В нашем проекте
сравнительная историческая урбанистика было уже 14 постов:
1934-36-улицы,
1941-улицы,
1946-улицы,
1947-улицы,
1955-улицы,
1956-улицы,
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1986-улицы,
1992-улицы,
1996-улицы,
2006-улицы Сегодня посмотрим, как выглядели улицы мира в 40 лет назад, т.е. в 1977 году.
Это было время, когда автомобилизация в наиболее развитых странах Запада приближалась к своему пику. Трудно поверить, но тогда на планете оставались государства, почти не затронутые этим процессом. И среди них был миллиардный Китай.
Даже в мегаполисах основным средством передвижения оставался велосипед.
Самый центр многомиллионного Пекина 40 лет назад выглядел так:
Если бы не синие френчи, то эту картинку вполне можно было бы назвать мечтой современных копенгагенских урбанистов))
Думаю, что сейчас немало пекинцев, задыхающихся в объятиях бесконечных хайвеев, с ностальгией вспоминают те времена.
Что интересно: по суровости своего климата Пекин практически не уступает Москве, но зимой там в любые снегопады точно также ездили на работу на велосипедах. Ну, или ходили пешком.
Здесь, конечно, не зима, а межсезонье (главный проспект Пекина в 1977 году):
Другая столица восточно-азиатской соцстраны, город Вьентьян. Уровень развития Лаоса был на порядок ниже китайского, но соцстрой установлен всего два года назад, поэтому от прежнего феодально-монархического режима достался относительно большой автопарк (вскоре он куда-то исчезнет, как и в Сайгоне):
Обилие велорикш делало Вьентьян похожим на города Индостана. Столица Лаоса в 1977 году:
Яркий колорит Вьентьяна:
В европейских соцстранах (кроме Албании) с автомобилизацией в 1977 г. было лучше, хотя по этому показателю они в разы отставали от капстран. Теперь хочется сказать "к счастью".
Большая автопаркова у Дворца Республики в Восточном Берлине, 1977:
Представлена почти вся линейка ГДРовского легкового автопрома.
По количеству автомобилей (и трамваев!) социалистический Будапешт 1977 года едва ли отличишь от соседней капиталистической Вены:
КРУПНО Обратите внимание, что номенклатура автопарка при "гуляш-социализме" значительно шире, чем ГДРовская. Одновременно много советских и западных машин. У них тогда всё было.
Типичный московский траффик 1977-го на кадре из фильма "Служебный роман":
Глядя на этот кадр понимаешь, как мог в СССР 1970-х появиться хит "Автомобили автомобили буквально все заполонили". Уже тогда людям стало казаться, что машин в больших городах стало слишком много, а сейчас их количество по сравнению с 1977-м у нас увеличилось в 10-15 раз!!!
Невский проспект 1977-го:
Там же, но летом. "Генетическая память" и здравый смысл пешеходов не позволяют им пересекать узкую улицу через подземный переход:
На Киевском Крещатике в 1977-м автомобилей было заметно меньше, чем в наше время:
При этом обратите внимание, что уличная инфраструктура уже соответствует второму уровню автомбилизации: подземные переходы и заборы для пешеходов, т.е. жесткое физическое разделение автотранспортного и пешеходного потоков. Дальше - только строительство хайвеев в городе (это уже третий, высший уровень автомобилизации).
Теперь посмотрим, на чём и как ездили в городах "Третьего мира" 40 лет назад.
Весь колорит индийского траффика на одном снимке Калькутты 1977 года:
А теперь сравните капиталистическую Калькутту с социалистическим Будапештом того же 77-го и подумаем, какие факторы больше определяют нашу жизнь: культурно-цивилизационные или социально-идеологические?
Провал во времени в Калькутте 77-го:
Это улица не в деревне, в а центре 10-миллионного мегаполиса. Наглядный итог 30-летнего строительства "капитализма с индийской спецификой".
Типичнейший индийский траффик в Агре 1977-го:
Это настоящий феномен. К концу 1970-х только полуостров Индостан оставался ареалом распространения велорикш в мире (ну, ещё страны Индокитая). При этом в более бедной и отсталой центральной Африке улицы крупных городов уже были забиты автомобилями.
У здания Парламента в Дели, 1977 год:
Как бы прогресс по сравнению с тем же местом в 1947 году:
Обычная улица в Дели 1977 года:
Индия на столько большая и многообразная страна, что даже в характере городского таффика имеются некоторые региональные различия. Дели и Бомбей несколько цивильней Калькутты и Мадраса. На Севере было больше скутеров (почти предмет роскоши для большинства населения).
По своему специфичен городской траффик в Гонконге. На улице Des Voeux Road в деловом центре из транспорта видны только двухэтажные автобусы и такие же двухэтажные трамваи:
Такого сочетания к тому времени не встречалось, кажется, больше ни в одном городе мира.
По традиции, самые экзотические улицы Азии - в афганском Герате. Причудливое сочетание Средневековья и некоторых атрибутов относительно современной городской культуры в 1977 году:
А вот дореволюционный Кабул был очень прогрессивен. Там многому научились у советских урбанистов и помимо наших "Волг" и кварталов "хрущевок" в городе была создана система троллейбусного транспорта:
Правда, в 1977-м она ещё только готовилась к открытию и проходила тестирование (что видно на кадре), а регулярные рейсы пошли с 790го. В 1992 году после свержения народно-демократического режима прозападными душманами почти все атрибуты западной цивилизации в городе были похерены. Только в последние годы власти Кабула вновь заговорили о восстановлении троллейбуса.
Хайфа 77-го:
В общем-то чисто социалистический вид, вполне можно принять за какой-нибудь Сумгаит или новостройки Навои.
Более старые кварталы Хайфы - ничего, кроме автомобилей и потерявшийся среди них чужак-пешеход:
Скутер с коляской - это пять! Иерусалим-77:
Чисто социалистическая архитектура в древнейшем городе трёх религий:
Каир 1977 года, центральная автостанция на площади Тахрир перед зданием Национального музея:
"Третий мир" - он и есть "Третий мир". Представляете себе центральную автостанцию на Красной площади в Москве или на Дворцовой в Питере? Да вообще на любой главной площади столицы?
Но нем всё так плохо в Каире - там сохранили трамвай, даже в центре:
Стамбул, город на границе двух миров, в 1977-м:
С трамваем давно покончено, автотранспорт пытаются (пока тщетно) оградить железными заборами от вездесущих пешеходов. Традиционную восточную улицы не легко превратить в образцовую автомагистраль.
Переизбыток автомобилей в предреволюционном Тегеране, поднявшемся на нефтяных доходах, поставил город на грань транспортного коллапса:
Тегеранская Hafez Avenue 77-го как предупреждение Москве 21 века:
Впрочем, местами Тегеран-77 выглядел очень даже мило, как и любой город с даблдеккерами)):
Тем временем столица Венесуэлы, также разжиревшей на нефтедоллдарах, уже начала задыхаться от избытка импортированных из США автомобилей и перешла к третьему этапу автомобилизации - строительству городских хайвеев (автоэстакад).
Хайвей Autopista del Este в Каракасе, 1977 год:
В Москве массовое строительство такого непотребства начнётся только через 30-35 лет.
Немного Африки.
Луанда 77-го спустя 2 года после получения Анголой независимости выглядит так, будто это сама Португалия и есть!:
Обычный южно-европейский город, практически никаких видимых признаков "Третьего мира". Одним словом, тяжёлое наследие колониализьма...
Вы только сравните с "Парижем Африки" (Дакаром) 77-го:
Там, правда, уже 17 лет успели пожить при независимости.
Южно-африканский Йоханесбург в 1977-м выглядит также как обычный мегаполис Запада:
В Москве такие двухэтажные троллейбусы (точнее, клоны таких троллейбусов) ходили до 1949 года.
Теперь посмотрим на улицы тех стран, которые в СССР называли "развитыми капиталистическими".
В эту категорию с некоторой натяжкой входила Греция, которая одной ногой стояла в "Третьем мире". Как раз в 77-м Афинах закрылась последняя трамвайная линия Перама-Пирей. Гигантский мегаполис, который всосал в себя половину населения страны, был отдан автотранспорту.
Центральная площадь Синтагма перед дворцом Греческого парламента разрезана широченной автомагистралью:
Сейчас такие площади в Европе стараются делать пешеходными по-максиму.
Исторический центр Афин забит автотранспортом и застроен малопривлекательными железобетонными конторскими зданиями:
А на Западе ещё говорили, что "коммунисты любят в бетон". Наверное, дело всё же не в идеологиях, а в уровне культуры (в т.ч. урбанистической) того или иного народа.
Лиссабон, столица беднейшей из стран Запада того времени:
Прекраснейший город в прекрасную эпоху, о которой теперь вспоминают с ностальгией. Эти жёлтые трамвайчики стали символом португальской столицы и это спасло их от исчезновения, а вот зелёные английские даблдеккеры остались в прошлом. Как и миленькие машинки Рено-4.
Ганновер 1977 года, будто ФРГ не входила в тройку мировых лидеров автопрома и не обладала крупнейшим автопарком Европы:
Если на фото центральной улицы высокоразвитого мегаполиса в кадр попали только трамваи - это высшее свидетельство настоящей цивилизованности и городской культуры.
И Милан 77-го со своими трамваями тоже крут:
Старый трамвайчик в Риме 77-го:
Как это мило, не правда ли?
А это вообще такой римский Рим, что дальше некуда:
И в Вене 77-го также рулит трамвай:
Тут вам не какой-нибудь Тегеран:
Не всё-таки в социалистическом Будапеште 77-го на улицах было машин побольше, чем в развитой капиталистической Вене))
Лондон, район Hampstead, 1977:
Это то, за что многие так любят Лондон - он уютен.
Лондон многие десятилетия был мировой транспортной столицей, он первым в истории узнал, что такое транспортный апокалипсис и первым сделал правильные выводы. Центр города - не место для частных повозок! Абсолютный приоритет - автобусу и такси.
Красные автобусы повсюду:
Оксфорд-стрит, одна из главных центральных улиц в 1977-м:
Вы только представьте себе такой сюр: столица одной из самых автомобильных стран мира, улица с роскошными бутиками, в которые солидные дамы и господа ни за что не поедут на общественном транспорте и вдруг... никакой парковки на тротуарах!!!!!
А всё потому, что англичане любят порядок и уважают закон. Там не Москва и дешёвые жлобские трюки с бумажкой на номере дорого корыта поперёк тротуара не проходят.
Леди-автоинспектор выписывает штраф за неправильную парковку скутера, 1977 год:
Нью-Йорк 77-го, традиционная местная забава с гидрантом в одном из старых кварталов:
Многие любят город именно за этот мрачный колорит.
Нью-Йорк, пересечение 5-ой авеню и 59-ой улицы, 1977:
Даже не верится, что Америка осталась той же самой Америкой, когда с её улиц исчезли эти танки))
А вот если исчезнет cable car из Сан-Франциско, то он точно перестанет быть тем самым Сиско:
Поэтому он уже никогда не исчезнет!
В Торонто 77-го трамвай также выглядел почти как Heritage tram:
Надеюсь, эта прогулка во времени и пространстве вам понравилась.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934/
1934-36-улицы,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-улицы, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946/
1946-улицы,
1947/
СССР-1947/
1947-улицы, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956/
1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966/
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976/
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977/
СССР-1977, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986/
1986-улицы, 1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996/
1996-улицы, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.