Каракол (Пржевальск). Часть 1: старый город

Feb 20, 2014 15:56



Нынешний Каракол - четвёртый по величине (65 тыс. жителей) город Киргизии на восточном берегу Иссык-Куля. Сто лет назад он был третьим по величине уездным городом Семиреченской области (8,6 тыс. жителей, после Верного/Алма-Аты и Джаркента), и что удивительно, его центр с той поры сохранился почти без изменений: большая деревянная церковь, купеческие домики и лавки, две старые мечети, прямоугольная планировка на склоне... Откровенно сказать, Старый Каракол весьма невзрачен, его архитектура не выдержит никакого сравнения с историческими городками России - но это самый хорошо сохранившийся малый город Русского Туркестана, и примерно так же некогда выглядели Бишкек, Астана, большинство областных центров Казахстана...

О советском и постсоветском Караколе-Пржевальске, а также о его мусульманском наследии уездной эпохи, будет вторая часть. Пока же только погуляем по старому городу.

Тут надо оговориться, что называть уездную часть Каракола "Старый Пржевальск" не совсем корректно - да, на 9/10 это построено, когда город был Пржевальском, но в целом оба его имени равнозначны. Основанный в 1869 году полковником Александром Каульбарсом как Каракол (что в переводе значит "Чёрная рука" по ближайшей речке), спустя 20 лет город был переименован в честь умершего здесь в начале очередной экспедиции Пржевальского. Такие переименования в честь героев для Российской империи были очень не характерны и чаще всего встречались именно в Туркестане: Чимкент в 1914-24 годах назывался Черняевск, нынешняя Фергана в 1910-24 - Скобелев, то есть Пржевальск был ещё и первым подобным случаем. В 1922 году городу вернули старое название, продержавшееся до 1939 года, когда он опять сделался Пржевальском. Судя по тому, что вновь и видимо насовсем он стал Караколом в 1992-м, киргизы с этим переименованием ещё колебались. Могли бы, на мой взгляд, и оставить...

2.


В 1897 году в уездном Пржевальске русских было 36% населения, ещё 27% - сарты (узбеки, основное население среднеазиатских городов), 17% - киргизы (против 0% в Пишпеке), 11% - китайцы (видимо, дунгане), 7% - татары. В нынешнем Караколе киргизов 69%, по 3% уйгур и узбеков, по 1,5% - татар и дунган, а русских - целых 18%, больше только в Бишкеке. Так что вокруг Троицкой церкви, доминанты уездного города, и по сей день оживлённо:

3.


Церковь построена в 1895 (по другим данным, в 1911) году, и остаётся самой большой и красивой в Киргизии. Ни с чем не спутать этот "семиреченский стиль", образцы которого я показывал в Алма- Ате и Джаркенте.

4.


В 1932 церковь была закрыта под ДК и обезглавлена, в 1947 вновь открыта, но тогда община смогла восстановить лишь главный купол - боковые главки и звонница здесь лишь реплики. В 1961 - опять закрыли под спортзал, в 1986 стали реставрировать под краеведческий музей (как в Алма-Ате), а в 1995 наконец окончательно вернули прихожанам. Но хорошо, что совсем не снесли - скажем, не хуже сохранивший рядовую застройку, но утративший церковь Каркаралинск выглядит совсем не так цельно. Храмы на чужбине - это не столько место культа, сколько маркер идентичности.

5.


Детали, столь уместные в экзотическом Семиречье:

6.


Вокруг церкви - по сути небольшой парк за забором, часть которого занимает яблоневый сад. Как и при многих других среднеазиатских церквях, местные русские ходят сюда просто погулять - где-то играют дети, где-то старушки сидят на лавочке... А вот заходит в храм группа иностранных туристов: нынешний Каракол у них весьма популярен. (всё это, само собой, не к фотографии пояснения). Подробнее о Троицкой церкви читайте у volos-t.

7.


Дом напротив... Никакой конкретной информации о большинстве архитектурных памятников я не нашёл, да и так ли она нужна? Дом купца такого-то, дом мещанки такой-то... Тут могла быть управа или какая-нибудь гимназия. Или, например, русско-киргизская школа.

8.


Дальше я обошёл круг. Хорошо сохранилась в Караколе только половина исторического центра, и церковь стоит в самому низу "цельной" его части. Я пошёл наверх по тенистым, неухоженным улицам... вернее, по местной улице Ленина:

9.


10.


11.


12.


Архитектура очень узнаваемая - такие белёные саманные домики с резными наличниками и ставнями в Средней Азии попадаются в самых разных местах: саман в местном климате, видать, удобнее дерева, да и доступнее. А кое-где - дувалы и дарвазы (заборы-"стены" и высокие украшенные ворота), в те времена вещь совершенно не лишняя:

13.


Попадаются в Старом городе, конечно, и вкрапления ХХ века, в основном по-моему школы - но редко:

14.


Самый роскошный дом - выше по той же улице. Опять не знаю, что это - в краеведческом музее отмечен как "Первая народная библиотека-читальня, открытая в 1902 году", но для уездного города на периферии империи звучит явно неправдоподобно. Скорее, это был дом градоначальника, или уездное правление, или очередная гимназия, ну а библиотека уже при нём.

15.


Вид со двора:

16.


Местные у церкви же и вовсе поведали мне такую историю: было де в Пржевальске два брата-купца, один из которых ещё и градоначальник, и жили они в одном доме напротив церкви (кадр №8). Потом рассорились, и тот, что отселился выше по Ленина, воздвиг себе самые роскошные в городе хоромы, дабы уесть братана.

17.


Выше, в том же квартале - ещё одно советское здание (похоже на дом пионеров) с памятником Чайковскому:

18.


Но преобладают всё же тут вот такие дома:

19.


Ещё одна, кажется, школа:

20.


Самый верхний (из виденных) более-менее примечательный уездный дом:

21.


Современное зодчество:

22.


Ещё одно советское вкрапление:

23.


Выше застройка редеет и отрущобливается, и дальше я решил не ходить. Над городом довлеет пик Пржевальского (4273м), который в одном из следующих постов мы ещё увидим вблизи.

24.


Спускался я по параллельной улице, название которой ещё более девственно-советское - Дзержинского:

25.


Русские люди:

26.


Киргизские люди:

27.


Русские дома:

28.


Советская школа - почему они тут в такой концентрации?!

29.


Настроение моё здесь как-то смутно и незаметно испортилось. Нет, фотографии конечно не передают, чем здесь хуже российских райцентров, но поверьте на слово - хуже, и намного. Каракол мне и в остальной Киргизии запомнился самым запущенным и неуютным областным центром после Таласа, и среди этих домиков, построенных совершенно другой цивилизацией, разруха заметна втройне.  Скорее всего, так же финны смотрят на Выборг, а немцы - на Советск и Черняховск...

30.


Хотел свернуть к центральному Парку имени Пушкина, но почему-то передумал. В переулочке - сталинские малоэтажки:

31.


31а.


У которых ко мне чрезвычайно навязчиво привязался киргизский паренёк лет 15, по-русски знавший буквально несколько слов. Уж не знаю, чего ему надо - ходил за мной хвостом, пытался заговорить, с интересом смотрел, как я фотографирую; у магазина попросил купить ему сока (и я бы купил, но сока в магазине не оказалось). Потом рядом материализовался ещё один мальчонка, столь же навязчивый, причём поздоровавшись - попытался меня обнять. Посылать их грубо мне не позволила врождённая тактичность (а также опасение - вдруг позовут кого-то помощнее да начнут к ответу призывать), поэтому я спрятался от них в краеведческий музей, занимающий симпатичный купеческий домик:

32.


Но музей оказался довольно маленьким, хотя и небезыинтересным (один кадр отсюда таки попал в "исторический" пост) - всё же главный музей Иссык-Кульской области находится в курортной Чолпон-Ате. Детишики зашли следом за мной, и кассирша их выставила. Постояли на крыльце, подождали несколько минут, и ушли. По словам кассирши, просто сегодня базарный день, народ понаехал с аилов, и у детишек этих родители на базаре или в мечети, а они по городу бегают и маятся как хотят, в том числе выклянчивая денег у туристов.
Напротив - ещё один купеческий дом с торговыми рядами, а между ними - запечатлённый на вводном кадре Купеческий проезд с булыжной мостовой длиной всего в один квартал:

33.


Проходящая ниже "горизонтальная" улица Токтогула служит как бы границей Старого города - ниже он расползается на отдельные домики среди советской и не-пойми-какой застройки, что куда типичнее для Средней Азии. Как я понимаю, там были мусульманские слободы.

34.


Ещё несколько кадров с улицы Токтогула снял на рассвете, когда мы шли на маршрутку то ли в Жеты-Огуз (с возвратом в тот же день), то ли в Тамгу (дальше по маршруту). Русские домики удивительно смотрятся на фоне ледяных гор:

35.


36.


Вот, с голубятней на крыше - может, почтамт, а может и военный штаб, ведь голубей тогда держали не для красоты, а как почтовую службу.

37.


37а.


Какая-то заброшенная промзона:

38.


И хоть чуть-чуть сглаживающие эту печать упадка и забвения горы, такие вечные и отрещённые. С одной стороны - теневой Терскей Ала-Тоо:

39.


С другой стороны - озарённый рассветом Кюнгей Ала-Тоо на оставшемся позади северном берегу Иссык-Куля:

40.


В следующей части, как уже говорилось, про Каракол советский и старо-мусульманский.

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Тамга и Барскаонское ущелье.
Заоблачное плато Арабель.
Нарынская область.
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и его яки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Узбекистан в Киргизии.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Киргизия, дорожное, Каракол (Пржевальск), Иссык-Кульская область, деревянное

Previous post Next post
Up