Улицы мира 20 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Dec 19, 2016 12:12

Сегодня посмотрим улицы мира, какими они были 20 лет назад, т.е., совсем недавно по меркам человеческой жизни.
Кто даже может сказать: это вчерашний день, а вообще не история. Ничего особенно за 20 лет не изменилось.

Начнём сразу с экзотики.

Фантастически колоритный снимок Калькутты 1996 года Стива МакКарри (McCurry):


КРУПНО

Да, это точно 1996 год, просто индийский капитализм был такой крутой, что они до начала 21 века производили английские машины образца середины 1950-х (!!!) гг. Причём собирали ничтожно малое для такой страны количество, а ввозить запрещали. Такие вот бывают капитализмы.
Только в 1990е индийский автопром пошёл в гору: производство легковушек увеличилось с 179 тыс.в 1991 до 396 тыс. в 1996 году.
Чтобы понять, как изменился индийский траффик за эти 20 лет, достаточно сказать, что в 2015 году страна произвела уже более 4 миллионов автомобилей. И вышла по этому показателю на 6 место в мире, далеко опередив такие страны как Бразилия, Франция, Великобритания, РФ, Италия.

Ещё раз глянем на Калькутту 1996-го:


КРУПНО

Для сравнения, Калькутта в наши дни:



Разумеется, не та же самая улица, но общий дух изменений на лицо. Удивительно, но древние новенькие "Амбассадоры" до сих пор остаются главной приметой индийского траффика! Их производство компанией Hindustan Motors было начато в 1957 году, и с незначительными изменениями и улучшениями продолжалось до 2014 года!!!

Кстати, в производстве устаревших европейских марок Индия была не одинока. Мексика, например, собирала довоенные немецкие "Жуки" аж до 2006 года! Машинка чуть-чуть не дотянула на конвейере до своего 70-летия.

В Иране Iran Khodro до сих пор выпускает Peugeot 405 1987 года.
А с 1967 по 2005 год та же компания Iran Khodro выпускала модель "Пейкан", ставшую таким же символом иранского автопрома, как жёлтый "Амбассадор" - индийского.

Поэтому Тегеран 1996 года легко принять за Тегеран 1976-го:



Иранцы эти 20 лет не сидели сложа руки. Теперь в Тегеране такой трафик:



Что сказать? "Третий мир" как он есть: порезать город супер-пупер скоростными автострадами - для них это и есть понимание урбанистического прогресса! В то время как цивилизованные города строят велодорожки и ограничивают до предела скорость автомобилей в историческом центре (закрывая для них одну улицу за другой).

А Тегеране 1990х автомобили захватили и исторический центр.
Майдан Имама Хомейни в Тегеране 1996-го:



Появление подобных металлических ограждений на улицах - это плохой знак, симптом болезни. Потому что следующим логическим ходом должно быть натягивание колючей проволоки((

В одном ряду с Индией и Ираном можно поставить Бирму, где до 1988 года политика изоляционизма превратила городской транспорт в антиквариат. Потом всё стало довольно быстро меняться.
Но даже в 1996 году Рангун выглядел весьма экзотично:



Обратите внимание: оба транспортных средства справа - маршрутки!

Ещё одни типичная столица "Третьего мира" в 1996 году, Каир:



Заметили? Это город для машин, а не для пешеходов!

В 1990е тема пешеходов вообще ещё была не очень модной в мире, но вот в Сан-Франциско 1996-го вполне заметно другое отношение к людям:



Пешеходный переход выложен брусчаткой, что крайне правильно!

Но не всё в Штатах было так благостно.
Это не московское Третье кольцо, а час пик в Атланте, штат Джорджия, 1996:


Москва такой станет через 15 лет, к началу 2010-х. Причём не в часы пик, а практически в любое время дня.

Не зря называли Тайвань "американским непотопляемым авианосцем"!
Тайбэй 1996-го возомнил себя вторым Нью-Йорком:



Как на Манхэттене 19 века поезда метро пустили прямо над головами людей (так ведь дешевле). Ассоциации усиливает обилие желтых такси в автопотоке. Как говорится, с кем поведёшься))

Москва 1996-го, улица Горького (фото Борис Кавашкин):



Невероятно, но после первых 5 лет дикого капитализма иномарки ещё не успели вытеснить советский автопром. Теперь на Тверской не сразу найдёшь в потоке хоть что-то, что можно было бы назвать "отечественным автомобилем". Зато снова заметны жёлтые такси, которые к 1996-му в Москве успели вымереть как класс. При первом взмахе руки каждая вторая тачка тогда превращалась в такси))
В 2016-м Тверскую реконструировали, расширив тротуары и вернув деревья (помните, на снимке 1946 года?). А вот про велодорожки забыли!

Помимо яркой иноязычной рекламы и прочей мишуры на Тверской в 1996-м неожиданно уже обнаруживаются паркоматы:



Мне казалось, что в Москве они появились значительно позже. Возможно, на Тверской тогда проводили первый эксперимент. В социалистическом городе паркоматов не было.
Также видна одна из ранних парковочных подрезок тротуара - в 2010е эта варварская практика примет тотальный характер по всему городу: автомобили будут теснить пешеходов где только можно. И только на некоторых исторических улицах Москвы в последние 2-3 года наметится обратный процесс, "пешеходная реконкиста".

В "лихие 90-е" транспортные проблемы российских городов пытались решать завозом иностранных автобусов, обычно далеко не первой молодости. Так сказать, албанский путь для вчерашней "автобусной сверхдержавы".

Ростов-на-Дону, автобус Saurer у Центрального рынка (фото Ааре Оландер), 1996:



"Лихие 90-е" нередко приводили к деградации уличного пространства даже в самых престижных местах крупных пост-советских городов.

Ростов-на-Дону(фото Ааре Оландер), 1996:



Албанская столица Тирана спустя 5 лет после победы капитализма ещё не успела пересесть с велосипеда на автомобиль:



Для них езда на великах была не данью европейской моде (которая тогда ещё не зародилась), а признаком нищеты.
Спустя 10 лет этот город заполнят тысячи подержанных "мерседесов" (других машин солидные албанцы не признавали).

Такой я увидел Тирану в 2007 году:


Гавана после 1959 года всегда была экзотична, но в 1990е экзотики ещё прибавилось, когда в связи с прекращением советской помощи был объявлен "особый период в мирное время".

Типичная улочка Гаваны 1996-го:



Вы думаете, у правого края стоит грузовик? Нет, это автобус, в который как раз садятся пассажиры.

Пекин 1996 года всё ещё балансирует между прошлым и будущим:



Если в 1995 году китайцы собрали менее полутора миллионов машин, то в 2015-м - уже невообразимые 24,5 миллионов!

Это пекинский траффик в наши дни:



А это снова старый добрый 1996 год, почти как в каком-нибудь Амстердаме:



Какой вам больше Пекин нравится?

Изменения в спальном районе Шанхая с 1996 по 2010 г.:


КРУПНО

Думаю, сейчас там автомобилей резко прибавилось.

А вот главная улица Шанхая (Nanjing Road) в 1996-м уже являла собой нечто:



Капитализм "с китайской спецификой" вступил в свои права. Правда, Шанхай почему-то стал подозрительно похож на Токио))

Машин ещё не так много, но инфраструктуру уже вовсю перестраивают под новых хозяев города:



Вскоре велосипедистам официально запретят появляться на проезжей части в Шанхае, но в 1996-м они ещё кое как уживаются с автотраспортом:



А вот воздушные мостки для пешеходов - это уже фирменный знак мегаполисов "Третьего мира"! Нечего отнимать драгоценное уличное пространство у автомобилей!

Город-музей Брюгге в 1996 году не далеко ушёл от реалий "Третьего мира":



Чтобы в конце 20 века красивейшую Рыночную площадь отдать под банальную автостоянку!

Увы, в 1996-м, как и в любом другом году, были свои улицы войны. Без них наш обзор был бы неполным.

Полумёртвые улицы в Сараево 1996 года, как сейчас в Алеппо:



На этот раз обзор получился более кратким, но, надеюсь, небезынтересным.

urban evolution, 20 век в цвете, История транспорта, 1990-е

Previous post Next post
Up