Над Небесными горами. Алма-Ата - Бишкек - Ош.

Jan 31, 2014 04:26



О Киргизии я уже немного успел рассказать: вылазка в Таласскую долину из Тараза, обзор большого путешествия с d-a-r-k-i-y-a, четыре поста под общим заглавием "Путь юрты" и предновогодний пост о яках Таш-Рабата - всё это смотрите по тэгу. Ну а теперь открываю рассказ о большом путешествии, и для начала - самый авиационный пост в истории моего журнала: полюбуемся Киргизией и прилегающей частью Казахстана с воздуха, из окна самолётов трёх коротких рейсов: Алма-Ата - Бишкек, Ош - Бишкек и Бишкек - Алма-Ата. А на заглавном кадре - американский самолёт в Киргизии на фоне Казахстана (который двое русских снимали японским фотоаппаратом)...

Из Алма-Аты в Бишкек можно доехать маршруткой с автовокзал "Сайран", где "На Бышкэк, на Бышкэк!!!" - самый частый клич. В рублях это было бы 500-700, но... я наперёд знал, что к тому моменту смертельно устану от маршруток и частников, от расспросов про мой возраст и семейное положение, от убитых дорог, и наконец - от неопределённости на границе. В общем, ещё из Москвы я оформил авиабилеты, каждый стоит около 2000 рублей. Об Алма-Ате, где я отдыхал две недели между путешествиями по Южному Казахстану и по Киргизии, я написал за два приезда более 10 постов, и кто их читал - думаю, запомнил, как Алма-Ата устроена: у неё есть "верх" и "низ", и обширный непрезентабельный Нижний город содержит в своей дальней части главные транспортные узлы - транзитный вокзал Алма-Ата-1 на Турксибе и аэропорт на северо-восточной окраине. Они примерно равноудалены от центра, 40-50 минут на автобусе, но и друг от друга весьма далеко.

2.


Основанный в 1935 году, ныне алматинский аэропорт считается чуть ли не лучшим в странах СНГ, хотя по пассажиропотоку (около 4 миллионов человек в год) уступает Домодедову или Шереметьеву примерно в 5-6 раз. Выбор маршрутов отсюда, правда, невелик: города Казахстана, Средней Азии, Турции и России, пара рейсов в Китай (Пекин, Уручми), пяток в Европу (Лондон, Амстердам, Франфурт-на-Мейне, Прага, Киев), в Азии ещё Сеул, Тегеран, Тбилиси, Абу-Даби и Шарджа. В общем, не то чтобы совсем мало - но и не слишком много: Алма-Ата - самый удалённый от внешнего мира космополитичный город.
Новый терминал построен на месте "брежневского", сгоревшего в 1999 году. А рядом очень красивый старый терминал в духе послевоенного "этносталианса":

3.


Между тем, советская история алматинского аэропорта куда как интереснее: в 1975-78 этот аэровокзал видел прибывающие и взлетающие Ту-144 - эту советскую легенду, один из двух наряду с "Конкордом", причём первый, сверхзвуковой авиалайнер. Первые два года он возил сюда из Москвы почту и грузы, а последние 7 месяцев - и пассажиров: на скорости более 2000км/ч перелёт занимал часа полтора... при том, что обычные самолёты и в наше-то время летают 4 часа. Увы, сверхзвуковые авиалайнеры себя не оправдали,, и всё же представляя изящный силуэт Ту-144 над этой башней, проникаешься к алматинскому аэропорту невольным уважением:

4.


Как используется старое здание, я не знаю, а в новом - чистенько, светло, довольно уютно и в любое время суток многолюдно. Вещи досматривают всего дважды - на входе в зону вылета и на таможне. И ведь я здесь летал уже 4 раза (дважды в Москву, один - в Бишкек и обратно)...

5.


В Бишкек "ЭйрАстана" летает на бразильском "Эмбрайере" - маленькая и довольно уютная машинка. Полёт довольно смешной - длится полчаса, по сути такой прыжок через горы, где набор высоты сменяется снижением. Внизу - не страшная безлюдная степь, покрывающая большую часть Казахстана, а тучные поля Семиречья.

6.


Степь уходит в бесконечность - гор в той стороне не будет вообще: через пару десятков километров поля закончатся, через тысячи километров степь сменит обская тайга, тайгу - тундра Ямала, а тундру - Ледовитый океан. А дымящие трубы - это Алматинская ГРЭС-3, из города она почти не видна, но мимо неё проходит " дорога семи рек" через Капчагай и Талды-Курган.

7.


Так как я летал туда и обратно, буду здесь показывать кадры с обоих перелётов - тем более на обратном пути видимость была не в пример лучше, а места оба раза мы брали с южной стороны, чтобы видеть горы: виды степи открываются лишь на взлёте.

8.


Вот так сверху выглядит центр Алма-Аты - зелень, прямоугольная сеть улиц да такие же прямоугольные советские крыши, и над всем эти неумолимо прорастают новостройки. У левого края видна Старая площадь, у верхнего - кусочек гостиницы "Казахстан". Теоретически, на этом кадре виден и дом, где я жил те две недели.

9.


Конечно же, гора Кок-Тобе с её телебашней. А внизу просматривается блестящая крыша Кок-Базара (Зелёного рынка) и уходящий под крыло Вознесенский собор - крупнейший в мире деревянный храм, редкий в Казахстане архитектурный шедевр мирового уровня.

10.


Лучше всего удалось заснять относительно небольшую ТЭЦ-1 и на заднем плане вокзал Алма-Ата-2 - см. всё тот же пост о Нижней части города.

11.


Море частного сектора - его в Алма-Ате много на всех высотах, но в Нижней части и прилегающей Алматинской станице он преобладает:

12.


Среди всего этого - и церкви, и мечети. Старых церквей в Алма-Ате 3 (плюс ещё две реплики), а вот мечети все до единой новые. Это вот Вайнахская мечеть - после сталинских депортаций в Казахстане осталась крупная чеченская община. Отношения казахов с чеченцами тут такие же негладкие, как у русских в Москве.

12а.


В Бишкек я летел в жутчайшей дымке - это не знаменитый алмматинский смог, а видимо повисшая в воздухе степная пыль... за которой с борта был почти не виден Заилийский Алатау.

13.


На обратном пути нам с Даркией повезло куда как больше:

14.


Это было уже октябрь, поэтому местами на горах лежал снег. В принципе его тут прибавляется осенью после каждого дождя, но если дождей нет долго - то он успевает растаять, или скорее развеяться ветром.

15.


Неземная красота! В тех вершинах - примерно 4000-4500 метров, это уровень Альп, и льды на них уже вечные:

16.


А вот (снова по дороге "туда") внизу вырастает ещё один невысокий хребет. Клякса у подножья - какой-то аул:

17.


Это Чу-Илийские горы - длинный (около 250 километров) и не слишком высокий (1294м) отросток Тянь-Шаня вроде господствующего над Южно-Казахстанской областью Каратау. Название - от двух рек, долины которых он разделяет: позади - Или, впереди - Чу.

18.


Стало быть - Чуйская долина. Как можно было убедиться в посте о дороге из Чимкента в Тараз, её слава сильно преувеличена, и хотя казахи действительно выращивают там анашу (а киргизы от этого всячески открещиваются), лесов древовидной дикорастущей конопли тут не замечено.

19.


Чуйская долина тянется примерно на 300 километров, Тараз стоит на противоположной (западной) её стороне. Это западный край Восточного Туркестана, большая часть которого ныне принадлежит Китаю и известна там как Синьцзян. Семиречье и Тянь-Шань тоже испокон веков были в китайской сфере влияния, и даже арабы, одержав над китайцами победу на реке Талас в 752 году, не рискнули идти дальше на восток. А вот в 1860-е годы, когда Китай был слаб, этими землями овладел русский царь, вряд ли подозревавший, что таким образом даст "путёвку в независимость" двум народам.

20.


"Из-за дальних гор, из-за древних гор
Да серебряной плетью река
Рассекала степи скулу...." (с) Калугин

21.


Облака и горы:

22.


Этот кадр, кабы не зашумленность, поставил бы на заглавный:

23.


Пересекаем границу - вот она, Чу-река. Вроде бы это Кордай (бывшая Георгиевка), главный КПП между Казахстаном и Киргизией. Там я мог бы стоять в очереди на погранпереходе, соображая, что делать в случае противоправных действий.

24.


А правее, за рекой - Киргизия. Чу делит долину пополам, собирая в себя ручьи и речки, стекающие с гор Киргизского Ала-Тоо, поэтому её казахская часть степная и пыльная, а киргизская - самый настоящиай оазис.

25.


Чу - река по среднеднеазиатским меркам немаленькая: длина 1066 километров, расход воды - 130 кубометров в секунду, это масштаб Клязьмы (та короче, но чуть полноводнее). Начинаясь близ Кочкорки, она проходит совсем рядом с Иссык-Кулем, поворачивает и образует Боомское ущелье - главный путь к великому озеру, где проложена даже железная дорога. Сложно поверить, что здесь ещё и граница, и ни за что не догадаешься, с какой стороны Казахстан, а с какой Киргизия:

26.


А это вид уже по пути из Оша - абрис гор, довлеющих и над Бишкеком. Это Киргизский Ала-Тоо, но в бесперспективности попыток опознать по карте отдельные вершшины я убеждался уже не раз. Высота этих гор - где-то 4400-4800 метров, и как две Алматинки, с них сбегают речки Аламеддин и Ала-Арча, образующие очень красивые ущелья и проходящие через город. Водные зеркала внизу - не озёра, а оросительные пруды:

27.


На переднем плане - Ала-Арчинское водохранилищ с хорошо заметной дамбой. За ними горит свалка - место на ней давно исчерпано, и его "расчищают" таким вот образом. Вдали - трубы Бишкекской ТЭЦ-1 (1961), чрезвычайно мощные и видимо сейсмоустойчивые. В самой высокой - 300 метров, и видна она в Бишкеке почти отовсюду.

28.


Домики бишкекский окраин. "Понаеханск" тут ещё хуже, чем в Чимкенте:

29.


Но вот и въезд в город - самолёт неплохо успевает над ним покружиться:

30.


Прежде чем сесть в аэропорту Манас, который от города в 25 километрах. "Манас" - это самый длинный в мире эпос, одновременно хроника переселения киргизов на Тянь-Шань и отвоевания новой родины, стержень идентичности киргизского народа, более твёрдый, чем любая религия. И в общем для главных ворот страны имя героя вполне уместно... о Манасе в его ставке в Таласской долине у меня есть отдельный пост. О серых самолётах же - чуть позже:

31.


Границу прошли быстро и легко. У меня за спиной разговаривали двое мужиков, один объяснял другому, что Киргизия - это как Молдавия, только в Азии... и в общем-то был прав. Полустёртый штамп влепили без разговоров (а на второстепенных переходах типа таласского могут и не влепить без напоминания!). Перед поездкой меня пугали, что валютут тут заставляют декларировать. и оказавшись в зоне таможенного контроля, я поинтересовался, где это можно сделать. Киргизы в форме мне ответили примерно: "Сколько везёшь? До 3000 долларов декларировать не надо! Это тебе не Россия!" - удивительно, но возразить им правда было нечего: Киргизия мне запомнилась одной из самых свободных стран бывшего СССР, даже в Прибалтике, Молдавии и на Украине государство заметнее, чем здесь, что особенно впечатляет, если учесть, что кругом режимы мягко говоря строгие: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай... Впрочем, о "демократии по-среднеазиатски" и других аспектах современности у меня будет отдельный пост.

32.


Советские интерьеры аэропорта и запертый вход в его же музей - здесь мы с Даркией бродили, убивая время перед рейсом. "Манас" открылся в 1972 году вместо старого аэропорта, остатки которого ныне глубоко в черте города, и по объёму перевозок уступает Алма-Атинскому аэропорту вдвое (1,8 миллионов человек) - и здесь уже не то что пустовато, но гораздо тише, примерно как в крупных провинциальных аэропортах России. Регулярные рейсы - в основном по России и Средней Азии, ещё есть в Киев, Урумчи, Стамбул, Дубай, а вот в Европу - ни единого прямого рейса.

33.


Сбор пожертвований - рядом православный алтарь и мусульманский Красный Полумесяц:

34.


Вдали - неожиданно красивый грузовой терминал, возможно лучший образец современной архитектуры в Киргизии:

35.


При посадке в Киргизии досматривают трижды, как в России - хоть в чём-то тут строже, чем в Казахстане! А из иллюминаторов самолётов и из окна зала ожидания хорошо видны вот эти серые машины:

36.


С 2001 года "Манас" - это ещё и авиабаза военно-воздушных сил США (также известна как "Ганси" в честь погибшего 11 сентября командира пожарной службы Нью-Йорка Питера Ганси), о создании которой они договорились с тогдашнеим президентом Аскаром Акаевым для вторжения в Афганистан: правивший между двумя революциями Бакиев пытался их отсюда выгнать, но в итоге ограничился тем, что многократно поднял арендную плату. Киргизия тут вообще уникальна: где ещё в 30 километрах друг от друга могут находится американская и российская военные базы? А вот в Киргизии так - с другой стороны от Бишкека, в городке Кант, базируются и наши ВВС. Причём у наших там стоят ещё и старенькие штурмовики Су-25, у американцев же только транспортники и стратотанкеры КС-135. И если Кант опознаётся разве что по вышкам, то американские самолёты в гражданском аэропорту уже успели стать главной его достопримечательностью.

37.


Это один из главных каналов снабжения американских войск в Афганистане - за это американские солдаты прозвали её "Ворота в Ад". Впрочем, сейчас базу постепенно выводят, и вполне возможно, эти кадры - уже история.

38.


Но даже у вспомогательных машин американской армии вид грозный:

39.


Можно заснять и самих янки:

40.


-Hey, Steve, what's this shit?!                                  -Хей, Стив, вориз тзис щет?
-I don't know, Jimmy. Let's get out here!                  -Ароноу, Джимми! Лец герара хиа!

41.


Мы тоже get out of here - в Ош. Вернее, из Оша в Бишкек - между ними 400 километров горной дороги. Киргизия, как и Украина, страна двух ярко выраженных половин, только делится на на Запад и Восток, а на Север и Юг, и вдобавок обе половины отчётливо пророссийские. Северная Киргизия тяготеет больше к Казахстану, Китаю, Великой Степи - более просторная, более разгильдяйская, менее религиозная, а в её основе - Чуйская долина и Иссык-Куль. Южная Киргизия - это уже глубокая Средняя Азия с бескрайними базарами, древними городами, отчётливым восточным колоритом и большой долей узбеков, особенно в городах; её основа - края Ферганской долины, этого сердца Средней Азии, и окрестные горы. Киргизские революции во многом были борьбой Севера и Юга... но дело в том, что преграда между ними не условна: три мощнейших тянь-шаньских хребта, и соответственно перевалы, каждый высотой более 3 километров. Дорога там безумно красива, но легковушка или минивэн преодолевает её за 7-10 часов, автобус же плёлся бы сутки... но автобусов там нет, так как киргизское законоадательство запрещает их проезд через перевалы выше 3 километров. И вот нищее киргизское государство не жалеет средств поддерживать "бюджетную" авиалинию Бишкек-Ош, перелёт по которой занимает около 40 минут (дольше, чем в Алма-Ату), а билет стоит порядка 1000 рублей (дешевле, чем на легковушку). Что удивительно, при этом самолёт даже не до конца заполнен - почему-то киргизы предпочитают ездить по дороге.

42.


Мы же опробовали оба варианта: "туда" - по земле, ради пейзажей, а "обратно" - по воздуху. Вот внизу сверкает Токтогульское водохранилище и мощнейшая в Киргизии река Нарын, один из двух истоков Сырдарьи. Водохранилище - одно из красивейших мест на трассе:

43.


Над Ошом городом нависает Сулейман-гора о пяти вершинах. Слева направо Буура-Тоо (Верблюд-гора, на которой по легенде молился Соломон и остался "домик для молитв" того самого хана Бобура, первого из Великих Моголов), Шор-Тоо ("Солевая гора" с выходами соли на склонах), Рушан-Тоо ("Светлая гора", самая высокая из пяти вершин), Каттама-Тоо (Слоистая гора) и Ээр-Тоо (Седло-гора). На этой горе - сотни петроглифов, кладбище, святые пещеры, прямо в одной из которых устроен музей, у подножья крупнейшая в стране мечеть, а наверху постоянно не протолкнуться от паломников и просто гуляк и словно ослаблена гравитация... в общем, одно из самых впечатляющих мест Киргизии. Весь Ош стоит у её подножья, и для Киргизии он парадоксальным образом примерно то же, что для России - Петербург. Ош мне понравился: те же вещи, которые в Бишкеке или Караколе раздражают, здесь выглядят абсолютно уместно и естественно.
А на переднем плане куда как прозаичнее - ТЭЦ с сейсмоустойчивой трубой и хлопковый комбинат:

44.


Хвосты самолётов на фоне горы Кырташтау - она тоже одинокая и повыше Сулейман-горы, но такой сгущающейся вокруг ауры не создаёт. Гора как гора:

45.


Ошский аэропорт неожиданно цивильнее и современее бишкекского - как я понимаю, это с нуля построенный терминал, а где-то в стороне (я его видел, но не заснял) есть и типовое старое здание. Рейсы отсюда - в Бишкек, города России, Урумчи и Стамбул, а вот даже в Алма-Ату напрямую уже ничего не летает. Из центра Оша мы сюда ехали на такси, которое вела необычайно суровая женщина, не проронившая за всю дорогу ни слова, кроме уточнения "В аэропорт?" и обозначения суммы (не помню) по прибытии... таксист - по-моему, самая неженская работа, тем более в мусульманской стране. А у площадки перед аэропортом вид почти европейский:

46.


Кыргызстанцы ждут своего самолёта:

47.


В следующей части - о трёх сёлах Чуйской долины, одно из которых (а не Бишкек!) стало нашим пристанищем.

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу.
Как делают юрты? Кочкорка.
Собрать и разобрать юрту.
Бессистемный пролог.
Яки Таш-Рабата.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Кыргызстан в общем.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Киргизский некрополь.
Демократия по-среднеазиатски. Люди и реалии.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокруг озера Иссык-Куль.
Нарынская область.
Дорога Бишкек-Ош.
Южная Киргизия.

Киргизия, дорожное, авиация, Бишкек, Чуйская область, транспорт, Ош, Ошская область, Казахстан, Алма-Ата, Алматинская область, Семиречье

Previous post Next post
Up