Каракольское ущелье, или Как мы не увидели Хан-Тенгри

Feb 23, 2014 16:51

В следующих нескольких постах я расскажу о главной достопримечательности Киргизии - ущельях Тянь-Шаня. Особенно богат таковыми южный берег Иссык-Куля, вернее хребет Терескей Ала-Тоо, речки которого сбегают в великое озеро. Мы с d-a-r-k-i-y-a за три дня побывали в пяти непохожих друг на друга ущельях, которые и покажу теперь с востока на запад. Для начала сходим в Каракольское ущелье - оно совсем рядом с одноимённым городом, не дальше, чем показанная в прошлой части Пристань-Пржевальск, но только с противоположной стороны.

Изначально Каракольское ущелье даже не входило в мои планы, но кто-то нам сказал, что оттуда виден Хан-Тенгри (6995м). Увидеть эту гору (а лучше "настоящего Хан-Тенгри" - пик Победы, в котором 7439м), чьё название значит Властелин Неба, я мечтал давно, но как оказалось, из Киргизии это сделать почти невозможно: массив, на котором находятся обе вершины, нависает над окрестными равнинами, и пик Победы лучше виден из Китая, а "наш" Хан-Тенгри (на самом деле Кантау) - из Кегенской долины Казахстана, со стороны Киргизии же горы поднимаются постепенно, и далёкие семитысячники закрыты не столь высокими близкими пиками. Откровенно говоря, что из Каракольского ущелья он будет виден, я не особо надеялся, но мало ли? Поездка в горы для человека с равнины напрасной тратой времени  не может быть в принципе.
На площади у гостиницы мы обошли нескольких таксистов, и один из них согласился довести нас куда надо, кажется, за 500 сом (около 300р.). На верхнем выезде из Каракола - небольшая ТЭЦ, а впереди уже видна наша цель: ледяной пик Пржевальского (4272), ниже которого коричнево-зелёная сопка - на неё мы и едем.

Как оказалось, в плату шофёру не входит экологический сбор - в каком-то месте дорогу перекрывает шлагбаум, за которым начинается Каракольский природный парк (не путать с тёзкой на Алтае), и ещё порядка ста сом пришлось заплатить за машину. На въезде памятный знак местному герою труда лесничьему Мукаю Дабаеву:

Впрочем, что тут природный парк, так сразу и не скажешь - какие-то домики по оврагам, строящиеся и недостроенные мини-гостиницы... короче, нормальный пейзаж стихийного постсоветского курорта.

Разбитой грунтовкой, по извилистой дороге, мы поднимались к горнолыжной базе:

У ворот которой взяли телефон водителя и пошли за ворота. Горнолыжная база выглядит очень прилично, и судя по всему, зимой весьма востребована. Летом же здесь тихо и пустынно - лишь охранники и рабочие.

И - канатная дорога, уходящая на ту самую сопку:

Зимой она работает постоянно, а летом - иногда: её запускают для групп больше 15 человек, и мы понадеялись, что нам повезёт. Не повезло - канатка оказалсь неподвижна, а стоимость её запуска лично для нас (точную цифру уже не помню) очень хорошо смотивировала идти пешком - вон к той вершине:

Первый участок прошли спокойно и по привычке перешучиваясь, я поглядывал на гору и утешал себя (вслух), что наверное подъём на неё займёт пару часов, не больше.

Но вот дальше.... Дальше начался крутой склон, и в общем стало ясно, что мы поступили слишком самонадеянно. Гора оказалась элементарно выше и круче, чем можно было подумать "на глаз". Шли мы, вдобавок, едва ли не по колено в опавшей листве и бурьяне, подобрав длинные палки, но в общем путь от столба до столба казался невыносимым. Мы всё-таки не альпинисты, даже не походники, и сколь опытен я на городских улицах - столь же наивен в природе.

В какой-то момент решили идти зигзагом. В принципе само по себе восхождение было бы непринуждённой прогулкой, если бы мы имели в запасе часа 3-4, но мы умудрились приехать сюда практически на закате, поэтому стояла задача не просто добраться до вершины, а сделать это БЫСТРО.

Город далеко внизу, чуть дальше длинный узкий залив Пржевальского. Урез Иссык-Куля - 1604м. база стоит на высоте 2300м, и мне казалось, что до вершины метров 200-300.

При этом по горе проходит грнутовая дорога для обслуживания канатки, приходящая откуда-то сбоку, и набрести на неё было большой удачей - идти сделалось несравнимо легче:

Вон уже зубцы пика Пржевальского выглядывают из-за сопки:

Но в какой-то момент сделалось просто ясно, что если идти по ней дальше - не успеть забраться дотемна! Значит - напролом, по склону, короткими зигзагами, промокая и задыхаясь. А вот дерево карабкается наверх годами...

Вершина рядом. Вот кстати может ли кто-нибудь из тех, кому это всё смешно читать, пояснить - зачем в горах складывают такие пирамидки?

Вот мы и наверху! Прочитать об этом подъёме - пара минут, запостить - минут 10-20 (имеется в виду не весь пост, а только участок подъёма), а вот ломились наверх мы часа два или больше. И лишь дома я узнал, что настоящая высота этой сопки - 3040м, то есть мы преодолели около 700 вертикальных метров.

Одевшись потеплее (ибо взмок до нитки), я присел на кресло канатки, отдыхая и любаясь простором внизу. А также полушутя-полусрьёзная думая, что будет, если канатка вдруг поедет с какой-нибудь профилактической целью и встанет на середине.

Хотя, конечно, если бы она поехала прямо до базы, было бы неплохо - длинные тени, наползающая мозгля и заходящее Солнце не оставляли иллюзий, что идти обратно придётся в потёмках.

А с обратной стороны...

Слева - пик Пржевальского, до которого отсюда словно рукой подать... Но нет, на самом деле только вертикальная разница тут 1230м, это как от крымского пляжа до вершины Ай-Петри. В относительной близи гора совсем не такая, как видится из Каракола.

Правее - ещё какие-то горы и собственно Каракольское ущелье, тёмное и глубокое. По дну его вьётся собственно Каракол-река - это название значит не "чёрное озеро" (там было бы "Каракёль"), а "чёрная рука", и откуда оно взялось, даже предполагать не рискну (по местной легенде, в ущелье орудовали разбойники, и это прозвище их главаря).

Перспектива ущелья - в общем та же, что на заглавном кадре. Сюда, наверное, лучше приходить утром или в середине дня, на закате же ущелье заполняется темнотой. Терскей Ала-Тоо не случайно значит Теневые горы - они почти всегда в контровом свете. Но даже в темноте видно, как горы, словно голые кости, вырываются из шкуры лесов.

А замыкает уещье некая вершина, которую и можно было бы принять за Хан-Тенгри... кабы не направлние - Властелин Неба от Каракола на востоке, ущелье же уходит на юг. Как я узнал позже, это Каракольский пик (5216м) - высшая точка Терскей Ала-Тоо и самая высокая гора, что я прежде видел.

Текстуры безжизненных склонов:

Глядя туда, я лишь представляю, как воет там ветер... Я не альпинист и никогда не взойду на такие вершины.

Посмотрим и на город - он ниже нас примерно на километр, и выделятся отсюда лишь труба той ТЭЦ:

Здесь видны здания советского центра - Белый дом, театр, университет. Скопление крупных построек среди частного сектора. Значит, чуть левее них - Троицкая церковь, а чуть выше по кадру (то есть ниже по склону) - дунганская мечеть, но в мареве их разглядеть невозможно. А наверху залив Пржевальского, левее центра видна группа деревьев - где-то под ними покоится великий путешественник, а ещё левее просматривается кран Пристани-Пржевальск. А где-то у левого края кадра, отсюда не заметная - база советского, а ныне российского торпедного полигона "Озеро":

В закатных лучах видно открытое озеро и второй залив, где некогда стоял несторианский монастырь с его легендой о мощах Матфея. Каракол-река же выходит из ущелья, теоретически даже пересекает город по окраине, но я её напрочь не помню. Залив Пржевальского - по сути дела её эстуарий.

А Солнце, меж тем, уходило за горы:

Мы спустились по всё той же грунтовой дороге прямо к базе, вызвали уже знакомого таксиста, но ехал он за нами минут сорок. К тому времени совсем стемнело и наполз противный холод. Некоторое время я грелся Танцем Сторожа на морозе, а потом мы постучались к настоящему сторожу в вахтёрку и грелись уже там. Наконец приехавший водитель отвёз нас в кафе "Факир" (про него я писал в одном из двух каракольских постов), где мы отметили благополучное возвращение из этого не самого умного похода.

В следующей части - про ущелье Жеты-Огуз, более доступное пешком и при том более красивое.

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и его яки.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Киргизия, природа, дорожное, Иссык-Кульская область, курортное