1954 год в цвете. Часть 2. Чем жил мир 60 лет назад

Dec 06, 2014 19:03

1954 год был последним годом послевоенного десятилетия и последним годом "Холодной войны" в узком смысле этого исторического понятия. Хотя мы привыкли обычно измерять время десятилетиями, но нередко новая эпоха начинается в середине декады. В 1955-м над миром задуют ветры перемен, начнётся первая послевоенная "перезагрузка" отношений между Востоком и Западом, хотя термин "разрядка" появится лишь в 1970-е.
А в 1954-м ещё царил "дух старого времени".

1 марта 1954 года на атолле Бикини (Маршалловы острова) американцы провели испытание термоядерного взрывного устройства под кодовым названием «Кастл Бра́во» (Castle Bravo). В ходе данного испытания был взорван двухступенчатый заряд, в котором в качестве термоядерного горючего применялся дейтерид лития. Энерговыделение при взрыве достигло 15 мегатонн, что делает «Кастл Браво» самым мощным из всех ядерных испытаний США.


Взрыв привёл к сильному радиационному заражению окружающей среды, что вызвало озабоченность во всём мире и привело к серьёзному пересмотру существовавших взглядов на ядерное оружие.




Со своей стороны СССР в 1954-м провел крупнейшие военные учения с ядерным взрывом на Тоцком полигоне.

В 1954-м заканчивается одна из главных битв Холодной войны (точнее, её первого и самого "горячего" раунда) - колониальная война Франции в Индокитае.
После поражения французских сил в сражении при Дьенбьенфу в июле 1954 года были подписаны Женевские соглашения, по которым территория Вьетнама временно разделялась на две части, между которыми располагалась демилитаризованная зона. Северный Вьетнам переходил под контроль властей ДРВ во главе с Хо Ши Мином (став, таким образом, первым социалистическим государством в регионе Юго-Восточной Азии), на юге оставалось созданное Францией Государство Вьетнам. В обеих частях страны предусматривалось провести в 1956 году свободные выборы, после чего должно было состояться объединение.
Заключительный этап этой войны запечатлел в цвете знаменитый военный фоторепортёр Роберт Капа, который погибнет там 25 мая 1954-го, подорвавшись на мине в Тхайбине.
На дороге в Тхайбинь он сделал один из своих последних кадров:



Не успели французы выйти из одной колониальной войны, как у них прямо под боком вспыхнула другая - в Алжире. В стране, которая за 120 лет европейского господства была тотально офранцужена и считалась частью метрополии, арабы начали свою реконкисту. На этом прекрасном снимке 1954 года запечатлён мир французского города Алжира, который через 8 лет будет навсегда унесён ветром:



Послевоенная Европа к 1954-м уже успела восстановить свою экономику, но следы былых разрушений были видны ещё буквально на каждом шагу (последние руины Второй мировой доживут до 21 века).

Возложение венков в Берлине 8 мая 1954 года:



Венский пейзаж на снимке фотографа Erich Lessing в 1954-м:



Кое-где руины решили оставить специально, как в случае с Мемориальной кирхой в Западном Берлине (снимок 1954 года):



Надо сказать, что в Европе 1954 года хватало бедности и разрухи и без военного "наследства".
Вот такая Ирландия 1954-го на снимке знаменитой Inge Morath:



В Гонконге 1954-го ещё не было небоскрёбов, но уже был крупнейший в Восточной Азии финансовый центр:



А Тайвань в это время ещё был полунищим островом беглецов, где люди думали только о выживании и ещё ничего не предвещало будущего экономического бума.
Тайбэй в 1954 году:



А Куба 1954 года жила своими зажигательными карнавалами и весёлой жизнью "большого американского борделя":



К "революционеру от архитектуры" Ле Корбюзье приходит мировое признание. В 1954 году он получает заказ на строительство в токийском парке Уэно музея для размещения в нем коллекции французского искусства из собрания Мацуката Кодзиро.
Ле Корбюзье на снимке Willy-Rizzo в 1954:



1950-е - время исключительно динамичного развития автомобильной моды. В США линейный ряд из десятков базовых моделей меняется практически ежегодно. В 1954-м заканчивается эпоха "пузатых" аэродинамических форм и впервые на сцену выходят первые машины с хвостовыми "плавниками" - дань ракетной моде.

Вот он, новый облик американского автомобиля - витрина "Доджа" на Детройтском автосалоне 1954 года:



Стенд Виллиса на том же автосалоне:



И таких стендов там было 40 штук, по числу американских легковых марок!

Но на улицах Лос-Анджелеса в 1954-м ещё господствуют "пузатые":



Теперь сравним с видом новых европейских автомобилей на 39-м Международном автосалоне в Лондоне, октябрь 1954:



В области авиации мир стоял на пороге больших перемен. Уже два года как начал полёты первый реактивный авиалайнер, английский De Havilland Comet, но после серии катастроф в 1954-м полёты были запрещены (до 1958 года).
BOAC de Havilland Comet 2E G-AMXD на авиашоу в Фарнборо в 1954 году:



После дисквалификации "Кометы" поршневые самолёты ещё какое-то время будут господствовать безраздельно.
Основу мирового пассажирского авиапарка составляли американские Дуглас DC-3 и их лицензионные копии (например, советские Ли-2).

Дуглас DC-3 в Эфиопии (фотограф Gilbert Grosvenor), 1954:



Он же в аэропорте американской Долины Смерти, 1954:



На трансконтинентальных рейсах самым крутым самолётом считался дальномагистральный Lockheed Constellation, который производился с 1943 по 1958 год.
На этом снимке 1954 г. "Созвездие" канадских авиалиний:



Но вот уже 15 мая 1954 года из заводских ворот в Рентоне выкатывают первый образец проекта 367-80, предшественника Боинга 707:



Америка 1954 года продолжала переживать экономический подъём, бум потребительства и представляла собой витрину капитализма на фоне всего остального "свободного мира".

Американский музыкальный центр 1954 года Hi-Fi Boombox:



В 1954 году Мальборо проводит ребрендинг, превращаясь из женских сигарет в сигареты для суровых ковбоев:



Реклама плёнки и камеры Кодак, июль 1954 года:



К 1954 году в большинстве американских домов уже появились телевизоры.
Так выглядела тогда телестудия CBS на снимке фотографа Elliot Erwitt:



В том же 1954-м компания RCA запустила в серийное производство первый цветной телевизор CT-100:



В 1954 году США, как и страны капиталистической Европы, оставались весьма пуританским обществом. Почти повсеместно действовали строгие уголовные законы, карающие супружескую неверность, гомосексуализм и порнографию.
Тем не менее, в Штатах уже второй год издавался основанный в 1953 году журнал "Плейбой".
Вот образец неслыханной для того времени смелости в декабрьском номер 1954 года:



И немного о звёздах 1954 года.

Мэрилин Монро снялась в своей самой знаменитой сцене на вентиляционной решетке для фильма. о ктором мы расскажем уже в посте про 1955 год:



Ава Гарднер на съемках фильма Босоногая графиня в Италии (Роберт Капа, 1954):



Одри Хэпбёрн в 1954-м:



В 1954-м внимание серьёзных кинокритиков впервые привлекла юная Софи Лорен, в фильме Витторио де Сика «Золото Неаполя» (1954) она попала в родную стихию, сыграв энергичную неаполитанскую лавочницу:



Ещё планирую дать пост о людях 1954 года.

Авто-мото, 20 век в цвете, История науки и техники, США, Знаменитости, 1950-е, Авиация и ракеты

Previous post Next post
Up