Итак,
в прошлой части я рассказал, как доехал по Ташкентской магистрали до станции Камышлыбаш, а там поймал автобус на Бугунь - ближайший аул к воде Аральского моря. На казахской стороне нет кладбищ судов посреди пустыни, которыми знаменита сторона узбекская - но зато с казахской стороны не так уж сложно увидеть сам Арал, а не пустыню на его месте.
Справедливости ради, этот маршрут я придумал не сам, а
вычитал на известном форуме.
От Камышлыбаша до Бугуни - 80 километров вот по такой дороге. Всё-таки не понимаю тех, кто считает степь унылой. По-моему, этот пейзаж не уныл, а совершенен. Земля, небо и дорога - ничего лишнего:
2.
Здесь, правда, первые 25-30 километров справа тянется озеро Камышлыбаш необычайно голубого цвета. Заросшие берега, здоровенные оранжевые комары - но в степной стране и это сгодится для устройства мини-курорта: в прошлой части я уже показывал издалека юрточный лагерь и упоминал ребят из Чимкента, строивших на берегу дом отдыха. Вдобавок, в Казахстане такие "курорты" сугубо местного пользования, и Камышлыбаш "обслуживает" в первую очередь Байконур:
3.
В целом же озеро красиво, и местами почему-то напоминает морской залив. А насколько около озёр легче дышать! Это надо просто прочувствовать... Вот только почему кони такие тощие?
4.
При всём том, непосредственно на берегу аул всего один - Косжар:
5.
Куда автобус заезжает отдельно. Аул как аул - безликие белые домики, некрополь на холме:
6.
Хотя видно, что Косжар намного старше выросшего у станции Камбаша, вид его домов и улиц гораздо архаичнее. Например, здесь есть дувалы - высокие глинобитные даже не заборы, а стены вокруг дворов:
7.
На западной оконечности Камбаш-озера грузили кораблик - так и не понял, с воды или на воду и для чего:
8.
А тут на переднем плане не что-нибудь, а плавни Сырдарьи - у неё теперь, как у Тарима или Окованго, дельта посреди пустыни, от которой один рукав отходит в Камышлыбаш, а другой - в Малый Арал. Путь вдоль озера заканчивается тем, что мы переезжаем речную протоку.
9.
А дальше вступают в свои права Каракумы... не те: это название, означающее Чёрные пески, весьма распространено, и помимо Великих Каракум в Туркмении есть ещё небольшой Каракум в Семиречье и так называемые Приаральские Каракумы - через, которые, собственно, и тянется наша дорога:
10.
11.
12.
При этом, в пустыне есть аулы, куда также заезжал наш автобус. Вот например Аманаткёль - на том его конце будет Сырдарья, о чём напоминает фигурка рыбки на воротах, а чуть дальше также в стороне от трассы есть ещё небольшой аул Хан:
13.
Эти кадры сняты в обоих аулах, какие где - уже не помню:
14.
15.
16.
Воинский мемориал и чей-то мавзолей - тут может покоиться и древний святой, и председатель колхоза.
17.
Ещё у Камбаш-озера был момент - автобус внезапно остановился и в салоне повисла тишина. Я сидел на чьих-то сумках, и подняв глаза, увидел, что все тихо молятся - по мусульманскому обычаю глядя в открытые ладони. Как позже объяснили мне другие пассажиры - там покоится некий "ата" ("отец"), у могилы которого принято молиться. Учитывая, что обратно выезжал на сломанной "Газели" из Чимкента, которую тянула на буксире другая постоянно ломавшаяся машина из Казалинска (водители которых этого нюанса не знали) - видимо, поверие не беспочвенно.
18.
Вот и Бугунь. Он выглядит Краем Земли, хотя фактически таковым не является - автобус уходит дальше в Карашалан и Каратырен, от которого ещё десяток километров до Кокаральской плотины, которая "держит" Малый Арал. Новенький плакат не случайно - местность готовили к предстоящему визиту Назарбаева на эту самую плотину.
19.
...Чем знаменито Аральское море - думаю, пояснять не надо. В отличие от Каспия, который представляет собой "оторвавшийся" кусок Мирового океана, настоящим морем Арал не был никогда - но в лучшие годы своей истории был 3-м по величине озером Земли (после Верхнего в Америке и Виктории в Африке), по площади (67 тыс. квадратных километров) вдвое больше самого маленького в Мировом океане Азовского моря, а по объёму (1089 кубических километров) - и вовсе вчетверо (правда, в 20 раз меньше Байкала) при максимальной глубине в 69 метров. Слово "Арал" в переводе значит "остров", то есть - Островное море, и в этом скрыто целых два смысла: во-первых,
Арал был усеян островами разного размера, самыми крупными из которых были Кокарал, Барсакельмес и Возрождения; во-вторых, это был как бы "остров наоборот", море посреди пустыни. Солёность его воды составляла 10 промилле - чуть меньше, чем у Балтики - самого "пресного" из настоящих морей. Арал был очень богат рыбой, и на его берегах стояли два портовых города - Аральск с казахской стороны и Муйнак - с узбекской.
20. здесь и далее - зарисовки из Бугуни.
Его питали две реки - Сырдарья и Амударья, и в общем-то жизнь Арала всегда зависела от них. В советское время реки разобрали на орошение полей Узбекистана, Туркмении и Казахстана, причём сам по себе этот шаг был отнюдь не безумным - в Средней Азии нет дефицита воды, столь характерного для стран в пустынях. Однако сток уже не мог превысить испарение, и с 1960-х годов неглубокое море начало на глазах мелеть и уходить. К 1989 году, сжавшись по площади вдвое, а по объёму втрое, Арал распался на два озера, Малый и Большой Арал в Казахстане и Узбекистане соответственно. Большой давно уже стал меньше Малого и сама распался на несколько частей, а вся рыба в нём давно погибла - его солёность сейчас более 100 промилле, что несовместимо с высокоорганизованной жизнью. Солёная пыль, оставшаяся на дне, оказалась заражена пестицидами, которые Амударья и Сырдарья несли с полей. "Причалил" к берегу остров Возрождения, на котором в советское время был полигон для испытаний бактериологического оружия. На другом бывшем острове Барсакельмес (о котором ещё до усыхания моря
было полно легенд и слухов, само собой антинаучных, самый известный - якобы там сохранились птеродактили). создан специальный заповедник, в котором изучается влияние быстрого опустынивания на живых существ. Даже климат окрестной пустыни стал суше и жёстче.
21.
И тем удивительнее, что это высыхание Арала - не первое. На его дне арехологи обнаружили городища и фундаменты дворцов и мавзолеев (
Кердери,
Арал-Асар), причём не такие уж и древние - 11-15 веков. Недалеко от Арала, уже в Туркмении, находится ещё и Сарыкамышская впадина (там происходили события повести "Джан" Платонова), а пересохшнее русло Узбой ведёт в Каспийское море. Каспий, Арал и Сарыкамыш образовывали единую систему, а Амударья то и дело меняла русло и уходила то к одному, то к другому, то к третьему. По той же причине и уровень Каспия колебался очень сильно - от нынешнего Волгограда до нынешнего Баку. Считается, что в прошлый раз Арал высох в 4 веке, когда Амударья ушла в Каспийское море по Узбою, а вновь начал заполняться в 1572 году, когда уж не знаю по каким причинам великая река вновь оставила Узбой. Неслыханная катастрофа для пустыни - людям пришлось оставить свои селения, на которые неотвратимо наступала вода! Но 16-й век был давно, и что когда-то на месте моря была пустыня - уже никто не помнил.
22.
Но казахстанцы сумели спасти свою часть Арала. Как и Байкал, Арал делился на Большое и Малое море, разделённые длинными островком Кокарал ("Зелёный остров") - на карте по ссылке выше он хорошо заметен, этакая "кость в горле". Он довольно быстро превратился в полуостров, "причалив" с западного конца, а вот с восточного оставался глубокий пролив Берга, по которому вода Сырдарьи уходила в пересохший Большой Арал, растекалась тонким слоем и испарялась. Кто-то догадался в 1992 году перекрыть его земляной дамбой - спасти весь Арал невозможно, но для Малого моря вполне хватит стока Сырдарьи. В 2005 году наконец построили капитальную Кокаральскую плотину, и Малый Арал не только перестал мелеть, но и начал вновь подниматься: с 2004 года уровень вырос уже на 12 метров (из 20 потерянных), солёность упала с 23 промилле до 9, а рыба размножилась так, что вновь появилось промышленное рыболовство.
В общем, на Малый Арал я и хотел посмотреть и покинул автобус на этой площади у мечети:
23.
Что дальше? Безлюдный жаркий полдень, высокие заборы... Вот из-за ворот выглянула женщина средних лет с золотыми зубами, и я сразу же поприветствовал её и рассказал, кто я и что мне тут надо. Женщина обрадовалась: "А, диссертацию пишете!", и постучалась в ворота дома через улицу. Оттуда вышел суровый пыльный казах в старом камуфляже, разговор повторился, и он тоже решил, что я "пишу диссертацию". Собственная машина у него оказалась не на ходу, но он вызвался найти кого-нибудь другого. Пока искал - оставил меня в доме пить чай с бабушкой.
24.
У казахов в аулах есть летние и зимние дома (в одном дворе): зимний - хата вроде русской или украинской, с несколькими комнатами и вполне городским интерьером, и посторонних они туда обычно не водят. А вот летний - неизменная уже много веков глинобитная хижина из одной комнаты с плоской крышей, которую поддерживает толстый деревянный столб посредине. На полу - ковры и лежанки, и низенький стол. за которым сидят на подушках... лишь диван и включённый телевизор у стены напоминали, в каком мы веке. Мне очень хотелось это сфотографировать, но я постеснялся, о чём теперь страшно жалею. Бабушка ("апа") же почти не владела русским, но кое-как объясниться сумели. У неё 6 сыновей, из них пятеро в Астане на заработках (в аулах работы нет), а один ухаживает за ней и за домом. Это чаепитие было одним из сильнейших впечатлений всей поездки: спокойная и светлая апа, незыблемые глиняные своды, пустыня за узким оконцем...
25.
Потом вернулся хозяин, разыскавший какого-то товарища. Они запрягли УАЗ - дорога к морю вроде и не очень дальняя (по прямой 11км, со всеми зигзагами может и все 20), но очень плохая, лёгковушка её не пройдёт. Цену запросили 4000 тенге (порядка 800 рублей) - уж не знаю, много это или мало для данного расклада, но торг был неуместен. В конце концов, меня встретили очень тепло, и если я и переплатил - это не переплата, а подарок. По словам водителя, я просто неудачно приехал - сейчас несезон, рыбалка запрещена, а вот в сезон на озеро можно и бесплатно попасть с какими-нибудь рыбаками. Да и на своих машинах с палатками народ издалека приезжает нередко - отдохнуть, искупаться, или посмотреть - бывают даже иностранцы. Заправиться заехали к бывшему берегу - тут нет бензоколонки, но есть специальный казах, который торгует бензином. Рядом с домом - стадо верблюдов с верхнего кадра.
26. аульная управа.
Как часто бывает в постсоветских сёлах, аулах и кишлаках, самое капитальное здание - школа:
27.
А мы пошли в море - из аула я так и не разглядел, где же был его берег.
28.
Видимо, здесь пристань, действовал небольшой рыбхоз:
29.
В Узбекистане остались, говорят, целые "кладбища судов" посреди пустыни и там их сделали официальным объектом туризма. В Казахстане в основном суда порезали на металл, кое-где валяются лишь жалкие остатки:
30.
Теперешний "корабль" - это УАЗ или джип. Как сказали местные, с конца 1960-х море начало отступать, каждый год всё дальше и дальше и наконец в 1970-м ушло за горизонт. В 2003 отсюда до моря было не 11, километров, а все 25. В те годы строили многочисленные дамбы, видимо надеясь, что они хоть как-то помогут его удержать... но местных родников и ручьёв не хватило.
31.
Едем по дну моря. Образовавшаяся на его месте пустыня официально называется Аралкум, но в переводе с тюркских языков это довольно бессмысленно - Островная пустыня. Мне больше нравится название Аккум - Белые пески, в дополнение к уже существующим Каракумам, Кызылкумам и Муюнкумам (Чёрные, Красные и Жёлтые пески соответственно). Песок Арала действительно потрясающе белый:
32.
Ещё удивительнее, что Аккум успел порядком зарасти - видимо, ветра постепенно развеяли его соль или занесли её песком:
33.
Вот и рыболовецкая база с вагончиками-времянками - в сезон жизнь здесь кипит, а прилегающий участок берега разделён на угодья:
34.
На берегу десятки перевёрнутых лодок и красная галофитная трава:
35.
Вот он - берег Аральского моря:
36.
Его вода и далёкие белые чинки:
37.
38.
Вода, как видите, мутная и грязная, и как ни странно - достаточно холодная. Неряшливый заросший берег да химическая пена у кромки:
39.
Честно сказать, печальное зрелище. Это не море, а серое мутное озеро. Как некогда сильный и достойный человек, которого без его вины сделали жалким калекой. Камышлыбаш смотрится гораздо привлекательнее нынешнего Арала...
40.
Берег, впрочем, усеян ракушками:
41.
И несмотря на муть воды, тут много птиц:
42.
Высокие тростники, а рабачьи лодки напоминают, что здесь совсем не "нечего ловить":
43.
В общем, хотя от вида Аральского моря остался осадок, такой же мутный, как это вода - пусть последний кадр с аральского берега будет жизнеутверждающим.
44.
Лет через 10-15 вода вернётся в Бугунь. И до этого момента доживут те, кто были детьми, когда она уходила:
45.
Высадив меня у выезда из Бугуни, мужики поехали куда-то в другую часть аула. Жизнь в глуши всё-таки очень скучна, а им теперь будет, что вспомнить. Я же, стоя на околице, вдруг понял, что мне видимо п-ц - ну правда, кто поедет из этой глуши в сторону цивилизации во второй половине дня?! В этом проблема автостопа в сельской глубинке: из аулов народ едет утром, в аулы - вечером, путешественник же наоборот. В общем, постоял с полчаса в ожидании хоть чего-нибудь... а потом из-за поворота вдруг показалась "Газелька" на буксире. Двое казахов в ней оказались инженерами ни то из Чимкента, ни то даже из Алма-Аты (я не запомнил) и ездили на Кокаральскую плотину перед визитом Назарбаева. Вот, собственно, как она выглядит -
фотография из Циклопедии.
46.
Далеко в степи разгорелся пожар. А мы ползли до трассы добрых три часа. Дважды ломалась машина-буксир, которую казахи вчетвером приводили в чувство минут по 20-30. Собственно, тогда я снял большинство кадров с дороги (из переполненного ПАЗика это было бы куда проблематичнее). И вечером в гостинице Аральска я не мог заснуть от осознания - я видел Аральское море!
47.
В следующей части - про Аральск, порт без моря.
КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек.
Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.
От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".