Киргизия в общем. Часть 1: "Из-за дальних гор, из-за древних гор..."

Feb 01, 2014 23:14



Киргизы - самый загадочный народ в Средней Азии: кочевники, ставшие горцами, и никто точно не знает, когда и откуда они пришли на Тянь-Шань. Гипотез очень много, с разбросом примерно в тысячу лет, но ни одна из них не даёт ответа на все вопросы киргизского прошлого. В общем, история Кыргызстана и история киргизов - не одно и то же...
А между тем, самые интересные события в этих горах и долинах происходили ещё в докиргизские времена: здесь был центр Караханидского каганата, который для тюрок значит примерно то же, что Киевская Русь - для славян; здесь сосуществовали такие экзотические религии, как зороастризм, несторианство, манихейство, среди которых более привычные буддизм и ислам. А если копать ещё дальше в глубину веков - наткнёшься на исключительные по масштабу скопления наскальных рисунков...

Киргизия - пожалуй, самая бедная исторической архитектурой страна бывшего СССР: десяток памятников Средневековья, немного русского и советского наследия. Но вместе с тем, Киргизия пронизана древней историей - страна камней, рисунков, артефактов и просто чтимых мест.

Главное, что есть в Кыргызстане - это Тянь-Шань, одно из крупнейших азиатских нагорий. Китайское название - лишь калька с тюркского Тенгри-Таг - Небесные горы. Возвышаясь над окрестной пустыней, горы служили естественной крепостью, преградой на Великом Шёлковом пути и гигантским оазисом благодаря своим альпийским пастбищам-джайлоо и плодородной почве долин.

2.


Главная гора Тянь-Шаня - Хан-Тенгри, что в переводе значит Властелин Небес. Собственно, в средним тянь-шаньские горы высотой 4-5 километров, но массив Хан-Тенгри включает два семитысячника. Они нависают над Кашгарией, прекрасно видны оттуда (так говорят, по крайней мере), а вот с севера их можно увидеть лишь с высочайших хребтов за Иссык-Кулем. Поэтому Пётр Семёнов-Тян-Шанский в своё время ошибся и назвал Хан-Тенгри гору Кантау (ровно 6995м), которая заслоняла от него настоящего Хан-Тенгри (7439м)... иностранные путешественники, заходя со стороны Кашгарии, напротив, прекрасно его видели и ещё в 1895 году измерили его высоту, наши же его "открыли" лишь в 1943 году и назвали по ситуации пиком Победы. В общем, из-за ошибки географа у Небес теперь два Властелина.
"Увидеть Хан-Тенгри" было в Киргизии моей идеей-фикс, хотя бы издалека, но нам с d-a-r-k-i-y-a это не удалось.

3.


Но в общем, дух Тянь-Шаня не спутать ни с чем - отстранённые, холодные, безразличные к человеку горы. Однако человек пытался оседлать их испокон веков:

4.


В Киргизии как нигде в наших странах часто встречаются петроглифы, или как их здесь поэтично называют - саймалуу-таш ("расшитые камни"). Их масштаб и возраст совершенно разный, большая часть - бронзового века, от 5 до 3 тысяч лет назад. Один Саймалуу-Таш есть в Южном Тянь-Шане, над селом Казарман выше 3000 метров:  дорога туда проезжая лишь два месяца в году, но этот комплекс не имеет себе равных в постсоветских странах: если в куда как более знаменитых казахстанских Тамгалах 3500 изображений, а в азербайджанском Гобустане - 6000, то здесь - не менее 10 000 рисунков. Само собой, туда мы не добрались, ограничившись другим Саймалуу-Таш на окраине курортного городка Чолпон-Ата - здесь около 1000 изображений, а на заднем плане Иссык-Куль:

5.


Впрочем, на камнях тут писали не только древние люди. Скажем, близ селение Тамга на южной стороне Иссык-Куля есть буддийские петроглифы, а Сулемайн-гора в Оше покрыта множество надписей и рисунков в основном мусульманской эпохи - как мне объяснял случайно встреченный гид, для мусульманских проповедников это было что-то вроде школьной доски:

6.


Другой свидетель чуть менее давнего прошлого - балбалы, у нас известные как "каменные бабы". Скифские, а позже кыпчакские, они встречаются от Дуная до Енисея, и тянь-шаньские предгорья не исключение:

7.


Самый характерный памятник Великой Степи. Среди тюрок распространено мнение, что это изображения поверженных врагов, замурованные души которых будут служить победителю на том свете. Первой же степной империей, закрепившейся на Тянь-Шане, были усуни - современники гуннов (на востоке) и кангюйской империи (на западе), центром державы которых было Семиречье. Затем здесь находился Карлукский каганат с центром в Суябе (в 649-718 годах - в прямом подчинении Китая, и именно карлуки решили в 752 году исход Таласской битвы арабов с китайцами), расположенном близ нынешнего города Токмак в Чуйской долине. В 11 веке Суяб вытеснил соседний Баласугун, бывший столицей ещё нескольких держав - там, на его городище, и снят вот этот кадр:

8.


Киргизы же впервые заявили о себе в 840 году, придя в Степь из верховий Енисея. Собственно, нынешнее слово "хакас" - это переиначенное на китайский манер. а затем обратно на русский слово "киргиз". В степи так было испокон веков: вот где-то за краем Ойкумены созрел новый народ, собрал бесчисленную рать, пришёл словно из ниоткуда и низверг старое царство, основанное когда-то такими же пришельцами из небытия.... киргизы в данном случае низвергли уйгуров и основали на руинах их владений, примерно от Балхаша до Жёлтого моря, Киргизский каганат со столицей в городе Орда-Балык на территории нынешней Монголии. Те киргизы исповедовали тенгрианство, на которое накладывался Эль - обожествлённая нация, воплощением которой считались каган и катун (император и императрица). Терминология у киргизов вообще была красивая: вассальные правители разных уровней назывались эльтиберы (аналог ханов) и иналы (аналог султанов), наместник - бек, удельный князь - тутук, полководец - сангун (почти сёгун!), а основой армии были алыпы - тяжёлые всадники, степной аналог европейских рыцарей. Ещё у киргизов в период великодержавия был самобытный календарь с циклами в 12, 60, 300 и далее в той же пропорции лет, а многие его особенности попали в знаменитые китайские календари. Но пожалуй главный вклад Кыргызского каганата в мировую культуру - это тюркское руническое письмо, зародившееся именно в нём:

8а.


В общем, киргизское великодержавие было недолгим (окончательно каганат пал в 924 году), но впечатляющим - примерно как история Советского Союза. Вот только есть одна деталь: нынешней Кыргызстан территориально если и пересекался с Кыргызским каганатом - то краешком и недолго! Здесь в те же годы сменяли друг друга державы карлуков, уйгуров, каракиданий, караханидов, и в те времена Средняя Азия была совсем не такой, какой мы привыкли её видеть сейчас. Если с нынешним Туркестаном одна из первых ассоциаций - ислам, то тогда здесь было потрясающее многообразие религий. Вот скажем надгробные камни - на одних арабская вязь (ислам), на других тюркские руны (тенгрианство), а на третьих - кресты!

9.


Это наследие несторианства - самой дальней и специфической ветви христианства, отколовшееся в 5 веке. Если "основное" христианство считает, что Иисус был богочеловеком, то есть имел такую единую сущность, тождественную и смертным людям, и всемогущемо Господу, то несторианство считает, что во Христе уживались две разные сущности. Говоря пошлым языком, несторианский Христос был человек, в которого вселился Бог - и это учение очень хорошо прижилось на Востоке. Несторианские памятники сохранились в Китае, несторианами были многие кочевники, в том числе соперник монголов найманы - и если бы последние одержали верх, в Азии бы действительно возникло царство Пресвитера Иоанна.

10.


Из Персии сюда пришёл зороастризм - очень древняя религия, которую иногда называют переходной между язычеством и единобожием: в основе зороастризма - борьба Добра (бога Ахура Мазды) со Злом, выбор стороны в которой - воля каждого отдельно взятого человека, определяющая в том числе его загробную жизнь. Самый распространённый зороастрийский артефакт в Киргизии - колумбарии (на кадре выше): труп у зороастрийцев не считался чем-то чтимым, а упокоение не должно было нарушать природные стихии (то есть погребение и сожжение - недопустимы). Поэтому зороастрийцы строили "башни молчания", на которых покойников складывали на растерзание зверям и птицам, и когда оставались лишь кости - убирали их в эти самые колумбарии. Увы, "башни молчания" и хранилища колумбариев представлены лишь маетами в Ошском музее:

11.


Из Китая сюда проник буддизм, центром которого был Суяб, в котором действовал крупный буддийский монастырь. Развалины древних пагод есть даже в Узбекистане. В Киргизии же немало фрагментов буддийского зодчества:

12.


Кстати, подскажите, что за плита с ямочками на кадре выше? Мне такие попадались не раз, и киргизы говорили, что это "доска" для некоей очень древний игры, но названия её я так и не понял.

12а.


Ещё тут было манихейство, вроде бы не оставившее ярких следов - зародившись в Иране на обобщённом опыте христианства, зороастризма и буддизма, оно стало "мировой ересью" по всей Евразии, но почти нигде не выбилось в государственную религию... кроме уже упомянутого Уйгурского каганата, где манихейство исповедовала значительная часть знати. В итоге же в Туркестане всё равно победил ислам, но другие религии он вытеснил лишь в 14-15 веках...

13.


Главный из древних камней Кыргызстана - ошская Сулейман-гора с пятью вершинами. По легенде, на ней молился Соломон (Сулейман), а на Аюб-тау (Иов-горе) в соседнем Джалал-Абаде также по легенде лечил язвы Иов. На Сулейман-горе множество петроглифов, святых мест, пещер, у подножья несколько мавзолеев и мечетей. А круглое "окно" - портал музея, устроенного в 1960-е годы прямо в одной из пещер.

14.


И пожалуй расцвет будущего Кыргызстана пришёлся на 10-11 века, когда здесь сложилась Караханидская империя. Её отдельные памятники я уже показывал в казахстанском Таразе и его окрестностях - их ни с чем не перепутать. Эта держава формировалась параллельно с Кыргызским каганатом на руинах Уйгурского каганата, и у её начала было два племени: чигили (их правитель носил титул Арслан-хан - "король Лев") и янгма (соответсвенно, Богра-хан - "король Верблюд"), ну а общий правитель был известен как карахан ("чёрный хан").  В 960 году карахан Муса ибн Абдаль-Карим Богра-хан утвердил ислам государственной религией своей державы, тем самым создав первое тюркское мусульманское государство в Средней Азии. Тут, конечно, есть ряд оговорок: тюркская Волжская Булгария приняла ислам в 823 году, а персоязычная, но вполне себе среднеазиатская Саманидская держава была мусульманской на момент своего возникновения, наконец из арабских (то есть по умолчанию мусульманских) владений возродился тюкрский Хорезм... и всё же исламизация Караханидии - очень знаковое событие среднеазиатской истории, примерно как Крещения Руси для славян: с этого момента, пожалуй, Мавераннахр окончательно стал Туркестаном.

15. крепость Гульча на Алае, то есть в южных пределах Караханидской державы.


У Караханидии с её двуединством всегда было минимум две столицы, в период становления и расцвета (840-1040) стоявшие по разные стороны Тянь-Шаня. Столицей янгма был Кашгар (ныне в Китае южнее Киргизии), столицей чигилей - Баласугун в Чуйской долине, выросший на Шёлковом пути близ древнего Суяба. Вообще, получается, что Токмак (как преемник тех двух городов) был столицей Восточного Туркестана почти полтысячи лет... но с той поры сохранился лишь заросший бурьяном холм да "пень" минарета тысячелетнего возраста.

16.


В 1040 году Караханидия из-за династической борьбы распалась на Западный и Восточный каганаты - центром первого был Самарканд, а второго те же самые Кашгар и Баласугун. В 1130 году последний наконец утратил свою роль, единственной столицей недолго оставался Кашгар, а затем место Баласугана занял Узген - древнейший город Кыргызстана, стоящий в Ферганской долине между Ошом и Джалал-Абадом и населённый почти исключительно узбеками. В нём сохранился ещё один минарет и тройной мавзолей 11-12 веков:

17.


Оба каганата пали в один год под ударами с разных сторон: Западную Караханидию подчинил себе Хорезм, а восточную разгромили те самые найманы. Затем пришёл Чингисхан и сравнял с землёй отдельные города. Караханидские постройки в Средней Азии теперь наперечёт: в Узбекистане - минарет Калян и мавзолей Саманидов (Бухара), караван-сарай Малик под Навои, минареты в городках Вабкент и Джаркурган, в Казахстане - мавзолеи в Таразе и его предместье Айша-биби (см. по ссылке выше), ну а в Киргизии помимо вышеперечисленных так называемый Мавзолей Манаса в Таласской долине:

18.


Но на его примере прекрасно видно, чем домонгольское (не только караханидское) искусство Средней Азии отличалось от пост-монгольского: в те времена не так широко применялась знаменитая среднеазиатская глазурь, зато зодчие творили нечто фантастическое из терракоты - почти все караханидские памятники отличается вот такое глиняное кружево:

19.


И хотя столицы Караханидии были втоптаны в грязь, их культурные слои чрезвычайно богаты, и киргизские музеи ломятся от артефактов из этих городищ:

20.


Сверху до-, а снизу пост-монгольская посуда. Если для среднеазиатских ханств 14-18 веков характерны мягкие синне-зелёные цвета, то Туркестан Караханидов был красно-жёлтым:

21.


Конечно, жизнь в Средней Азии не замерла и после монголов, и в Киргизии немало находок последующих эпох:

22.


Например, кирпичный завод в Тору-Айгыр близ Каракола, масштабами (36х18 метров) вполне достойный начала паровой эпохи. Но вот столиц на территории Кыргызстана более не было...

23.


Самый необычный архитектурный памятник Киргизии - Таш-Рабат, то есть Каменный двор, расположенный на одноимённом перевале по старой дороге в Кашгар, на высоте 3100 метров. Это около него у нас была фотоохота на яков. Это крупнейшая в Средней Азии каменная (а не глинянная постройка) с очень необычной кладкой - может, какие-то аналоги есть в Китайском Туркестане, а в "нашем" - нет. По форме это вроде как обычный караван-сарай, скорее всего 15 века, но необычный облик и материал породил множество красивых и часто антинаучных версий: замок какого-нибудь бека, крепость на перевале, буддийский или несторианский монастырь... В общем, самое впечатляющее здание в стране, к тому же потрясающе ландшафтное.

24.


Но больше всего средневековых построек всё равно в Оше. Вот например "домик Бабура", построенный в 16 веке (с тех пор, правда, разрушавшийся и воссоздававшийся) над Соломоновым камнем, в котором якобы отпечатались колени и лоб молившегося здесь великого царя. Это была даже не мечеть, а дом для уединения и молитв... ну а Бабур, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов, был родом из соседнего Андижана.

25.


Или вот типично узбекская мечеть Рават-Абдуллахана 16 века у подножья, 9/10 которой занимает двор:

26.


Теперь же мы перенесёмся мысленно в совсем другие горы. Сравнивать Тянь-Шань и Алтай, Небесные горы с Золотыми горами - это как сравнивать Нью-Йорк и Венецию: первый - грандиозен и даже страшен в своей мощи, а второй - вычурный, тёплый, пронизанный потайной жизнью. Ещё удивительнее, что в температурном смысле на Тянь-Шане мне было жарко, а на Алтае холодно, но вот по ощущениям всё строго наоборот. Горы юга Средней Сибири, в верховьях Оби и Енисея, и считаются родиной киргизов, но вот когда и при каких обстоятельствах они решили их покинуть - вопрос спорный, обзор основных гипотез можно прочитать здесь:

27. Катунь близ Чемала.


Жалею, что пока не доехал до Хакасии (и вряд ли доеду этим летом, как намечал, увы!), но в принципе алтайцев тоже можно считать дальней родней киргизов. Вот кадр из Горно-Алтайска:

28.


На рубеже 16-17 веков киргизы вновь заявили о себе на Тянь-Шане: их объединил и поднял на борьбу против моголов Тагай-бий, также известный как Мухаммед-Кыргыз (то есть, Киргизский Пророк) - представитель знатного рода из Алая, он правил на Иссык-Куле и в Кочкорской котловине, и в 1508 году, после смерти брата Адигине, был провозглашен правителем всех киргизов и поднял восстание против власти оседлых соседей. Первой киргизской столицей была ставка Барскаон на южном берегу Иссык-Куля - собственно, в этом ущелье снят кадр №2, и это едва ли не красивейшее место страны.  Тагай-бий сначала отвоевал Тянь-Шань у моголов, затем в 1517 году потерпел поражение и до 1522 провёл в кашгарском плену. Вернувшись на родину, Тагай заключил союз с куда более многочисленными и организованными казахами, но в 1526 году вновь был схвачен и заточён в Кашгаре - теперь уже до самой смерти.
В Барскоонском ущелье, недалеко от знаменитых водопадов и памятника Гагарину - неприметный Тагаев камень, отмечающий бывшую ставку, а по одной из версий, именно Тагай построил Таш-Рабат, и если так - это единственный собственно киргизский памятник Средневековья.

29.


Но были ли те киргизы тождественнын ненешним - вопрос спорный. В принципе тюрки-кочевники жили здесь испокон веков, и скорее всего, в тянь-шаньских горах оставались те, кому не нашлось места в Степи и туркестанских городах, накладываясь друг на друга слой за слоем. То есть, киргизы 8-го, 16-го и 18-го веков вполне могли быть разными по происхождению народами, но в равной степени - предками киргизов нынешних.

30. тамги (символы) киргизских родов - это деление параллельно этническому, у всех родов своя история и многие входят в несколько этносов сразу от башкир до монголов.


Как и казахи (которых в России тогда тоже называли киргизами), киргизы были мусульманами лишь формально, да и когда официально приняли ислам - точно не знаю. В основном их религией было шаманство, а стержнем идентичности - "Манас", национальный эпос, сочетавший легенды и хроники и насчитывающий более полумиллиона строк - это крупнейшая в мире поэма. В первой его части батыр Манас объединяет алтайских киргизов и с боем ведёт их на Тянь-Шань, который в "Манасе" значится потерянной родиной, откуда киргизов выгнали иные народы, и по описаниям реальных событий, друзей и врагов и даже технологий (пули вместо стрел), можно понять, что на дворе 18-й век. Ставка Манаса находится в Таласской долине, и ныне там создан потрясающе интересный парк-мемориал " Манас-Ордо" вокруг того самого мавзолея.

31.


В Ошском музее - реконструкция киргизской могилы времён великодержавия (на кадре выше слева).и шаманы разных эпох, а также их утварь. Справа, как я понимаю - шаман сибирских киргизов, а слева - бакши и бюбю, шаман и шаманка нового времени, когда древние культы плотно срослись с "народным исламом". Из древних верований сохранился культ Умай, которая из матери-земли стала просто покровительницей деторождения, а в основном работой табыбов (общее название бакши и бюбю) было целительство и ясновидение.

32.


"Инструменты" табыба:

32а.


Другой категорией киргизского наследия были мазары - если в Казахстане так называет мавзолеи, то в Киргизии - в принципы святые места, зачастую больше похожие на обоо, характерные для монгольского мира ( например у бурят).

33.


Мавзолеи же киргизы называют гумбезами (это слово и в казахском есть, но чем у казахов отличаются мазар, гумбез и ханака - до сих пор не понял), но большинство из них ныне новоделы, старинными гумбезами наиболее богата почему-то Таласская долина. А вот например гумбез Арсланбоба в одноимённом кишлаке Джалал-Абадской области. Арсланбоб, или Арыстан-баб - очень чтимый в Средней Азии святой, о котором сложено множество легенд и на его могилу претендуют несколько мест в Киргизии, Узбекистане и Казахстане ( Отрар). По всем легендам он был учеником Пророка и прожил несколько веков, чтобы передать его учение Ахмеду Ясави (который своими проповедями окончательно сделал Туркестан мусульманским), а в этих краях есть легенда, что Арсланбоб дожил аж до Гражданской войны, на который пал в борьбе с безбожниками-большевиками. Где-то в этих же краях,похоронен Мухаммед-Кыргыз и его предки.

34.


Справедливости ради, Арсланбоб - это не киргизский аил, а узбекский кишлак: в Южной Киргизии узбеки очень заметны, едва ли не затмевая в глазах туриста самих киргизов своим восточным колоритом. В Узгене и Оше на километры тянутся махалли с мечетями 18-19 веков... Одни из последних хозяев Киргизии было узбекское Кокандское ханство: в Ферганской долине оно зародилось, а Тянь-Шань и Чуйскую долину прибрало к рукам в 1820-е годы. С кокандской крепости начался и Бишкек.

35. ошские махалли.


...Всё это были внутриазиатские дела, и том, что где-то в мире живут белые люди, здесь не напоминало ничего. О Тянь-Шане в 19 веке знали очень смутно, и даже такой мэтр, как Александр Гумбольдт описывал Тянь-Шань как едва ли не крупнейшее нагорье Евразии с обилием действующих вулканов (потухшим вулканом, например, тогда считался остров Улькен-Арал на озере Алаколь в Казахстане). В принципе на Тянь-Шань ещё в 18-м веке просачивались со стороны Китая миссионеры, а русские, присоединяя казахские жузы, вплотную подошли в середине 19 века к подножью Заилийского Алатау. Но в общем, самые яркие события Русского Кыргызстана связаны с именами исследователей: в 1856 году Пётр Семёнов (впоследствии Семёнов-Тян-Шаньский) совершил первую научную экспедицию вглубь Тянь-Шаня, обнаружив к великому разочарованию, что никаких вулканов там нет. Через Тянь-Шань пролегали и маршруты Пржевальского, умершего на Иссык-Куле в 1888 году от тифа. К тому времени Киргизия уже давно была в составе Российской империи, и роскошный памятник Пржевальскому так и стоит близ Каракола:

36.


Киргизию отвоевали у Коканда, а вернее завоевали вместе с ним: северную - в 1862 году, южную - в 1876, причём если северные киргизы поддерживали русских, то на Юге всё было совсем не так просто. Ещё один герой киргизской истории -  Курманджан-датка, которую здесь называют "мать нации" и "алайская царица". Ещё в 18 лет она отказалась выходить замуж за нелюбимого и сбежала из свадебной юрты. В 1832 году она таки позволяла взять себя в жёны алайскому беку Алимбету, позже родила ему шестерых детей и неофициально правила вверенной территорией вместе с мужем. Однако затем, в 1862 году, Алимбета убили при очередном дворцовом перевороте в Коканде. Но авторитет Курманджан среди алайских киргизов был так высок, что новый хан Худояр был вынужден встречать её как бека и признать её "датка" - это воинское звание в Коканде было примерно эквивалентно генералу, или вернее генерал-губернатору, так как каждый датка был ещё и наместником. Когда в 1876 в Ферганскую долину пришёл "белый генерал" Михаил Скобелев, Курманджан подняла киргизов на борьбу, которой руководила из Кашгарии, в те времена охваченной антикитайским восстанием. Кончилось тем, что восставшие уйгуры сожгли её ставку и угнали скот, и Курманджан была вынуждена вернуться на Алай. Однако как когда-то Худояр, её встречал с почестями и Скобелев, обратившийся к ней «О, мать стольких храбрых сыновей! Считай и меня своим сыном» и наградивший званием полковника Русской армии. В общем, она приняла русское подданство, сохранив при этом для алайских киргизов относительную вольность. Ей назначил содержание император, к ней обращались за советом генерал-губернаторы типа Кауфмана - никто не знал нюансы жизни в Туркестане лучше, чем она. Наконец, в 1893 году её сыновья были арестованы по обвинению в контрабанде (уж не знаю, насколько обоснованному), и младший из них, Камчибек, два года спустя был казнён. Это стало для Курманджан сильнейшим ударом, после которого она оставила политику и до самой смерти в 1907 году (то есть в возрасте 96 лет) жила уединённо где-то в горах. Однако её авторитет в Средней Азии был безграничен - и среди киргизов, и среди местных русских, а Николай II зачем-то послал ей в подарок швейцарские часы. В последний год её посещал Маннергейм, тогда ещё не финский национальный герой, а просто российский офицер в Азиатской экспедиции, и сделал несколько её фотографий. А вот портрет Курманджан в ошской Трёхэтажной юрте - он в чём-то нагляднее фотографий, ведь такой её видят киргизы:

37.


В составе Российской империи Киргизия оказалась разделена между Семиреченской (север) и Ферганской (юг) областями, а Таласская долина и вовсе отошла Сырдарьинской области (Аулие-Атинский уезд), простиравшейся до Аральского моря. На её территории было 4 города - 3 уедных (ферганский Ош, семиреченские Пржевальск и Пишпек), 1 заштатный (Джалал-Абад Ошского уезда) и ни одного губернского. Крупнейшим из них к началу ХХ века был Ош (35 тыс. жителей), причём в уездном статусе он был крупнее Верного, Семипалатинска и Уральска - областных центров на территории будушего Казахстана. Вторым по величине был Пржевальск (до 1889, как и сейчас, Каракол) - 8,1 тыс. жителей, ну а Пишпек, которому предстояло сделаться столицей - и вовсе самым маленьким (6,1 тыс.). Сколько жило в Джалал-Абаде - увы, не знаю, но весьма вероятно, что больше, чем в Пржевальске. Однако на юге основным населением городов испокон веков были узбеки, и потому их застройка - колоритные, но напрочь лишённые архитектурной эстетики махалли.
9/10 русского наследия Киргизии сосредоточено в Караколе - пожалуй, это самый хорошо сохранившийся уездный город в Средней Азии:

38.


Отдельные здания остались и от уездного Пишпека, да и в Оше с Джалал-Абадом что-то можно разглядеть. Но помимо городов, русские основали в Киргизии множество деревень - климат Чуйской и Таласской долин, Иссык-Кульской котловины оказался куда как ближе русскому крестьянину, чем в сырдарьинских степях. Вдобавок, в независимом Кыргызстане, в отличие от Казахстана, не стали искоренять русскую топонимику - поэтому в Северной Киргизии множество сёл с названиями типа Николаевка, Павловка, Георгиевка, Берёзовка и домиками под стать этим названиям - хотя живут в них давно уже киргизы, о сельском быте которых я уже рассказывал в постах про Кызыл-Туу

39.


Самые яркие памятники русской старины в Кыргызстане - церкви. Самая большая и красивая из них - Троицкая (1895) в Караколе, целиком деревянная и при этом очень внушительного размера. Вообще, зодчество Семиречья (в первую очередь самой Алма-Аты) не спутать ни с чем - узнаваемый стиль (явно навеянный экзотическим окружением), характерные конструкция (рассчитанная на землетрясение) и материал (тянь-шаньская ель, которая от времени не гниёт, а затвердевает):

40.


Основанная казаками Михаило-Архангельская церковь в селе Беловодск (о котором я уже писал в прошлой части) хоть и в другом уезде, но в том же стиле:

41.


Миниатюрная Дмитриевская церковь (1885-89) в так же показанном Таласе - сельский переселенческий храм:

42.


Ещё одна церковь Михаила Архангела (1909) есть даже в Оше - как уездном городе:

43.


И лишь Пишпеку не повезло - из его старых церквей одна разрушена полностью, другая переделана до неузнаваемости.
Интереснее то, что в Северной Киргизии почти нет исторических мечетей. Как и казахи, киргизы их не строили, а в лучшем случае выкладывали камнями на земле контуры и там молились. Популярнее были молитвы у мазаров и гумбезов. В общем, первые мечети здесь строили русские (или, вернее, татары) - очень простенько и без изысков:

44а.


И если на Юге киргизии есть несколько мечетей 18-19 веков, основанных местными узбеками, то в Северной Киргизии все (!) исторические мечети сосредоточены в Караколе - собственно, их там две: более примитивная Татарская (большинство путешественников её просто не замечают) и удивительного вида Дунганская (1910). О дунганах, китайцах-мусульманах, попавших в Россию в 1880-е годы после того самого восстания, я уже писал в прошлой части. Старых дунганских мечетей, похожих больше на пагоды, в бывшем СССР всего две - здесь и в казахстанском Жаркенте.

44.


...Гражданская война в Средней Азии началась по сути на полтора года раньше, чем в остальной стране: в 1916 году вспыхнуло Великое Туркестанское восстание, поводом к которому (наряду с общей неприязнью к завоевателям-"неверным") стала мобилизация местных на фронт Первой Мировой... где находилась к тому моменту большая часть местных мужчин - поэтому русские селения оказались перед восставшими почти беззащитны. На подавлению восстания ушло около года, а потом почти сразу пришла Гражданская война, в Средней Азии продолжившаяся басмачеством ещё лет на десять...  Однако сейчас в Кыргызстане сложно найти человека, который отзывался бы про СССР плохо - лишь при Советах, по сути, здесь закончилось средневековье, причём без катастрофического голода, как в Казахской степи.
Первое, что сделала советская власть - протянула в 1924 году железную дорогу, ответвление строившегося Турксиба. Справедливости ради, первый поезд на территорию Киргизии, в Джалал-Абад, пришёл ещё в 1915 году. Но столицу решили делать на Севере, и постройка железной дороги предопределила выбор - Пишпек:

45.


Вернее, со статусом Киргизии советская власть мудрила несколько лет. Ещё в 1918 году Туркестанское генерал-губернаторство было заменено Туркестанской АССР, при этом Киргизская АССР возникла тогда же и включала области нынешнего Казахстана (кроме Сырдарьинской и Семиреченской). В 1924 из ТАССР была выделена Кара-Киргизская автономная область, полгода спустя сменившая название на просто Киргизскую (в то время как Киргизская АССР стала Казакской), а ещё через год повышенная до АССР - таким образом название за 2 года (1924-26) полностью переползло от одного региона к другому. Наконец, в 1936 Киргизия была выведена из состав РСФСР, став отдельной союзной республикой. Фрунзе, как с 1926 года назывался Пишпек, все эти годы стремительно отстраивался... но сказалась неимоверная удалённость: здесь не прижился конструктивизм, зато все 1920-е годы прекрасно себя чувствовали русский модерн и даже эклектика, которые и стали архитектурной "изюминкой" Бишкека - вот Дом Дружбы Народов (1926) на главной площади, первое здание правительства Киргизии:

46.


А вот - первые в СССР урановые рудники Майли-Сай (1946) в Южной Киргизии, с 1960-х годов не действующие. В принципе радиобарит в этих краях (правда, южнее Оша) добывали ещё до революции, а эти рудники стали незаменимым источником сырья для первой советской атомной бомбы и первой в мире АЭС.

47.


Это в Прибалтике советская власть воспринимается многими как нашествие варваров, а здесь... Здесь это было безусловно время созидания во всех общественных сферах - от промышленности...

48.


...до культуры:

49.


А холодные горы Тянь-Шаня всё так же смотрят поверх людских голов:

50.


О людях Кыргызстана - в следующей части.

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу.
Как делают юрты? Кочкорка.
Собрать и разобрать юрту.
Бессистемный пролог.
Яки Таш-Рабата.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Кыргызстан в общем.
Люди Кыргызстана.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Киргизский некрополь.
Демократия по-среднеазиатски. Люди и реалии.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокруг озера Иссык-Куль.
Нарынская область.
Дорога Бишкек-Ош.
Южная Киргизия.

Киргизия, Великая Степь, природа, дорожное, география, киргизы, этнография

Previous post Next post
Up