Сегодня в нашем проекте
История улиц мира улицы 1993 года.
Посмотрим, как они выглядели 25 лет назад и сравним с тем, как выглядят сейчас, когда многие города пришли, наконец, к успеху.
А с чего же нам начать? Давайте опять с Москвы, которая 25 лет назад пришла если не к успеху, то к свободе!
Декорации из советских фильмов про "полный порока Запад" вдруг как-то сразу реальностью наших городов, при чём не каких-то задворок, а самой парадной их части.
Москва. Тверская улица в 1993 году:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/305950/305950_2000.jpg)
Сколько символов времени в одном кадре! Но далеко не всё, что там было.
Помнят ли читатели, что в 1990-е означало выражение "стоять на Тверской"?
Как говорится, хорошая заявка на вступление в "Свободный мир".
Но вот до свободного духа тогдашнего Нью-Йорка всё же немножко не дотянули:
Нью-Йорк, Манхеттен. Легко одетые женщины, стоящие в дверях магазина порнографии с пип-шоу на 42-й улице, 1993 год:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/303934/303934_2000.jpg)
Однако вернёмся в Москву. 25 лет назад автомобилей в ней было ещё относительно мало (как позднем СССР), но их царство простиралось почти безгранично.
Теперь в историческом центре всё больше пешеходных зон и уже трудно поверить, что между гостиницей "Москва" и бывшим музеем Ленина в 1993-м творилось такое:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/306405/306405_2000.jpg)
Конечно, самые большие перемены случились за 25 лет в странах бывшего соцлагеря и бывшей соцориентации (было такое деление!).
Спустя всего 2 года после падения тоталитарно-изоляционистского режима в Албании на главной площади столицы появился автомобильный траффик:
Как мы помним, до 1991 г. автомобилей в Албании практически не было.
Но полупустые тиранские улицы 93-го всё равно представляют собой разительный контраст с нынешними пробками:
В других европейских городах бывшего соцлагеря перемены за первые посткоммунистические годы были внешне менее заметными.
Конечно, Восточный Берлин не сразу избавился от своих культовых "Трабантов":
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/299730/299730_2000.jpg)
А уж Бухарест 1993-го тем более оставался царством стареньких "Дачий" и тех же "Трабби":
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/299916/299916_2000.jpg)
А вот в Азии, там контрасты, как всегда, огого!
КНР только-только вышла на произвоство 1 млн. машин в год, из которого лековушки составляли жалкие 150 тыс.
Поэтому Пекин 1993-го всё ещё был велосипедным, но уже заметно массовое распространение нового транспорта - маршруток:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/298879/298879_2000.jpg)
Легковушки в основном такси:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/299179/299179_2000.jpg)
Что там теперь творится, я уже показывал в предыдущих постах. Адъ на земле.
Шанхай всегда шёл впереди Пекина. Процесс там за 25 лет напоминают московские: исторический центр всё больше делают пешеходным, а весь остальной город превращают в лабиринт многоуровневых развязок.
Главная торговая улица старого Шанхая, Нанкинская Дорога, в 1993 году:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/304880/304880_2000.jpg)
Тот же самый ракурс в наше время:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/305069/305069_2000.jpg)
Ханой 25 лет назад только начал пересаживаться с великов на мопеды:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/301971/301971_2000.jpg)
Сравните этот кадр с нашими постами по 1988 и 1998 годам.
Пномпень в 1993 г. только начинал приходить в себя после длительной гражданской войны:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/304571/304571_2000.jpg)
Теперь там всё круто:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/304361/304361_2000.jpg)
Кабул в 93-м, через год после свержения прогрессивного режима Наджибуллы:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/302949/302949_2000.jpg)
Тот же перекрёсток в наше время:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/302729/302729_2000.jpg)
Гражданская война там идёт как и шла, но американцы уже за первые два года оккупации Кабула (2001-2003) накачали его машинами по самое небалуй.
Аддис-Абеба через два года после свержения марксистского режима, 1993:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/298492/298492_2000.jpg)
У нас до сих пор Эфиопия ассоциируется с вечным голодом, засухой и нищетой, а они там за 25 лет успели почти второй Токио отгрохать:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/297898/297898_2000.jpg)
Но успех в "Третьем мире" везде выглядит одинаково, как траффик в Аддис-Абебе 2014 года:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/298072/298072_2000.jpg)
Гавана в 1993 г. находилась в начале "Особого периода", связанного с прекращением советской помощи. Машин было меньше обычного, зато начали развивать велосипедизм:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/302177/302177_2000.jpg)
Огромные перемены за 25 лет произошли и во многих магаполисах "Третьего мира".
Индия только в 1991 г. начала либерализацию своего автомобильного рынка, то дого времени она оставалась страной велорикш, тук-туков и древних "Амбассадоров".
Таким был траффик в Дели 1993 года:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/300679/300679_2000.jpg)
Теперь в Дели машин уже не один миллион.
Для решения надвигающего транспортного колапса полным ходом идёт строительство линий метро:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/300294/300294_2000.jpg)
Дубай-93, скромненько, но чистенько:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/301072/301072_2000.jpg)
Сравните с Дубаем-2017:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/300868/300868_2000.jpg)
Бейрут в 1993 г. ещё весь был покрыт шрамами гражданкой войны:
Трудно в нём было узнать прежний "Париж Ближнего Востока".
Каир 25 лет назад:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/300055/300055_2000.jpg)
В 1993 г. в столице Непала Катманду ещё ходил троллейбус, причём даже междугородний (ликвидирован в 2008 г.):
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/303342/303342_2000.jpg)
Как не трудно догадаться, теперь Катманду тоже пришёл к успеху, пробки добрались до самых Гималаев:
Бангкок пришёл к успеху ещё в 1980-е, но в 1993 г. там ещё не было эстакадного метро и многоуровневых развязок:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/298537/298537_2000.jpg)
А вот в Маниле эту надуличную хрень открыли ещё в 1984 г.. раньше всех в "Третьем мире". Вместе с "джипни" она придала городским улицам особый колорит. 1993 год:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/303720/303720_2000.jpg)
Высокоразвитые мегаполисы сравнивать с 1993 годом уже нет так интересно.
Гонконгский трафик к 1993-му приобрёл уже вполне законченный вид:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/302521/302521_2000.jpg)
Главная улица Дублина в 1993 г.:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/301335/301335_2000.jpg)
Вроде бы, там нечему было меняться.
Но за 25 лет туда всё же пришли некоторые перемены в духе прогрессивного урбанизма. Тротуары стали шире, зелени больше:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/301573/301573_2000.jpg)
В Лос-Анджелесе в 1993 году была построена такая многоуровневая развязка:
![](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/303500/303500_2000.jpg)
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934/
1934-36-улицы,
1935,
1936,
1937/
1937-улицы, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-улицы, 1942/
1942-улицы, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946/
1946-улицы,
1947/
СССР-1947/
1947-улицы,
1948-улицы, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956/
1956-улицы,
1957/
СССР-1957/
1957-улицы, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966/
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1967/
СССР-1967/
1967-улицы, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976/
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977/
СССР-1977/
1977-улицы, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986/
1986-улицы,
1987/
СССР-1987/
1987-улицы/
1987-улицы СССР, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996/
1996-улицы,
1997/
РФ-1997, 1998,
1999/
РФ-1999.