20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Oct 27, 2017 13:40

В нашем проекте сравнительная историческая урбанистика было уже 14 постов:
1934-36-улицы, 1941-улицы, 1946-улицы, 1947-улицы, 1955-улицы, 1956-улицы, 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1986-улицы, 1992-улицы1996-улицы, 2006-улицы

Сегодня посмотрим, как выглядели улицы мира в 40 лет назад, т.е. в 1977 году.
Это было время, когда автомобилизация в наиболее развитых странах Запада приближалась к своему пику. Трудно поверить, но тогда на планете оставались государства, почти не затронутые этим процессом. И среди них был миллиардный Китай.
Даже в мегаполисах основным средством передвижения оставался велосипед.

Самый центр многомиллионного Пекина 40 лет назад выглядел так:


Если бы не синие френчи, то эту картинку вполне можно было бы назвать мечтой современных копенгагенских урбанистов))
Думаю, что сейчас немало пекинцев, задыхающихся в объятиях бесконечных хайвеев, с ностальгией вспоминают те времена.
Что интересно: по суровости своего климата Пекин практически не уступает Москве, но зимой там в любые снегопады точно также ездили на работу на велосипедах. Ну, или ходили пешком.

Здесь, конечно, не зима, а межсезонье (главный проспект Пекина в 1977 году):


Другая столица восточно-азиатской соцстраны, город Вьентьян. Уровень развития Лаоса был на порядок ниже китайского, но соцстрой установлен всего два года назад, поэтому от прежнего феодально-монархического режима достался относительно большой автопарк (вскоре он куда-то исчезнет, как и в Сайгоне):


Обилие велорикш делало Вьентьян похожим на города Индостана. Столица Лаоса в 1977 году:


Яркий колорит Вьентьяна:


В европейских соцстранах (кроме Албании) с автомобилизацией в 1977 г. было лучше, хотя по этому показателю они в разы отставали от капстран. Теперь хочется сказать "к счастью".

Большая автопаркова у Дворца Республики в Восточном Берлине, 1977:


Представлена почти вся линейка ГДРовского легкового автопрома.

По количеству автомобилей (и трамваев!) социалистический Будапешт 1977 года едва ли отличишь от соседней капиталистической Вены:


КРУПНО

Обратите внимание, что номенклатура автопарка при "гуляш-социализме" значительно шире, чем ГДРовская. Одновременно много советских и западных машин. У них тогда всё было.

Типичный московский траффик 1977-го на кадре из фильма "Служебный роман":


Глядя на этот кадр понимаешь, как мог в СССР 1970-х появиться хит "Автомобили автомобили буквально все заполонили". Уже тогда людям стало казаться, что машин в больших городах стало слишком много, а сейчас их количество по сравнению с 1977-м у нас увеличилось в 10-15 раз!!!

Невский проспект 1977-го:


Там же, но летом. "Генетическая память" и здравый смысл пешеходов не позволяют им пересекать узкую улицу через подземный переход:


На Киевском Крещатике в 1977-м автомобилей было заметно меньше, чем в наше время:


При этом обратите внимание, что уличная инфраструктура уже соответствует второму уровню автомбилизации: подземные переходы и заборы для пешеходов, т.е. жесткое физическое разделение автотранспортного и пешеходного потоков. Дальше - только строительство хайвеев в городе (это уже третий, высший уровень автомобилизации).

Теперь посмотрим, на чём и как ездили в городах "Третьего мира" 40 лет назад.

Весь колорит индийского траффика на одном снимке Калькутты 1977 года:


А теперь сравните капиталистическую Калькутту с социалистическим Будапештом того же 77-го и подумаем, какие факторы больше определяют нашу жизнь: культурно-цивилизационные или социально-идеологические?

Провал во времени в Калькутте 77-го:


Это улица не в деревне, в а центре 10-миллионного мегаполиса. Наглядный итог 30-летнего строительства "капитализма с индийской спецификой".

Типичнейший индийский траффик в Агре 1977-го:


Это настоящий феномен. К концу 1970-х только полуостров Индостан оставался ареалом распространения велорикш в мире (ну, ещё страны Индокитая). При этом в более бедной и отсталой центральной Африке улицы крупных городов уже были забиты автомобилями.

У здания Парламента в Дели, 1977 год:


Как бы прогресс по сравнению с тем же местом в 1947 году:


Обычная улица в Дели 1977 года:


Индия на столько большая и многообразная страна, что даже в характере городского таффика имеются некоторые региональные различия. Дели и Бомбей несколько цивильней Калькутты и Мадраса. На Севере было больше скутеров (почти предмет роскоши для большинства населения).

По своему специфичен городской траффик в Гонконге. На улице Des Voeux Road в деловом центре из транспорта видны только двухэтажные автобусы и такие же двухэтажные трамваи:


Такого сочетания к тому времени не встречалось, кажется, больше ни в одном городе мира.

По традиции, самые экзотические улицы Азии - в афганском Герате. Причудливое сочетание Средневековья и некоторых атрибутов относительно современной городской культуры в 1977 году:


А вот дореволюционный Кабул был очень прогрессивен. Там многому научились у советских урбанистов и помимо наших "Волг" и кварталов "хрущевок" в городе была создана система троллейбусного транспорта:


Правда, в 1977-м она ещё только готовилась к открытию и проходила тестирование (что видно на кадре), а регулярные рейсы пошли с 790го. В 1992 году после свержения народно-демократического режима прозападными душманами почти все атрибуты западной цивилизации в городе были похерены. Только в последние годы власти Кабула вновь заговорили о восстановлении троллейбуса.

Хайфа 77-го:


В общем-то чисто социалистический вид, вполне можно принять за какой-нибудь Сумгаит или новостройки Навои.

Более старые кварталы Хайфы - ничего, кроме автомобилей и потерявшийся среди них чужак-пешеход:


Скутер с коляской - это пять! Иерусалим-77:


Чисто социалистическая архитектура в древнейшем городе трёх религий:


Каир 1977 года, центральная автостанция на площади Тахрир перед зданием Национального музея:


"Третий мир" - он и есть "Третий мир". Представляете себе центральную автостанцию на Красной площади в Москве или на Дворцовой в Питере? Да вообще на любой главной площади столицы?

Но нем всё так плохо в Каире - там сохранили трамвай, даже в центре:


Стамбул, город на границе двух миров, в 1977-м:


С трамваем давно покончено, автотранспорт пытаются (пока тщетно) оградить железными заборами от вездесущих пешеходов. Традиционную восточную улицы не легко превратить в образцовую автомагистраль.

Переизбыток автомобилей в предреволюционном Тегеране, поднявшемся на нефтяных доходах, поставил город на грань транспортного коллапса:


Тегеранская Hafez Avenue 77-го как предупреждение Москве 21 века:


Впрочем, местами Тегеран-77 выглядел очень даже мило, как и любой город с даблдеккерами)):


Тем временем столица Венесуэлы, также разжиревшей на нефтедоллдарах, уже начала задыхаться от избытка импортированных из США автомобилей и перешла к третьему этапу автомобилизации - строительству городских хайвеев (автоэстакад).
Хайвей Autopista del Este в Каракасе, 1977 год:


В Москве массовое строительство такого непотребства начнётся только через 30-35 лет.

Немного Африки.

Луанда 77-го спустя 2 года после получения Анголой независимости выглядит так, будто это сама Португалия и есть!:


Обычный южно-европейский город, практически никаких видимых признаков "Третьего мира". Одним словом, тяжёлое наследие колониализьма...

Вы только сравните с "Парижем Африки" (Дакаром) 77-го:


Там, правда, уже 17 лет успели пожить при независимости.

Южно-африканский Йоханесбург в 1977-м выглядит также как обычный мегаполис Запада:


В Москве такие двухэтажные троллейбусы (точнее, клоны таких троллейбусов) ходили до 1949 года.

Теперь посмотрим на улицы тех стран, которые в СССР называли "развитыми капиталистическими".

В эту категорию с некоторой натяжкой входила Греция, которая одной ногой стояла в "Третьем мире". Как раз в 77-м Афинах закрылась последняя трамвайная линия Перама-Пирей. Гигантский мегаполис, который всосал в себя половину населения страны, был отдан автотранспорту.
Центральная площадь Синтагма перед дворцом Греческого парламента разрезана широченной автомагистралью:


Сейчас такие площади в Европе стараются делать пешеходными по-максиму.

Исторический центр Афин забит автотранспортом и застроен малопривлекательными железобетонными конторскими зданиями:


А на Западе ещё говорили, что "коммунисты любят в бетон". Наверное, дело всё же не в идеологиях, а в уровне культуры (в т.ч. урбанистической) того или иного народа.

Лиссабон, столица беднейшей из стран Запада того времени:


Прекраснейший город в прекрасную эпоху, о которой теперь вспоминают с ностальгией. Эти жёлтые трамвайчики стали символом португальской столицы и это спасло их от исчезновения, а вот зелёные английские даблдеккеры остались в прошлом. Как и миленькие машинки Рено-4.

Ганновер 1977 года, будто ФРГ не входила в тройку мировых лидеров автопрома и не обладала крупнейшим автопарком Европы:


Если на фото центральной улицы высокоразвитого мегаполиса в кадр попали только трамваи - это высшее свидетельство настоящей цивилизованности и городской культуры.

И Милан 77-го со своими трамваями тоже крут:


Старый трамвайчик в Риме 77-го:


Как это мило, не правда ли?

А это вообще такой римский Рим, что дальше некуда:


И в Вене 77-го также рулит трамвай:


Тут вам не какой-нибудь Тегеран:


Не всё-таки в социалистическом Будапеште 77-го на улицах было машин побольше, чем в развитой капиталистической Вене))

Лондон, район Hampstead, 1977:


Это то, за что многие так любят Лондон - он уютен.

Лондон многие десятилетия был мировой транспортной столицей, он первым в истории узнал, что такое транспортный апокалипсис и первым сделал правильные выводы. Центр города - не место для частных повозок! Абсолютный приоритет - автобусу и такси.

Красные автобусы повсюду:


Оксфорд-стрит, одна из главных центральных улиц в 1977-м:


Вы только представьте себе такой сюр: столица одной из самых автомобильных стран мира, улица с роскошными бутиками, в которые солидные дамы и господа ни за что не поедут на общественном транспорте и вдруг... никакой парковки на тротуарах!!!!!

А всё потому, что англичане любят порядок и уважают закон. Там не Москва и дешёвые жлобские трюки с бумажкой на номере дорого корыта поперёк тротуара не проходят.

Леди-автоинспектор выписывает штраф за неправильную парковку скутера, 1977 год:


Нью-Йорк 77-го, традиционная местная забава с гидрантом в одном из старых кварталов:


Многие любят город именно за этот мрачный колорит.

Нью-Йорк, пересечение 5-ой авеню и 59-ой улицы, 1977:


Даже не верится, что Америка осталась той же самой Америкой, когда с её улиц исчезли эти танки))

А вот если исчезнет cable car из Сан-Франциско, то он точно перестанет быть тем самым Сиско:


Поэтому он уже никогда не исчезнет!

В Торонто 77-го трамвай также выглядел почти как Heritage tram:


Надеюсь, эта прогулка во времени и пространстве вам понравилась.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/ 1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/ 1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/ 1946-улицы, 1947/ СССР-1947/ 1947-улицы, 1948, 1949, 1950/ СССР-1950, 1951, 1952/ СССР-1952, 1953/ СССР-1953/ США-1953, 1954/ СССР-1954, 1955/ СССР-1955/ 1955-улицы, 1956/ СССР-1956/ 1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/ СССР-1961, 1962, 1963/ СССР-1963, 1964, 1965/ СССР-1965, 1966/ СССР-1966/ 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/ СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/ СССР-1976/ 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977/ СССР-1977, 1978, 1979, 1980, 1981/ СССР-1981, 1982, 1983, 1984/ СССР-1984, 1985, 1986/ СССР-1986/ 1986-улицы, 1987, 1988, 1989/ СССР-1989, 1990/ СССР-1990, 1991/ СССР-1991, 1992/ СНГ-1992/ 1992-улицы, 1993, 1994/ РФ-1994, 1995/ РФ-1995, 1996/ РФ-1996/ 1996-улицы, 1997, 1998, 1999/ РФ-1999.

1970-е, urban evolution, 20 век в цвете

Previous post Next post
Up