В СССР 1955 году завершился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. Дуумвират Маленков-Хрущев распался и последний получил единоличное лидерство.
Маршал Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на митинге в Кашмире во время визита в Индию. РИА Новости, фото Анатолий Гаранин, 1955:
Маленков же в феврале был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.
На этом снимке 1955 года уже экс-премьер Георгий Маленков (в центре) с Анастасом Микояном (слева) на коктейльной вечеринке в посольстве США (фотограф Leonard Mccombe):
Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина:
Высокое разрешение Тем не менее, в стане уже чувствуются перемены, название которым дала вышедшая в том же 1955-м повесть Ильи Эренбурга "Оттепель". Руководство СССР выступило за прекращение гонки вооружений и нормализацию отношений с Западом. Фактически закончилась самая мрачная фаза "Холодной войны" (1946-1954).
В Советский Союз стали чаще наведываться западные журналисты и фотографы.
Один из них, Эдвард Кларк, сделал фоторепортаж о зимнем Ленинграде 1955 года:
В 1955-м страна переживала Целинную эпопею - кампанию по освоению земель северного Казахстана, на которую были брошены десятки тысяч молодых людей из западной части страны.
Целинники готовят обед у полевой кухни. Исаак Тункель, 1 мая 1955:
В то время молодёжь было принято направлять туда, где хотело её видеть правительство. Выпускники даже самых престижных ВУЗов были обязаны ехать по распределению в глухие сельские районы учителями, врачами и агрономами.
Студенты МГУ на фотосессии, Евгений Умнов, 1955:
1955 год стал исключительно важной вехой в истории советского автомобилестроения. Прежде всего, именно 1955-й можно считать годом рождения знаменитой "Волги" ГАЗ-21. Хотя прототип был создан ещё в 1954-м, а массовое производство началось лишь летом 1957-го.
1-й экспериментальный образец 21-й "Волги" на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года:
Прежде чем поставить на конвейер, новый автомобиль долго тестируют. Летом 1955-го три "волги" совершают автопробег по дорогам СССР, о котором рассказывает журнал "Огонёк":
Другим шедевром советского автодизайна 1955 года стал междугородный автобус ЗИС-127. На этом снимке 1955 г. ещё опытный образец:
Разумеется, не обошлось без влияния стилистики американских "грейхаундов". К сожалению, этих красавцев в СССР будет выпущено ничтожно мало, всего 851 штука.
Зато другой автобусной новинке 1955 года будет уготована очень долгая жизни и по-настоящему массовое производство.
Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го:
Однако основу советского автопрома по-прежнему составляет производство грузовиков, как более полезных для народного хозяйства. В то время грузовики заодно выполняли роль общественного транспорта ввиду дефицита автобусов. Теперь это кажется диким нарушением всех норм безопасности, а тогда чуть ли не вся страна ездила в кузовах.
Колхоз им. Мичурина Алма-Атинской области, 1955:
Колонна могучих МАЗов в фильме "Дело Румянцева" 1955 года:
На городских улицах и в полях в 1955-м ещё трудятся сотни тысяч стареньких ЗИСов и "полуторок":
Грузовик был любимой игрушкой мальчишек. Кадр из того же фильма "Дело Румянцева" 1955 года:
17 июня 1955 года свой первый полёт первый советский реактивный авиалайнер Ту-104:
К 1955 году в основном завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы войны.
Возрождённый Севастополь ужи сияет своим белым камнем, но ещё нет ни одного деревца!
1955 год принёс настоящую революцию в градостроительстве.
Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху советского монументального классицизма и открыло эру массового индустриального домостроения.
У западных стран была заимствована концепция дешевого типового пятиэтажного дома, которыми к тому времени уже вовсю застраивались окраины Парижа, Рима, Мадрида, Хельсинки и других европейских городов.
Виталий Лагутенко - советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) на снимке Семёна Фридлянда:
Но массовое строительство хрущевок будет развернуто только в 1956-м, а пока 90% жилфонда русских городов составляют деревянные дореволюционные постройки, как на этом виде Астрахани из фильма 1955 года:
Так выглядели старые жилые кварталы большинства советских городов:
В Лениграде в 1955 году наконец-то открылось метро, первую линию которого строили очень долго.
Станция Технологический институт. Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта, 1955:
В 1955-м СССР начинает новый этап в освоении Арктики.
Экспедиция "Северный Полюс СП 3", летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:
Аэролог Канаки в Арктике, 1955:
Как одевались советские граждане в том году?
Владивосток на снимке Семёна Фридлянда 1955 г.:
Детский сад на Сахалине, фото Семёна Фридлянда, 1955:
Зимняя детская одежда на снимке Галины Санько 1955 г.:
Школьная форма 1955-го:
Сочинский пляж-1955 (из архива Виктора Трофимовича Лаптева):
Отдыхающие в подмосковном санатории "Михайловское", Семён Фридлянд, 1955:
В результате успехов послевоенного восстановления страны советские граждане стали более лучше питаться.
В 1955 году Госторгиздат выпустил замечательную книгу "Кулинария" тиражом 500 000 экземпляров:
Кстати, дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. Дефицит появится значительно позже.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934, 1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945,
1946,
1947/
СССР-1947, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955, 1956, 1957, 1968, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975, 1976, 1977, 1978, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985 , 1986, 1987, 1988,
1989/
СССР-1989, 1990, 1991, 1992,
1993,
1994/
РФ-1994, 1995, 1996, 1996, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.