Соль и огонь Кочкорской котловины

Feb 28, 2014 04:12



О Кочкорке, тянь-шаньском посёлке, где киргизки делают войлок и ковры, я уже рассказывал в главе "Путь юрты", а позже не раз упоминал по ходу дела. Мы с d-a-r-k-i-y-a заехали сюда практически спонтанно, узнав о здешних интересностях утром того же дня, ну а места, о которых речь пойдёт далее, увидели ещё спонтаннее: мы просто по-человечески понравились Фатиме - художнице по войлоку, которая показывала нам это ремесло, и поездка по окрестностям стала её подарком для нас. Собственно, примечательных мест вблизи Кочкорки два: полузаброшенный подземный санаторий в соляной шахте Чон-Туз и родник Аракёль, в котором от поднесённой спички горит вода.

От показанного в прошлой части каньона Сказка мы поехали в Кызыл-Туу - ещё одно село близ Иссык-Куля, где сосредоточена "мужская" часть киргизского юртостроения - там делают каркасы, двери, тюндюки, и компонуют юрты из готовых элементов. Войлок там тоже валяют, но немного, и мимоходом нам обмолвились, что "лучше всего это делают в Нарынской области". Однако что это именно Кочкорка - почему-то не сказали, и о том, чем она интересна, мы узнали лишь на обратном пути от гидов с Таш-Рабата. Так что после Кызыл-Туу мы замкнули Иссык-Кульское кольцо, вернувшись в Балыкчи, где на автовокзале очень удачно подвернулась машина в Нарын с добродушно-хитроватым водителем Базарбеком. Дальше в путь, по ущельям сияющих гор!

2.


Как привычны мне стали эти дурные дороги, эта коричневая волнистая земля Средней Азии...

3.


Из Иссык-Кульской котловины в Кочкорскую мы ехали вдоль Чу-реки - она делает поразительную петлю, проходя в нескольких километрах от Иссык-Куля и в половодье даже пуская в него протоку. Она отделяет хребет Терскей Ала-Тоо (ущельям которого были посвящены прошлые четыре поста) от Киргизского хребта, довлеющего над Бишкеком. А в ложбине между ними блестит в лучах заката Орто-Токойское водохранилище, построенное в 1950-е годы, как и Кировское в Таласской долине, для нужды мелиорации.

4.


Пересекли границу областей. Нарынская область единственная в Киргизии не имеет центральной долины, зато свою маленькую долину тут имеет каждый район.

5.


У горных водохранилищ по осени хорошо заметна "ватерлиния":

6.


Видна, кажется, и сама плотина. Не ГЭС, а просто плотина, запасающая воду для Чуйской долины на время засух:

7.


А луга за водохранилищем - единственное место в Киргизии, где я видел верблюдов. Если в Южном Казахстане эта скотина встречается не реже коровы, то для киргизов верблюд - такая же экзотика, как для нас.

8.


Въезжаем в Кочкорскую котловину... и пролетаем её без остановок, между этим и следующим кадром почти двое суток:

9.


В Кочкорку мы приехали к полудню, ещё несколько часов знакомились с войлочным искусством Киргизии и его мастерицами. Я уж не раз говорил про Фатиму - красивую и энергичную женщину с тем особым огненным взглядом, который бывает только у талантливых людей. За время "мастер-класса" она явно прониклась к нам, особенно Даркии, симпатией, и за ужином в юрте, поставленной во дворе их кооператива стала уговаривать нас съездить в "шахту Туз" и "к роднику, где горит вода". Причём - свозить нас туда (а она водит машину) предлагалось по себестоимости бензина, примерно за 300 сом (200р.). Выгода в этом, разумеется, тоже была - при таком раскладе мы оставались в Кочкорке ночевать, а Фатима в доме своих родителей организовала гестхаус. Так-то они учителя (киргизского языка и физики соответственно), но по совместительству фольклорный ансамбль, и их небольшой концерт специально для нас в гостиной этого же домика я уже показывал в конце вот этого поста.
У дома впечатляющих размеров дарваза - почти такая же у самого кооператива. В калитке - Фатима и Даркия:

10.


Пока суть да дело, начало смеркаться, а ехать нам предстояло минут сорок. Пейзаж Кочкорской котловины просто донельзя киргизский - ледяная вершина, опалённые склоны, пирамидальные тополя у дороги... Вкупе с народными промыслами - для Киргизии это как для нас какая-нибудь Ивановская область.

11.


Чон-Туз - значит, Большая Соль, так называется и ближайший аил, и месторождение. Думаю, на этом кадре несложно опознать гору, в которую мы войдём - вон та, с белым склоном у левого края кадра:

12.


Точно не знаю, когда здесь начали добывать соль в промышленном масштабе, но явно в советское время. Санаторий в шахте открылся в 1980-м году, и этот случай далеко не уникальный - я знаю о таких в уральском Соликамске, карпатском Солотвине, донбасском Соледаре... правда, там шахты глубокие, 100-300 метров под землю, и потому попасть в них куда сложнее - ради одного экскурсанта лифты не включат.

13.


Откровенно говоря, и здесь вход совсем не свободный: Фатима с братом (который также поехал с нами) пошли договариваться с охраной. Дело в том, что сейчас "Чон-Туз" не принимает гостей, и причины этого мне описали примерно так: раньше, до первой революции, туда пускали всех, но местных - гораздо дешевле; потом пришёл какой-то бай из бакиевской команды и это отменил, за что в 2010-м и поплатился, вот только местные сгоряча разгромили не только его дом и хозяйство, но и сам санаторий. У его обветшалой наземной площадки мы и ждали, пока охранник вызовет из аила ключника:

14.


Подъехали ко входу. Из горы торчат остатки шахты - возможно, она проработала до распада СССР, а то и до какой-нибудь из революций:

15.


Вот и санаторий на несколько десятков мест - снаружи по сути только вахтовка:

16.


Вход. Вглубь горы горизонтально уходит коридор, из коридора веет подземным холодом:

17.


План - мы пройдём где-то половину этих коридоров:

18.


А вот правил поведения небезыинтересны. Тут, конечно, не отдых, а именно лечение:

19.


Санаторий сейчас в каком-то непонятном состоянии - возможно, это "вялотекущий ремонт", возможно - "переговоры собственников". Однако, в коридорах горят лампы, работает вентиляция. Солёный воздух совершенно особый на вкус, и дышится в этом подземелье как как на морском берегу:

20.


21.


Люстры на потолке. А ещё обратите внимание на текстуру стен - это собственно шахта, следы добывающих машин:

22.


Текстуры соли:

23.


23а.


Натуральные сталактиты бахромой:

24.


Но всё, что относится собственно к санаторию - вверх дном:

25.


26.


27.


28.


29.


30.


Стандартный курс спелеотерапии - около двух недель.

31.


Кают-компания с телевизором...
-Эй, не надо нас снимать!
-А вы отвернитесь, тогда никто вас на фото и не узнает!
-Хе, точно!

32.


А куда светит наш проводник?

33.


Там - озеро рассола, вида весьма непрезентабельного. Соль на поверхности - как пенка на молоке:

34.


Ещё есть подземные растения - если их освещать, они прекрасно живут без корней, питаясь всеми минеральными веществами напрямую из воздуха. Ёлки в туристических пещерах я видел прежде не раз ( на Урале, на Севере).

35.


Запасной выход с остатками рельсов. Но мы выйдем так же, как вошли - у ворот ждёт Фатима в своей машине...

36.


На обратном пути, совсем уже в потёмках, завернули в аил Аракёль (на слух я запомнил как Араголь, поэтому так называл его в прошлых постах) к опять же весьма непрезентабельного вида сооружению. Струившаяся вода отдавала сероводородом, а сверкнув вспышкой, я отчётливо разглядел пену.

37.


Брат Фатимы опустил в эту воду руку (то же потом делал и я - она какая-то словно более плотная, упругая), переболтал сверху, а потом чиркнул спичкой - и вода загорелась! То есть, разумеется, не вода, а растворённый в ней газ, и пламя было тусклым и холодным. Нет, ну правда - если вода может гореть, почему огонь не может быть холодным? Мы совали в это пламя руки (как Даркия на вводном кадре) и ощущали лишь неприятное движение воздуха, как из плохого фена.

38.


Набрали бутылку воды, и вдоволь наигравшись с огнём, поехали назад в Кочкорку:

39.


Воду эту мы пили, и вкус её показался мне очень знакомым. Разгадка нашалсь там же: родители Фатимы - советские интеллигентные люди, и в комнате, где мы ночевали, стоял типичный лакированный шкаф со всякими фарфором и хрусталём. Мне на глаза попались характерные кружечки мудрёной формы из Трускавца, из которых пьют "Нафтусю", и лишь увидев их, я сразу вспомнил этот вкус. Вспомнил я и то, что кружечки делают такой формы, чтобы "нафтуся" не попадал на зубы - это единственная часть организма, для которой она откровенно вредна, и что "нафтусю" не вывозят из Трускавца потому, что при контакте с воздухом она через несколько часов теряет целебные свойства. В общем, видимо здесь почти та же "нафтуся", и так как всё это дошло до меня лишь утром - я решил, что больше пить эту воду не стоит.

40.


В следующей части - пейзажи и аилы Нарынской области, самой дикой и горной в Киргизии.

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Аракёль. Окрестности Кочкорки.
Дорогами нарынского Тянь-Шаня.
Нарын. Город на двух километрах.
Таш-Рабат и его яки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Киргизия, Нарынская область, природа, дорожное

Previous post Next post
Up