В поисках Аральского моря

Nov 30, 2013 14:39



Итак, в прошлой части я рассказал, как доехал по Ташкентской магистрали до станции Камышлыбаш, а там поймал автобус на Бугунь - ближайший аул к воде Аральского моря. На казахской стороне нет кладбищ судов посреди пустыни, которыми знаменита сторона узбекская - но зато с казахской стороны не так уж сложно увидеть сам Арал, а не пустыню на его месте.
Справедливости ради, этот маршрут я придумал не сам, а вычитал на известном форуме.

От Камышлыбаша до Бугуни - 80 километров вот по такой дороге. Всё-таки не понимаю тех, кто считает степь унылой. По-моему, этот пейзаж не уныл, а совершенен. Земля, небо и дорога - ничего лишнего:

2.


Здесь, правда, первые 25-30 километров справа тянется озеро Камышлыбаш необычайно голубого цвета. Заросшие берега, здоровенные оранжевые комары - но в степной стране и это сгодится для устройства мини-курорта: в прошлой части я уже показывал издалека юрточный лагерь и упоминал ребят из Чимкента, строивших на берегу дом отдыха. Вдобавок, в Казахстане такие "курорты" сугубо местного пользования, и Камышлыбаш "обслуживает" в первую очередь Байконур:

3.


В целом же озеро красиво, и местами почему-то напоминает морской залив. А насколько около озёр легче дышать! Это надо просто прочувствовать... Вот только почему кони такие тощие?

4.


При всём том, непосредственно на берегу аул всего один - Косжар:

5.


Куда автобус заезжает отдельно. Аул как аул - безликие белые домики, некрополь на холме:

6.


Хотя видно, что Косжар намного старше выросшего у станции Камбаша, вид его домов и улиц гораздо архаичнее. Например, здесь есть дувалы - высокие глинобитные даже не заборы, а стены вокруг дворов:

7.


На западной оконечности Камбаш-озера грузили кораблик - так и не понял, с воды или на воду и для чего:

8.


А тут на переднем плане не что-нибудь, а плавни Сырдарьи - у неё теперь, как у Тарима или Окованго, дельта посреди пустыни, от которой один рукав отходит в Камышлыбаш, а другой - в Малый Арал. Путь вдоль озера заканчивается тем, что мы переезжаем речную протоку.

9.


А дальше вступают в свои права Каракумы... не те: это название, означающее Чёрные пески, весьма распространено, и помимо Великих Каракум в Туркмении есть ещё небольшой Каракум в Семиречье и так называемые Приаральские Каракумы - через, которые, собственно, и тянется наша дорога:

10.


11.


12.


При этом, в пустыне есть аулы, куда также заезжал наш автобус. Вот например Аманаткёль - на том его конце будет Сырдарья, о чём напоминает фигурка рыбки на воротах, а чуть дальше также в стороне от трассы есть ещё небольшой аул Хан:

13.


Эти кадры сняты в обоих аулах, какие где - уже не помню:

14.


15.


16.


Воинский мемориал и чей-то мавзолей - тут может покоиться и древний святой, и председатель колхоза.

17.


Ещё у Камбаш-озера был момент - автобус внезапно остановился и в салоне повисла тишина. Я сидел на чьих-то сумках, и подняв глаза, увидел, что все тихо молятся - по мусульманскому обычаю глядя в открытые ладони. Как позже объяснили мне другие пассажиры - там покоится некий "ата" ("отец"), у могилы которого принято молиться. Учитывая, что обратно выезжал на сломанной "Газели" из Чимкента, которую тянула на буксире другая постоянно ломавшаяся машина из Казалинска (водители которых этого нюанса не знали) - видимо, поверие не беспочвенно.

18.


Вот и Бугунь. Он выглядит Краем Земли, хотя фактически таковым не является - автобус уходит дальше в Карашалан и Каратырен, от которого ещё десяток километров до Кокаральской плотины, которая "держит" Малый Арал. Новенький плакат не случайно - местность готовили к предстоящему визиту Назарбаева на эту самую плотину.

19.


...Чем знаменито Аральское море - думаю, пояснять не надо. В отличие от Каспия, который представляет собой "оторвавшийся" кусок Мирового океана, настоящим морем Арал не был никогда - но в лучшие годы своей истории был 3-м по величине озером Земли (после Верхнего в Америке и Виктории в Африке), по площади (67 тыс. квадратных километров) вдвое больше самого маленького в Мировом океане Азовского моря, а по объёму (1089 кубических километров) - и вовсе вчетверо (правда, в 20 раз меньше Байкала) при максимальной глубине в 69 метров. Слово "Арал" в переводе значит "остров", то есть - Островное море, и в этом скрыто целых два смысла: во-первых, Арал был усеян островами разного размера, самыми крупными из которых были Кокарал, Барсакельмес и Возрождения; во-вторых, это был как бы "остров наоборот", море посреди пустыни. Солёность его воды составляла 10 промилле - чуть меньше, чем у Балтики - самого "пресного" из настоящих морей. Арал был очень богат рыбой, и на его берегах стояли два портовых города - Аральск с казахской стороны и Муйнак - с узбекской.

20. здесь и далее - зарисовки из Бугуни.


Его питали две реки - Сырдарья и Амударья, и в общем-то жизнь Арала всегда зависела от них. В советское время реки разобрали на орошение полей Узбекистана, Туркмении и Казахстана, причём сам по себе этот шаг был отнюдь не безумным - в Средней Азии нет дефицита воды, столь характерного для стран в пустынях. Однако сток уже не мог превысить испарение, и с 1960-х годов неглубокое море начало на глазах мелеть и уходить. К 1989 году, сжавшись по площади вдвое, а по объёму втрое, Арал распался на два озера, Малый и Большой Арал в Казахстане и Узбекистане соответственно. Большой давно уже стал меньше Малого и сама распался на несколько частей, а вся рыба в нём давно погибла - его солёность сейчас более 100 промилле, что несовместимо с высокоорганизованной жизнью. Солёная пыль, оставшаяся на дне, оказалась заражена пестицидами, которые Амударья и Сырдарья несли с полей. "Причалил" к берегу остров Возрождения, на котором в советское время был полигон для испытаний бактериологического оружия. На другом бывшем острове Барсакельмес (о котором ещё до усыхания моря было полно легенд и слухов, само собой антинаучных, самый известный - якобы там сохранились птеродактили). создан специальный заповедник, в котором изучается влияние быстрого опустынивания на живых существ. Даже климат окрестной пустыни стал суше и жёстче.

21.


И тем удивительнее, что это высыхание Арала - не первое. На его дне арехологи обнаружили городища и фундаменты дворцов и мавзолеев (Кердери, Арал-Асар), причём не такие уж и древние - 11-15 веков. Недалеко от Арала, уже в Туркмении, находится ещё и Сарыкамышская впадина (там происходили события повести "Джан" Платонова), а пересохшнее русло Узбой ведёт в Каспийское море. Каспий, Арал и Сарыкамыш образовывали единую систему, а Амударья то и дело меняла русло и уходила то к одному, то к другому, то к третьему. По той же причине и уровень Каспия колебался очень сильно - от нынешнего Волгограда до нынешнего Баку. Считается, что в прошлый раз Арал высох в 4 веке, когда Амударья ушла в Каспийское море по Узбою, а вновь начал заполняться в 1572 году, когда уж не знаю по каким причинам великая река вновь оставила Узбой. Неслыханная катастрофа для пустыни - людям пришлось оставить свои селения, на которые неотвратимо наступала вода! Но 16-й век был давно, и что когда-то на месте моря была пустыня - уже никто не помнил.

22.


Но казахстанцы сумели спасти свою часть Арала. Как и Байкал, Арал делился на Большое и Малое море, разделённые длинными островком Кокарал ("Зелёный остров") - на карте по ссылке выше он хорошо заметен, этакая "кость в горле". Он довольно быстро превратился в полуостров, "причалив" с западного конца, а вот с восточного оставался глубокий пролив Берга, по которому вода Сырдарьи уходила в пересохший Большой Арал, растекалась тонким слоем и испарялась. Кто-то догадался в 1992 году перекрыть его земляной дамбой - спасти весь Арал невозможно, но для Малого моря вполне хватит стока Сырдарьи. В 2005 году наконец построили капитальную Кокаральскую плотину, и Малый Арал не только перестал мелеть, но и начал вновь подниматься: с 2004 года уровень вырос уже на 12 метров (из 20 потерянных), солёность упала с 23 промилле до 9, а рыба размножилась так, что вновь появилось промышленное рыболовство.
В общем, на Малый Арал я и хотел посмотреть и покинул автобус на этой площади у мечети:

23.


Что дальше? Безлюдный жаркий полдень, высокие заборы... Вот из-за ворот выглянула женщина средних лет с золотыми зубами, и я сразу же поприветствовал её и рассказал, кто я и что мне тут надо. Женщина обрадовалась: "А, диссертацию пишете!", и постучалась в ворота дома через улицу. Оттуда вышел суровый пыльный казах в старом камуфляже, разговор повторился, и он тоже решил, что я "пишу диссертацию". Собственная машина у него оказалась не на ходу, но он вызвался найти кого-нибудь другого. Пока искал - оставил меня в доме пить чай с бабушкой.

24.


У казахов в аулах есть летние и зимние дома (в одном  дворе): зимний - хата вроде русской или украинской, с несколькими комнатами и вполне городским интерьером, и посторонних они туда обычно не водят. А вот летний - неизменная уже много веков глинобитная хижина из одной комнаты с плоской крышей, которую поддерживает толстый деревянный столб посредине. На полу - ковры и лежанки, и низенький стол. за которым сидят на подушках... лишь диван и включённый телевизор у стены напоминали, в каком мы веке. Мне очень хотелось это сфотографировать, но я постеснялся, о чём теперь страшно жалею. Бабушка ("апа") же почти не владела русским, но кое-как объясниться сумели. У неё 6 сыновей, из них пятеро в Астане на заработках (в аулах работы нет), а один ухаживает за ней и за домом. Это чаепитие было одним из сильнейших впечатлений всей поездки: спокойная и светлая апа, незыблемые глиняные своды, пустыня за узким оконцем...

25.


Потом вернулся хозяин, разыскавший какого-то товарища. Они запрягли УАЗ - дорога к морю вроде и не очень дальняя (по прямой 11км, со всеми зигзагами может и все 20), но очень плохая, лёгковушка её не пройдёт. Цену запросили 4000 тенге (порядка 800 рублей) - уж не знаю, много это или мало для данного расклада, но торг был неуместен. В конце концов, меня встретили очень тепло, и если я и переплатил - это не переплата, а подарок. По словам водителя, я просто неудачно приехал - сейчас несезон, рыбалка запрещена, а вот в сезон на озеро можно и бесплатно попасть с какими-нибудь рыбаками. Да и на своих машинах с палатками народ издалека приезжает нередко - отдохнуть, искупаться, или посмотреть - бывают даже иностранцы. Заправиться заехали к бывшему берегу - тут нет бензоколонки, но есть специальный казах, который торгует бензином. Рядом с домом - стадо верблюдов с верхнего кадра.

26. аульная управа.


Как часто бывает в постсоветских сёлах, аулах и кишлаках, самое капитальное здание - школа:

27.


А мы пошли в море - из аула я так и не разглядел, где же был его берег.

28.


Видимо, здесь пристань, действовал небольшой рыбхоз:

29.


В Узбекистане остались, говорят, целые "кладбища судов" посреди пустыни и там их сделали официальным объектом туризма. В Казахстане в основном суда порезали на металл, кое-где валяются лишь жалкие остатки:

30.


Теперешний "корабль" - это УАЗ или джип. Как сказали местные, с конца 1960-х море начало отступать, каждый год всё дальше и дальше и наконец в 1970-м ушло за горизонт. В 2003 отсюда до моря было не 11, километров, а все 25. В те годы строили многочисленные дамбы, видимо надеясь, что они хоть как-то помогут его удержать... но местных родников и ручьёв не хватило.

31.


Едем по дну моря. Образовавшаяся на его месте пустыня официально называется Аралкум, но в переводе с тюркских языков это довольно бессмысленно - Островная пустыня. Мне больше нравится название Аккум - Белые пески, в дополнение к уже существующим Каракумам, Кызылкумам и Муюнкумам (Чёрные, Красные и Жёлтые пески соответственно). Песок Арала действительно потрясающе белый:

32.


Ещё удивительнее, что Аккум успел порядком зарасти - видимо, ветра постепенно развеяли его соль или занесли её песком:

33.


Вот и рыболовецкая база с вагончиками-времянками - в сезон жизнь здесь кипит, а прилегающий участок берега разделён на угодья:

34.


На берегу десятки перевёрнутых лодок и красная галофитная трава:

35.


Вот он - берег Аральского моря:

36.


Его вода и далёкие белые чинки:

37.


38.


Вода, как видите, мутная и грязная, и как ни странно - достаточно холодная. Неряшливый заросший берег да химическая пена у кромки:

39.


Честно сказать, печальное зрелище. Это не море, а серое мутное озеро. Как некогда сильный и достойный человек, которого без его вины сделали жалким калекой. Камышлыбаш смотрится гораздо привлекательнее нынешнего Арала...

40.


Берег, впрочем, усеян ракушками:

41.


И несмотря на муть воды, тут много птиц:

42.


Высокие тростники, а рабачьи лодки напоминают, что здесь совсем не "нечего ловить":

43.


В общем, хотя от вида Аральского моря остался осадок, такой же мутный, как это вода - пусть последний кадр с аральского берега будет жизнеутверждающим.

44.


Лет через 10-15 вода вернётся в Бугунь. И до этого момента доживут те, кто были детьми, когда она уходила:

45.


Высадив меня у выезда из Бугуни, мужики поехали куда-то в другую часть аула. Жизнь в глуши всё-таки очень скучна, а им теперь будет, что вспомнить. Я же, стоя на околице, вдруг понял, что мне видимо п-ц - ну правда, кто поедет из этой глуши в сторону цивилизации во второй половине дня?! В этом проблема автостопа в сельской глубинке: из аулов народ едет утром, в аулы - вечером, путешественник же наоборот. В общем, постоял с полчаса в ожидании хоть чего-нибудь... а потом из-за поворота вдруг показалась "Газелька" на буксире. Двое казахов в ней оказались инженерами ни то из Чимкента, ни то даже из Алма-Аты (я не запомнил) и ездили на Кокаральскую плотину перед визитом Назарбаева. Вот, собственно, как она выглядит - фотография из Циклопедии.

46.


Далеко в степи разгорелся пожар. А мы ползли до трассы добрых три часа. Дважды ломалась машина-буксир, которую казахи вчетвером приводили в чувство минут по 20-30. Собственно, тогда я снял большинство кадров с дороги (из переполненного ПАЗика это было бы куда проблематичнее). И вечером в гостинице Аральска я не мог заснуть от осознания - я видел Аральское море!

47.


В следующей части - про Аральск, порт без моря.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

природа, Аральское море, дорожное, Аральск, казахи, Казахстан, рыбацкое, зона трагедии, этнография, Кызылординская область

Previous post Next post
Up