Улицы мира в 1941 году: сравнительная историческая урбанистика

Dec 20, 2016 22:11

Очередная серия в нашем проекте urban evolution.

Сегодня посмотрим  улицы 75 лет назад, в 1941 году.  Мир уже вовсю пылал в огне Второй мировой, а в большинстве городов продолжалась мирная или военная, но более-менее размеренная жизнь.

Летом 1941-го США ещё были невоюющей страной.

Чикаго был вторым городом небоскрёбов после Нью-Йорка:



Трамваю оставалось ходить ещё целых 17 лет, пока его окончательно на сожрали автомобили.
В дали виден автобус дабл-деккер, который исчезнет с улиц, как в Нью-Йорке, сразу после войны.



Нью-Йорк в 1941-м:


Типичный вид улицы в жилых кварталах Нью-Йорка 1941 г.:


Нью-Йоркская брусчатка:


Лос-Анджелес 41-го:


Степень автомобилизации предвоенной Америки можно оценить по этому виду промышленного города Гаррисберг, столицы Пенсильвании:


В Бостоне 1941-го подозрительно мало машин:


В чём дел? не знаю.

Типичный вид американской глубинки, Main Street в городке Каскад, штат Айдахо, 1941:


КРУПНО

Российские райцентры достигнут такого уровня автомобилизации только в начале 21 века.

Негритянский район Нового Орлеана в 41-м, другая Америка:


Сан-Хуан, столица Пуэрто-Рико, 1941:


КРУПНО

Это уже граница двух цивилизаций: штатовской и латино-американской.

Самым богатым городом Южной Америки был Буэнос-Айрес, вот он в 1941-м на снимке Харта Престона (Hart Preston):



Не знаю как в 41-м, а вот в 1945-м Аргентина была на восьмом (!) месте в мире по уровню жизни. Элита "Первого мира". Какой-нибудь Копенгаген по сравнению с Буэнос-Айресом выглядел просто бедным родственником. Но к середине 1980-х Аргентина скатится по уровню жизни на 90-е место и де факто станет страной "Третьего мира".

Чилийская столица Сантьяго судя по снимкам была в 1941 году весьма современным городом "Первого мира". Вполне на уровне Гаваны и несколько ниже роскошного Буэнос-Айреса.

Да, машины всё-таки будут постарее гаванских:


Трамвай в Сантьяго закроется в 1959-м, через год после чикагского.

Безбрежную асфальтовую ширь проспектов Сантьяго пока не способны заполнить относительно редкие автомобили:


Чем-то даже напоминает предвоенную Москву, которую мы ещё толком не видели в цвете!

Всё-таки местами концентрация достаточно современных американских автомобилей в Сантьяго 41-го внушает:


Ещё один взгляд на сантьягский траффик 41-го:


Военный Лондон 41-го, бензина нет, значит нет и машин:


Поэтому трамвай в трудные военные времена незаменим, как и велосипед.
Но после войны благодарные лондонцы показали трамваю на дверь: в 1952-м закрылся последний маршрут.

Парадная улица Унтер-ден-Линден в Берлине 1941-го:


Она же при вечернем освещении:


Этим огням не долго осталось гореть.

Гамбург 1941-го вполне можно принять за Нью-Йорк или Чикаго:


Архитектура ленточных окон везде одинакова, но вот машины по американским меркам уже староваты по дизайну.

Совсем скоро всё это гамбургское великолепие превратится в сплошные обугленные руины:


Рыночная площадь в Лейпциге 1941 г.:


Тут англо-американская авиация "не доработала", потому что в 1973-м это место будет выглядеть практически без изменений:


Ну и в наше время, до кучи:


Болгарская столица София в 1941-м:


Похоже, что в ту эпоху такой "лаконичной", но крупногабаритной архитектуре уже не было альтернативы...

Роскошный Бухарест, который называли "Парижем Балкан" в апреле 41-го выглядит оккупированным немцами:


Видно, что вся транспортная система держится на трамвае. И ещё долго будет держаться, благодаря победе социализма.

На другом снимке из 41-го на одной из главных магистралей Бухареста (Bulvar Bratianu) довольно оживлённый автотраффик:


Парижские улицы к тому времени могли позавидовать такому движению. Там настало время велосипедов, велорикш и газогенераторных автобусов.

Париже в 1941-м больше ходят пешком:


Милая парижанка на велосипеде, 1941:



Оккупированный немцами Осло в 1941 году:


Московский траффик 1941-го пока только в черно-белом виде:


Много асфальта и двухэтажный троллейбус (один из 8 имевшихся) на заднем плане:


Оба кадра сделаны в августе 1941-го известной американской фотожурналисткой, которая почему-то пожалела цветную плёнку для нашей страны.
А вот фашистские немецкие и финские оккупанты её не жалели.

Площадь Смирнова в оккупированном Смоленске, 1941:


Деревянные телеграфные столбы на улицах - примета старого времени.

Б. Советская улица в Смоленске, 1941:


Здесь можно посмотреть, как менялся вид этой улицы за 100 лет.

Панорама Петрозаводска в октябре 1941-го:


КРУПНО

Нормальный русский город на 90% был большим селом. Коттеджная застройка, говоря современным языком.

Оккупированный Петрозаводск 1941-го:


Раньше такие ворота были почти у каждого домовладения в русских городах, теперь их почти не осталось, разве что в небольших райцентрах.

kodachrome, urban evolution, 20 век в цвете, История транспорта, 1940-е, agfacolor

Previous post Next post
Up