Актюбинск. Часть 2: микрорайоны и жилгородок

Nov 29, 2013 06:11



Продолжаю рассказ об Актюбинске, крупнейшем городе Западного Казахстана. Как уже говорилось в прошлой части, он имеет два исторических центра - уездный Старый город и сталинский Жилгородок при металлургической промзоне. Они расположены в 5-7 километрах друг от друга, и постеепенно Актюбинск превратился в "город наизнанку": микрорайоны 1970-80х - его центр (и геометрически, и фактически), а оба старых района - окраины. Во второй части будет чуть интереснее, чем в первой - но откровений так же не ждите.

Хотя самый любимый герой Актюбинска - снайперша Алия Молдагулова, главный проспект здесь назван в честь хана Абулхаира, который в 1730-е годы привёл Младший жуз в подданство России для защиты от джунгар. Проспект Абулхаира связует местную Москву (один из районов Старого города) с Жилгородком, пересекает Парк Назарбаева и служит осью микрорайонов. Парадная улица, застроенная высокими домами, порой образующими "единые фасады":

2.


Улица Молдагуловой тут тоже есть - вон те дома с зелёными балконами как раз на перекрёстке. По ней можно прийти к Военному институту ПВО, рядом с которым ещё один памятник Алии (один я уже показывал в Старом городе) и импровизированный музей военной техники - но я в оба приезда идти туда поленился. Так что пойдём по проспекту Абулхаира на север.

3.


Центральный стадион, вроде бы ещё советской постройки:

4.


Очень занятный полукруглый дом неясного возраста. Всё-таки советская застройка тут необычайно капитальна, пожалуй уступая только Алма-Ате.

5.


В центральных микрорайонах Актюбинск производит совсем иное впечатление, чем на исторических окраинах - зажиточный и благоустроенный город.

6.


Главная же достопримечательность в этой его части - мечеть "Нурдаулет", построенная в 2000 году предпринимателем Борисом Байжаркыновым и названная в честь его отца. С первого взгляда - мечеть как мечеть...

7.


...но при ближайшем рассмотрении оказывается, что она встроена в торговый комплекс! В принципе это закономерно, "базарные мечети" издавна были неотъемлемой частью мусульманских городов, и идея сделать такую "старую сказку на новый лад" - безусловно, красивая.

8.


На стенах - многочисленные барельефы, в том числе мавзолей Ясави в Туркестане - главный архитектурный памятник Казахстана и главная святыня тюркского мира, до которого я также доехал в эту поездку.

8а.


Много и просто исторических сцен, и думаю любой, знакомый с суннитской культурой, поймёт всю необычность - изображения людей и животных прямо на здании мечети, пусть и общем с ТРЦ!

9.


А вокруг образовалась целая зона отдыха, вот даже мини-зоопарк есть. В общем, для казахстанцев из других областей это самая известная достопримечательность Актюбинска.

10.


Главная площадь с акиматом - всё как положено:

11.


Здесь же памятник Абулхаиру - самому чтимому хану Младешго жуза. Интересно, что в соседних Уральске и Атырау стоят памятники бунтарями, воевавшим против России - Сарыму Датову (соратник Пугачёва) и Махамбету и Исатаю (подняли восстание в начале 19 века) соответственно. Это и есть казахстанская идентичность: не так уж важно, за Россию или против России были ханы и батыры - важно, что они казахские.

12.


Между тем, хорошо видно, с какой стороны рос город - высокие дома 1980-х постепенно сменяются пятиэтажками, улицы делаются всё менее ухоженными, торговля и реклама - всё более хаотичными.

13.


Торцы многих пятиэтажек украшают соцреалистические панно, прекрасные в своей наивности:

14.


15.


И наконец проспект Абулхаира упирается в улицу Селивёрстова, которая и служит границей Жилгородка. В 2012 она запомнилась мне "отстойником" троллейбусов - думаю, любители транспорта уже приметили на прошлых кадрах провода. Движение открылось в 1982 году, в 2012-м оставался один маршрут с десятью машинами... а в 2013 машин уже нет, но провода ещё висят. Пишут, что официально троллейбус ещё не ликвидирован, а "остановлен на неопределённый срок". Вообще, если трамвайную систему казахи убили только одну из 5 (в Караганде), то троллейбусу пришлось хуже - он исчез в Астане, Атырау, Кустанае, Караганде и Чимкенте, Актюбинск - видимо, на очереди, и фактически сейчас троллейбусы остались только в Алма-Ате, Таразе и Петропавловске (впрочем, последнему тоже, видать, осталось недолго - в 2013 году сократили 4 маршрута из 6).

16. Загадочная будка на улице Селивёрстова - не бывший ли диспетчерский пункт?


А дальше начинается, пожалуй, самая интересная часть Актюбинска - Жилгородок: в Казахстане это слово обычно используется вместо более привычного "соцгород". Он был построен после войны, во время которой в срочном порядке запустили хромовый завод, выдавший первую плавку в 1942 году. Хром - металл вообще достаточно редкий, даром что из категории "чёрных" (как железо), но Казахстану повезло - в сотне километров от Актюбинска находится город Хромтау, построенный у горно-обогатительного комбината на крупнейшем в мире месторождении хромовой руды, по добыче которой Казахстан занимает второе место в мире после ЮАР. Свои хромовые месторождения (Сараны в Пермском крае) и заводы (Двуреченск под Екатеринбургом, Челябинск, Новотроицк) есть и в России, но своими глазами их видеть не доводилось. Актюбинск же на севере упирается в хромкомбинат, к которому по пыльным улицам Жилгородка и пойдём:

17.


Школа №16 - через квартал от окончания проспекта Абулхаира:

18.


Красивый барельеф - такая научная романтика 1950-60-х:

18а.


Через сквер - Филармония, самый удобный ориентир, если спрашиваете, как проехать в этот район. Памятник слева - Ахмету Жубанову, казахскому композитору раннесоветской эпохи. При виде отколовшейся плитки я сразу позлорадствовал: "А вот не надо было у меня фотоматериалы изымать в прошлом году! На тех фотографиях памятник был в идеальном виде!".

19.


От филармонии вглубь Жилгородка ведёт бульвар Мира (Байбетшилик). Сталинская застройка тут в общем довольно бесхитростна - но до чего же атмосферный район! Почему-то при всей запущенности, жилгородки Казахстана как-то особенно хорошо передают дух 1950-60-х годов... может быть потому, что здесь всё очень просто.

20.


21.


Бульвар заканчивается таким вот павильоном-"воротами" - даже не знаю, что тут могло быть раньше, но сейчас - пивной бар. А павильон глядит на вторую площадь Жилгородка:

22.


Где находится местный ДК Металлургов - внушительный и очень небанальный:

23.


24.


Здание напротив я так и не опознал -может быть, администрация района?

25.


Просто дома и улицы Жилгородка - в общем-то, один из лучших ансамблей сталинской архитектуры в Казахстане (как ни странно, он такими памяниками небогат) наряду с центром Балхаша и жилгородком в Атырау:

26.


27.


28.


29.


На третьей площади Жилгородка - сквер с памятником жертвам Чернобыля (в Казахстане таковые явно намекают на Семипалатинский полигон - слишком уж они выразительны для страны, которую собственно Чернобыльская катастрофа не затронула):

30.


С одной стороны сквера - грязненький рыночек и конечная маршруток (почему-то опять же не сфотографировал), с другой - один из городских театров, как я понимаю, кукольный. В принципе в Актюбинске и другие театры есть, основной в Старом городе, но я почему-то нашёл только этот.

31.


А дальше подступает уже частный сектор по-азиатски непрезентабельного вида, за которым мрачно дымят металлургические заводы, и я как любитель индустриальных пейзажей направился туда, чтобы обозреть их целиком:

32.


На краю Ойкумены обитаемой части Актюбинска - совсем уж мрачные кварталы... но атмосферу рабочей слободки не спутать ни с чем.

33.


Немного попетляв, я вышел на обширный пустырь, с которого мне открылась величественная панорама промзоны. Тут я опять не отказал себе в злорадстве: год назад я сделал лишь один кадр с этими трубами, торчащими из-за деревьев, теперь же - десяток кадров со всей промзоной. Прошлогодние кадры у меня изъяли под предлогом того, что на них запечатлены стратегические объекты - так вот, теперь их запечатлено ещё больше!

34.


Высокие трубы и градирня - на самом деле обыкновенная ТЭЦ, обогревающая город. А вот частокол труб, едва различимых в собственной копоти - это Актюбинский завод ферросплавов ("Феррохром").

35.


36.


От которого железная дорога отделяет Актюбинский завод хромовых соединений, куда как менее зрелищный. Размеры этой промзоны - примерно 2х2 километра, и наверное сюда эффектно приехать на поезде, который проходит меж двух крупных заводов. А город, фактически, здесь и заканчивается - за заводами степь и 200 километров до российского Соль-Илецка:

37.


Такой вот город Актюбинск. Увы, в первый день я ещё не осмелел и почти не фотографировал людей - но публика здесь куда более среднеазиатская, чем может показаться по фотографиям домов и улиц: процент казахов выше только в Кызылорде, Чимкенте, Атырау и Актау, и вдобавок в Актюбинске как нигде в Казахстане много женщин в длинных юбках и платках.
И да, в плане достопримечательностей Актюбинск откровенно скучен; настолько, что даже я, пожалуй, не поехал бы сюда целенаправленно. Но здесь мой пересадочный узел, и вечером я сел здесь на поезд, чтобы утром проснуться в совсем другом мире... о котором - в следующей части.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркенстана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

дорожное, Казахстан, Актюбинская область, индустриальный гигант, Актюбинск

Previous post Next post
Up