Талды-Курган

Oct 27, 2013 21:08




Ещё в сентябре, будучи в Алма-Ате, я рассказал о своей короткой поездке на Джунгарские ворота за реваншем - путь "туда" по Турксибу, сами ворота и озеро Алаколь и обратный путь по автодорогам через всё Семиречье (в этом же посте ссылки на остальные три). Не успел я тогда рассказать лишь про Талды-Курган, самый маленький областной центр Казахстана (132 тыс. жителей) и официальную столицу Семиречья. Тут, вероятно, скажете - а как же Алма-Ата? Но это особенность административного деления Казахстана: представьте себе, что центром Московской области является Коломна, а центром Ленинградской - Тихвин, - вот так и соотносятся Астана с Кокчетавом и Алма-Ата с Талды-Курганом соответственно.

Откровенно говоря, именно Талды-Курган, а не Кызылорда, пнуть которую считает своим долгом любой заезжий путешественник - самый неинтересный областной центр Казахстана. В смысле - самый бедный на достопримечательности и колорит. Он зародился в 1869 году как хутор Гавриловка, основанный укранискими переселенцами, по местной легенде "отделившимися" от станицы Карабулакской из-за ссоры с местным атаманом. К 1888 году Гавриловка разрослась до села и имела не больше шансов вырасти в областной центр, чем любой из показанных в прошлой части аулов (а тогда - тоже переселенческих сёл), а пожалуй и меньше, так как Турксиб её обошёл стороной. В 1920 году село переименовали - по-русски Талды-Курган значит Ивовый холм, и наконец в 1944 году с места в карьер сделали городом и областным центром. Талды-Курганскую область упраздняли дважды: в 1959-67 годах и в 1997, но на второй раз это пошло Талды-Кургану скорее на пользу: в 2001 году областной статус Талды-Кургана восстановили, только теперь в его подчинении оказалась огромная и богатая Алматинская область. Что город зажиточен и динамичен, видно уже на его окраинах - со стороны Учарала он встречает отличным шоссе и новеньком аэропортом (см. прошлую часть), а со стороны Алма-Аты - строящимися коттеджами на фоне сопок.

2.


Есть и ещё один нюанс, о котором я узнал лишь из общения с местными: если "старая" Алматинская область относилась к Старшему жузу, то Талды-Курганская - к Среднему. О трёх жузах, этих Севере, Юге и Диком Западе Казахстана, я когда-нибудь сделаю отдельный пост - различия между ними хорошо заметны, а казахи помнят родство. То есть, юг Алматинской области тяготеет больше к Чимкенту и Таразу, в широком смысле слова - к Средней Азии, а север - к Астане, Караганде, Усть-Каменногорску, в широком смысле - к Сибири. Нынешний Талды-Курган - столица чрезвычайно гордого племени найманов: так назывался древний монгольский народ, покорённый лишь Чингисханом и после этого рассеявшийся по всей Степи. "Ядро" найманской орды в итоге перешло на тюркский язык и стало одним из сильнейших казахских племён. Я знаю только два казахских племени, которые регулярно подчёркивают свою обособленность - адайцы с Мангышлака и наймана. Только если адайцы гордятся своей свирепостью и непокорностью, то найманы - напротив, благородством и цивилизованностью, на остальных казахов поглядывая свысока. Алма-Ату правильный найман считает неуютным, грязным и шумным городом, не то что его родной Талдык!

3.


И так как Талды-Курган - маленький центр огромной области, здесь находится один из самых оживлённх во всём Казахстане автовокзал, занимающий вон то синее здание слева. Здесь активно курсируют и автобусы, и частники - в зале ожидания висит большое расписание, а за правым краем кадра остался длинный ряд машин, тянущийся отсюда на несколько сотен метров по ведущей в центр улице Шевченко. Зазывают куда угодно - хоть в Алма-Ату, хоть в Учарал, хотя конечно на глаз процентов 70 оборота принадлежит "алматинским". Предложение тут явно превышает спрос - даже на Алма-Ату ждать, когда наберётся машина, можно достаточно долго. Но если до, например, Учарала автобус идёт 8 часов, то на частнике можно долететь и за 3. Здесь же множество открытых едален (дымок одной из них виден в центре кадра), подают стандартные для Казахстана самсу-шашлык-плов-манты-шурпу-куырдак плюс некое местное блюдо, название которого я запомнил как "сарынье" (на самом деле сырне). Кормят для привокзальной забегаловки на удивление неплохо - может, у найманов в принципе кулинарная культура повыше?

4.


А зелёная здание с портиком - это не старый автовокзал, а вокзал железнодорожный. Он действует, внутри есть касса, но загвоздка в том, что сюда не ходят пассажирские поезда (что опять же добавляет оборота автовокзалу). Когда сюда протянули ветку от Турксиба, точно не знаю, скорее всего в конце 1930-х годов, когда восточнее начал строиться свинцово-цинковый комбинат (пущен в 1942 году) в Текели - вокзал в общем и по стилю похож на то время. Было ли тут когда-то пассажирское движение - не знаю, сейчас сюда попадают через показанную в "турксибовском" посте станцию Уштобе в 40 километрах от города. Тем не менее, сам талдыкурганский вокзал довольно симпатичен благодаря своей конструктивистской "апсиде":

5.


Тихая станция с путями, уходящими в сторону Джунгарского Алатау - это в тех горах стоит Текели, растянутый на 30км по долине Каратала. За путями - обширная Южная промзона, но крупной индустрии в Талды-Кургане не заметно, лишь видимая издалека труба ТЭЦ. Я сделал пару кадров с горами, и тут...

6.


-Мужчина! Вы что делаете? Предъявите документы!
...Отправляясь на Джунгарские ворота, где год назад я потерпел совершенно позорный крах от местных силовиков, я морально готовился к встречам с нечистыми на руку стражами порядка. В итоге непосредственно на Джунгарских воротах не было ни малейших проблем, но и путь и туда (эпизод на вокзале Алма-Ата-1 описан в "турксибовском" посте), и обратно пролегал через ЛОВДшыне отделения. Итак, увидев странного человека на путях, из своей сторожки по соседству с вокзалом появились двое копов. К счастью, они не увидели, что я что-то фотографирую, и потому предложение пройти в отделение после проверки документов я воспринял довольно спокойно. Там - уже в общем-то не пугающая в Казахстане процедура досмотра вещей (при этом корректно - вещи достаю, показываю и комментирую сам) на предмет "опасных грузов" (самым опасным в данном случае являлась просроченная самса, купленная ещё в Алма-Ате).
-Так, Илья Алексеевич, так... Вот, читайте - административный кодекс республики Казахстан, статья [такая-то, формулировка не дословная] "Нарушение техники безопасности на железнодорожном транспорте", проще говоря - "хождение по путям". Это чтобы у вас не возникало вопросов, почему вы здесь оказались. Вы понимаете, что железная дорога - это зона повышенной опасности, и гражданским лицам вообще нельзя к ней подходить?
-Здрасьте! А как же тогда на поезд садиться?
-Пассажирские поезда здесь не ходят.
-Так я же этого не знал! Если бы табличка висела.... (хотя конечно всё я знал)
-С какой целью вы здесь?
-Турист я. На Алаколь ездил на пару дней, теперь вот в Алма-Ату возвращаюсь. У меня просто был билет от Актогая на сегодняшний вечер, но так как я уже тут - я хотел его сдать. Однако в кассе обеденный перерыв, и я просто вышел посмотреть, что тут с другой стороны. А на рельсы вышел, потому что оттуда горы лучше видно (это всё была правда)
-Первый раз здесь?
-Да, - а вот это уже враньё.
-Родственники здесь есть?
Перестаю улыбаться, и спокойно говорю, глядя в глаза:
-Родственников нет, но есть друзья. Я в Алма-Ате живу у них в гостях, это в центре города, и регулярно о своих перемещениях докладываю. Они знают, что я в данный момент в Талды-Кургане.
-Ясно, Илья Алексеевич... Так что же с вами будем делать?
-Думаю, в виду незначительности совершенного мной правонарушения и того факта, что я ни разу прежде на территории Казахстана не подвергался ответственности (юридически ведь это правда так!), думаю, стоит выписать мне предупреждение, которое ваш административный кодекс предусматривает за мелкие правонарушения, совершенные впервые.
Полицейского такой ответ не устроил, он задал мне ещё несколько дежурных вопросов, а потом повисла неловкая пауза.
Листая мой паспорт, задумчиво:
-Порвать что ли миграцонку?
-Что-что, простите?
-Позвать что ли миграионку, говорю.
-Миграционную полицию, в смысле? Зачем? Совершенное мной правонарушение вроде бы не в их компетенции.
Полицейский снова задумался, а я ввернул аргумент, которому меня в своё время учил puerrtto в гостях у Кротова:
-Нравится мне у вас. Очень люблю степь, очень интересуюсь вашей историей и т.д....
Тюрки не славяне, в России бы такое высказывание мента только взбесило (ведь не дай Бог увидеть страну лучше, чем она есть), но тут безусловно - польстило. В общем, взвесив все "за" (денежек-то хочется) и "против" (друзья в Алма-Ате есть и вообще человек видимо хороший), полицейский вернул мне паспорт и отпустил. Короче, научаюсь с ними взаимодействовать потихонечку.

7.


От вокзала в центр ведёт улица Шевченко, при этом ещё где-то на километр тянется массив частного сектора. На параллельной улице - один из трёх талды-курганских храмов: костёл Девы Марии Гваделупской (!, ведь это главная святыня Латинской Америки), очень странно выглядящий среди высоких заборов и деревянных столбов:

8.


На самом деле костёлы в Казахстане - не такая уж редкость, ведь депортации забросили сюда немало немцев, литовцев, поляков... Самый крупный казахстанский костёл не так давно построен в Караганде, самый старый, дореволюционный, до сих пор стоит в Петропавловске.

8а.


Сквозь запертую дверь со стеклом заснял очень приятный интерьер с деревянным верхом:

9.


И направился дальше. В целом, Талды-Курган даже в центре тривиален настолько, насколько может быть город, обладающий хоть минимальным статусом. Пятиэтажки, зелень, сухие арыки; обилие вывесок и всяких мелких заведений на первых этажах; довольно оживлённое движение. В общем, нормальный провинциальный Казахстан:

10.


Так я вышел на параллельную железной дороге главную улицу - проспект Тауелсыздык, то есть Независимости. Надо заметить, не такой уж и частый в Казахстане топоним, "достык" ("дружба") встречается намного чаще. Практически на одной линии с вокзалом - здание, похожее на бывший ДК или кинотеатр, которое с незапамятных уже времён занимает ресторан "Семиречье":

11.


...Год назад я гулял по Талды-Кургану на рассвете, так как попал сюда поездом через Уштобе ещё затемно. Те потерянные фотографии были, наверное, красивее, но как я понял - настоящего Талдыка я в тот раз не увидел: первое, что бросается тут в глаза в полдень - это многолюдье. Мне поначалу даже показалось, что я попал на какие-то народные гулянья - столько кругом было явно никуда не спешащего (в будний-то день!) и неплохо одета люда. Преобладают, как видите, казахи - их тут 65%, русских около 25%, в принципе это нормальное соотношение для областных центров в средней части страны.

12.


Но вот общая праздничность мне так и осталось непонятна. Вот молодые девчонки, похожие на фольклорные ансамбль; тут - свадьба, там - какая-то игра. В одном месте ко мне подбежали старшеклассники с фотоаппаратом, сказали, что у них флешмоб, дали мне в руки листок А4 со смайликом, сфотографировали и убежали - я даже не успел сфотографировать их сам. Чего-чего, а флешмобов я в Казахстане прежде не видел! Всё это сочетается с обилием полиции, после вокзального эпизода порядком меня раздражавшим - коп в фуражке тут стоял едва ли не на каждом перекрёстке, а частенько и не один.

13.


По Тауелсыздык я пошёл сначала направо, на восток - мой маршрут в принципе примерно повторял прошлогодний, лишь был чуть пошире. Центр города застроен в основном типовыми сталинками, или даже скорее - "маленковками":

14.


Верблюд с прошлого кадра в профиль:

14а.


Проспект приводит на площадь - безымянную, но довольнь уютную. Некое подобие ансамбля - Дом связи с национальным мотивами, фонтан "Семиречье" с фигурами архаров:

15.


Дом культуры имени Жансугурова (1962), заменяющий небольшому городу обязательный дуэт драмтеатра-оперы (хотя небольшой казахский драмтеатр в Талдыке тоже есть). Запомните вон ту многоэтажку на заднем плане:

16.


Напротив ДК - довольно-таки небольшоая акимат Алматинской области. Однако отсюда управляется территория крупнее Беларуси:

17.


А под уже упомянутой многоэтажкой притаился едва ли не единственный исторический памятник Талды-Кургана - старый (1907) деревянный дом, с 1984 года занятый музеем Ильяса Жансугурова, казахского писателя начала ХХ века. Вроде бы дом не имеет к нему особого отношения (хотя когда тут в 1920-е находился райком, писатель в нём бывал), а просто чудом сохранился от переселенческой Гавриловки. Может, это была какая-нибудь управа или школа... зайти и спросить, при этом не посещая сам музей (а что мне от музея писателя, которого я не читал?), я постеснялся.

18.


Домик красивый и сам по себе, даже безотносительно тривиальности всей остальной архитектуры в Талдыке. Ещё один похожий дом на улице Абылая раскопал в своё время volos-t, может быть и ещё есть.

19.


А на другой стороне квартала - довольно интересное здание почтамта и вход в Центральный парк:

20.


Ещё один пример деревянного зодчества - уже советского:

21.


Прямо в парке - небольшой обелиск на могиле Гражданской войны и, на круглой лужайке, недостроенный ресторан "Шанырак". Шаныраком называют свод юрты, круглое окно над очагом, и у казахов это один из любимых образов: общее небо. Год назад на этот шанырак можно было подняться, теперь же его обнесли забором... опять же в виде внутренней стенки юрты.

22.


Как я уже когда-то писал, юрты в современном Казахстане чаще можно увидеть в городе, чем в степи - в них наливают кумыс и шубат:

23.


Вообще, забавных сюжетов в парке много. Второй верблюд, кстати, настоящий - с самодовольным видом (как и подобает верблюду) объедает листья на дереве. В принципе для Семиречья, особенно его северной части, верблюды не характерны - а вот в Южном Казахстане я на их стада насмотрелся.

24.


Через парк я пошёл обратно - в западном направлении. На выходе из парка - местная Родина-мать, а вместо советский звезды над ней - казахский орёл.

25.


Напротив - городской акимат, за ним наискось будет уже показанный областной.

26.


Я пошёл в другую сторону - на параллельную улицу Кабанбай-батыра (местный полководец, воевавший с джунгарами). На перекрёстке - едва ли не самая красивая в городе сталинка, принадлежащая финансовой полиции. Сфотографировал я её из окна машины уже по дороге в Алма-Ату, во время прогулки же концентрация полиции, причём отнюдь не финансовой, не оставляла мне такой возможности. Водитель же, когда я ему на это посетовал, сразу вспомнил, как какие-то друзья ночью сфотографировлись на фоне этого здания со вспышкой... а затем провели в нём пару часов за составлением объяснительной.

27.


По Кабанбай-батыра я шёл уже на запад. Всё в том же сквере, на противоположной областному акимату стороне - картинная галерея:

28.


Чуть дальше - типовой советский кинотеатр и какой-то более симпатичный новострой:

29.


Асфальт становится всё грязнее, тротуар - всё люднее, улица встаёт в пробке - всё свидетельствует о том, что мы приближаемся к базару! Вернее, сам базар чуть дальше (правее), а на улицу Кабанбая выходит несколькими торговыми центрами.

30.


Здесь же главный узел городских маршрутов, в обиходе - Фиалка по старой вывеске до сих пор действующего магазина:

31.


В том же "базарном" посте я писал, что среднеазиатский базар не знает границ - вот и тут торговля "с рук" от базара расползлась на несколько кварталов.

32.


Популярный товар - яблоки. По дороге с Джунгарских ворот мы проезжали несколько аулов с "яблочной" специализацией - и это скорее всего их обитательницы:

33.


А вот странный русский мужик расселся прямо на проезжей части, и периодически раскидывал руки, становясь похожим на йога, что конечно сильно озадачивало прохожих. Вскоре подошёл полицейский, и к моему удивлению начал разговор весьма доброжелательно: "Эй! Как дела?". Мужик, увидев полицейского, молча встал и освободил проезд - уж не знаю, что он хотел всем этим сказать.

34.


Я вновь вышел к улице Шевченко и направился по ней дальше на север, в сторону, противоположную вокзалу. Рынок остался слегка в стороне, но его близость хорошо заметна. Конкретно на Шевченко мешками продают зерно:

35.


Почему-то именно на вокруг базара сохранилось немало домиков старой Гавриловки:

36.


36а.


Здесь находится второй талды-курганский храм - на этот раз православный собор Иоанна Богослова (1987-92), одна из первых постсоветских церквей в Казахстане. По его грубоватой, слегка наивной архитектуре это хорошо видно:

37.


Мне нравятся казахстанские церкви - в них всё как-то очень тепло и искренне, и думается, наступающая со всех сторон чужая культура сильно укрепляет веру и взаимопомощь тех, кто сюда приходит.

38.


Кроме того, церковь в Казахстане - это почти всегда целый квартал, содержащий разные другие службы при ней типа воскресной школы или сиротского приюта.

39.


До революции в Гавриловке (разросшейся до 5 тыс. жителей) было две церкви, 1893 и 1915 годов постройки - обе находились в районе базара, первую сначала перестроили до неузнаваемости, а потом снесли; вторая, перестроенная в ДК, в 1960-е сгорела сама. Фотографий их вроде бы не сохранилось.
А тут внимание на вывеску справа. Подозреваю, водит этих следопытов по горам семиреченский казак:

40.


Мечеть в Талдыке тоже есть - дальше по улице Кабанбая (на которую я вернулся от церкви), но какая-то уж совсем маленькая и неприметная. Парадокс, но в Казахстане есть города, где визуально христианство преобладает над исламом (например, Жезказган, Кустанай и конечно же сама Алма-Ата). При этом у ворот мечети в оба мои приезда было куда более людно, чем на церковном дворе.

41.


Я снова вышел на Тауелсыздык. Очень впечатляют многоэтажки с национальными мотивами - во-первых, окна-юрты, а во-вторых древний орнамент под крышей, символизирующий одновременно и мужское (батыр в угрожающей позе) и женское ("символ плодородия") начала. Таких вдоль проспекта несколько:

42.


В следующем сквере - ещё одна общая примета Талды-Кургана и Кокчетава... только если в Кокчетаве обыгрываются скалы Борового, то в Талдыке - петроглифы Тамгалы, один из 3 объектов Фонда ЮНЕСКО в Казахстане, куда я всё никак не доберусь, так как находятся они в глухой степи вдали от населённых пунктов. Штуковина справа же обозначет торсык - кожаную флягу для кумыса.

43.


Эти камни здорово смотрятся на фоне многоэтажек. А вот сюжет "Талдык - город-контраст": симпатичных новостроек пастельных тонов тут довольно много, ну а лачуги - где их нет?

44.


Пройдя ещё с полкилометра по проспекту, я увидел компанию велосипедистов - велоспорт в Казахстане вообще в числе приоритетных видов... Но вот не верится, что в Талдыке каждый день такая движуха! На заднем плане, между тем, крайняя точка обеих моих прогулок - кинотеатр "Казахстан" и мемориал "Уш-Ата" ("Три отца"), изображающий местных героев Джунгарской войны ( про эту "столетнюю войну" казахов с джунгарами я писал не раз) - полководцы, а на старости лет судьи Ескильды и Балпык и поэт Кабылиса.

45.


В сквере обнаружилась юрта, куда я зашёл пропустить пиалу кумыса, а хозяйка таки уговорила меня отведать сырне - это какое-то сугубо местное блюдо, нигде больше в Казахстане оно мне не встречалось, хотя суть у многих степных блюд одна - баранье жаркое (в данном случае рёбра) с овощами (в сырне это лук, помидоры, картошка, морковка) и тестом здесь оно типа жаренных мант без начинки).

46.


Хлеб, кумыс и сырне - таким нехитрым ужином я отметил реванш на Джунгарских воротах. Вообще, по прошествии месяца сам удивляюсь, как быстро та история, одолевавшая меня год, "осталась в прошлом, сгинула в туман", стоило только вернуться оттуда с победой.

47.


В следующих 6 частях расскажу об Алма-Ате, которая стала мне даже отчасти родной. В принципе об Алма-Ате у меня есть посты весны 2012 года, первого приезда, и кое-какие из них я отредактировал, но этот рассказ будет тому параллельным.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Дорога в Туркестан
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Аральское море.
Аральское море. То, что от него осталось.
Ташкентская магистраль. Аральск - Туркестан.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Южный Казахстан
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Сауран. Крепость в пустыне.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Продолжение в Киргизии.

транспорт, железнодорожное, дорожное, Казахстан, деревянное, Алматинская область, Семиречье

Previous post Next post
Up