Как мы помним, 100 лет назад существовали две основных технологии цветной съёмки: весьма несовершенный автохром с зернистой картинкой и практический совершенный метод цветоделения (через три фильтра). Увы, почти вся Первая мировая была снята по первому способу.
Лето 1916 года, Шампань. Экспедиционный корпус русской армии во Франции. Начальник 1-й бригады генерал Лохвицкий Н.А. с несколькими русскими и французскими офицерами обходит позиции:
Снимали в основном французы, изобретатели автохрома.
На французских позициях близ местечка Hirtzbach 16 июня 1916 года:
КРУПНЕЕ Там же, наблюдательный пост:
КРУПНО Эти снимки дают весьма наглядное представление о том, что называлось "окопная война":
КРУПНО А загнал солдат в окопы, прежде всего, пулемёт.
Инструктаж французских пулемётчиков, 1916:
Для французов 1916 год больше всего запомнился
Верденской мясорубкой. Для них этот было что-то вроде Сталиграда. Счёт погибшим шёл на сотни тысяч.
Французское кладбище павших солдат. Верден. Сентябрь 1916-го:
Первая мировая стала первой войной, которая шла не только на земле и на море, но и в небе.
Французский военный биплан, 1916 год:
Французский истребитель Nieuport 11, апрель 1916:
Эти хлипкие летательные аппараты ещё не могли по-настоящему бомбить города, но некоторым "хватило" и фронтовой артиллерии.
Последствия артобстрела Дюнкерка 2-3 сентября 1916 г. на снимке Поля Кастельно (Paul Castelnau):
КРУПНО Французские фотографы довольно дотошно снимали и тыловую жизнь.
Один из самых знаменитых автохромистов Стефан Пассе (Stephane Passet) запечатлел госпитальную палату в городке Морёй (Moreuil) 30 июля 1916 года:
Этот портрет солдата-кирасира сделал ещё один известный автохромист Жан Батист Турнассо (Jean Baptiste Tournassoud):
Колонна зуавов, только что вернувшихся от границы с Триполитании в гарнизон Мединин,
20 марта 1916 года:
КРУПНО В немецком тылу кто-то запечатлел кто-то запечатлел в цвете красавец-Дрезден 1916 года:
Даже очень несовершенная технология цветной печати всё равно передаёт колорит города:
Из всех известных цветных снимков 1916 года самые совершенные были сделаны в России, цветоделительным методом. Это фоторепортаж С.М. Прокудина-Горского о строительстве Мурманской железной дороги.
Военнопленные австрийцы у барака на месте современной Кондопоги, 1916:
По сравнению с автохромами качество просто запредельное!
Группа участников строительства Мурманской железной дороги близ Кеми:
КРУПНО Железнодорожный мост через реку Шую:
КРУПНО Бараки у ст. Медвежья Гора:
КРУПНО Почти неузнаваемый Петрозаводск 1916 года:
КРУПНО Картинно-идиллический вид городка Лодейное Поле:
КРУПНО А вот и сам Прокудин-Горский с двумя охранниками Мурманской железной дороги:
КРУПНО Во время Первой мировой французы ещё успевали снимать в цвете свой Индокитай.
Буддийский храм на пути к Там Дао, 4 июня 1916 г.:
Американские фотографы делали автохромные снимки для журнала National Geographic, который начал печатать цветные фоторепродукции с 1914 года.
Танцоры Восточной Индии на снимке Франклина Прайса Нотта (Franklin Price Knott), 1916:
А вот автохромных снимков самой Америки 1916 года я пока не нашёл.
Можно только попытаться представить, как выглядела их мирная и беспечная жизнь того года с помощью искусно раскрашенных снимков.
Например, это фото Парк Бульвара в Дейтройте 1916 года даёт наглядное представление о первом в мире автомобилизированном обществе:
КРУПНО Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946,
1947/
СССР-1947, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956, 1957, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976, 1977, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986, 1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991, 1992,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.