двигателя, сами перед обедом принимали душ. Тот же паровой котел снабжал этот душ горячей водой. На столиках - моечные машины для более мелких деталей: все детали двигателя после разборки должны быть чисто вымыты.
Двигатель разобран. Годные части отправляются на сборку, негодные вывозятся на тележке из цеха. Мы прошли в цех шлифовки коленчатых валов. Бригадир сержант Стаценко рассказал подробно о работе над этой важной деталью танка. До войны никто бы не решился устанавливать такие шлифовальные станки на автомашинах. Стаценко это сделал, и теперь станки можно в нужный момент быстро перебросить на новое место. Бригадир Стаценко, как и большинство людей, работающих здесь, большую часть войны провел на фронте. Он сражался рядовым стрелком, дважды был ранен, после чего попал сюда. До войны он работал токарем в Красноярске, теперь считается одним из лучших специалистов по шлифовке. В день он выпускает 6-7 валов.
Шлифовальный цех представляет собою соединение двух огромных автомашин. В случае переезда снимаются мостки, обе машины закрываются и самостоятельно двигаются вперед. Всё сделано с расчетом на частые передвижения. Мы посмотрели на карту передислокации производства. Это была карта наступления наших войск. Ремонтники с исключительной быстротой поспевали за наступающими войсками. Таков один из главных факторов эффективной борьбы за возвращение жизни танку.
Главный механик лейтенант Шутпанов работал до войны инженером на кондитерской фабрике. Уже во время войны он окончил танковое училище и теперь стал хорошим специалистом по ремонту танковых двигателей. Лейтенант Шутпанов награжден орденом Красной Звезды. Он вернул фронту не один десяток танков.
Среди работающих здесь рядовых, сержантов, старшин часто встречаешь людей с золотыми и красными нашивками. Они участвовали в боях, и полученные ранения не позволили им вернуться в строй. Тогда они стали работать по своей довоенной специальности. В большинстве - это квалифицированные мастера: токари, слесари, шоферы, трактористы. Многие из них недавно сами сидели за рычагами боевых машин, и все они чувствуют себя здесь бойцами.
Во всех уголках леса кипит напряженная и дружная работа. Мы видели шлифовку коленчатого вала, а вот идет укладка, сборка, спрессовывание. Десятки заботливых специалистов склоняются над металлом, от которого зависит дальнейшая жизнь танка. Каждый ощущает себя ответственным за долговечность деталей, прошедших через его руки. Проводится тщательное испытание металла. Все детали проверяются с расчетом на максимальную нагрузку, которую придется выдержать в бою. Здесь производятся самые тонкие работы, казалось бы, немыслимые в полевых условиях. Чтобы справиться со всем этим, понадобилось представить здесь в миниатюре многие отрасли пашей промышленности.
На безлюдной лесной опушке идет испытание пяти готовых двигателей, которые стоят на стэндах. Скоро они будут вращать трансмиссии танков, идущих в атаку. Вот уже под'езжают автомашины, прибывшие из частей, и огромный кран поднимает проверенные и испытанные танковые двигатели. //Майор
3.Хирен. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
______________________________
К.Симонов:
Трое суток* ("Красная звезда", СССР)
Б.Галин:
Душа танкиста* ("Красная звезда", СССР)
Л.Ганичев:
Танкист Николай Белогуб*("Правда", СССР)
К.Симонов:
Немец с «Фердинанда»* ("Красная звезда", СССР)
А.Серафимович:
Веселый день* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №188 (5868), 9 августа 1944 года