1914 год в цвете. Каким был мир 100 лет назад

Oct 22, 2014 12:17

В силу юбилейности для нашего проекта 1914 год имеет особенное значение. Для многих до сих пор всё ещё непривычно осознавать, что цветная фотография была 100 лет назад. На самом деле к тому времени она уже имела довольно длинную (более чем полувековую)историю и весьма широкое распространение. Пластинки автохром продавались уже десятками тысяч в год и в одной только России на них снимали сотни любителей, в крупных городах (СПб, Москва, Одесса) были целые общества (клубы) автохромистов! Но автохром был хрупок и от этого богатства до нас дошли лишь крохи, львиную часть из которых составляет великая коллекция Альберта Кана "Архивы Планеты".
Некоторые из отснятых фотографий были донесены до потомков только благодаря журнально-книжным репродукциям.
Например, этот цветной фотопортрет английских короля Георга и королевы Мэри был напечатан в London illustrated news 13 июня 1914 года:


Крупно

Известно утверждение, что (гео)политически, а не календарно, 20 век начался в 1914 году, когда прежний мир, прекрасная Belle Epoque, словно "Титаник" на айсберг налетел на катастрофу Первой мировой войны.
Роковая дата 28 июля 1914-го разделила этот год на "до" и "после", на мир и войну.
И первая часть нашего поста будет посвящена доживающему свои последние мирные дни европейскому миру.

Кажется, что это супружеская пара из 14-го смотрит прямо на нас:


Только зернистость автохрома мешает здесь полностью разрушить барьер восприятия и в полной мере ощутить эффект "машины времени".

И эти парижане смотрят на нас из своего безмятежного 24 июня 1914 года:



Вообще, ни один из городов мира не был заснят в цвете в 1914 году так подробно, как Париж. И всё благодаря фотографам из группы мецената Альберта Кана, который едва ли не единственным из "сильных мира сего" осознал, что надо спешить запечатлеть в натуральных красках весь окружающий мира, потому что завтра он стане историей. Это был крупнейший фотопроект в мире.

Ворота Сен-Дени в июне-июле 1914 года:



Чтобы прочувствовать ход времени, такие снимки надо смотреть в сравнении с сегодняшним днём, было парижане сделали целую серию сопоставлений с автохромами 1914-2013.

Вот, например, с теми же воротами:




Или можно вот так:


Знаменитый Мулен Руж в 1914-м:



Парижский постоялый двор Auberge-du-Compas-d'Or в 1914-м ещё выглядел как на снимках 19 века, но будет снесён к 1920 году:



А вот фирменный стиль зелёных парижских автобусов с открытой задней площадкой доживёт до 1970-х:



От уличной рекламы уже тогда не было спасу, хотя теперь эта пёстрая стена с афишами 1914-го воспринимается такой милой:


Сейчас трудно представить, что Париж в 1914-м заканчивался не развязками автострад и гипермаркетами, а такими бастионами, на которых наделялись остановить немцев:



Этот снимок Rue du Montparnasse был сделан 22 июля 1914, меньше чем за неделю до начала Первой мировой:



Хотелось бы посмотреть жизнь других европейских городов 1914-го, но пока не нашёл материалов.
В России Прокудин-Горский уже почти закончил свой фотопроект и его снимков за этот год неизвестно. Зато можно посмотреть кое что из работ автохромистов.
Например, замечательную серию этюдов Льва Рейнберга об отдыхе в Крыму в мае 1914 г.

Эти снимки запечатлели атмосферу безмятежности последних мирных недель.
Эти мальчики (сыновья Рейнберга) ещё не знают, что уже совсем скоро «Гёбен» будет обстреливать Севастополь.



Одновременно с Рейнбергом цветные снимки в Крыму 1914 года делал уже знакомый нам Веденисов.

Вера Николаевна Веденисова в Ялте:



Вот его снимок неизвестной в Ялте, ещё один безвозвратно уходящий типаж Прекрасной эпохи:



Его же работа "Вера Казакова в народном костюме" (1914):



Если не считать малоизвестных Балканских войн 1912-1913, то Первая мировая стала первой войной, запечатлённой в цвете. Уже сегодня в Сети можно найти несколько сотен таких снимков, а сделаны были многие тысячи.
Как говорилось выше, цветная фотография тогда уже перестала быть уделом энтузиастов, а вышла на страницы журналов и фотоальбомов, стала средством пропаганды.
Французы издали альбом, посвященный судьбоносной битве на Марне, где они из последних сил остановили немцев на дальних подступах к Парижу осенью 1914 года:




Практически все фотографии там постановочные, но всё равно интересный фотодокумент:



Артиллерия, как и пулемёты, тогда были главным оружием:



Более высокое качество имеют сканы непосредственно с автохромных пластин.
Здесь мы видим африканских солдат французской армии на фронте в 1914 году:



Кадр с французскими солдатами на отдыхе уже вполне репортажный и очень живой, несмотря на плохую сохранность пластины:



Этот портрет зуава в 1914-м сделал известный автохромист Jean Baptiste Tournassoud:


Уже в 1914-м на автохромах появляются первые снимки военных разрушений в городах, которых будет ещё очень много:



Наиболее интересные цветные снимки Первой мировой относятся к 1916-1917 гг. и будут показаны в соответствующих сериях нашего проекта.

Чтобы не создать впечатление, что весь мир в 1914 году сводился лишь к одной Европе, мы покажем несколько снимков из других частей света.

Например, в этот год автохромисты Альберта Кана активно работали в Индии.

Бенарес, Варанаси, самое священное место для индуистов святой город для буддистов, 1914:



Священная корова в том же Бенаресе:



Этот снимок индийского Тадж Махала был сделан в 1914 г., но опубликован в журнале National Geographic только в 1921 году:



Сцена на рынке в Коломбо, остров Цейлон, 1914:



А американцы в 1914 году почти закончили строительство Панамского канала и 15 августа провели по нему первое судно. Правда, потом случился оползень и официальное открытие состоится только в 1920-м.
Работы на канале:



Все представленные выше снимки выполнены на автохромных пластинках одной фирмы, братьев Люмьер.
Вот благодаря им , Огюсту и Луи, мы можем увидеть 1914 год в цвете:


Этот двойной фотопртрет не имеет точной датировки, но обычно пишут "около 1914 года".

1910-е, Монархи, 20 век в цвете, Первая Мировая, Франция, Портреты, autochrome, Париж

Previous post Next post
Up