Нарын. Город в двух километрах над уровнем моря.

Mar 03, 2014 20:15



Нарын - уездный город областной центр (43 тыс. жителей) и пожалуй самый колоритный город Киргизии. То есть, конечно, в Оше или Узгене колорит поярче, но там он ни то узбекский, ни то просто "восточный", а здесь... В прошлой части я уже писал, что Нарынская область - "самая киргизская Киргизия", и это относится и к её единственному городу. Нарын стоит на высоте чуть более 2000 метров (среди всех региональных центров бывшего СССР выше только Хорог на Памире), вода здесь кипит при 92 градусах, на иностранца пялятся и кричат "Хэллоу!" до надрыва, а по единственной главной улице неспешно ходит едва ли не самый высокогорный в мире троллейбус.

Конечно же, у переправы через крупнейшую реку Тянь-Шаня на древней торговой дороге в Кашгар не могло не вырасти селения. Официально датой его основания значится 1868 год, но скорее всего тогда царские землемеры просто учли этот населённый пункт на свежепокорённой земле. Статус город село Нарын получило в 1927 году, став центром кантона. Областным центром Нарын делали в 1938-62 (тогда область называлась Тянь-Шаньской), 1970-88 и наконец в 1990-м, при этом в последнее упразднение Нарынскую область объединили с Иссык-Кульской, перенеся областной центр в Рыбачье (Балыкчи) как раз на полпути между Нарыном и Караколом. А город всё это время потихонечку рос, причём строго в две стороны - ныне он вытянут на 14 километров по долине, ширина же его, от хребта до хребта, в основном несколько сотен метров. О том, как мы заселились в "апартаменты" (фактически квартиру, куда при этом ходит горничная из "офиса"-квартиры в соседнем подъезде) на восточной окраине, я писал в прошлой части и даже показывал вид из окна. А рано утром, не дожидаясь жары, я отправился смотреть город и вышел на по сути единственную полноценную улицу, параллельную реке и хребтам. Самый длинный её участок по-прежнему называется улицей Ленина:

2.


Рядом нашёлся небольшой парк с "вертушками" и быстровозводимая мечеть. Это, конечно, окраина - но самое начало окраины, до конца города ещё километра 4.

3.


И каков же был мой восторг, когда оказалось, что мы заночевали у конечной знаменитого Нарынского троллейбуса! Который как раз задумчиво ждал на кольце...

4.


Горная глухомань в нищей Киргизии - явно не то место, где ожидаешь увидеть этот транспорт, во многих куда как более продвинутых городах его ещё в 1990-е порезали на металлолом и распродали. Однако в Нарыне и построен троллейбус был в 1994 году, и с тех пор, в 2008-м, успел даже немного расшириться. Маршрут у него, конечно, всего один (а вот у маршруток - целых два!), ходит он очень медленно и занудно, и даже несмотря на баснословную дешевизну (3 сом - то есть 2 рубля!), популярностью у жителей не пользуется. Но тем не менее, троллейбус живёт, так часто бывает в глухих местах (типа Волчанска с его не менее знаменитым трамваем), и думаю, причины его содержать у городских властей чисто психологические: "Покуда ходит троллейбус - стоит Нарын!".

5.


Я доехал до противоположной конечной - маршрут троллейбуса около 7 километров, в том числе он проходит всю улицу Ленина, от своих продолжений на западе и на востоке почти не отличимую.

6.


Ещё в Нарыне есть маршрутки-микроавтобусы и маршрутки-частники - то есть когда по городу ездит туда-сюда легковушка и за 15 сом (10 рублей) подвозит всех желающих, а за дополнительную плату отклоняется от маршрута. Вот собственно весь набор в одном кадре:

7.


Транспортная система Нарына вообще предельна проста, ибо его боковые улочки выглядят так:

8.


И с обеих сторон неприступной стеной нависают горы:

9.


У конечной - ещё одна быстровозводимая мечеть. Обратите внимание на вершины гор с серыми скалами и тянь-шаньскими елями - такие очень характерны для всей области:

10.


По улице Ленина я направился обратно в сторону гостиницы, рассчитывая пересечь центр... до которого, впрочем, было ещё далеко.

11.


Парк Алма-Бак - как и всё в Нарыне, узкий и субширотный. На заднем плане - спортивная школа, а "вертушки" столь популярны, может быть, чтобы в парки не забредала скотина:

12.


У внезапно асфальтированного поворота памятник Тайлак-батыру - киргизскому вождю, воевавшему с Кокандом. По легенде, в 1838 году он заболел, и был отравлен подкупленным врагами лекарем.

13.


А дорога за его спиной ведёт к тем самым Воротам, которые я подробно показывал в прошлой части. Нарын-река чиста, быстра и широка:

14.


Домики у ворот - наверное, примерно таким, за вычетом всего металлического и пластикового, было село Нарын в 19 веке:

15.


Возвращаюсь на улицу Ленина. Другие ворота всё того же парка - опять с вертушками:

16.


Чей-то домик со звездой - возможно, времён присуждения Нарыну городского статуса:

17.


Мясокомбинат - крупнейшее промышленное предприятие в единственном городе скотоводческой области:

18.


Общественная баня в одной из боковых улиц. Тут я очень сильно сглупил и сейчас кусаю себе локти - в 1992-2008 троллейбусный маршрут доходил лишь досюда, и эти провода над боковой улицей ведут не куда-нибудь, а в депо. Как я не догадался пройти вдоль них и посмотреть, куда они ведут - теперь сам не понимаю! Так что, достопочтенные транспортные путешественники, извините... Отдельный пост смотрите у tomkad..

19.


Та же улица, другая сторона. Микрорайон хрущовок очень непривычно смотрится на фоне гор:

20.


Это здесь снят вводный кадр с юртой в городском дворе. Киргизия - не Монголия, где юрта - нормальный способ решения жилищного вопроса, и такой сюжет я наблюдал здесь всего один раз. Юрта во дворе не жилая, возможно служит летней беседкой, но явно принадлежит кому-то из обитателей этих квартир.

21.


Совершенно непривычны и проекты многих домов, в других местах даже самой Киргизии я таких серий не видел. Не могли ли они на волне Перестройки попасть сюда из Китая?

22.


23.


Особенно впечатляют, конечно же, одинокие деревья во дворах. На одной из подворотен нашлась дата:

24.


Кажется, что Азия была тут всегда, и в лучшем случае эта страна пыталась когда-то строить социализм при дальней поддержке СССР:

25.


А завершает этот микрорайон центральная мечеть, разумеется постсоветской постройки:

26.


Но, на фоне типовых быстровозводимых мечетей, заполонивших киргизские города и аулы, это пожалуй самая красивая новая мечеть во всей Киргизии (да и с учётом немногочисленных старых - пожалуй, вторая после Дунганской в Караколе). Очень странная архитектура - кажется, здесь обыгрываются мотивы Кашгарии:

27.


Ведь до Кашгара от Нарына почти столько же, сколько до Бишкека...

Между тем, за мечетью километра на два нет ничего примечательного, и я поймал маршрутку и поехал собирать вещи и выселяться. На троллейбусе мы с d-a-r-k-i-y-a снова сдали на запад, к открывающему нарынский центр театру:

28.


Зрелище театра в маленьком городке весьма непривычно, но в Киргизии таковые есть и в Караколе, и даже в Таласе. Что делать - областной статус обязывает. Основан Нарынский музыкально-драматический театр имени Муратбека Рыскулова был, кажется, вместе с областью (в 1938), а здание явно позднесоветское. У местных популярен если не сам театр, то площадь перед ним:

29.


Хотя вот группа девочек в фольклорных костюмах - какая-то жизнь в театре идёт. Рядом - "аллея классиков":

30.


Идём дальше на восток. Начинают попадаться дома полугородского облика - такими застроен, например, Старый Каракол. Как Улала ( Горно-Алтайск) или Дмитриевка ( Талас), Нарын поднялся над окрестными сёлами задолго до превращения в город.

31.


А на дороге повстречал маленький "разрыв шаблона" - я пребывал в полной уверенности, что троллейбус в Нарыне один и ходит туда-сюда. Но нет - вот второй, синенький!

32.


Какое-то госучреждение, явно построенное в годы Тянь-Шаньской области:

33.


Художественный музей, куда мы не пошли:

34.


Да и думаю, самое красивое произведение в нём - вот это панно на боковой стене, причём судя по сюжетам - начала "нулевых", несмотря на абсолютный стиль 1970-х:

35.


Это уже главная площадь с местным Белым домом, который тут куда как меньше, чем в Таласе или Караколе:

36.


Кстати, самое широкое место Нарына - от горы до горы целых 1200 метров! А вот - на другой стороне площади, за спиной относительно прошлого кадра. В Нарыне есть несколько очень подозрительных зданий, скорее всего построенных в довоенные годы (возможно, в 1927-38, когда это был просто город без областного статуса) без какого-то архитектурного стиля.

37.


Центральная часть центральной улицы - в принципе Нарын гораздо цивильнее Таласа и Каракола:

38.


Каркасно-засыпное зодчество столицы Тянь-Шаньской области:

39.


Ещё пара "сельских" домиков с резными карнизами:

40.


Крупное здание с колоннадой - может быть, городская администрация, но точно не знаю: многие вывески в Нарыне не дублированы по-русски, так как живут тут почти исключительно киргизы. Однако вид у здания опять же "подозрительный", вполне возможно, что в 1927 году здесь разместилась администрация Нарынского кантона:

41.


Ещё один троллейбус. Как я узнал из википедии уже по возвращении, всего в здешнем парке 7 машин, из которых в рабочим состоянии 5. Все они передаются сюда по мере списания из Бишкека. А за троллейбусом видна городская гостиница, при виде которой мы с Даркией поняли, что шофёр нас не обманул, сказав, что она совсем плохая и лучше ехать в апартаменты к его знакомому.

42.


Библиотека - также может быть "дообластного" времени:

43.


Ещё несколько сталинок да прохожие на их фоне:

44.


45.


46.


На востоке завершает центр автовокзал, который я показывал в прошлой части. Но прежде, чем идти туда, мы зачем-то свернули в противоположную сторону и вышли на берег реки, к пешеходному мостику, за которым - воинская часть:

47.


Вид вверх по течению, на восток. Там - Арабельское плато, где находятся истоки Нарына:

48.


Вид вниз по течению. Там будут ущелья и гидроэлектростанции вдоль трассы Бишкек-Ош, слияние с Карадарьей в Сырдарью где-то в Ферганской долине, таджикский Худжанд, окрестности Ташкента, степи Южного Казахстана, Кызылорда и болотистые плавни у остатков Аральского моря. От истоков Нарына длина Сырдарьи около 3019км, что лишь немногим меньше Волги.

49.


На этих камнях мы позавтракали, слушая плеск воды, и пошли на автовокзал, где (см. прошлую часть) удачно сторговались на такси до Таш-Рабата. Про Таш-Рабат, одно из самых впечатляющих мест Киргизии - в следующей части.

50.


КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Аракёль. Окрестности Кочкорки.
Дорогами нарынского Тянь-Шаня.
Нарын. Город на двух километрах.
Таш-Рабат и его яки.
Дорога Бишкек-Ош.
От Чуйской долины на Суусамырское плато.
Через горы вдоль Нарына.
Знакомство с Ферганской долиной.
Джалал-Абадская область.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Ошская область
Базары Южной Киргизии.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

P.S.
Как хочется завтра утром проснуться и не увидеть таких новостей, на фоне которых дальше постить Киргизию глупо и неуместно! Но опять же - прошу не обсуждать здесь происходящее. Ведь когда я гулял по Нарыну, менее чем полгода назад, о происходящем сейчас нельзя было и помыслить.

Киргизия, Нарынская область, транспорт, троллейбусы, дорожное

Previous post Next post
Up