Жеты-Огуз. Семь быков, пять мостов, юрты и космонавты.

Feb 24, 2014 16:08

Продолжаю рассказ об ущельях Тянь-Шаня. В прошлой части мы поднимались в "пригородное" Каракольское ущелье, теперь же отправимся в Жеты-Огуз - пожалуй, лучшее в Северной Киргизии место по сочетанию красоты и пешей доступности.

От Каракола до Жеты-Огуза порядка 30 километров - полпути по трассе до отворота, полпути по боковой дороге. Собственно Жеты-Огуз - довольно крупный посёлок в двух километрах от трассы, и весь район, в котором находится Каракол, почему-то называется Жеты-Огузским (а райцентр - и вовсе село Кызыл-Суу на трассе). Частники сюда, как и на весь южный берег, отправляются от автостанции на Токтогула, но рано утром, когда народ ещё и в город-то ехать не начал, нам пришлось раскошелиться на такси (порядка 700 сом) - зато прямо до ущелья. В одном из прошлых постов я уже показывал этот кадр - абрис вершин над посёлком, вид практически от трассы. Как всегда, не буду пытаться опознать конкретные вершины, но слева вроде бы Каракольский пик (5216м), которым с другой стороны мы любовались в прошлой части:

Собственно Жеты-Огуз открывает скала с поэтичным названием Разбитое Сердце (кадр снят на обратном пути):

У которой потрясающе красный склон:

С обратной стороны эта же скала имеет другое название - Семь Быков, то есть Жеты-Огуз:

И хотя впереди тёмной стеной вставали горы, мы пошли вбок, в противоположную Быкам сторону от трассы:

Вскоре убедившись, что во-первых "быков" тут не семь, а пара десятков, а во-вторых совсем рядом с трассой стоят чабаны - целая семья с детьми и имуществом. У них, конечно, есть дом где-нибудь в долине, но на джайлоо домом служит НАТОвская палатка - такие оставила киргизами американская авиабаза в аэропорту "Манас":

Прямо в расщелине загон для коров, куда их загоняют на ночь:

Эти красные скалы - как бы ещё одно ущелье, пересекающее Жеты-Огуз под углом:

Идём по его высокому краю. По одежде можно оценить, что в горах осенью холодные рассветы - но уже через час-полтора непременно станет жарко.

А здесь кусок тропы словно вычерпнули гигантской ложкой. В дождь и после дождя лучше по таким тропам не гулять:

Наконец, мы вышли на ещё одно, несколько более капитальное джайлоо, впечатляющее "ассортиментом" своей скотины:

Спугнули стадо баранов, отошедшее вглубь пастбища. Мимо с жалобным блеянием, вприпрыжку, проскакала отбившаяся овца. Баран - не существо, а тюк с бараниной.

Увлечённо фотографировали чёрного коня в лучах рассвета, а затем конь сбил весь пафос, сгенерировав кучу навоза.

Были здесь даже козы - в Киргизии животное достаточно редкое (много кадров с этого пастбища попало в пост " Жизнь на джайлоо", поэтому извините за самоповторы), не было разве что верблюдов и яков.

Впереди тёмные стены ущелья Жеты-Огуз и высокая гора, над ним довлеющая - подсказал бы кто её название... Помимо Каракольского пика в той стороне господствует пик Огуз-Баши (5168м). Вернее, в 2002 году его зачем-то переименовали в пик Ельцина (!), и если учесть, что старое название переводится как Бычья голова, есть тут какая-то очень тонкая подколка.

А позади - Жеты-Огуз во всей красе и те утёсы бокового ущелья. Обратите внимание - даже в самой скале быков не 7, а 10-12, так как образно "семь" значит попросту "много":

А эти скалы - в самом начале ущелья, отделяют его от трассы и озера:

Внизу - курортный посёлок Жеты-Огуз примерно в 10 километрах от одноимённого аила на трассе. Здесь находятся термальные источники, на которых в советское время вырос санаторий, ну а ущелье стало фактически курортным парком.

С пастбища мы спустились прямо по склону, какими-то извилистыми козьми тропами, порой пуская мини-камнепады:

И пошли вверх по ущелью, вдоль бурной речки Жеты-Огуз:

Мимо проехала машина - то ли на джайлоо, то ли на пикник. Нас подобрать не смогли (так как место не было), но притормозили, и мы успели спросить, как идти к "домам космонавтов". Ответили нам примерно так: "Вот смотри, сейчас идешь по ущелью, там будет мост, потом ещё мост, третий, четвёртый. Их все переходите, потом переходите пятый мост - и направо". В общем-то, в первых четырёх мостах заблудиться невозможно - дорога одна, просто "прыгает" с одного берега реки на другой.

Какое же мощное течение!

Странная скульптура за рекой, наверное отображающая какую-нибудь местную легенду:

Повязанный ленточками родник в склоне. Как-то не догадались попробовать оттуда воду - может быть, минеральная:

Второй мост. По одежде можно заметить, что с восходом Солнца тут ощутимо потеплело:

Вот видишь такую надпись и думаешь: то ли автор плохо владеет русским языком, то ли это памятник Ревоюции-2010.

Ущелье то сужается, то расширяется, но всё равно его скалы довлеют над головой:

Вид с третьего моста. Надо заметить, их срубы и бревечнатые укрепления берега вполне достойны Русского Севера:

Ущелье красиво петляет, за каждым поворотом открывая новый вид на ледяные вершины. И конечно готические абрисы тянь-шаньских елей:

Четвёртый мост от озера Мичиган... нам дальше:

В какой-то момент ущелье внезапно расширяется - взгляд назад. Это начало Долины Цветов (Кок-Жайык) - эталонного "райского места":

Каки-то навесы и палатки - кажется, тут торгуют яблоками, то есть где-то рядом есть горные сады:

Луг, усеянный валунами, как галькой:

Обратите внимание, как "пострижена" трава - то ли сенокос, то ли всё выщипала скотина. За очередным поворотом мы увидели юрту:

Как оказалось, юрт на этом джайлоо десятки, и более того - это была наша первая встреча с киргизскими юртами, которые через некоторые время успеют стать для нас чем-то совершенно обыденным. В этих юртах, как в тех палатках и вагончиках, летом живут чабаны, и судя по надписи "кош келинидзер" ("Добро пожаловать!"), чем-то торгуют - скорее всего, молоком своей скотиы или яблоками. Кстати, только на фотографии разглядел камень в ограде - кто под ним покоится или какому вождю он был троном?

А юрты здесь повсюду, по всей высоте склона:

За речкой, в которую через джайлоо сбегает ручей, и будут те самые "дома космонавтов" - отсюда мы гадали, как высоко к ним придётся карабкаться, но на самом деле они даже не на горах, а прямо за этой берёзовой рощей:

Переходим речку по пятому мосту:

Выше по реке мы уже не пойдём:

Какой-то ещё истукан с тюркскими рунами, видимо вольная стилизация под стелы Киргизского каганата, как бы намекает - мы на правильном пути:

Ведь берёзовая роща - это по сути дела парк:

Ведущий на так называемую Поляну космонавтов:

Собственно, эти домики тут известны как база отдыха советских космонавтов: Иссык-Куль (а также казахстанский Алаколь, а может и что-то ещё) был одним из мест, где космонавты восстанавливали силы после очередного полёта. Что ж, тут место действительно райское, и представляю себе, каково в ночной тишине спустившимся с орбиты космонавтам было глядеть на звёзды, чувствуя запах Земли... Как я понимаю, три домика были для космонавтов, четвёртый - для обслуги. Но - деталь эпохи - даже у космических труженников удобства были на улице.

Впрочем, по другой версии, это только легенда - домики построили в наше время для туристов, а при СССР в этих краях находился тренировочный лагерь космонавтов под эгидой НИИ медико-биологических проблем. В общем, пусть будут обе версии, может кто внесёт ясность... но чаще всего более достоверной оказывается менее красивая версия. Даже в этом райском уголке.

Пока гуляли да завтракали на поляне, к домам подошла небольшая компания туристов, в которых Даркия по языку опознала французов, возрастом - от девушек моих лет до европенсионерок. Вела их русская женщина, чернявая, худая, с очень жестким лицом и резким голосом - в Киргизии многие русские выглядят так. Даркия прислушалась к её экскурсии - гид говорила про Королёва, который успел побывать в ГУЛаге, и про Гагарина, которого назвала "человеком - образом России". Потом французы ушли вниз, а мы пошли было дальше наверх...

Надеясь выйти к водопаду "Девичьи косы" высотой около 40-метров, который получил своё название за необычный "рисунок" струй. Рассудив, что водопад - это падающая со скалы речка, мы спустились к протекавшему рядом притоку Жеты-Огуза и пошли вверх по его каменистому руслу. Но в итоге - так и махнули рукой и решили спускаться. О поездке к водопаду, а также творящемся здесь в "высокий сезон" столпотворении можно почитать у volos-t, на нашем пути же и другие водопады ещё будут.

Спускались через опустевшее джайлоо на другом берегу - то ли весь скот отсюда уже согнали на равнину, то ли тут и не чабаны стояли, а юрточный лагерь для туристов:

С гор наползает мгла... но так и не наползёт:

От увезённых юрт остались лишь каркасы туалетов, навоз и мусор... Но здесь красота природы перекрывает любую рукотворную гадость:

В берёзовой роще мы увидели тех же французов, устроивших пикник у оранжевого бусика (его краешек виден на вводном кадре). Потом, близ одного из мостов, этот бусик проехал мимо нас, пока мы рассуждали, не попробовать ли в него вписаться. Несколько французов сидели в бусике, ещё несколько вскоре нагнали нас - они спускались по ущелью пешком, а бусик ждал их внизу. Когда мы поровнялись с ним, курившая рядом гид вдруг окликнула нас:
-Здравствуйте! Я вот не могу понять - вы русские?
Остановились, разговорились. Гида звали Маша, а за рулём был огромных размеров мужик Лёша, который судя по общей суровости и габаритам не только водитель, но и охранник. Они из Бишкека, и как я понимаю - сами себе турфирма. И как большинство встреченных русских в Киргизии, нам они были рады - здесь, на чужбине, мы братья.
Французы нами тоже заинтересовались - оляля, настоящие рюсс! Вдобавок, среди них затесался ещё и пожилой бельгиец, немного говоривший по-русски - он любит постсоветские страны, объехал пол-России и всё Ближнее Зарубежье, кроме Туркмении, Таджикистана и почему-то Молдавии: в первую не пустят, во второй страшновато, а вот про Молдову и ПМР он меня очень внимательно расспрашивал. Собственно, установив контакт и с гидом, и с группой, мы были практически приглашены в бусик доехать до трассы.

Довезли бы и до Каракола (где в гостинице лежали наши вещи), но их путь лежал в другую сторону - по южном берегу с заездом в ущелье Барскаон и ночёвкой в Тамге, затем в Нарынскую область - на горное озеро Сонгкёль (куда мы так и не добрались) и на Таш-Рабат, а на обратном пути в войлочную Кочкорку. Самое же забавное то, что эта встреча с ними оказалсь не последней.

Что же до Жеты-Огуза, то самое удивительное - в моём личном рейтинге красивейших мест Киргизии я бы отвёл ему лишь третье место. На втором месте Арсланбоб близ Джалал-Абада, а на первом - ущелье Барскаон и плато Арабель, о которых в следующей части.

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и его яки.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Киргизия, Космос, природа, дорожное, Иссык-Кульская область, этнография, деревянное, киргизы